СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "открытия нового знания" "Военные походы фараонов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия " нового знания. В данной разработке  представлена методика работы с текстовой информацией, информационными листами, образцы памятки "продуктивные вопросы". Дан образец технологической карты урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок "открытия нового знания" "Военные походы фараонов"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ильдиканская средняя общеобразовательная школа. Балейский район, Забайкальский край»

Конспект урока истории в 5 классе

Учитель: Шапошникова Маргарита Александровна

Модуль(тема) Древний Египет.

Тема урока: «Военные походы фараонов».

Цель урока: подведение учащихся к пониманию причин и последствий военных походов фараонов Древнего Египта.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие сотрудничества при работе в группах; воспитать интерес к урокам истории Древнего мира, к прошлому человечества.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; «опыта творческой деятельности», развитие у учащихся самостоятельности планирования учебной деятельности, организации учебного сотрудничества со сверстниками.

Предметные: развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; изучить причины, характер и последствия военных походов фараонов Древнего Египта; научить распознавать интересы различных общественных групп; продолжить формирование умений работы с исторической картой; контурной картой; использовать документы и произведения искусства как исторический источник; продолжить формирование навыков работы с иллюстрациями учебника, отвечая на вопросы учителя.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.


Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах и группах.


Средства обучения: проектор, интерактивная доска, презентация, учебник, информационные листы, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», памятки для трех групп «Характеристика устного ответа по истории», карточки с индивидуальными заданиями, карточка с вопросами, карточки группам.

Основные понятия изучаемые на уроке: пехотинцы ,боевые колесницы, дротики, стрелок, дышло, наемное войско, «живые убитые», дань.

Технологическая карта


п/п

Этап

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

(в минутах)

учитель

учащиеся

1

Оргмомент

Уметь организовываться к работе

Проверяет готовность к уроку, зачитывает состав групп.

Приветствуют учителя, садятся по группам



1

2

Проверка домашнего задания

Уметь оценить cобственные поучения на основе “Поучения Ахтоя сыну своему Пепи, отданному в школу писцов» (приложение1)

Организует отчёт консультантов

Консультанты докладывают

о выполнении домашнего задания

в группах


3

3

Актуализация опорных знаний по теме: «Образование жителей Древнего Египта».

Уметь подготовить устный ответ по информационному листу, работа в парах, осуществлять контроль результатов.

Учитель консультирует учащихся по работе с информационным листом - см. в Приложении 2.

Подведение итогов, выставление оценок .




Ученик готовится к ответу по информационному листу.. см. в Приложении 2.. Ответ ученика по листу. Оценивание ответа другим учеником по желанию, по памятке «Характеристика устного ответа по истории» см. в Приложении 3..

.


6

4

Создание проблемной ситуации

Умение строить поиск решения, анализировать результаты

Вступительное слово учителя по теме:

« Мы выяснили, что самыми образованными людьми являлись жрецы, но и они подчинялись фараону – самому могущественному человеку Древнего Египта. Жрецы вместе с фараонами участвовали в военных походах. Чтобы нам узнать об этом поподробнее, нужно найти ответы на следующие вопросы…

(план записан на доске, учитель зачитывает вопросы, которые являются пунктами плана). План:

1.Египетское войско: вооружение, комплектование, виды;

2.Цели военных походов;

3.Походы египетских фараонов;

4.Последствия походов Тутмоса III;

5.Последствия военных походов для населения завоеванных стран и жителей Древнего Египта.


Учащиеся формулируют предполагаемые вопросы, которые будут рассмотрены на уроке.

Сверяют с планом, записанным учителем.












Презентация

2

5

Мотивация

Умение ставить учебные цели

Организует обсуждение возникших затруднений

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем



2

6

Изучение нового материала

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины. Формирование умения смыслового чтения,

организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля


Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника


Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки Сообщение по первому вопросу плана (в объеме материала учебника). рассматривают иллюстрации учебника



Учебник страница 70-75

10

7

Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью

Использует музыкальную презентацию «Завоеватель Тутмос III»

Выполняют танцевальные движения под руководством учителя



Презентация «Завоеватель ТутмосIII»

1

8

Первичное применение нового знания

Формирование умения смыслового чтения,

организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля

Организует работу по закреплению первичных знаний.










Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам (виды египетских войск, способ формирования войска).

Отвечают на вопрос №1-2 страница 75.

Слайды презентации

3












1

9

Самостоятельная работа в парах

Уметь подготовить устный ответ по карточке, работать с документом. Умение работать в парах, согласовывать совместные действия, оценивать результаты своей деятельности.

Организует работу в парах. Работа с историческим источником. Учитель раздает текст документа о том, как проходила битва у города Мегиддо, (Из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах – Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 44-45.)

Вопросы к документу:

Как называется документ и к какому виду источников он относится?

В каком веке создана летопись?

•Для чего фараоны совершали военные походы в другие страны? Какие страны были захвачены Фараоном?

•Что захватывали в качестве добычи в таких походах воины Египта?

•Какой характер носили войны? На ваш взгляд, кому были выгодны войны7


Самостоятельно выполняют задание по документу. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой.

Запись в тетради (причины и характер военных походов)


6

10


Работа с картой.

Коррекция заданий для работы с контурной картой.

Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.

Развивать навык работы с контурной картой

Организует работу по коррекции знаний с настенной картой.

Учитель просит внимательно посмотреть на легенду карты и ответить на вопросы:

•Каким знаком обозначены походы египетских фараонов? (стрелочки)

•В какие страны были совершены военные походы египетских фараонов? (Нубия, Ливия, Палестина, Сирия, Финикия, территория Синайского п-ова)

•Где находится город Мегиддо? (на территории Палестины).

Все географические названия учитель показывает на карте.

Учащиеся отвечают на вопросы и показывают географические названия на карте. Сравнивают карту на доске с картой учебника Запись ответов в тетради.

Отмечают названия захваченных стран на контурной карте.

Карта

«Древний ВостокЕгипет и Передняя Азия»,

Контурная карта

5

11

Самостоятельная работа в группах

Формирование интереса к предмету.

Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,

учиться грамотно использовать в речи новые термины. Формирование умения смыслового чтения, извлечения информации из разных источников, преобразовывать данную информацию и применять в практической деятельности,

осуществление самоконтроля, умения прогнозировать результат уровня усвоения изученного материала.


Организует учащихся на самостоятельную работу в группах, оказывает помощь при затруднениях.

Ученики, работая в группах, изучают2– 4 вопросы плана самостоятельно.

Каждой группа работает с вопросами на карточках, для этого использует текст и иллюстрации учебника (1 группа работает с п. 2, 2 группа – п. 3, 3 группа – п. 4). Карточки с вопросами смотри в Приложении 4. Ответы на вопросы командиров групп (назначают сами; командиры записывают участников группы, активность работы и отвечают). Ответы на вопросы всех команд ученики кратко записывают в тетрадь.


2

12

Итог урока

Осуществлять познавательную рефлексию, саморефлексию

Рефлексия:

Были ли равны в правах участники военных походов, почему вы так думаете?

Саморефлексия: оцените работу всего класса и свою работу, воспользовавшись раздаточным материалом в виде цветовой реакции. Учащиеся выбирают смайлики из цветной бумаги. Жёлтый цвет- радостное настроение, синий –плохое, унылое настроение.

Подводит итог урока, выставление и комментирование оценок за урок, предлагает сравнить их с самооценкой.

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям.


2

13

Инструктаж домашнего задания


Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; базовый уровень- пересказ стр70-75, задание по контурной карте, повышенный уровень- синквейн «Завоевательные походы», приложение 5, творческий уровень- составить карту завоевательных походов

Задают вопросы по характеру заданий.


1


Приложение 1

Поучение Ахтоя сыну своему Пепи, отданному в школу писцов

Обрати сердце своё к книгам. О, если бы я мог заставить тебя полюбить их больше. Чем мать, и показать их красоты перед тобой. Ты знаешь изречение: «Если писец имеет должность в столице, то не будет он нищим там». Лучше это всех других должностей. Когда он ещё ребёнок, уже приветствуют его.

Посылают его для исполнения поручений. Не видел я скульптора или ювелира посланником, но видел я медника за его работой. Его пальцы как кожа крокодила, и пахнул он хуже, чем рыбья икра.

Ремесленник, работающий резцом, устаёт больше, чем землепашец. Поле его – дерево, орудие его- металл. Ночью, когда он свободен, он работает больше, чем могут сделать его руки. И ночью зажигает он свет. Каменотёс работает по твёрдому камню, и когда кончает он, руки его падают, и он утомлён. И так сидит он до сумерек, колени и спина его согнуты.


Задание: составить собственное поучение в соответствии с определёнными требованиями:


  • Точно сформулированная тема (кто поучает, кого, в чём);

  • Важность темы поучения для данного общества, государства;

  • Соответствие содержания поучения исторической реальности;

  • Наличие убедительных доводов, примеров из жизни;

  • Соблюдение стиля поучения.


