Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области «Головинщинская школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
ГКОУ «Головинщинская школа- интернат»
УРОК ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
по теме:
«А.Барто. «Помощница»»
Учитель высшей категории
Мандрыгина Светлана Николаевна
с. Головинщино
2023 год
Урок по предмету « Речевая практика» 1класс
Тема: «Помощники. А. Барто «Помощница»
Цель: научить дружескому и результативному общению в различных жизненных ситуациях; учить составлять предложения по картинкам; развивать речевое внимание, фонематический слух и голосовой аппарат учеников.
Задачи:
Образовательные: учить составлять предложения, отвечать на вопросы, выражать желание; работать над формированием связной речи;
Коррекционно-развивающие: развивать внимание; активизировать и расширять словарный запас обучающихся;
Воспитательные: прививать навыки самообслуживания, оценивать свою деятельность.
Ход урока:
1.Организационная
Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- Повернитесь друг к другу и пожелайте успехов на уроке, хороших оценок.
2. Диагностика « Настроение»
-Я надеюсь, что урок пройдет у нас интересно и увлекательно. Сейчас все сели. У вас на партах лежат листочки со смайликами.
Кто заметил, кто у нас внимателен, что не хватает у них (лицо не до конца нарисовано, есть только глаза).
Посмотрите, на доске у меня есть 3 смайлика с разными эмоциями, с разным настроением. Скажите, какое настроение у первого?(Спокойное, рабочий настрой)
У второго? (Веселое, радость на лице).
У третьего? (Грустное).
Сейчас вы на одном смайлике должны нарисовать , отобразить ваше настроение. Берем карандаши и рисуем.
3.Артикуляционная гимнастика
-дыхательная гимнастика
Упражнение «Заморозим руки»
Цель: развитие речевого внимания, фонематического слуха и голосового аппарата детей.
Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу, вытянув вперед руки: наклоняются , дуют товарищу на руку и произносят «Сфф-сфф»
Если ребенок почувствовал холодную струю, он опускает одну руку, и партнер дует на другую. После этого они меняются местами.
Упражнение « Тренировка»
Цель: развитие речевого внимания, речевого дыхания, фонематического слуха и голосового аппарата детей.
Сегодня вы опять будете артистами -будете играть на пианино. У всех пианистов очень сильные руки. Давайте подготовимся к выступлению. Встаньте парами друг против друга, вытяните руки, сжимайте пальцы в кулачок, разжимайте и говорите «Ух-ах» (Упражнение повторяется 6-7 раз)
-зарядка для языка
«Сладкое варенье» (облизываем губы язычком)
«Конфета во рту» (язычком то в одну щечку, то в другую упираемся»
«Язычок-маятник» (влево-вправо)
«Пулеметчик»
-фонематическая гимнастика
Игра « Оркестр»
Цель :развитие речевого внимания, фонематического слуха и голосового аппарата детей.
-Что такое оркестр?
В оркестре много музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах. А мы будем играть только на больших и маленьких барабанах.
У каждого ученика 2 круга: большой и маленький. Когда ударишь по большому барабану, он стучит : «Там-там-татам», по маленькому – «Тям-тям-тятям».
Играем на большом барабане (дети поднимают большой круг и поют соответствующую песенку)
Играем на маленьком барабане- (поднимают маленький кружок и поют соответствующую песенку)
Затем учитель произвольно показывает на кружки , а дети поднимая их, поют нужные песенки.
Игра «Оркестр»
Учитель выкладывает белую и черную полоски. Когда ударяешь по белой клавише, то слышно- «Ла-ла-лалала», по черной –«Ля-ля-ляляля». Я буду дирижером. У каждого ученика по белой и черной полоске. Учитель без системы показывает на полоски и поют соответствующие песенки.
4. Физкультминутка
Цель: отработка звука {ж}, развитие речевого внимания детей.
Игра «Жуки»
Мы будем жуками.
-Как жужжат жуки?
-ЖЖ-ж-ж (дети повторяют)
-Полетели жуки (руки в стороны и идут аккуратно по классу)
-Зажужжали (дети жужжат)
-Сели на «листочки» (присаживаются на корточки)
-До кого я дотронусь, тот и полетит, жужжа и сядет на «листочек»(на свое место за партой)
- Речевая гимнастика.
ОЙ - ОЙ - ОЙ - огород у нас большой АЙ - ЛИ — АЙ - собираем урожай
РОД - РОД - РОД - мы вскопаем огород АДКИ - АДКИ - АДКИ - поливаем грядки
УК - УК - УК - собираем лук
-Чтение скороговорки:
Скороговорка читается на два выдоха.
Вдох и на выдохе: Еле-еле Лена ела…
Вдох и на выдохе: Есть от лени не хотела.
Читаем вместе, затем только девочки, потом- мальчики, в конце по очереди 3-4 человека.
5. Активизация знаний и умений учащихся
-Поиграем в игру «Доскажи словечко»:
Зайку бросила…(хозяйка)
Я люблю свою…(лошадку)
Идет бычок…(качается)
Уронили мишку…(на пол)
Спать пора, уснул…(бычок)
Наша Таня громко…(плачет)
У меня живет …(козленок)
-Ребята, откуда я взяла эти строчки?
Где вы их слышали?
(Это строчки из стихов А.Барто)
6. Сообщение темы , цели урока.
- Как вы думаете, какая будет тема урока?
Сегодня на уроке мы будем изучать стихи А.Барто. Продолжим изучать тему «Помощники», но только будем говорить о стихотворении А.Барто «Помощница».
Что вы знаете об А. Барто?
-Агния Львовна написала очень много стихотворений для детей, про детей.
7.Работа над новым материалом:
-Сейчас прослушайте аудиостихотворение «Помощница». Внимательно послушайте и постарайтесь запомнить, что делала Таня? (слушают)
-Работа над прослушанном стихотворении:
-Что делала Таня? - Какие дела успела Таня выполнить за день? Перечислить по порядку.
-Что она обещала сделать завтра?
-Кто такая помощница?
- Почему стихотворение называется «Помощница»? Как вы думаете, Таню действительно можно назвать помощницей? Почему? (Ирония. Автор её осуждает)
Помощник- тот, кто помогает кому-нибудь, в чём-нибудь.
Работа с учебником:
-Давайте рассмотрим картинки в учебнике.
-Как зовут нашу помощницу?
- От чего она так устала?
8. Нейрогимнастика:
-Все встали. И повторяйте за мной. Будем работать пальчиками, руками, ногами.
(вывешиваю на доску плакатики с рисунками движений)
9.Продолжение работы над новой темой:
- Мнемотехника:
Перед вами табличка с 9 ячейками и в каждой ячейке есть картинка, которая соответствует либо одной строке стихотворения или нескольким строкам. Давайте разберем, что изображено на каждой из них. Затем соединяем всю строчку таблицы. Повторяем, несколько учеников спрашиваю к доске. И таким образом заучиваем все стихотворение.
-Музыкальная пауза:
Отдохнем и послушаем песенку на стихи А.Барто .
10. Подведение итогов.
Берем смайлики. И на второй картинке наносим свои эмоции, рисуем свое настроение после урока.
-Ребята, что трудно вам было на уроке?
-Что интересно? Что больше всего понравилось?
11. Домашнее задание.
Раздаю вам раскраски со стихами А.Барто. Еще можете познакомиться с некоторыми ее стихами.