СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок памяти посвященный ВОВ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

обзор поэзии времени ВОВ, выяснить, в чём причина постоянного внимания современных поэтов к событиям ВОВ;

Просмотр содержимого документа
«Урок памяти посвященный ВОВ»

Дата

группа

№урока


216


ПЛАН УРОКА Методист

Предмет: Литература

Тема урока: Роль произведений ВОВ.

Тип урока: урок - памяти

Цель урока: дать обзор поэзии времени ВОВ, выяснить, в чём причина постоянного внимания современных поэтов к событиям ВОВ;

Образовательная: показать, что поэзия соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; выявить значение поэзии в годы ВОВ, познакомиться с творчеством молодых поэтов – фронтовиков;

Развивающая: развивать умения и навыки выразительного чтения, самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать речь обучающихся;

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине.

Межпредметные связи: история

Оборудование: книги, тетради, компьютер, мультимедийный проектор, записи песен военных лет, Приложения.

Прогнозируемые

Результаты: учащиеся знают общую характеристику и своеобразие русской литературы XX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление об основных тенденциях в литературе XX в.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского литературного процесса.

План урока.

  1. Организационный момент (3 мин) приветствие, инструктаж по ТБ и противопожарной технике безопасности, отметить отсутствующих по журналу

  2. Сообщение новых знаний (30 мин)

  3. Самостоятельная работа обучающихся на уроке (45мин)

  4. Закрепление материала. Рефлексия (10 мин)

  5. Итог урока. Д/З (2 мин)



Ход урока.

  1. Организационный момент (3 мин) приветствие, инструктаж по ТБ и противопожарной технике безопасности, отметить отсутствующих по журналу

1.Вступительное слово преподавателя. ( Открываем 1-й и 2 -й слайд, говорим тему, цель урока). Рано утром (4часа) 22 июня 1941 года гитлеровская Германия вторглась на территорию России. Минувшая война унесла 27 млн. жизней. В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулась тяжесть смертельной борьбы с гитлеровцами. Они разрушили 1710 городов и посёлков, превратили в пепелище 70 тыс. сёл и деревень, оставив без жилья 25 тыс. человек. 22 июня и 9 мая – эти даты глубоко врезались в память людей. Навечно вошли в историю нашей страны. Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы ВОВ, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит. Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия – это «голос героической души русского народа». Героические дела тех, кто грудью отстоял независимость нашей Родины, навсегда в сердцах всех поколений. За мужество и героизм свыше 7 млн. воинов награждены орденами и медалями, а за особо выдающиеся подвиги 11600 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Память о тех, кто пал в боях, о тех солдатах минувшей войны никогда не умрёт! Им всенародная благодарность.

Наш урок посвящён стихам и песням военных лет

Открываем 3- й слайд Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”. Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад.

Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.

Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.



С чего начинается память – с берёз?

С речного песка?

С дождя на дороге?

А если - с убийства? А если – со слёз?

А если – с воздушной тревоги?

А если с визжащей пыли в облаках?

Со взрослых, в пыли распростёртых?

А если с недетского знания – как

Живое становится мёртвым!

2.Сообщение об истории создания “Священной войны” (см. “Приложение”). Звучит запись песни. Открываем 4 слайд.

3. Сл. преподавателя. Открываем 5-й слайд: Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов.

4.Сообщение о творчестве К.Симонова. (см. “Приложение”)

5. Сл.преподавателя. Наиболее яркое стихотворение в творчестве К.Симонова – стихотворение “Жди меня”. Это гимн любви, верности, такой настоящей любви ничего не страшно. Такая любимая, которая умеет ждать “как никто другой”, нужна была каждому, кто воевал, чтобы верить, чтобы жить и побеждать.

6. Звучит авторское исполнение стихотворения “Жди меня”.

7. Выразит. чтение обучающегося стихотворения К. Симонова наизусть.

8. Сл. преподавателя. Прошёл войну и дошёл до Берлина Алексей Сурков

9. Сообщение учащегося о творчестве А. Суркова. (см. “Приложение”)

10. Сл.преподавателя. Творчество Суркова многогранно и многопланово. Самое известное стихотворение А. Суркова «Бьется в тесной печурке огонь...»

11. Выразит. чтение стихотворения наизусть на фоне звучащей песни «Бьется в тесной печурке огонь...».

12 .Работа по вопросам для групп 6 - 7 слайд

13. Сл.преподавателя. Открываем 8-й слайд:

Через всю войну прошла поэтесса Ольга Берггольц, принадлежащая к поколению, юность которого проходила испытания на зрелость на фронтовых дорогах ВОВ.

14. Сообщение о судьбе и творчестве О. Берггольц. (см. “Приложение”)

15. Сл. преподавателя. Действительно, в её характере наиболее яркими чертами были решительность и твёрдость. Если уж она что решила, ничем её не собьёшь, никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она пережила Блокаду Ленинграда. Прочтение поэмы

16.Сл. преподавателя. Открываем 9- й слайд.

17. Сл. преподавателя. Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия войны”, так как поэтов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи О. Бергольц, Б.Окуджава, В.Высоцкого, М.Джалиля, Э.Асадова, Р.Гамзатова.

По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся.

  • Муса Джалиль в 1941 году казнён фашистами в концлагере.

  • Алексей Лебедев погиб в 1941 году при выполнении боевого задания.

  • Юрий Инге погиб в 1942 году на корабле, торпедированном фашистами.

  • Борис Котов погиб в 1943 году при форсировании Днепра.

После войны, оставив большой след в поэзии о Вов, ушли от нас поэты:

Юлия Друнина17-летняя девушка окунулась в кровавый ужас войны. Об этом её стих. «Я ушла из детства…».

Эти строки Друнина написала в 1942 г. И а протяжении всего её творчества сквозным мотивом станет мотив ухода из детства в ужас войны, из которой она не смогла возвратиться даже спустя десятилетия. Николай Старшинов, Эдуард Асадов, Александр Твардовский, Расул Гамзатов, Владимир Высоцкий и др.

"Мы победим. Мы свято верим в то, что наше дело правое. На нашей стороне справедливость, на нашей стороне истина... У нас все возможности для того, чтобы разгромить врага, стереть его с лица земли. Без сомнения, мы победим!", - писал классик нашей литературы Шариф Камал.  Горе вдовы и матери «врагов народа» отражено в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием» Чтение обучающимся стихотворения А. Ахматовой «Реквием»

Открыть 10-й слайд:

Помните –

через века,
через года.
Помните о тех,
Кто уже не придёт никогда,
Пожалуйста,
Помните…

18.Открываем 11-й слайд. Рефлексия

- В чём же состоит заслуга поэзии периода войны?

- Какое впечатление осталось у вас от урока?

Выводы

Центральной темой поэзии ВОВ стала тема любви к родине, призыв к её защите; герои поэзии – русские воины – освободители, простые труженики тыла, это и дети, т.е. все те, кто боролся с фашистами. Люди разных национальностей и возрастов, выдержавшие и тяжёлые испытания, выпавшие на их долю.

Прошло много лет после окончания войны. Но ВОВ продолжает владеть сердцами людей. У В. Высоцкого очень много стихов и песен о ВОВ.

Тема ВОВ останется одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но литература возвращается к событиям ВОВ не только для того, чтоб вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтоб опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.

Прошло несколько долгих кровавых лет, пока люди услышали долгожданное сообщение о победе. Голос Левитана

19.Дом.зад. 1 группа – напишите эссе на тему «Что я узнал сегодня о ВОв»?

2 группа – нарисуйте иллюстрацию к изученным сегодня на уроке произведениям о Вов.

3 группа – подготовить выступление «О чём рассказывает военная фотография из семейного альбома?»





Приложения

Ольга Федоровна Берггольц, советская поэтесса, родилась в 1910 году 3 мая по старому стилю в Петербурге.

Ляля, как называли ее родители, была первым ребенком в семье Федора Христофоровича и Марии Тимофеевны Берггольц. Отец Ольги, врач-хирург и выпускник Дерптского университета, работал по специальности, мать воспитывала Лялю и младшую дочку Мусю (Марию) и обожала поэзию, сумев передать эту любовь и девочкам. Детство Ольги прошло в двухэтажном доме на Невской заставе, в обычном для интеллигентной семьи тех лет жизненном укладе – няня, гувернантка, любовь и забота родителей. А потом в России грянули перемены.

Отец ушел на фронт полевым хирургом, а в 1918 году голод и разруха привели Марию Тимофеевну с дочерьми в Углич, где они жили в одной из келий Богоявленского монастыря. Только в 1921 году доктор Берггольц, прошедший две войны, приехал в Углич за своей семьей, и они вернулись на Невскую заставу. Родительские мечты об институте благородных девиц и медицинском образовании Ляли бесследно канули,  и Ольга стала ученицей 117-й трудовой школы, а в 1924 году уже была пионеркой, превратившись из набожной интеллигентной девочки в пролетарскую активистку, а вскоре вступила в комсомол.

В 1935 году вышел первый сборник «взрослых стихов Ольги Берггольц – «Стихотворения», и Ольгу приняли в Союз писателей СССР. А в 1936 году в семье случилась еще одна страшная трагедия – умерла Ира, старшая дочь Ольги. Но на этом несчастья не закончились. После убийства Кирова в 1934 году в Ленинграде шли постоянные «чистки». В марте 1937 года статья в «Ленинградской правде» назвала «врагами народа» нескольких литераторов, и в их числе – Бориса Корнилова. В мае Ольга Берггольц была исключена из кандидатов ВКП(б) и из Союза писателей – с формулировкой «связь с врагом народа». Осенью ее уволили из газеты, и бывшая журналистка устроилась в школу учителем русского и литературы.

До начала Великой Отечественной войны Ольга напечатала всего несколько стихов в журналах «Ленинград», «Звезда» и «Литературный современник». Опубликовали также ее повесть «Мечта» и книгу рассказов. Но стихи и прозу, написанные в тюрьме и о тюрьме она, разумеется, никому не показывала. По словам самой поэтессы, пережить это страшное время помог ей муж. Но тут началась война, и Николай Молчанов, несмотря на свою инвалидность, отправился на фронт. В начале 1942 года он попал в госпиталь с обострением эпилепсии и дистрофией и 29 января умер. В блокаду Ольга Берггольц работала на ленинградском радио. Очень скоро ее тихий голос стал голосом самого города, а сама Ольга Федоровна из малоизвестного автора детских стихов и книжек превратилась в поэта, олицетворявшего стойкость ленинградцев. Позднее те радиопередачи вошли в книгу Ольги Берггольц «Говорит Ленинград». Страна оценила ее заслуги – Ольга Берггольц получила орден Трудового красного знамени, орден Ленина, несколько медалей, но главным для нее стало звание «ленинградской Мадонны», пришедшее куда раньше официального успеха. Ее строки, известные сейчас всему миру, высекли на граните стены Пискаревского кладбища-мемориала: «Никто не забыт и ничто не забыто».

В марте 1942 года хирурга Берггольца, отца Ольги, выслали в Красноярский край – немецкая фамилия сделала его «социально опасным элементом». Поэтесса пыталась реабилитировать отца, а заодно доказать, что в блокадном городе он необходим хотя бы как врач. В это время у самой Ольги Федоровны уже развивалась дистрофия. Друзья сумели отправить ее в Москву, но через два месяца поэтесса вернулась туда, где считала себя необходимой. В том же году она вновь вышла замуж – за своего коллегу по радиокомитету Георгия Макогоненко.

Непросто складывалась судьба Ольги Федоровны и после Победы. Знаменитое постановление 1946 года о ленинградских журналах сказалось и на ней: Берггольц поставили в вину хорошее отношение к Анне Ахматовой и продолжение в мирное время темы военных страданий. Книгу «Говорит Ленинград» изъяли из библиотек. В ноябре 1948 года умер Федор Берггольц, всего год как вернувшийся в родной Ленинград. Этих потрясений Ольга Федоровна уже не сумела перенести с прежней стойкостью. В 1952 году она даже попала в психиатрическую лечебницу по поводу алкогольной зависимости и написала там свою автобиографию.

В 1954 году в «Новом мире» опубликовали фрагмент из книги «Дневные звезды», которую сама Ольга Федоровна называла главной в своем творчестве, а «Ленинградский альманах» напечатал трагедию «Верность». В 1958 году в московском издательстве вышло двухтомное собрание ее сочинений, а в 1959-м издательство «Советский писатель» выпустило книгу «Дневные звезды». По этой книге был снят фильм, вышедший в 1968 году и с успехом представленный на Венецианском международном кинофестивале.

Ольга Федоровна Берггольц скончалась 13 ноября 1975 года. Желание музы блокадного Ленинграда лежать после смерти на Пискаревском кладбище, среди умерших в блокаду друзей, не исполнилось – поэтессу похоронили на Литераторских мостках (Ленинградское Волково кладбище). В любое время года на ее могиле можно увидеть живые цветы…

Ленинградская поэма июнь- июль 1942 года

Я как рубеж запомню вечер:

декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла,

и вдруг соседка мне навстречу.

«Сменяй на платье, - говорит, -

менять не хочешь - дай по дружбе.

Десятый день, как дочь лежит.

Не хороню. Ей гробик нужен.

Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала...»

И я сказала: «Не отдам».

И бедный ломоть крепче сжала.

«Отдай, - она просила, - ты

сама ребёнка хоронила.

Я принесла тогда цветы,

чтоб ты украсила могилу».

...Как будто на краю земли,

одни, во мгле, в жестокой схватке,

две женщины, мы рядом шли,

две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она

молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня

не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило - привести

её к себе, шепнув угрюмо:

«На, съешь кусочек, съешь... прости!

Мне для живых не жаль - не думай».

...Прожив декабрь, январь, февраль,

я повторяю с дрожью счастья:

мне ничего живым не жаль -

ни слёз, ни радости, ни страсти.

Перед лицом твоим, Война,

я поднимаю клятву эту,

как вечной жизни эстафету,

что мне друзьями вручена.

Их множество - друзей моих,

друзей родного Ленинграда.

О, мы задохлись бы без них

в мучительном кольце блокады.

3

О да - и н а ч е н е м о г л и

ни те бойцы, ни те шофёры,

когда грузовики вели

по озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

снега сияют исступлённо,

и со стеклянной вышины

врагу отчётливо видны

внизу идущие колонны.

И воет, воет небосвод,

и свищет воздух, и скрежещет,

под бомбами ломаясь, лёд,

и озеро в воронки плещет.

Но вражеской бомбёжки хуже,

ещё мучительней и злей -

сорокаградусная стужа,

владычащая на земле.

Казалось - солнце не взойдёт.

Навеки ночь в застывших звёздах,

навеки лунный снег, и лёд,

и голубой свистящий воздух.

Казалось, что конец земли...

Но сквозь остывшую планету

на Ленинград машины шли:

он жив ещё. Он рядом где-то.

На Ленинград, на Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

там матери под тёмным небом

толпой у булочной стоят,

и дрогнут, и молчат, и ждут,

прислушиваются тревожно:

«К заре, сказали, привезут...»

«Гражданочки, держаться можно...»

И было так: на всём ходу

машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

«Ну, так и есть - мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта - не угроза,

да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь - опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасёт

шестнадцать тысяч ленинградцев».

