7
Республиканский фестиваль
«Родной язык – душа моя, мой мир – 2010»
МОУ «СОШ» с. Эльбрус
361603, КБР, Эльбрусский район,
с. Эльбрус, ул. Школьная, 4
тел. 78-1-38 (88663878138)
Конкурс разработок по номинациям
Номинация
Современный урок русского языка
в национальной сельской школе
(5-11 классы)
8 класс
![](https://fhd.multiurok.ru/5/0/1/5011d5b362c7dfdf1f159c4598810440e828e5fa/urok-otkrytykh-mysliei-urok-russkogho-iazyka-v-8-klassie-podliezhashchieie-sposoby-vyrazhieniia-podliezhashchiegho_1.png)
Учитель русского языка и литературы
Дубиняк Яна Орестовна
Тел. 89287016712
2010г.
УРОК ОТКРЫТЫХ МЫСЛЕЙ
Класс
8 класс
Тема урока:
Подлежащее. Способы его выражения
Тип урока:
Урок усвоения новых знаний
Форма урока:
Нестандартный урок: урок открытых мыслей
Межпредметная связь:
Балкарский язык, литература
Место проведения урока:
Кабинет, оборудованный интерактивной доской
Цели урока:
1) образовательная: закрепить знания учащихся об отличии словосочетания и предложения; продолжить изучение главных членов предложения и познакомить учащихся с различными способами выражения подлежащего;
2) развивающая: развивать умение учащихся использовать знания, полученные на уроках балкарского языка и литературы; развивать логическое мышление; умение различать словосочетание и предложение; развивать коммуникативные навыки;
3) воспитательная: воспитывать любовь и уважение к родному и русскому языкам; воспитывать интерес к изучению предметов за счет их интеграции; воспитывать гуманность; расширять кругозор учащихся.
Словарная работа:
Извести (хотят извести), человечность, человеколюбие, гуманный, гуманность
Работа с учебником:
Р.Б. Сабаткоев. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения, «Просвещение», 2008г.
Средства ИКТ:
Презентация «Люблю тебя, мой край родной!» с фотографиями; тексты и таблица для работы учащихся
Цель использования ИКТ:
Создание эмоционального настроя учащихся на урок; экономия времени урока за счет подготовленных приложений; эстетическое оформление материалов урока
Методическое назначение ИКТ:
Демонстрация; классификация подлежащих по способу выражения; углубление знаний о поэтах и писателях балкарской литературы
Вид деятельности уч-ся с ИКТ:
Выполнение разборов, заполнение таблицы, просмотр, работа с логическими цепочками
Длительность работы с ИКТ:
Общее количество времени: 12 минут
1) работа с интерактивной доской в начале урока – 2 мин.,
2) просмотр презентации – 5 минут
3) работа с интерактивной доской в конце урока – 5 мин.
Программное обеспечение ИКТ:
Microsoft Office Word; PowerPoint; Microsoft Excel
Ресурсы сети Интернет:
Фотографии писателей, поэтов; сборники стихотворений
Аппаратное обеспечение ИКТ:
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Этапы урока:
Организационный момент.
Вступительная беседа. Постановка задачи урока. Проблемный вопрос.
Актуализация знаний. Проверка д/з.
Объяснение темы урока.
Беседа. Выводы.
Закрепление нового материала.
Инструктаж по домашнему заданию.
Подведение итогов. Комментирование оценок.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Объявление темы, цели урока (вступительное слово учителя, беседа с учениками).
- Урок наш необычен. Это урок открытых мыслей.
Как вы думаете, ребята, что может объединять людей из разных стран мира? (ученики делают предположения…, высказывают их; затем учитель подходит к некоторым ученикам и предлагает им посмотреть на запись в листке: «Я хочу быть счастливым»). Думал ли ты когда-нибудь так? А ты? А вы, ребята? (предлагает ученику прочитать это предложение вслух).
Каждый из нас хочет быть счастливым. А что нужно для этого? Как стать счастливым?
Вероятно, людей из разных стран мира могут объединять и мысли о счастье. Сегодня на уроке открытых мыслей мы узнаем, какие мысли о счастье объединяют вас.
Также мы закрепим изученное ранее и познакомимся с новыми способами выражения подлежащего.
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
1) Разминка «Зачеркни лишнее». Учащиеся работают на интерактивной доске (приложение в среде MS Office Word или документ, созданный на интерактивной доске):
Ёлка, окно, юла, яма (лишнее слово окно, т.к. только в нем 4 буквы и 4 звука)
Ёлка, день, кто-то, утро (лишнее слово кто-то, т.к это местоимение)
Прекрасный, отдыхающий, государственный, утренний (лишнее слово отдыхающий, т.к. это причастие)
Три, двойка, два, седьмой (лишнее слово двойка, т.к. это имя существительное)
Выполнение фонетического разбора любого слова из 1 или 3 цепочки.
