Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Грушевская средняя общеобразовательная школа»
городского округа Судак
Урок памяти
Подвиг бойцов крепости-героя Бреста.
К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».
5- В класс
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Глущенко А.С.
Цель:
Продолжить изучение лирических произведений, посвящённых Великой Отечественной войне. Ознакомиться с произведением К.М. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»
Задачи: познакомить со стихотворениями, посвящёнными теме военного детства; развивать навыки внимательного, вдумчивого чтения, умение слышать авторский голос в произведении; воспитывать интерес к истории родной страны, своей семьи, патриотизм, благодарную память к тем, кто завоевал право мирной жизни.
УУД: Личностные: понимание роли поэзии в жизни человека, знать о героях крепости-героя Бреста, факты из жизни поэта
Метапредметные: подробно анализировать текст стихотворения, выразительно читать, создавать небольшую зарисовку (коллаж о подвиге и предательстве)
Предметные: умение владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).
Оборудование: проектор, презентация, выставка книг, портрет К.М. Симонова, иллюстрации к произведению, аудиозапись стихотворения, материал для создания коллажей, плакаты с терминами, учебник под редакцией Коровиной В.Я. Литература 5 кл.
Ход урока
Вступление учителя
Проблемный вопрос.
Ребята, я хочу начать с того, что 77 лет назад нашу Родину настигла беда. Кто мне скажет, какая? (началась Великая Отечественная война).
А когда она началась? Как? Где?
Гарнизон Брестской крепости одним из первых принял на себя удар немецкой армии во время начала Великой Отечественной войны. Неожиданный штурм крепости начался в 4 часа ранним утром 22 июня 1941 года ураганным артиллерийским огнем.
Работа в группах. Игра «Ассоциации»
Подберите ассоциации к слову война. Давайте заполним таблицу
Звуки войны | Запахи войны | Человек видит на войне… | Человек чувствует на войне… |
Грохот снарядов, выстрелы, крики, стоны | Гарь, копоть, дым | Смерть, разруха, враг, оружие, кровь, плен | Боль, ненависть, страх… |
Проверка домашнего задания
1 группа – стихотворение наизусть «Рассказ танкиста» А.Т. Твардовского
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить
Целеполагание
Слово учителя
Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? У вас есть подсказки
Для чего мы проводим наш урок? С какой целью? Что бы вы хотели узнать? С чем познакомиться?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическим произведением о подвиге обычного человека в ВОВ, постараемся прочувствовать то, о чем писал поэт Константин Михайлович Симонов в своем стихотворении.
4. Работа по теме урока
Работа в тетрадях.
Марк Ту́ллий Цицеро́н — древнеримский политический деятель, оратор и философ сказал: «Когда говорят пушки, музы молчат».
Словарная работа
Муза
1) В греческой мифологии: каждая из девяти богинь, покровительниц поэзии, искусств и наук.2) В переносном значении – символ поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.
Но позвольте не согласиться с великим оратором.
Накануне войны в СССР было 2186 писателей и поэтов, из них на поле боя отправились 944 человека, а не вернулось оттуда 417.
Давайте запишем, как звали некоторых из них:
Александр Трифонович Твардовский, Константин Михайлович Симонов, Федор Григорьевич Сухов, Юлия Владимировна Друнина и многие другие.
5.Физкультминутка.
Работа с биографией К.М. Симонова (Реализация домашнего задания группы № 2)
На нашем уроке мы с вами проанализируем стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете» К.М. Симонова
Биография К. М. Симонова (рассказ учащегося).
Константин (Кирилл) Симонов родился 15 ноября 1915 года в Петрограде. Своего отца так и не увидел: тот погиб на фронте в Первую мировую войну. Мальчика воспитывал отчим, который преподавал тактику в военном училище, а потом стал командиром Красной Армии. Детство Константина прошло в военных городках и командирских общежитиях. Семья была не богата, поэтому мальчику пришлось после окончания семи классов пойти в фабрично-заводское училище и работать токарем по металлу сначала в Саратове, а потом в Москве, куда переехала его семья в 1931 году. Так он заработал рабочий стаж и продолжал работать еще два года после того, как поступил в литературный институт имени М. Горького.
В1938 году К. Симонов закончил литературный институт. К этому времени он уже приготовил несколько больших произведений. В 1936 году- были напечатаны его первые стихотворения.
Во время войны он работал военным корреспондентом. Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. Тема войны, жизни и смерти прочно вошли в творчество К. М. Симонова. Умирая, К. Симонов попросил исполнить его последнюю волю: остаться с теми, кто погиб в первые дни войны. Прах Константина Михайловича по его просьбе развеяли над полем недалеко от Бобруйска.
Словарная работа
Майо́р (лат. Maior — старший) — чин, первое войсковое звание старших офицеров в некоторых вооружённых силах государств мира.
Лафет – специальное приспособление, на котором закрепляется ствол оружия.
Брест – крепость, которая первая приняла на себя удар фашистской армии.
Чтение и анализ стихотворения. Читает К. Симонов (аудиозапись)
Майор привез мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
За тридевять земель, в горах Урала,
Твой мальчик спит. Испытанный судьбой,
Я верю: мы во что бы то ни стало
В конце концов увидимся с тобой.
Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.
Комментарий учителя
В стихотворении раскрывается мотив детства, загубленного жестокой и беспощадной войной. Мальчика везут из Бреста — первой советской крепости, принявшей на себя удар гитлеровской армии и оказавшей героическое сопротивление. Ребенок расположился на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия. Симонов указывает и возраст мальчишки. Ему десять лет, но он уже поседел, пережив гибель матери, с которой даже не имел возможности проститься, обстрел родного города, поспешную эвакуацию из него, ранение отца. По словам поэта, ребенок словно погостил на том свете. История мальчика — первая часть стихотворения. В середине произведения Симонов меняет тему. Лирический герой предстает перед читателями непримиримым бойцом, не желающим возвращаться домой, пока окончательно не будет повержен враг. Об этом он говорит любимой женщине, знающей о горестях войны только понаслышке. Совесть не позволит ему покинуть фронт, пока тот мальчишка снова не окажется в Бресте, не «поцелует горсть своей земли».
Стихотворение Симонова написано в 1941 году, в тяжелое время для советской армии. Толком неподготовленные к нападению Гитлера, отступали наши бойцы. Проникновенная лирика Константина Михайловича в тот период была нужна им как никогда. Поэт пытался при помощи слова поддержать солдат, продемонстрировать жизненную необходимость борьбы с фашистами, принесшими горести войны на территорию Советского Союза. Симонов призывал стоять на смерть ради маленьких сыновей и дочерей, у которых отняли детство, ради матерей и отцов, ради возлюбленных. На искренние стихотворения Константина Михайловича не могли не откликнуться сердца советских бойцов.
Работа с теорией литературы
Найдите слова в переносном значении в произведении:
зачтутся эти десять дней, дом отнят у мальчишки, горе оборвало сердца, призвал нас воинский закон.
Найдите эпитеты: заснувшая игрушка, седой мальчишка,
Найдите элементы сказочного повествования: за тридевять земель
Какой вид рифмы представлен в произведении? Абаб – перекрестная
Какой стихотворный размер? – ямб
6.Подведение итогов урока
Работа в группах
Создание коллажа на тему «Подвиг» и «Предательство». Защита мини-проектов
7.Рефлексия
Метод «Микрофон»
- Что такое подвиг?
- Человек, совершивший подвиг, какой он?
- Какими качествами обладает?
- Сегодня я хотел бы пожелать всем людям на Земле…
Мне урок понравился тем, что…
8. домашнее задание
Подготовить иллюстрации к произведению