И вот - в бензине руки он

смочил, поджёг их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре -

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнём и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре -

не зря «священным даром» назван

обычный хлеб, и тяжкий грех -

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящён,

наш хлеб насущный, ленинградский.

4

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

дорогой дружбы многих к многим.

Ещё не знают на земле

страшней и радостней дороги.

И я навек тобой горда,

сестра моя, москвичка Маша,

за твой февральский путь сюда,

в блокаду к нам, дорогой нашей.

Золотоглаза и строга,

как прутик, тоненькая станом,

в огромных русских сапогах,

в чужом тулупчике, с наганом, -

и ты рвалась сквозь смерть и лёд,

как все, тревогой одержима, -

моя отчизна, мой народ,

великодушный и любимый.

И ты вела машину к нам,

подарков полную до края.

Ты знала - я теперь одна,

мой муж погиб, я голодаю.

Но то же, то же, что со мной,

со всеми сделала блокада.

И для тебя слились в одно

и я, и горе Ленинграда.

И, ночью плача за меня,

ты забирала на рассветах

в освобождённых деревнях

посылки, письма и приветы.

Записывала: «Не забыть:

деревня Хохрино. Петровы.

Зайти на Мойку, сто один,

к родным. Сказать, что все здоровы,

что Митю долго мучил фриц,

но мальчик жив, хоть очень слабый...»

О страшном плене до зари

тебе рассказывали бабы

и лук сбирали по дворам,

в холодных, разорённых хатах:

«На, питерцам свезёшь, сестра.

Проси прощенья - чем богаты...»

И ты рвалась - вперёд, вперёд,

как луч, с неодолимой силой.

Моя отчизна, мой народ,

родная кровь моя, - спасибо!

Вот так, исполнены любви,

из-за кольца, из тьмы разлуки

друзья твердили нам: «Живи!»,

друзья протягивали руки.

Оледеневшие, в огне,

в крови, пронизанные светом,

они вручили вам и мне

единой жизни эстафету.

Безмерно счастие моё.

Спокойно говорю в ответ им:

«Друзья, мы приняли её,

мы держим вашу эстафету.

Мы с ней прошли сквозь дни зимы.

В давящей мгле её страданий

всей силой сердца жили мы,

всем светом творческих дерзаний.


Да, мы не скроем: в эти дни

мы ели клей, потом ремни;

но, съев похлёбку из ремней,

вставал к станку упрямый мастер,

чтобы точить орудий части,

необходимые войне.


Но он точил, пока рука

могла производить движенья.

И если падал - у станка,

как падает солдат в сраженье.


Но люди слушали стихи,

как никогда, - с глубокой верой,

в квартирах чёрных, как пещеры,

у репродукторов глухих.


И обмерзающей рукой,

перед коптилкой, в стуже адской,

гравировал гравёр седой

особый орден - ленинградский.

Колючей проволокой он,

как будто бы венцом терновым,

кругом - по краю - обведён,

блокады символом суровым.

В кольце, плечом к плечу, втроём -

ребёнок, женщина, мужчина,

под бомбами, как под дождём,

стоят, глаза к зениту вскинув.

И надпись сердцу дорога, -

она гласит не о награде,

она спокойна и строга:

«Я жил зимою в Ленинграде».

Гравёр не получал заказ.

Он просто верил - это надо.

для тех, кто борется, для нас,

кто должен выдержать блокаду.


Так дрались мы за рубежи

твои, возлюбленная Жизнь!

И я, как вы, - упряма, зла, -

за них сражалась, как умела.

Душа, крепясь, превозмогла

предательскую немощь тела.


И я утрату понесла.

К ней не притронусь даже словом -

такая боль... И я смогла,

как вы, подняться к жизни снова.

Затем, чтоб вновь и вновь сражаться

за жизнь.


Носитель смерти, враг -

опять над каждым ленинградцем

заносит кованый кулак.