2) Вопросы:
В чем отличие словосочетания от предложения? Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения? Какое простое предложение называется односоставным? Какие словосочетания из данных предложений вы выписали дома? (Проверка д/з).
3) Демонстрация учащимся презентации из цикла «Люблю тебя, мой край родной!» (приложение в среде MS PowerPoint). Чтение стихотворения Танзили Зумакуловой. Краткий анализ текста (вставить пропущенные буквы, определить тему и основную мысль):
Слайды 1-3:
Ч…ловек промолвил злое слово,
Спохв…тился, вышел за п…рог,
Но проворней нас иное слово,
Слово ч…ловек в…рнуть не мог.
На мгновенье слово и…чезало
И вст…вало вновь невд…леке,
И слезою по щеке ст…кало,
Рану ост…вляло на щеке.
- Ребята, какие орфограммы встретились в данном тексте? Запись в тетрадях: 1 вариант – 1 строфа, 2 вариант – 2 строфа.
Слайд 4-5: самопроверка.
- Чему учит стихотворение? Знаете ли вы, кому принадлежит это стихотворение?
Слайд 6-7: Что вы знаете об авторе? (Комментирование слайдов учащимися или учителем)
- Чем выражено подлежащее в первом предложении? (Именем существительным человек)
4. Тема урока.
- Сейчас вы познакомитесь с другими способами выражения подлежащего.
1) Объяснение учителя.
2) Работа с учебником. Чтение параграфа 9. Коллективное выполнение упражнения 124 (устно) – определение способа выражения подлежащего.
3) Словарная работа. Предложение 5 из упр. 124. А ткачиха с поварихой извести ее хотят.
- Как вы понимаете значение слова извести? Какое мнение складывается у вас о ткачихе и поварихе? Принесет ли им такое поведение счастье? Можно ли назвать их человечными? А гуманными? (Учитель предлагает ученику дать определение значения слова, используя словарную статью: «Гуманный - направленный на благо других; человеколюбивый, отзывчивый»).
Слайд 8:
Адамлыкъ – человечность
адамны сюйюу – человеколюбие
адамны сюймеклик, адамлыкъ-гуманность
адамны сюйген – гуманный
4) Выделение продуктивных аффиксов, выделение суффиксов. Морфемный разбор слов человечность, гуманный. Подбор однокоренных слов к слову человечность – человек, человеколюбие, человеколюбивый, человечество.
5. Беседа. Выводы.
- Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу, который мы сформулировали в начале урока: «Как стать счастливым?» Что же нужно для счастья? Так как у нас урок открытых мыслей, поделитесь ими вслух, используя новые слова. (Учащиеся делятся своими мыслями).
- Счастливым можно стать, научившись быть человеколюбивым, отзывчивым. Каждый человек может быть счастливым, если он будет поступать гуманно.
Слайды 9-14:
- А еще счастливым можно быть, когда ты живешь в родном краю, чтишь традиции, знаешь и любишь родной язык. Потому что «каждый язык – это целый мир,…живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Я люблю русский язык, но так же люблю и свой родной балкарский, на котором я впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево», «снег», «дождь», «звезды». Я хочу, чтобы мой язык жил и развивался». А эти мысли принадлежат народному поэту Кабардино-Балкарии Кайсыну Кулиеву. Помните эти мысли, уважайте и любите родной язык, уважайте и успешно продолжайте изучать русский язык.
6. Закрепление нового материала.
Выполнение тренировочных упражнений на интерактивной доске (приложение в среде MS Excel):
Вопросы и задания:
1) О каких новых способах выражения подлежащего вы узнали?
2) Найдите в предложениях из текста Кайсына Кулиева о языке и предложения Константина Паустовского о высоком труде подлежащие, определите способ их выражения и переместите в соответствующую ячейку:
| | | | |
| | Предложения | |
| | | | |
Каждый | | это | целый | мир. |
| | | | |
| должен | вызывать | у каждого | любовь. |
| | | | |
Каждый из них | имеет | свой | язык. | |
| | | | |
| это высокий | труд. | | |
| | | | |
| Способы выражения подлежащего |
| | | | |
Имя существ. | язык - | | | |
Местоимен. | | Он | | |
Мест.с сущ. | | | | |
Числ. с сущ. | | | | |
Мест.с мест. | | | | |
Неопр.форма гл. | | | Создавать счастье- | |
Собир. сущ.с сущ. | | | | |
3) Выполните синтаксический разбор предложения Создавать счастье – это высокий труд (Константин Паустовский).
4) Какие открытые мысли Кайсына Кулиева, Танзили Зумакуловой, Константина Паустовского вам понравились и запомнились?
7. Инструктаж по домашнему заданию.
Правило параграфа 9 выучить.
Упражнение 129:
Переведите несколько пословиц с родного языка на русский. Назовите подлежащие и определите способы их выражения (с целью сопоставления способов выражения подлежащего в русском и балкарском языках на следующем уроке).
8. Подведение итогов. Комментирование оценок.