СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок открытых мыслей. Урок русского языка в 8 классе "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок русского языка в 8 классе "Подлежащее. Способы выражения подлежащего". Цели урока: 1)  образовательная: закрепить знания учащихся об отличии словосочетания и предложения; продолжить изучение главных членов предложения и познакомить учащихся с различными способами выражения подлежащего;

2) развивающая: развивать умение учащихся использовать знания, полученные на уроках балкарского языка и литературы; развивать логическое мышление; умение различать словосочетание и предложение; развивать коммуникативные навыки;

3)  воспитательная: воспитывать любовь и уважение к родному и русскому языкам; воспитывать интерес к изучению предметов за счет их интеграции; воспитывать гуманность; расширять кругозор учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок открытых мыслей. Урок русского языка в 8 классе "Подлежащее. Способы выражения подлежащего".»

7



Республиканский фестиваль

«Родной язык – душа моя, мой мир – 2010»


МОУ «СОШ» с. Эльбрус

361603, КБР, Эльбрусский район,

с. Эльбрус, ул. Школьная, 4

тел. 78-1-38 (88663878138)


Конкурс разработок по номинациям


Номинация

Современный урок русского языка

в национальной сельской школе

(5-11 классы)



8 класс











Учитель русского языка и литературы

Дубиняк Яна Орестовна

Тел. 89287016712



2010г.

УРОК ОТКРЫТЫХ МЫСЛЕЙ



Класс

8 класс


Тема урока:

Подлежащее. Способы его выражения


Тип урока:

Урок усвоения новых знаний


Форма урока:

Нестандартный урок: урок открытых мыслей


Межпредметная связь:

Балкарский язык, литература


Место проведения урока:

Кабинет, оборудованный интерактивной доской


Цели урока:

1) образовательная: закрепить знания учащихся об отличии словосочетания и предложения; продолжить изучение главных членов предложения и познакомить учащихся с различными способами выражения подлежащего;

2) развивающая: развивать умение учащихся использовать знания, полученные на уроках балкарского языка и литературы; развивать логическое мышление; умение различать словосочетание и предложение; развивать коммуникативные навыки;

3) воспитательная: воспитывать любовь и уважение к родному и русскому языкам; воспитывать интерес к изучению предметов за счет их интеграции; воспитывать гуманность; расширять кругозор учащихся.


Словарная работа:

Извести (хотят извести), человечность, человеколюбие, гуманный, гуманность


Работа с учебником:

Р.Б. Сабаткоев. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения, «Просвещение», 2008г.



Средства ИКТ:

Презентация «Люблю тебя, мой край родной!» с фотографиями; тексты и таблица для работы учащихся


Цель использования ИКТ:

Создание эмоционального настроя учащихся на урок; экономия времени урока за счет подготовленных приложений; эстетическое оформление материалов урока


Методическое назначение ИКТ:

Демонстрация; классификация подлежащих по способу выражения; углубление знаний о поэтах и писателях балкарской литературы


Вид деятельности уч-ся с ИКТ:

Выполнение разборов, заполнение таблицы, просмотр, работа с логическими цепочками


Длительность работы с ИКТ:

Общее количество времени: 12 минут

1) работа с интерактивной доской в начале урока – 2 мин.,

2) просмотр презентации – 5 минут

3) работа с интерактивной доской в конце урока – 5 мин.


Программное обеспечение ИКТ:

Microsoft Office Word; PowerPoint; Microsoft Excel


Ресурсы сети Интернет:

Фотографии писателей, поэтов; сборники стихотворений


Аппаратное обеспечение ИКТ:

Компьютер, проектор, интерактивная доска


Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительная беседа. Постановка задачи урока. Проблемный вопрос.

  3. Актуализация знаний. Проверка д/з.

  4. Объяснение темы урока.

  5. Беседа. Выводы.

  6. Закрепление нового материала.

  7. Инструктаж по домашнему заданию.

  8. Подведение итогов. Комментирование оценок.



Ход урока:


1. Организационный момент.


2. Объявление темы, цели урока (вступительное слово учителя, беседа с учениками).

- Урок наш необычен. Это урок открытых мыслей.

Как вы думаете, ребята, что может объединять людей из разных стран мира? (ученики делают предположения…, высказывают их; затем учитель подходит к некоторым ученикам и предлагает им посмотреть на запись в листке: «Я хочу быть счастливым»). Думал ли ты когда-нибудь так? А ты? А вы, ребята? (предлагает ученику прочитать это предложение вслух).

Каждый из нас хочет быть счастливым. А что нужно для этого? Как стать счастливым?

Вероятно, людей из разных стран мира могут объединять и мысли о счастье. Сегодня на уроке открытых мыслей мы узнаем, какие мысли о счастье объединяют вас.

Также мы закрепим изученное ранее и познакомимся с новыми способами выражения подлежащего.


3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1) Разминка «Зачеркни лишнее». Учащиеся работают на интерактивной доске (приложение в среде MS Office Word или документ, созданный на интерактивной доске):

Ёлка, окно, юла, яма (лишнее слово окно, т.к. только в нем 4 буквы и 4 звука)

Ёлка, день, кто-то, утро (лишнее слово кто-то, т.к это местоимение)

Прекрасный, отдыхающий, государственный, утренний (лишнее слово отдыхающий, т.к. это причастие)

Три, двойка, два, седьмой (лишнее слово двойка, т.к. это имя существительное)

Выполнение фонетического разбора любого слова из 1 или 3 цепочки.