Но, не волнуясь, не боясь,

гляжу в глаза грядущим схваткам:

ведь ты со мной, страна моя,

и я недаром - ленинградка.

Так, с эстафетой вечной жизни,

тобой вручённою, отчизна,

иду с тобой путём единым,

во имя мира твоего,

во имя будущего сына

и светлой песни для него.


Для дальней полночи счастливой

её, заветную мою,

сложила я нетерпеливо

сейчас, в блокаде и в бою.


Не за неё ль идёт война?

Не за неё ли ленинградцам

ещё бороться, и мужаться,

и мстить без меры?

Вот она:


«Здравствуй, крестник

красных командиров,

милый вестник,

вестник мира.


Сны тебе спокойные приснятся -

битвы стихли на земле ночной.

Люди

неба

больше не боятся,

неба, озарённого луной.


В синей-синей глубине эфира

молодые облака плывут.

Над могилой красных командиров

мудрые терновники цветут.


Ты проснёшься

на земле цветущей,

вставшей не для боя - для труда.

Ты услышишь

ласточек поющих:

ласточки вернулись в города.


Гнёзда вьют они - и не боятся!

Вьют в стене пробитой, под окном:

крепче будет гнёздышко держаться,

люди больше

не покинут дом.


Так чиста теперь людская радость,

точно к миру прикоснулась вновь.

Здравствуй, сын мой,

жизнь моя,

награда,

здравствуй, победившая любовь!»


Вот эта песнь. Она проста,

она - надежда и мечта.

но даже и мечту враги

хотят отнять и обесчестить.

Так пусть гремит сегодня гимн

одной неутолимой мести!

Пусть только ненависть сейчас,

как жажда, жжёт уста народа,

чтоб возвратить желанный час

любви, покоя и свободы!












Биография К. Симонова

Симонов Константин (Кирилл) Михайлович (1915 - 1979), поэт, прозаик, драматург. Родился 15 ноября (28 н. с.) в Петрограде, воспитан был отчимом, преподавателем военного училища. Детские годы прошли в Рязани и Саратове.

Окончив в 1930 семилетку в Саратове, пошел учиться на токаря. В 1931 семья переехала в Москву, и Симонов, окончив здесь точную механику, идет работать на завод. В эти же годы начинает писать стихи. Работал до 1935.В 1936 в журналах "Молодая гвардия" и "Октябрь" были напечатаны первые стихи К. Симонова. Закончив Литературный институт им. М. Горького в 1938, Симонов поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся.

В 1940 написал свою первую пьесу "История одной любви", поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 - вторую - "Парень из нашего города".В течение года учится на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получает воинское звание интенданта второго ранга.

С началом войны призван в армию, работал в газете "Боевое знамя". В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в "Красной звезде". В годы войны написал и пьесы "Русские люди", "Жди меня", "Так и будет", повесть "Дни и ночи", две книги стихов "С тобой и без тебя" и "Война".

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. После войны появились его сборники очерков: "Письма из Чехословакии", "Славянская дружба", "Югославская тетрадь", "От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента". После войны в течение трех лет пробыл в многочисленных зарубежных командировках (Япония, США, Китай).С 1958 по 1960 жил в Ташкенте как корреспондент "Правды" по республикам Средней Азии.

Первый роман "Товарищи по оружию" увидел свет в 1952, затем большая книга - "Живые и мертвые" (1959). В 1961 Театр "Современник" поставил пьесу Симонова "Четвертый". В 1963 - 64 пишет роман "Солдатами не рождаются". (В 1970 - 71 будет написано продолжение - "Последнее лето".)

По сценариям Симонова были поставлены фильмы: "Парень из нашего города" (1942), "Жди меня" (1943), "Дни и ночи" (1943 - 44), "Бессмертный гарнизон" (1956), "Нормандия-Неман" (1960, совместно с Ш. Спаакоми, Э. Триоле), "Живые и мертвые" (1964).В послевоенные годы общественная деятельность Симонова складывалась таким образом: с 1946 по 1950 и с 1954 по 1958 он был главным редактором журнала "Новый мир"; с 1950 по 1953 - главным редактором "Литературной газеты"; с 1946 по 1959 и с 1967 по 1979 - секретарем Союза писателей СССР.

В 1974 был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Умер К. Симонов в 1979 в Москве.

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.



Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.



Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: - Повезло.

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

Как никто другой

Биография А. Суркова Сурков Алексей Александрович - (1899—1983) — русский советский поэт, общественный деятель, подполковник (1943). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1951). Член ВКП(б) с 1925 года.

А. А. Сурков родился 1 (13) октября 1899 года в деревне Середнево (ныне Рыбинского района Ярославской области) в крестьянской семье. С 12 лет служил «в людях» в Петербурге. В 1912—1918 годах работал учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту. В 1918 году добровольцем ушел в РККА, участник Гражданской войны и Польского похода. Служил до 1922 года пулемётчиком, конным разведчиком; участвовал в боях на Северо-Западном фронте и против банд А. С. Антонова. По окончании гражданской войны вернулся в деревнюВ 1924—1926 годах был на комсомольской работе в Рыбинске. В 1926—1931 годах в Ярославле редактировал губернскую газету «Северный комсомолец» (ныне областная газета «Ярославский регион»), затем работал в Москве. В 1931—1934 годах учился на факультете литературы в ИКП, по окончании которого защитил диссертацию.

Принимал участие в походе в Западную Белоруссию. Во время Финской кампании А. А. Сурков был сотрудником армейской газеты «Героический поход». В 1940—1941 годах он работал главным редактором журнала «Новый мир».

В 1941—1945 годах А. А. Сурков был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда».

В 1947 году опубликовал статью «О поэзии Пастернака», направленную против поэта. «Это был злой, хитрый, опасный человек, типичный аппаратчик», — характеризует Суркова в своих воспоминаниях переводчица Л. З. Лунгина.

Ответственный редактор «Литературной газеты» (1944—1946) А. А. Сурков умер 14 июня 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбише (участок № 10).

Печатался с 1918 года. Первые стихотворения А. А. Суркова были напечатаны в петроградской «Красной газете». Первая книга стихов «Запев» вышла в Москве в 1930 году. Автор стихов, ставших народными песнями, таких, как «Чапаевская», «То не тучи, грозовые облака», «Рано-раненько», «На просторах Родины чудесной», «Бьётся в тесной печурке огонь», «Конармейская», «Песня смелых», «Марш защитников Москвы».

Стихи поэта отмечены политической остротой, проникнуты чувством советского патриотизма; они переведены на десятки языков. Кроме стихов А. А. Сурков писал критические статьи, очерки и публицистику. Опубликовал сборник статей и выступлений по вопросам литературы «Голоса времени» (1962). Переводил стихи Мао Цзэдуна и других поэтов.
Источник:http://www.aphorisme.ru/about-authors/surkov/?q=5413







* * *

Софье Крево


Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.


Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Как тоскует мой голос живой.


Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.


Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От моей негасимой любви.

Ноябрь 1941

























«Священная война», история создания песни

Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны - «Священная война». 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...» 
Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евг. Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова: 
Не смеют крылья черные 
Над Родиной летать... 
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: 
– Будем разучивать новую песню – «Священная война». 
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. 
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую (мы не оговорились, сказав «группа ансамбля». Дело в том, что полного состава коллектива в те дни уже не было. Три группы сразу же выехали на фронт, а четвертая, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно в Москве, для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио и разучивания новых песен). Вид вокзала был необычен: все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику. 
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает... 
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну». 
Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. 
В летописи Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников таяли... И вдруг из глубины подземелья послышалась великая песня. Потом раздался сильный взрыв и обломки скалы завалили пещеру... Не сдались советские воины ненавистному врагу. 



21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!