Предмет: математика | Тип урока: урок открытия новых знаний. | Основные понятия: пятая часть числа |
Тема урока: Пятая часть числа. |
Цель урока: Обобщить знания учащихся таблицы умножения на 5 и соответствующих случаев деления; научить находить пятую часть числа действием деления. |
Планируемые результаты: |
Предметные: -называть одну или несколько долей данного числа и числа по его доле; -находить пятую часть числа. | Метапредметные: ориентироваться в учебнике; принимать и сохранять цель и учебную задачу; оценивать свою деятельность, результаты своих действий. | Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
Методы обучения: наглядный; словесный; проблемно-поисковый; эвристический; практический. | Дидактические средства: мультимедийная презентация, раздаточный материал (обозначение количества частей\долей круга). |
Оборудование: |
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы. | Содержание педагогического взаимодействия | Планируемые предметные результаты |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Метод: “Применение стихов-настроев”, словесный. | Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Мотивация учебной деятельности. - Прозвенел уже звонок – Начинаем наш урок. -Здравствуйте, ребята. Встаньте, повернитесь к своему соседу, улыбнитесь. Садитесь. Проверьте свои рабочие места, подготовьте все необходимое. Открываем тетради, записываем число, классная работа. | Приветствуют учителя. Проверяют собственную готовность к уроку. Организуют запись в тетрадь. | |
Актуализация знаний | Форма проведения: фронтальная. Вид работы: устный счет. | Устный счет. 1)На ветке сидело 12 птиц. Четвертая часть птиц улетела. Сколько птиц осталось на ветке? 2)Разложите 10 яблок на 5 тарелок поровну. Сколько яблок окажется на 1 тарелке? 3)Чему равна треть числа 27? 4)Во сколько раз сумма чисел 26 и 10 больше 4? 5) Какова сумма денег, если 13 руб., составляют треть имеющейся суммы? 6)Сколько страниц в книге, если 15 страниц составляют четвертую часть книги? | Отвечают на вопросы учителя. -
12:3=4( птицы) улетело. 12-4=9 ( птиц) осталось. 2)10:5=2 (яблока) на 1 тарелке. 3)27:3=9 4)(26+10):4=9. 5)13*3=39 (руб). 6)15*4=60 (страниц) – в книге. | |
Постановка цели и определение темы. Мотивация учебной деятельности обучающихся | Форма работы: индивидуальная. Используемые методы: проблемно-поисковый, практический, проблемный. Прием: беседа. | -Ребята, посмотрите внимательно на экран. Перед вами несколько заданий. Для решения этих выражений мне понадобится три помощника. -Первый помощник решает задания из первого столбика, второй помощник выполняет задания среднего столбика, третий, соответственно, последний столбик. 1)Найди треть числа 18. 2)Чему равна четверть числа 28? 3)Найди пятую часть числа 35. -Поменяйтесь местами и проверьте друг друга. Все ли справились с решением данных выражений? -Почему мы не смогли решить это задание? -Правильно. Так какую же цель мы поставим перед собой на уроке? | Обучающиеся смотрят на слайд. 3 человека выполняют задания. 1)Треть числа 18 Чтобы найти треть числа, нужно данное число разделить на 3. 18:3=6. Ответ: 6. 2)Четверть числа 28 Чтобы найти четвертую часть числа, необходимо данное число разделить на 4. 28:4=7. Ответ: 7. 3)Мы не знаем как найти пятую часть числа. -Цель нашего урока: научиться находить пятую часть числа. | |
Первичное усвоение новых знаний | Используемые методы: практический, словесный, наглядный. Вид работы: работа с учебником, составление наглядной схемы. Форма работы: фронтальная. Используемые методы: проблемно-поисковый, эвристический. Вид работы: работа с правилом. Форма работы: коллективная. | -Откройте ваши учебники на странице 8. Прочитайте задачу №17. -О чем говорится в задаче? - Что обозначает число 30? -Сколько фотографий приклеили на одну страницу? - Что нам необходимо узнать? -С помощью какого арифметического действия мы сможем узнать ответ на первый вопрос? -Назовите решение задачи. -Что нам необходимо сделать, чтобы узнать, сколько страниц заняли 15 фотографий? -Ребята, представьте, что этот отрезок – фотоальбом. Всего в нем 30 фото. Н одной странице 5 фотографий. Разделим этот отрезок на части, равные 5. -Что мы сейчас с вами сделали? -Мы разделили общее количество фотографий на 5. -Если разделить число на 5, то можно найти пятую часть этого числа. Прочитайте информацию из рамочки на странице 8. -Что мы узнали при решении задачи? -Мы узнали, что количество фото на одной странице альбома является пятой частью всех фотографий. | Обучающиеся открывают учебники. Читают условия задачи. -В задаче говорится об альбоме с фотографиями. -30 – общее количество фотографий. -На одну страницу приклеили 5 фото. -Нужно узнать, сколько страниц альбома заняли фотографии, сколько страниц заняли 15 фотографий? -С помощью действия деления. Количество фотографий необходимо разделить на количество фотографий, размещенных на одной странице. -30:5=6 (страниц) заняло 30 фото. -Необходимо количество фото (15) разделить на количество фото, которое можно вклеить на одну страницу (5). 15:5=3 (страницы) заняло 15 фото. Слушают учителя. -Мы разделили отрезок на 5 равных частей. 30 фотографий разделили по 5 фотографий. -Чтобы найти пятую часть какого-нибудь числа, надо это число разделить на 5. -Решив предыдущую задачу, мы узнали чему равна пятая часть числа 30; числа 15. | |
