Урок" Первые русские князья"

Методическая разработка урока с применением интерактивных форм обучения.

Просмотр содержимого документа
«Урок" Первые русские князья"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Товарковская средняя общеобразовательная школа1»









Методическая разработка урока:

« Первые киевские князья глазами историков и летописцев»











Автор разработки:

Зубова Любовь Александровна, учитель истории

высшей категории

МКОУ « Товарковская СОШ 1»

Калужская область, Дзержинский район

п. Товарково,ул. Первомайский м-н,д.8,кв.49.

сот.т. 8-980-713-31-34





п. Товарково

2017г.

Тема урока: Первые Киевские князья глазами историков и летописцев.

Цель урока: Показать значение личности первых русских князей для развития истории российского государства. Раскрыть особенности внутренней и внешней политики первых русских князей.

Задачи урока:

  1. Обучающие:

- совершенствование учебно- познавательных компетентностей учащихся;

- формировать умения анализировать информацию, переводить текстовую информацию в знаковую( схему), составлять опорный конспект;

2. Развивающие:

- создать условия для формирования основных компетенций: коммуникативной и информационной;

- развивать навыки работы с картой, умения определять, сравнивать и объяснять понятия;

- Учить анализу исторического источника, умению обобщать исторический материал и аргументировать свою точку зрения.

3. Воспитательные:

- воспитывать критическое мышление в процессе восприятия

информации и определение собственной позиции;

- воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны;



Тип урока: Проблемно – исследовательский урок детского творчества.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: презентации, опорные конспекты, рабочие листы с заданиями, карты, фломастеры, мультимедийный проектор, портреты князей.

Основные понятия: государство, полюдье, уроки, погосты, повоз.

Подготовка к уроку.

Предварительное задание: За 1-2 недели класс разделить на группы для организации поисково- исследовательской, творческой деятельности учащихся.

Задание группе историков: 1. Составить опорные конспекты о деятельности первых князей.

2.Найти портреты первых князей.

Задание группе летописцев:

1.Найти отрывки из летописей, характеризующих первых князей.

2.Подготовить раздаточный материал из летописей.

Задание группе литераторов:

1.Найти литературные произведения о деятельности князей для организации выставки.

2. Составить задания для конкурса « Человек – загадка»

Задание группе художников, конструкторов:

1.Изобразить деятельность первых князей в рисунках, в символах.

Задание группе экспертов: 1.Подготовить раздаточный материал:а) ромашка Блума;

б) рабочий лист к игре» Четвёртый

лишний»;

в) оценочный лист.



Ход урока

Учитель: Тема нашего урока « Первые киевские князья»

Цель урока: Показать значение личности первых русских князей для развития истории российского государства. Раскрыть особенности внутренней и внешней политики первых русских князей.



Эпиграф к уроку: «Родная страна становится всё более близкой и родной, когда знаешь её историю» М.И. Калинин.





Запись на доске:

Проблемное задание: 1.Что было общего в деятельности первых русских князей?

2.Чем деятельность Святослава отличалась от деятельности других первых киевских князей.

Учитель: В тетради напишите подзаголовок « Деятельность князей» и начертите таблицу из двух равных колонок ; В первой запишите «Общие черты», а во второй – «Отличия деятельности Святослава.»

Общие черты

Отличия деятельности Святослава











  1. Этап урока. Мозговой штурм. Работа в парах:

Рабочий лист №1 « Расшифруй послание» - впишите в рассказ пропущенные слова.

Учитель: Молодцы вы справились с заданием и мы с вами узнали как называлось наше государство в древности: Дополните мои предложения: ( вопрос задаётся каждой группе)

- наше государство в древности называлось……( Киевская Русь);

- вторым центром государства стал г. …….( Киев);

- Государство – это власть, регулирующая отношения между ……( людьми опираясь на силу- суд, войско,);

- Государство возникает когда в обществе появляется…… ( неравенство)



  1. Этап урока Осмысление. Учитель: А теперь давайте проанализируем, какова же была роль первых киевских князей в становлении государства, их внутреннюю и внешнюю политику, и решим проблемную задачу ( чтение задачи).

Группа историков подготовила нам презентации о деятельности князей – показ презентаций №1- о деятельности первых князей;

№2- о княгине Ольге;

Учитель: Как вы думаете, почему славяне пригласили именно варягов на роль первых правителей?

( Ответ: варяги – наёмные скандинавские воины, они были отличными мореплавателями, что в тот период существования племён было наиболее важным.)



Учитель: Давайте послушаем летописцев, которые поработали с первой летописью « Повесть временных лет» , автор которой монах Нестор и подготовили для вас рабочие листы № 2 о князе Святославе , где каждый отрывок из летописи характеризует его внутреннюю и внешнюю политику государства.

( приложение №2. Рабочий лист №2)



Ответы учащихся из группы летописцев с опорой на документ ( использовать летописи в учебнике на стр. 28;32;35;).



Учитель: Группа историков подготовила для вас опорные конспекты о каждом князе. У вас на партах рабочие листы №3 –

Опорный конспект о каждом князе ( приложение №3).

Задание: 1.Подумайте, всё ли отражено в конспекте и что бы вы хотели добавить? 2.Впишите особые заслуги каждого князя, опираясь на тот материал, который вы услышали, а также на свою практическую работу в тетради: Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей.

3.Подумайте , какой символ правления вы бы изобразили, отражающий деятельность князя?

Ответы учащихся.

Учитель: Группа художников и конструкторов тоже думали над этим вопросом, давайте послушаем их варианты?

Ответы учащихся.

Ильиных Ю:

( Я свой рисунок « Месть древлянам» посвятила княгине Ольге. Это была первая женщина, которая мудро правила государством : - провела первую налоговую реформу; - в 957 г. приняла крещение, чтобы укрепить связи Руси с другими государствами. За это её стали называть « мудрая, святая, хитрая». Я не могу её осуждать за месть древлянам, так как она была язычница и поступала по тем традициям, но она поняла что нельзя постоянно мстить, так как зло порождает зло и чтобы избежать новых восстаний ввела « уроки – точный размер дани и погосты- места сбора дани.)

Учитель: Жизнь и деятельность первых князей интересовала не только историков, но и литераторов, Группа литераторов подготовила для вас выставку книг, посвященных первым киевским князьям, а также конкурс « Человек – загадка»

Задание: Определите, о ком идет речь ( приложение №4)?



Учитель: А теперь давайте с вами решим проблемную задачу

Ответ:

Общие черты

Отличия деятельности Святослава

  1. Главная задача- объединение разрозненных территорий по единой властью

1.Больше времени уделял внешней политике, чем внутренней.

  1. Укрепление собственной власти в городах Киевской Руси.

2.Внешняя политика была оборонительной, завоевательной, грабительской.

  1. Расширение территории Киевской Руси

3.Значительно расширил границы Руси в направлениях: византийское, печенежское, булгарское, хазарское

  1. Завоевание авторитета Киевской Руси среди соседних государств.


  1. этап урока. Рефлексия.

Учитель: Для закрепления наших знаний о деятельности первых киевских князей группа Экспертов подготовила для вас задания:

Задание №1. Составь логическую цепочку. От каждой группы надо выбрать по одному человеку. На столе найдите материал о вашем князе и на магнитной доске расположите данные материалы о князе в определенной последовательности по вашему выбору.

Задание №2. Пока ученики выполняют это задание Мы с вами ответим на вопросы ромашки «Ромашка Блума». Каждый лепесток - это вопрос от простого к сложному. Каждая команда оторвёт себе по 2 лепестка и, обсудив в команде, можете отвечать.



Простой вопрос: Назовите первых русских князей в определенной последовательности?



Уточняющий вопрос: Если я правильно понял, то основателем

государства- Киевская Русь- стал князь

Олег?



Объясняющий вопрос: Княгиня Ольга провела первую налоговую реформу и ввела уроки и погосты. Объясни значение этих слов.

Объясняющий вопрос:Почему княгиня Ольга мстила древлянам за смерть своего мужа- Игоря?



Творческий вопрос: У вас было задание написать синквейн.

Ключевое слова « Русь». Расскажите его.

Кто еще написал синквейны на ключевые

« князь», «государство».



Творческий вопрос: Представь себя в роли князя Олега и рас

скажи отрывок их произведения

А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге:

«Скажи мне кудесник, любимец богов,

Что сбудется в жизни со мною?

И скоро ль на радость соседей врагов,

Могильной засыплюсь землёю?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмёшь ты коня»



Оценочный вопрос: Как вы думаете, какая форма дани была для славян более удобной и почему- полюдье или повоз. Объясните значение этих слов.



Практический вопрос: Где вам могут пригодиться знания о первых киевских князьях?

Практический вопрос: Предположите, что означал висевший на

одной стороне головы локон волос?

Ответ: локон волос означал знатность

Рода.

Учитель: Давайте проверим правильность выполнения задания № 1( составления логической цепочки.)

Задание № 3. Индивидуальное. У вас на столах рабочий лист № 4

Игра « Четвёртый лишний». Возьмите карандаш и галочкой

отметьте лишнее слово.

Учитель: Итак, сегодня мы узнали много нового о жизни первых киевских князей. Спасибо вам за подготовку. Эксперты поставят в оценочном листе общие и индивидуальные оценки каждому вместе со старшими каждой группы, а в графе « оценка учителя» каждому за подготовительную работу и работу на уроке выставлю я. Итоговые оценки мы скажем на следующем уроке. Спасибо за урок.

Запишите домашнее задание: Написать письмо другу:

- О любом князе;

- Что понравилось на уроке , а что нет;

- тема письма на ваш выбор.






Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас