СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "открытия" нового знания "Текст-рассуждения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "открытия" нового знания "Текст-рассуждения"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О.: Михеева Марина Николаевна.

Предмет: русский язык.

Класс: 2.

Тема урока: «Текст-рассуждение»

УМК: «Школа России».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение нового знания и способов действий при изучении текста-рассуждения.

Планируемые результаты

Задачи урока

Предметные:

- объяснять, что такое текст-рассуждение;

- отличать текст-рассуждение от других текстов;

- составлять устно текст-рассуждение.

Дидактические:

Формировать умения: объяснять, что такое текст-рассуждение, отличать текст-рассуждение от других текстов и составлять устно текст-рассуждение.

Метапредметные:

Познавательные:

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

- с помощью педагога формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- делать выводы;

- проводить по предложенному плану опыт по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами;

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные:

- соблюдать правила ведения диалога;

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Регулятивные:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

Формировать умения (познавательные): определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; с помощью педагога формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; делать выводы; проводить по предложенному плану опыт по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.



Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:

- познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;
- первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению русского языка, активности и самостоятельности в его познании.

  2. Формировать первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: учебник «Русский язык». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 2 класс, 2 ч., учебная презентация, раздаточный материал.

Интерактивное оборудование: проектор, компьютер, документ-камера.


























ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, К, Р)

Личностные

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Словесный (беседа)











Наглядный (демонстрация)

Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Организует проверку готовности к учебной деятельности.

- На парте у вас должны лежать учебник и пенал.

Демонстрирует цитату на слайде.

«Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык — это тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им». (Максим Горький)

- Кто хочет прочитать?


- Что хотел сказать автор в своём высказывании?

Как вы понимаете слова «надобно» и «владеть»?

Организует самоопределение учащихся к предстоящей учебной деятельности.

- К чему мы должны стремиться на уроках русского языка?

Приветствуют учителя.


Проверяют готовность к уроку.














Один учащийся читает цитату.

Высказывают свои предположения о значении цитаты.

- Смысл цитаты заключается в том, что…

Осуществляют самоопределение к предстоящей учебной деятельности.

- Мы должны грамотно выражать свои мысли, рассуждать.























К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный (беседа)



































Практический (минутка чистописания)

Наглядный (показ)

Организует орфографическую пятиминутку, как подведение к теме.


- Открывайте тетрадь. Записывайте число, классная работа.

Проводит инструктаж по выполнению заданий связанные со словарной работой.

1. Прочитай текст и выполни задания.

Жила-была лиса. Однажды она увидела ворону. Ворона сидела на дереве. У вороны был сыр. Лиса захотела сыр. Она стала говорить вороне красивые слова.

Выпиши из текста словарное слово.

2. Зачеркни лишнее слово и объясни устно почему оно лишнее:

корова, собака, воробей, лисица

ученик, учитель, парта, корова

огурец, помидор, карандаш, морковь

зима, мороз, снег, огурец

школа, класс, ученик, ворона

одежда, пальто, собака, шапка


На доске записаны слова с пропущенными буквами.

- Спишите, вставляя нужную букву.


Т..тра..ь , еж.., к..р..ндаш.. ,сне.., т…релка


- По первым буквам составьте слово.


- Давайте проверим ваши знания о том, что такое текст. Я буду читать предложения о тексте, если верно, хлопаете в ладоши, если не верно, поднимаете руки.


1.Текст состоит из одного предложения


2. Текст состоит из нескольких любых предложений


3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу


4. Текс обязательно имеет заголовок


5. Текс не всегда имеет заголовок


6. Текс – обязательно всегда должен быть большим по объёму


7. Текст может быть не большим по объёму


8. Текст всегда состоит из одной части


Ребята, а с какими текстами вы уже знакомы?






- Что такое текст-описание?






- Текст-повествование?











- Прочитайте текст на доске.









- Попробуйте определить, что это за текст?


- Это текст-рассуждение, с которым мы сегодня познакомимся.






















ВОРОНА.






воробей


корова


карандаш

огурец


ворона


собака










ТЕКСТ












Поднимают руки




Хлопают в ладоши




Хлопают в ладоши



Поднимают руки



Хлопают в ладоши




Поднимают руки



Хлопают в ладоши



Поднимают руки


- С тестом-описанием и текстом-повествованием


- Это текст (часть текста) в котором дается описание или явление предмета. К тексту-описанию можно поставить вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?


- Это текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим. К таким текстам можно поставить вопросы Что случилось? Что произошло?


- А имя у птицы немного странное – зяблик. Почему его так назвали? Возможно потому, что перед дождем его песня смолкает. Он хохлится, будто зябнет.


Происходит затруднение в выявлением типа текста.

































К: соблюдать правила ведения диалога.

П: определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты.


























Р: выстраивать последовательность выбранных действий.





К: соблюдать правила ведения диалога.


Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Словесный (беседа)




Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по формулировке темы и цели урока.

- С чем мы сегодня познакомимся?

- Это и будет темой урока.