2) Вопросы:

В чем отличие словосочетания от предложения? Какие члены предложения составляют грамматическую основу предложения? Какое простое предложение называется односоставным? Какие словосочетания из данных предложений вы выписали дома? (Проверка д/з).

3) Демонстрация учащимся презентации из цикла «Люблю тебя, мой край родной!» (приложение в среде MS PowerPoint). Чтение стихотворения Танзили Зумакуловой. Краткий анализ текста (вставить пропущенные буквы, определить тему и основную мысль):

Слайды 1-3:

Ч…ловек промолвил злое слово,

Спохв…тился, вышел за п…рог,

Но проворней нас иное слово,

Слово ч…ловек в…рнуть не мог.


На мгновенье слово и…чезало

И вст…вало вновь невд…леке,

И слезою по щеке ст…кало,

Рану ост…вляло на щеке.


- Ребята, какие орфограммы встретились в данном тексте? Запись в тетрадях: 1 вариант – 1 строфа, 2 вариант – 2 строфа.

Слайд 4-5: самопроверка.

- Чему учит стихотворение? Знаете ли вы, кому принадлежит это стихотворение?

Слайд 6-7: Что вы знаете об авторе? (Комментирование слайдов учащимися или учителем)

- Чем выражено подлежащее в первом предложении? (Именем существительным человек)


4. Тема урока.

- Сейчас вы познакомитесь с другими способами выражения подлежащего.

1) Объяснение учителя.

2) Работа с учебником. Чтение параграфа 9. Коллективное выполнение упражнения 124 (устно) – определение способа выражения подлежащего.

3) Словарная работа. Предложение 5 из упр. 124. А ткачиха с поварихой извести ее хотят.

- Как вы понимаете значение слова извести? Какое мнение складывается у вас о ткачихе и поварихе? Принесет ли им такое поведение счастье? Можно ли назвать их человечными? А гуманными? (Учитель предлагает ученику дать определение значения слова, используя словарную статью: «Гуманный - направленный на благо других; человеколюбивый, отзывчивый»).

Слайд 8:

Адамлыкъ – человечность

адамны сюйюу – человеколюбие

адамны сюймеклик, адамлыкъ-гуманность

адамны сюйген – гуманный

4) Выделение продуктивных аффиксов, выделение суффиксов. Морфемный разбор слов человечность, гуманный. Подбор однокоренных слов к слову человечность – человек, человеколюбие, человеколюбивый, человечество.


5. Беседа. Выводы.

- Ребята, давайте вернемся к проблемному вопросу, который мы сформулировали в начале урока: «Как стать счастливым?» Что же нужно для счастья? Так как у нас урок открытых мыслей, поделитесь ими вслух, используя новые слова. (Учащиеся делятся своими мыслями).

- Счастливым можно стать, научившись быть человеколюбивым, отзывчивым. Каждый человек может быть счастливым, если он будет поступать гуманно.

Слайды 9-14:

- А еще счастливым можно быть, когда ты живешь в родном краю, чтишь традиции, знаешь и любишь родной язык. Потому что «каждый язык – это целый мир,…живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Он должен вызвать у каждого из нас горячую любовь, признательность, трепетное отношение. Я люблю русский язык, но так же люблю и свой родной балкарский, на котором я впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево», «снег», «дождь», «звезды». Я хочу, чтобы мой язык жил и развивался». А эти мысли принадлежат народному поэту Кабардино-Балкарии Кайсыну Кулиеву. Помните эти мысли, уважайте и любите родной язык, уважайте и успешно продолжайте изучать русский язык.


6. Закрепление нового материала.

Выполнение тренировочных упражнений на интерактивной доске (приложение в среде MS Excel):

Вопросы и задания:

1) О каких новых способах выражения подлежащего вы узнали?

2) Найдите в предложениях из текста Кайсына Кулиева о языке и предложения Константина Паустовского о высоком труде подлежащие, определите способ их выражения и переместите в соответствующую ячейку:







 

 

Предложения

 






Каждый

 

это

целый

мир.

 




 

 

должен

вызывать

у каждого

любовь.

 




 

Каждый из них

имеет

свой

язык.

 

 




 

 

это высокий

труд.

 

 






 

Способы выражения подлежащего






Имя существ.

язык -

 

 

 

Местоимен.


Он

 

 

Мест.с сущ.

 

 

 

 

Числ. с сущ.

 

 

 

 

Мест.с мест.

 

 

 

 

Неопр.форма гл.


 

Создавать счастье-

 

Собир. сущ.с сущ.

 

 

 

 



3) Выполните синтаксический разбор предложения Создавать счастье – это высокий труд (Константин Паустовский).

4) Какие открытые мысли Кайсына Кулиева, Танзили Зумакуловой, Константина Паустовского вам понравились и запомнились?



7. Инструктаж по домашнему заданию.


Правило параграфа 9 выучить.

Упражнение 129:

Переведите несколько пословиц с родного языка на русский. Назовите подлежащие и определите способы их выражения (с целью сопоставления способов выражения подлежащего в русском и балкарском языках на следующем уроке).


8. Подведение итогов. Комментирование оценок.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!