Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. – Разгадайте закономерность и продолжите ряды чисел: а) 99, 78, 57, … , … , … ; б) 15, 30, 45, … , … , … ; в) 1, 11, 23, 37, … , … , … ; г) 12, 24, 36, … , … , … ; д) 87, 76, 65, … , … , … . | Отвечают на вопросы. Выполняют задания на формирование на-выка устного счета. Решают задачи | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
– Решите задачи. Подумайте, что нужно изменить в текстах задач, чтобы выражение 9 – 6 было решением каждой? 1) На двух скамейках сидели 6 девочек. На одной из них 9 девочек. Сколько девочек сидело на второй скамейке? 2) В саду 9 кустов красной смородины, а кустов черной смородины на 6 больше. Сколько кустов черной смородины в саду? 3) В гараже 9 легковых машин и 6 грузовых. Сколько всего машин в гараже? | Фронтальная | Устные ответы |
• Назовите пары отрезков, у которых одинаковая длина.  | Называют пары отрезков с одинаковой длиной | Фронтальная | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Рассмотрите иллюстрации на доске:  – Какая часть круга закрашена на каждом рисунке? – Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6). – Сегодня на уроке мы научимся находить пятую часть числа | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Фронтальная работа. Работа по учебнику. Задание 21 (с. 8) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Используя фишки, выполните действие: 20 : 5.  20 : 5 = 4. – Покажите пятую часть числа 20. Чему она равна? – Как найти пятую часть какого-нибудь числа? (Надо это число разделить на 5.) Далее учащиеся читают правило по учебнику | Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Составляют правило, как найти пятую часть числа | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному прави- лу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; соотносят выполненное задание с образцом. Коммуникативные: участвуют в диалоге; оформляют свои мысли в письменной и устной речи | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 22 (с. 9) | – Что значит найти пятую часть числа? Решение: 10 : 5 = 2 35 : 5 = 7 40 : 5 = 8 20 : 5 = 4 и т. д. | Находят пятую часть числа | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 23 (с. 9) | – Можно ли сразу узнать длину пятой части отрезка 3 дм 5 см? (Нет, так как надо длину данного отрезка выразить в сантиметрах.) Решение: 1) 3 дм 5 см = 35 см; 2) 35 : 5 = 7 (см) – пятая часть отрезка. Ответ: 7 см | Вычисляют длину пятой части отрезка | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 23 (с. 9) | – Прочитайте текст. Является ли он задачей? – Что вам известно? Что требуется узнать? – Запишите кратко условие задачи.  Решение: 1) 6 + 4 = 10 (р.) – поймал. 2) 10 : 5 = 2 (р.) – отдал. Ответ: 2 р. | Выполняют решение задачи по действиям | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 25 (с. 9) | – Что известно в задании? – Составьте схему к условию задания.  Решение: 9 · 5 = 45 (м) | Составля- ют схему к условию задачи и решают ее | Индивидуальная, фронтальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа по учебнику. Задание 39 (с. 13) | Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения. – Прочитайте вопрос. Сколько всего примеров записано на карточке? (Способ 1: на карточке 2 столбика по 6 примеров. Всего: 2 · 6 = 12 примеров. Способ 2 : на карточке 6 строк по 2 примера. Всего: 6 · 2 = 12 примеров.) Ответ на вопрос задачи: 12 примеров записали по 4 в столбик, значит, в каждом столбике будет 3 примера (12 : 4 = 3). – Выполните устные вычисления на карточке | Распределяют примеры на группы. Выполняют вычисления | Индивидуальная | Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 40 (с. 14) | – Прочитайте задачу. Решите задачу, выполнив только одно действие. – Какое данное при этом в условии задачи окажется лишним? (Лишнее данное – это число яблок. Действительно, так как груш на 2 больше, чем яблок, а лимонов на 3 больше, чем груш, значит, лимонов на 5 больше, чем яблок (2 + 3 = 5).) Слабоуспевающим детям можно предложить в помощь карточку-помощницу.  | Находят лишнее данное в условии задачи | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 41 (с. 14) | Возможные варианты оплаты покупки: 1. За ластик: монетами 1 р. и 2 р. – 1 вариант. 2. За карандаш: монетами 1 р., 2 р. и 2 р. или монетой 5 р. – 2 варианта. 3. За блокнот: монетами 1 р., 2 р., 2 р. и 5 р. или монетами 5 р. и 5 р. – 2 варианта. Для того чтобы ответить на вопросы второй части задания, необходимо предварительно выполнить ряд вычислений: 1. 1 + 2 + 2 + 5 + 5 = 15; 15 р. – всего денег было у Юли. 2. 1) 5 + 10 = 15; 15 р. – стоимость карандаша и блокнота. 2) 15 р. = 15 р. – значит, Юле хватит денег на покупку карандаша и блокнота. 3. 1) 5 · 2 = 10; 10 р. стоят два карандаша. 2) 10 + 3 = 13; 13 р. стоят два карандаша и ластик. 3) 13 р. меньше 15 р. – значит, Юле хватит денег на покупку двух карандашей и ластика. 4. 1) 3 · 3 = 9; 9 р. стоят три ластика. 2) 9 р. меньше 15 р. – значит, Юле хватит денег на покупку ластиков. 5. 1) 3 + 5 + 10 = 18; 18 р. – стоимость всех трех предметов. 2) 18 р. больше 15 р., значит, Юле не хватит денег на покупку всех трех предметов | Решают задачу | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 43 (с. 15) | – Какие фигуры необходимо построить? Как они расположены? Чертеж:  | Выполняют построение геометрических фигур | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
Работа в печатной тетради № 2. Задание 18 | Запись: Решение: 2 · 3 = 6 (д.) – всего.  Ответ: 6 деревьев | Решают задачу делением | Индивидуальная | Выполнение задания в рабочей тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Как найти пятую часть числа? – То, что вы не знали, а сейчас знаете, – это новое для вас? – Какие задания показались вам наиболее интересными? – Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его. Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы уча-щихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 27, 42 (учебник) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |