СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Урок открытия нового знания - необходимое условие развития функциональной грамотности младших школьников (на примере урока «Литературное чтение»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших задач современной школы является формирование функционально грамотных людей, конкурентноспособных, умеющих творчески мыслить и находить нестандартные решения. В свою очередь основная задача учителя: раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться и устояться к социальным воздействиям.

Просмотр содержимого документа
««Урок открытия нового знания - необходимое условие развития функциональной грамотности младших школьников (на примере урока «Литературное чтение»)»

Тема выступления: «Урок открытия нового знания - необходимое условие развития функциональной грамотности младших школьников (на примере урока «Литературное чтение»)



Подготовила: учитель начальных классов

МБОУ «СШ № 40» г. Смоленска

Морозова Н.С.



«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»

Джон Дьюи

Одной из важнейших задач современной школы является формирование функционально грамотных людей, конкурентноспособных, умеющих творчески мыслить и находить нестандартные решения. В свою очередь основная задача учителя: раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться и устояться к социальным воздействиям. Одним словом, ключевая роль здесь отведена современному уроку, как главному инструменту для формирования функциональной грамотности обучающихся.

Каким же должен быть современный урок?

В первую очередь- понятным для нас самих. Веселым и познавательным, интересным и зрелищным, нетрудный, излагаемый на понятном для детей языке (с примерами из жизни), урок, на котором учитель и ученик свободно общаются и не бояться высказать свое мнение. Урок, на котором решаются задачи, готовящие детей к жизни, наполненный разнообразными видами деятельности, помогающий стать самостоятельным человеком.

Поэтому развитие творческих способностей учащихся является одной из ключевых задач современной педагогики, в частности учителей начальных классов.

Младший школьный возраст- период впитывания, накопления знаний, период повышенной восприимчивости, впечатлительности, наивности и все это является положительной стороной данного возраста. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. На эмоциональном уровне происходит процесс запоминания и мотивации к дальнейшей деятельности. На уроках литературного чтения мною используются приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизации познавательной деятельности: прием «Удивляй», «Яркое пятно». Данные приемы используются в начале урока, что позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока, выстроив сюжетную линию.

Кроме этих приемов регулярно используются минутки вхождения в урок: «Черный ящик», «Эксперимент», «Захватывающая история»,

«Удивительный факт», «Предмет- подсказка» и т.д. На мой взгляд, многое зависит от «старта», то есть от начала урока. Это шанс учителя захватить внимание, поддержать мотивацию. Особенно это важно в начальной в школе, ведь дети в этом возрасте очень любознательны, но при этом не могут надолго фокусироваться. И как только ребенок в первые минуты урока слышит стандартное: «Открыли учебники … мотивация исчезает. Поэтому каждый урок (не зависимо от его типа) необходимо выстроить так, чтобы он был зрелищным и запоминающимся. Смысловое чтение является основной технологией в формировании функциональной грамотности. Такие приемы как «Чтение наоборот», «Вверх ногами»,

«Текст с наложением», «Шторка», «Чтение с остановками», «Своя опора» меняют представление обучающихся к предмету и создают среду, способствующую формированию их учебных и социальных компетенций.


Урок открытия нового знания формирует способности учащихся к новому способу действия и расширяет понятийную базу за счет включения в нее новых элементов. Цель каждого учителя начальных классов не в том, чтобы передать определенный объем знаний своим воспитанникам, а научить творчески, продуктивно мыслить.

Какие же направления я считаю главными в работе с детьми:


  1. Накопление чувственного опыта

  2. Погружение в деятельность (искусство, творчество, будущая профессия, и т.д.)

  3. Введение в саму творческую деятельность (самореализация, самоопределение, самосовершенствование своих способностей)

Чтобы любой урок, внеурочное занятие было направлено на развитие творческих способностей учащихся и реализовывало их, опираюсь на следующие принципы:

  • Интеграция (включение в процесс разных предметных областей, которые позволяют увидеть целостную картину мира)

  • Развивающее обучение (учить мыслить не репродуктивно, а творчески. Система Леонида Владимировича Занкова.

Цель: обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

  • Гуманизация (любовь к детям.

«Педагог без любви к ребенку - все равно,

что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец

без чувства цвета».

(Василий Александрович Сухомлинский)

  • Сотрудничество и сотворчество (учитель в роли друга и помощника, наставника, а не нравоучителя)

Основной технологией, используемой на уроках открытия нового знания, является технология «развития критичности мышления» и «Технология решения творческих задач – кейсов. В моей педагогической деятельности используются: креативные уроки, уроки- театрализации, уроки, которые ведут сами ученики, творческие мастерские слова, построения знаний, мастерские здоровья и тематические уроки творчества.

Работа по развитию творческих способностей и развитию функциональной грамотности проводится мною не только на предметных уроках, но и на занятиях внеурочной деятельностью. Разработаны и внедряются программы

«Креативно- читательская грамотность», «Театральное творчество».

Цель:

  • Раскрыть способности ребенка.

  • Обрести уверенность в себе.

  • Реализоваться во внеурочной деятельности.

  • Развитие творческого потенциала.

  • Приобретение организаторских способностей.

  • Включение в жизненные ситуации.

Каждый ребенок хочет жить творчески. Помочь ребенку найти свой талант, стать ярким и уверенным в своих силах, сделать успешными первые шаги в радостную, наполненную смыслом жизнь — вот к чему должен стремиться каждый учитель, работающий в начальной школе. Еще Кант говорил:

«Работа- лучший способ наслаждаться жизнью».

Так будем же ею наслаждаться, будем самосовершенствоваться, всегда относясь к своему делу с оптимизмом, веря в свои способности и в способности каждого ученика.