СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок открытых мыслей. Русский язык. "Тема и главная мысль текста. Заголовок текста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал урока позволяет развивать умения у обучающихся определять в тексте его тему и главную мысль.

Просмотр содержимого документа
«Урок открытых мыслей. Русский язык. "Тема и главная мысль текста. Заголовок текста"»

Урок открытых мыслей (2класс)

Тема урока: «Тема и главная мысль текста. Заголовок текста».

Цель урока:

  1. Развивать умения определять в тексте его тему и главную мысль.

  2. Формировать умения озаглавливать текст.

  3. Использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность.

  4. Воспитывать любовь к своему городу.

УУД:

Регулятивные: содействовать формированию умений принимать и сохранять учебную задачу, использовать алгоритм порядка действий при списывании, совместно с учителем и одноклассниками оценивать правильность выполнения заданий.

Познавательные: способствовать развитию умения находить способы решения проблем поискового характера, производить отбор интересующей информации, учиться рассуждать, анализировать, обосновывать свой ответ.

Коммуникативные: способствовать развитию монологической речи и диалогической речи первоклассников; строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета;

планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; взаимодействие – слушать собеседника

Оборудование: фотографии, словари, тексты, тесты.

Ход урока.

I. Оргмомент. Подготовка к работе на основном этапе. Отвечают, используя модель общения №1.

II. Чистописание. Письмо букв г,Г; слов и предложений с ними.

III. Определение темы урока.

На мониторе различные фотографии города Новый Оскол. Звучит гимн города. Вступительное слово учителя: вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете настоящими учёными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое. Отвечают на вопросы, используя модель общения №2

IV Усвоение новых знаний. Моделирование диалоговой ситуации…

На экране – предложения. Исследуйте эти предложения и объясните орфограммы.

Текст. Около нашей школы есть деревья. Как вы думаете, кто посадил их? Маленькие деревца выращивают в специальном питомнике, а потом весной или осенью их выкапывают и сажают в городе вдоль улиц, во дворах, на территориях детских садов, школ, заводов. А зачем люди сажают деревья? Деревья и цветы – это не только красиво, но и полезно.

Учащиеся называют слова с изученными орфограммами.

Значения всех слов понятны?

Обратимся к « Толковому словарю» В.И.Даля и разберём значение слова «питомник».

Питомник –место разведения растений или животных.

- подберите однокоренные слова к данному слову: питомниковый, питомец.

-подберите к этому слову синонимы. Рассадник, сосредоточие. Знакомство со словарём синонимов.

-Обобщение. Мы с вами находили звуки, слова, предложения. Как иначе назвать это?

-назовите признаки текста. Находим это в тексте.

Тема – это то, о ком или о чём говорится в тексте. Тема объединяет предложения в текст (учебник стр.17) Выполнение упражнения №13


Главная мысль – самое главное, о чём говорит нам текст. Тема и главная мысль связаны между собой (учебник стр.18) Выполнение упр.№16-устно. Понять главную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами.


Заголовок – заглавие, название. Озаглавить текст – кратко назвать его тему или основную мысль. Уч-ся придумывали заголовок к тексту.


Начало, основная часть, концовка – структура текста.


Красная строка – с красной строки пишут не любую часть текста, а ту в которой содержится новая мысль.


Беседа о Новом Осколе. О любви к своему городу.

V Первичное закрепление новых знаний.

Работа с деформированным текстом. Предложения на компьютере. Исправление ошибок учащимися.

Можно ли назвать это текстом?

Докажите.

Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений.

Творческая работа. Учащиеся придумывают заглавие и концовку текста.

Выписать предложение, разобрать его по частям речи и по членам предложения.

VI Домашнее задание. Придумать рекламу для туристов, которые будут посещать наш город. Выучить правила по теме.

VII Контроль и самоконтроль.

Самостоятельная работа. Описать свой дом (можно в стихотворной форме)

Взаимопроверка.

Прочитывание.

Доказать, что это текст.

Сделать вывод, что это текст.

Задания. Назвать существительные. По какому принципу вы бы разделили одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные. Работа в паре.

Тестирование. Учащиеся возле вопросов ставят плюс или минус.

Текст состоит из предложений +

К тексту нельзя придумать заглавие -

Все предложения в тексте имеют границы +

Предложения в тексте не имеют определённой последовательности -

В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится +

Текст можно разделить на части +

Каждая часть текста записывается с красной строки +

VIII. Итог урока.

IX. Рефлексия. Какие открытия на уроке для себя сделали?