Тема выступления: «Урок открытия нового знания - необходимое условие развития функциональной грамотности младших школьников (на примере урока «Литературное чтение»)
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 40» г. Смоленска
Морозова Н.С.
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
Джон Дьюи
Одной из важнейших задач современной школы является формирование функционально грамотных людей, конкурентноспособных, умеющих творчески мыслить и находить нестандартные решения. В свою очередь основная задача учителя: раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться и устояться к социальным воздействиям. Одним словом, ключевая роль здесь отведена современному уроку, как главному инструменту для формирования функциональной грамотности обучающихся.
Каким же должен быть современный урок?
В первую очередь- понятным для нас самих. Веселым и познавательным, интересным и зрелищным, нетрудный, излагаемый на понятном для детей языке (с примерами из жизни), урок, на котором учитель и ученик свободно общаются и не бояться высказать свое мнение. Урок, на котором решаются задачи, готовящие детей к жизни, наполненный разнообразными видами деятельности, помогающий стать самостоятельным человеком.
Поэтому развитие творческих способностей учащихся является одной из ключевых задач современной педагогики, в частности учителей начальных классов.
Младший школьный возраст- период впитывания, накопления знаний, период повышенной восприимчивости, впечатлительности, наивности и все это является положительной стороной данного возраста. Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. На эмоциональном уровне происходит процесс запоминания и мотивации к дальнейшей деятельности. На уроках литературного чтения мною используются приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизации познавательной деятельности: прием «Удивляй», «Яркое пятно». Данные приемы используются в начале урока, что позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока, выстроив сюжетную линию.
Кроме этих приемов регулярно используются минутки вхождения в урок: «Черный ящик», «Эксперимент», «Захватывающая история»,
«Удивительный факт», «Предмет- подсказка» и т.д. На мой взгляд, многое зависит от «старта», то есть от начала урока. Это шанс учителя захватить внимание, поддержать мотивацию. Особенно это важно в начальной в школе, ведь дети в этом возрасте очень любознательны, но при этом не могут надолго фокусироваться. И как только ребенок в первые минуты урока слышит стандартное: «Открыли учебники … мотивация исчезает. Поэтому каждый урок (не зависимо от его типа) необходимо выстроить так, чтобы он был зрелищным и запоминающимся. Смысловое чтение является основной технологией в формировании функциональной грамотности. Такие приемы как «Чтение наоборот», «Вверх ногами»,
«Текст с наложением», «Шторка», «Чтение с остановками», «Своя опора» меняют представление обучающихся к предмету и создают среду, способствующую формированию их учебных и социальных компетенций.
Урок открытия нового знания формирует способности учащихся к новому способу действия и расширяет понятийную базу за счет включения в нее новых элементов. Цель каждого учителя начальных классов не в том, чтобы передать определенный объем знаний своим воспитанникам, а научить творчески, продуктивно мыслить.
Какие же направления я считаю главными в работе с детьми:
Накопление чувственного опыта
Погружение в деятельность (искусство, творчество, будущая профессия, и т.д.)
Введение в саму творческую деятельность (самореализация, самоопределение, самосовершенствование своих способностей)
Чтобы любой урок, внеурочное занятие было направлено на развитие творческих способностей учащихся и реализовывало их, опираюсь на следующие принципы:
Интеграция (включение в процесс разных предметных областей, которые позволяют увидеть целостную картину мира)
Развивающее обучение (учить мыслить не репродуктивно, а творчески. Система Леонида Владимировича Занкова.
Цель: обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".
«Педагог без любви к ребенку - все равно,
что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец
без чувства цвета».
(Василий Александрович Сухомлинский)
Сотрудничество и сотворчество (учитель в роли друга и помощника, наставника, а не нравоучителя)
Основной технологией, используемой на уроках открытия нового знания, является технология «развития критичности мышления» и «Технология решения творческих задач – кейсов. В моей педагогической деятельности используются: креативные уроки, уроки- театрализации, уроки, которые ведут сами ученики, творческие мастерские слова, построения знаний, мастерские здоровья и тематические уроки творчества.
Работа по развитию творческих способностей и развитию функциональной грамотности проводится мною не только на предметных уроках, но и на занятиях внеурочной деятельностью. Разработаны и внедряются программы
«Креативно- читательская грамотность», «Театральное творчество».
Цель:
Раскрыть способности ребенка.
Обрести уверенность в себе.
Реализоваться во внеурочной деятельности.
Развитие творческого потенциала.
Приобретение организаторских способностей.
Включение в жизненные ситуации.
Каждый ребенок хочет жить творчески. Помочь ребенку найти свой талант, стать ярким и уверенным в своих силах, сделать успешными первые шаги в радостную, наполненную смыслом жизнь — вот к чему должен стремиться каждый учитель, работающий в начальной школе. Еще Кант говорил:
«Работа- лучший способ наслаждаться жизнью».
Так будем же ею наслаждаться, будем самосовершенствоваться, всегда относясь к своему делу с оптимизмом, веря в свои способности и в способности каждого ученика.