Приложение 2

Наставление непослушному ученику

Вставай на своё место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно. Не проводи дни праздно, иначе горе твоему телу! Пиши своей рукой, читай своим ртом, спрашивай совета того кто знает больше тебя. Не проводи дни праздно, иначе побьют тебя, ибо ухо мальчика на его спине, и он слушает, когда его бьют!

Задание: Выделите в тексте главную информацию; ответьте на вопрос: с какой целью написано наставление?

Жрецы

Жрецы были окружены в Древнем Египте всеобщим почтением. Египтяне очень часто задумывались о том, что ждёт человека после его кончины.

Считалось, что жрецы обладают всеми необходимыми знаниями о мире, обеспечивающими людям вечную жизнь. Только жрецы хранили в своей памяти тексты заклинаний и молитв, обращаемых к богам, дарившим людям тепло и свет, воду и урожай. Помимо магических заклинаний жрецы обладали навыками возведения сложных архитектурных сооружений, умели следить за движением светил на небосводе, вычислять площади земельных участков. Занимались врачеванием.

Задание: Определите, за что ценились жрецы в Древнем Египте; сформулируйте на основе выявленной информации суждение о жрецах.

«Труд писцов, собратьев моих…»

Столь искусной работы, как дело писца, что я избрал,

Не могу назвать! Коль не умеешь петь,

До середины песни, как до морского берега,

Не добредёшь! Так и дело писца!

Ты не думаешь о деле моём.

Даже мне порой не угнаться за ними,

А уж моя голова повыше твоей!

Кто ещё так недоволен сыном?

Среди моих собратьев не было таких!

Скажи- ка это родичам моим!

Побойся или постыдись!

Соученики твои и товарищи-

Не пример тебе?! Почему им не следуешь?

Друзья твои и сверстники- не пример тебе?!

Почему им не следуешь?

И со старших бери пример,

Да и с младших бери пример! (перевод В.Афанасьевой)


Задание Сформулируйте 2-3 продуктивных вопроса к тексту; определите, что больше всего беспокоит отца и объясните, почему.

Памятка «Продуктивные вопросы»

Специальные: какие выводы можно сделать из…? (требуют выявления и объяснения информации)

Вопрос начинается с формулировки тезиса (конструируются по определённым моделям)

Разделительные: Если…, то почему…? Или.. ? (подразделяются на типы)

Обобщающие задания

  1. На основе главной информации, выделенной в текстах, назовите общую для них тему.

  2. Сформулируйте вопрос, проблему, на разрешение которых направлены данные тексты.

  3. Ответьте на вопрос: актуальна ли данная проблема для современного общества? Почему?


Приложение 3

Памятка для учеников «Характеристика устного ответа по истории»

1. Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.

2. Обрати внимание, по существу вопроса отвечал твой одноклассник.

3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии.

4. Дополни или исправь ответ одноклассника.

5. Есть ли вывод в конце выступления, если нет, сделай его сам.

6. Попробуй оценить ответ.

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки и неточности. Речь правильная и хорошая (четко, громко, понятно).

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала есть существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся, использование учебника), в ответе есть существенные ошибки. Речь нечеткая, несвязная, прерывистая, непонятная.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто, существенные и множественные ошибки в содержании ответа, отказ отвечать.

Приложение 4


Карточки с вопросами для работы в группах

1 группа (вопросы по пункту 2):

• Какие племена были соседями египтян?

• Какие богатства прельщали фараонов Египта в соседних странах?

• Какой фараон и когда совершил самые крупные завоевания?

Сделайте вывод об итогах военных походов фараонов Египта?

2 группа (вопросы по пункту 3):

• С какой добычей возвращались египетские войска домой?

• Как появлялись рабы в египетском государстве, как обращались с рабами?

• Почему пленники считались главной добычей на войне?

Сделайте вывод о том, какой характер носили военные походы фараонов?

3 группа (вопросы по пункту 4):

• Кому принадлежали богатства, захваченные в походах? • Дайте характеристику фараона Эхнатона?

• Как вы думаете, как делились богатства, захваченные во время военных походов?

Сделайте вывод о том, почему фараоны потеряли все завоёванные земли?

Приложение 5

Синквейн. (задание, направленное на активизацию мыслительной деятельности, развитие критического мышления)


  1. Одно слово (центральное понятие темы)

  2. Два слова ( прилагательные, характеризующие главное слово)

  3. Три слова (глаголы, объясняющие, что произошло с главным словом)

  4. Фраза или предложение (вывод)

  5. Одно слово (оценка всего того, что раскрыто раннее, резюме, итог, восклицание)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!