Оргмомент. Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке, психологически подготовить детей к общению | Приветствие Проверка подготовленности к уроку Организация внимания школьников Ознакомление с планом проведения урока Добрый день! Я рада видеть вас и хочу начать работу с вами. Надеюсь, что урок пройдет с пользой для всех |
Проверка домашнего задания. Задачи: установить правильность, полноту и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, выявить пробелы в знаниях, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы | Выявление степени усвоения заданного учебного материала Фронтальный опрос. Ликвидация обнаруженных недостатков. |
Актуализация знаний и умений Задачи: психологическая подготовка ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку; учащиеся воспроизводят известные им знания, осознают их, обобщают факты, связывают старые знания с новыми условиями, с новыми данными и т.д. | Надеюсь, что урок пройдет с пользой для всех. Ребята, сегодня тема нашего урока: Параллельные прямые (запись на доске). Запишите в тетрадях число и тему. Сегодня у нас не обычный урок. Мы представим себя в роли строителей и построим дом. А поможет нам в этом один из великих математиков. Виет Ф. Что бы нам заложить фундамент нашего дома мы должны показать ученому свои знания. И первый вопрос от Виета. Приведите подобные в левой и правой частях и решите уравнение 7x – 8x + 11x = 14 – 24 -5 (Решение : (7 - 8 + 11)x = 14 – 24 -510x = - 15 x = - 1,5) Второй вопросПеренесите неизвестные члены уравнения в левую часть, а известные в правую и решите уравнение . 10 + 2x - 8 = 6x + 14 (Решение: 2x – 6x = 14 -10 + 8 - 4x = 12 x = - 3) - И последний вопросРаскройте скобки и решите уравнение 5- (x-3) = 2(3x - 2) Решение: (15 – x + 3 = 6x – 4 - x – 6x = 4 – 3 – 15 - 7x = - 14 x = 2 ) Молодцы справились с заданием и заложили фундамент дома |
Осмысление Изучение нового материала. Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов проработки учебной информации | Что бы дальше продолжить строить дом необходимо возвести стены. А чтобы возвести их мы узнаем сегодня, что- то новое. Ребята а на какую фигуру похож наш фундамент? Скажите а вы видите здесь перпендикулярные линии? Где? Молодцы. Здесь помимо перпендикулярных линий есть параллельные Давайте запишем с вами какие линии называются параллельными. Две непересекающиеся прямые на плоскости называются параллельными Для обозначения “параллельности” прямых, так же как и для “перпендикулярности” существует символ “||”, пишем АВ||КМ. Из школьного фольклора: Мы две прямые, мы не одиночки, Но нам нигде и никогда Не повстречаться в точке. А теперь оглянемся вокруг, попробуем найти, ну прямые вряд ли, параллельные отрезки. (Учащиеся приводят примеры.) А вы, когда – нибудь обращали внимание на государственные флаги. Очень многие из них представляют полотнище состоящие или содержащие параллельные полосы – отрезки. Расположены горизонтально, и вертикально. Кстати, государственная символика не обошла и перпендикулярные отрезки. – Вот видите, ребята, сколько мы нашли примеров. В каждом случае “математической моделью” являются параллельные прямые, отрезки. Поэтому, нам просто необходимо изучить этот объект подробней. Каждый поставьте перед собой цель. Научиться на этом уроке: определять параллельность двух прямых и строить параллельные прямые. – Когда мы приводили примеры, скажите! Какую форму, чаще всего, имели предметы, где встречалась параллельность? (Прямоугольник или квадрат) Противоположные стороны, которых параллельны. Значит, вы должны легко построить параллельные прямые, используя разлиновку тетради. Если две прямые в плоскости перпендикулярны третьей прямой, то они параллельны. Давайте закрепим наши знания, а ученный уже готов нам помочь |
Закрепления новых знаний и умений. Задачи: обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения | Скажите ребята, а в нашем доме вы видите параллельные и перпендикулярные прямые? Выйдите и покажите. Замечательно. Ребята, а на какую фигуру сейчас похож наш дом? Что еще нам не хватает в доме? (окон и крыши) Задание 1: постройте в тетради параллельные прямые АВ и МК горизонтально, m и n вертикально, запишите, что прямая АВ параллельна КМ, а m параллельна n. (Сама строю “на глаз” – в первом случае параллельно, в другом – нет) – А теперь попробуем построить параллельные прямые, не используя клетки тетради. Обратимся к рисунку прямоугольника и квадрата; параллельные стороны которых перпендикулярны одной стороне. Значит, можно предположить, что это условие параллельности действует во всех случаях. |
Проверка новых знаний Задачи: установить правильность и осознанность учащимися изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления | Работа с учебником. Уровень А: № 1099,1101 Задание 2: С помощью линейки и треугольника построить прямую p параллельно данной прямой q. Учащиеся строят в тетради, учитель на доске. Комментарии: чтобы построить прямую p параллельную приложим треугольник к прямой q, к другой стороне линейку “вот так”. Затем, передвигая угольник вдоль линейки, строим прямую p. Задание 3: Усложним задачу. Дана прямая АВ и точка С не лежащая на прямой. Провести через точку С прямую СD параллельную АВ. Построение. Чтобы построить прямую СD параллельную АВ, 1) приложим треугольник к прямой АВ, 2) к другой стороне линейку “вот так”. 3) Затем, передвигая угольник вдоль линейки, добьёмся того, чтобы точка С оказалась на стороне угольника. 4) проведем прямую СD. В обоих случаях мы строили две прямые перпендикулярные третьей, роль которой играла линейка. А для этого мы должны научиться находить как свои так и чужие ошибки. Умницы ребята мы с вами построили дом. Как он вам? |
Подведение итогов. Рефлексия. Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, дать оценку работе отдельных учащихся и всего класса | Мобилизация учащихся на рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? .Выставление оценок. |