Урок открытых мыслей (2класс)
Тема урока: «Тема и главная мысль текста. Заголовок текста».
Цель урока:
Развивать умения определять в тексте его тему и главную мысль.
Формировать умения озаглавливать текст.
Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.
Воспитывать любовь к своему городу.
УУД:
Регулятивные: содействовать формированию умений принимать и сохранять учебную задачу, использовать алгоритм порядка действий при списывании, совместно с учителем и одноклассниками оценивать правильность выполнения заданий.
Познавательные: способствовать развитию умения находить способы решения проблем поискового характера, производить отбор интересующей информации, учиться рассуждать, анализировать, обосновывать свой ответ.
Коммуникативные: способствовать развитию монологической речи и диалогической речи первоклассников; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета;
планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; взаимодействие – слушать собеседника
Оборудование: фотографии, словари, тексты, тесты.
Ход урока.
I. Оргмомент. Подготовка к работе на основном этапе. Отвечают, используя модель общения №1.
II. Чистописание. Письмо букв г,Г; слов и предложений с ними.
III. Определение темы урока.
На мониторе различные фотографии города Новый Оскол. Звучит гимн города. Вступительное слово учителя: вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете настоящими учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое. Отвечают на вопросы, используя модель общения №2
IV Усвоение новых знаний. Моделирование диалоговой ситуации…
На экране – предложения. Исследуйте эти предложения и объясните орфограммы.
Текст. Около нашей школы есть деревья. Как вы думаете, кто посадил их? Маленькие деревца выращивают в специальном питомнике, а потом весной или осенью их выкапывают и сажают в городе вдоль улиц, во дворах, на территориях детских садов, школ, заводов. А зачем люди сажают деревья? Деревья и цветы – это не только красиво, но и полезно.
Учащиеся называют слова с изученными орфограммами.
Значения всех слов понятны?
Обратимся к « Толковому словарю» В.И.Даля и разберём значение слова «питомник».
Питомник –место разведения растений или животных.
- подберите однокоренные слова к данному слову: питомниковый, питомец.
-подберите к этому слову синонимы. Рассадник, сосредоточие. Знакомство со словарём синонимов.
-Обобщение. Мы с вами находили звуки, слова, предложения. Как иначе назвать это?
-назовите признаки текста. Находим это в тексте.
Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте. Тема объединяет предложения в текст (учебник стр.17) Выполнение упражнения №13
Главная мысль – самое главное, о чём говорит нам текст. Тема и главная мысль связаны между собой (учебник стр.18) Выполнение упр.№16-устно. Понять главную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами.
Заголовок – заглавие, название. Озаглавить текст – кратко назвать его тему или основную мысль. Уч-ся придумывали заголовок к тексту.
Начало, основная часть, концовка – структура текста.
Красная строка – с красной строки пишут не любую часть текста, а ту в которой содержится новая мысль.
Беседа о Новом Осколе. О любви к своему городу.
V Первичное закрепление новых знаний.
Работа с деформированным текстом. Предложения на компьютере. Исправление ошибок учащимися.
Можно ли назвать это текстом?
Докажите.
Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений.
Творческая работа. Учащиеся придумывают заглавие и концовку текста.
Выписать предложение, разобрать его по частям речи и по членам предложения.
VI Домашнее задание. Придумать рекламу для туристов, которые будут посещать наш город. Выучить правила по теме.
VII Контроль и самоконтроль.
Самостоятельная работа. Описать свой дом (можно в стихотворной форме)
Взаимопроверка.
Прочитывание.
Доказать, что это текст.
Сделать вывод, что это текст.
Задания. Назвать существительные. По какому принципу вы бы разделили одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные. Работа в паре.
Тестирование. Учащиеся возле вопросов ставят плюс или минус.
Текст состоит из предложений +
К тексту нельзя придумать заглавие -
Все предложения в тексте имеют границы +
Предложения в тексте не имеют определённой последовательности -
В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится +
Текст можно разделить на части +
Каждая часть текста записывается с красной строки +
VIII. Итог урока.
IX. Рефлексия. Какие открытия на уроке для себя сделали?