Демонстрирует тему урока на слайде.

Организует деятельность по постановке цели урока.

- Какая будет цель урока? Что нужно узнать?

Демонстрирует цель урока на слайде.


Формулируют тему и цель урока.



«Текст-рассуждение»









Цель урока: узнать, что такое текс-рассуждение.


К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.


П: с помощью педагога формулировать цель.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по составлению плана действий.

- Пункты плана перепутаны, нужно восстановить их последовательность.


Планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

План:

  1. Познакомиться с понятием «Текст-рассуждение»;

  2. Научиться отличать текст-рассуждение от других текстов;

  3. Составлять устно текст-рассуждение.


Р: выстраивать последовательность выбранных действий.


Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

  1. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа)































Практический (упражнение)


Организует работу с учебником.

Проводит инструктаж по выполнению упражнения.

- Откройте учебник на стр. 103Прочитайте текст в № 180.


- Прочитайте рассказ О. Карлович о птице.


- О чем этот текст? В каком предложении выражена главная мысль текста?


- Откройте толковый словарь и найдите слово УНИКАЛЬНЫЙ.






- Прочитайте слова, которые подтверждают то, что сова уникальна.










- Прочитайте предложение, где автор дает свою оценку птице?


- Какой вопрос можно задать к такому тексту?


- Итак, ребята, вы прочитали текст-рассуждение. В тексте-рассуждении можно вывести 3 части:


- В первой часть высказывается мысль, которая требует объяснений, доказательств;


- Во второй части – это само объяснение, доказательство;


- И в 3 части – это вывод. И вы верно заметили, к тексту-рассуждению можно поставить вопрос Почему?
















- О сове, в 1 предложении


- Уникальный – это единственный в своем роде, неповторимый.








- Оба глаза «на лице», она может легко повернуть голову на 180 градусов, летает бесшумно, видит хорошо и днем и ночью.






- «В общем, не птица, а чудо!»


- Почему?

Объяснять, как отличить звонкие согласные звуки от глухих.























































Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.



П: определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты.








П: делать вывод.

П: проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами.


















П: делать вывод.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный (беседа)

Практический (упражнение)


Проводит инструктаж по выполнению упражнения 180.

- Кто хочет прочитать упражнение 180?

- Перечислите, что нужно сделать в этом упражнении по шагам.



- Начнём выполнение упражнения с устных заданий.

- Прочитайте текст.

- Определите тему и главную мысль текста.

- Докажите, что это текст-рассуждение.

- Выделите в тексте 3 части.

Физкультминутка «Краб».


-Приступим к письменному выполнению задания.

- Запишите текст.

- Каждую часть запишите с красной строки.




- Сделайте вывод.

Слушают учителя.

Выполняют задания упражнения по алгоритму.

Один учащийся читает все задания.

Второй учащийся перечисляет, что нужно сделать в упражнении по шагам.










Выполняют задание устно.


Выполняют физкультминутку.




Выполните задание письменно.




Делают вывод.

Правильно произносить звуки парами по глухости-звонкости.

Подбирать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.












Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.



П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.







П: делать выводы.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словесный (беседа)

Практический (самостоятельная работа)

Наглядный (демонстрация)

Проводит инструктаж по выполнению самостоятельной работы.



(Приложение 1)

Организует самопроверку по слайду-эталону.

Далее, вы выполните следующее задание

1.Прочитай слова. Спиши их, подчеркивая "опасные" места:

Воробей, деревня, огурец, карандаш

Составь и запиши предложения с этими словами. Подчеркни "опасные" места в каждом слове





2. Игра "Собери слово".

Из букв составьте словарное слово: А К С О Б А

Проверьте по слайду всё, эти задания были даны для закрепление словарных слов.

Выполняют задания самостоятельной работы по алгоритму.




Осуществляют самопроверку по слайду-эталону.







Воробей держит сыр в клюве.

Деревня, в которой живет моя бабушка находится далеко.

Мама посадила огурцы.

Карандашом мы чертили геометрические фигуры.




СОБАКА.






Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.




Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует беседу для повторения изученного и определения внутри- и межпредметных связей.

- Как звучала тема урока?


- С каким видом текста мы с вами познакомились сегодня?

- Что вы знаете о тексте-рассуждении?

- Где могут пригодиться знания, полученные сегодня?

Дают ответы на обобщающие вопросы.


Тема: «Текст-рассуждение»




Формулируют ответы на вопросы.








К: соблюдать правила ведения диалога.



Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


  1. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует самооценку деятельности учащихся.

- Достигли ли вы цели урока?

- Все ли пункты плана выполнили?

- Оцените свою работу на уроке.

Учащимся предлагается на бумажных сотовых телефонах отправить смайлик учителю SMS-сообщением.

- Я всё знаю, понял и могу объяснить другим!

- Я всё знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другим!

- У меня остались некоторые вопросы.

(Приложение 2)

Устанавливают причины успеха/неудач в учебной деятельности. Оценивают свою деятельность на уроке.



Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.



Приложение 1











Приложение 2