Первичная проверка понимания знаний | Форма организации работы: ответ с места. Используемые методы: практический. Вид работы: выполнение заданий из учебника. Метод: наглядный. Форма организации работы: коллективная, фронтальная. Метод: практический. | -Сейчас мы с вами будем выполнять следующее задание. Отвечаем по поднятой руке. Упражнение №21. -Найди пятую часть числа 10; числа 40; 35; 20; 25. -Молодцы. А можем ли мы узнать число, зная его пятую часть? -Пятая часть числа равна 8. Какое это число? При затруднении решения задания обучающимися учитель прибегает к изображению карточки-помощницы или к моделированию ситуации. -Прочитайте текст задачи №25. Длина пятой части веревки равна 9м. Найди длину всей веревки. -Что нам известно? Давайте изобразим это на схеме. -С помощью какого арифметического действия мы можем найти решение данной задачи? -Вы большие молодцы. -Ребята, посмотрите на слайд. Какая часть фигур здесь закрашена? | Обучающиеся отвечают с места. -Пятая часть числа 10 равна 2. (10:5=2). -Пятая часть числа 40 равна 8. (40:5=8) -Пятая часть числа 35 равна 7. (35:5=7) -Пятая часть числа 20 равна 4. (20:5=4) -Пятая часть числа 25 равна 5. (25:5=5). -Число умножить на 5, тогда получим изначальное число. -8*5=40. Число 40. -Известно, что одна из пяти частей веревки равна 9 м. Изображают веревку, поделенную на 5 равных частей, у которой одна часть – 9м. -С помощью умножения. Нам необходимо умножить длину части веревки на количество частей. 9*5=45 (м)-веревка. -На первой картинке половина, на второй треть, на третьей четверть, на четвертой – пятая часть. | |
Закрепление изученного материала | Метод: практический, проблемный. Форма организации работы: индивидуальная. Форма контроля: взаимопроверка. Метод: практический, аналитический. Форма организации работы: фронтальная. Метод: игровой, словесный. Форма организации работы: коллективная. Вид работы: ответ на вопросы. | -Сейчас вы получите задание на листах. Вам необходимо закрасить: 1)пятую часть круга; 2)две пятые части круга; 3)три пятые части круга; 4)четыре пятые части круга. -Обменяйтесь листами. Проверьте правильность выполнения задания. -Давайте решим с вами задачу №23. Прочитайте задачу. -Что известно в этой задаче? Что необходимо узнать? -Что сначала необходимо найти? -Правильно. С помощью какого арифметического действия? -Мы узнали чему равно общее количество рыбы. Что находим следующим? -Как узнаем, сколько рыбы пожарили? -Запишите ответ. -Чтобы проверить то, как хорошо вы научились находить пятую часть от числа, мы поиграем в игру «Данетка». 1)Чтобы найти пятую часть числа нужно число умножить на 5. 2)Чтобы найти пятую часть числа нужно число разделить на 5. 3)Чтобы найти пятую часть числа 20, нужно 20 : 5 4)Пятая часть числа 20 равна 4. 5)Чтобы найти пятую часть числа 10, нужно 10 : на 2. 6)Чтобы найти пятую часть числа 10, нужно 10 разделить на 5. 7)Пятая часть числа 10 равна 2. | Обучающиеся выполняют задание. Взаимопроверка, сравнение с возможными вариантами, изображенными на слайде. Обучающиеся читают задачу, анализируют вместе с учителем. -Известно, что поймали 6 рыб утром и 4 вечером. Пятую часть отдали кошке, остальную пожарили. Нужно узнать сколько рыб отдали кошке и сколько рыб пожарили? - Узнать сколько всего рыб поймали. С помощью сложения. -6+4=10 (рыб) поймали. Найдем пятую часть рыб, чтобы узнать, сколько рыб досталось кошке. 10:5=2 (рыбы) досталось кошке. -Мы из общего количества рыбы вычтем рыбу съеденную кошкой. 10-2=8 (рыб) пожарили. Ответ: 2 рыбы; 8 рыб. Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, используя только ответы да\нет. 1)НЕТ 2)ДА 3)ДА 4)ДА 5)НЕТ 6)ДА 7)ДА | |
Рефлексия | Форма работы: коллективная. | -Наш урок подошёл к концу. Смогли ли мы достигнуть поставленных перед нами задач? -Возьмите с ваших столов кружочки и положите их в коробочки: в зелёную, если у вас на занятии не возникали трудности; в жёлтую, если вам что-то было не понятно; и в красную, если вы встретили трудности при выполнении упражнений. | Отвечают на вопросы учителя. Участвуют в этапе рефлексии. | |
Подведение итогов | Метод: словесный. Прием: беседа. | Отмечает работу обучающихся, ставит отметки в дневник. | Слушают учителя. | |
Информация о домашнем задании | Метод: словесный. | Сообщение информации о домашнем задании. | Запись информации о домашнем задании в дневник. | |