СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 61. УМНОЖЕНИЕ ЧИСЛА 5 И ДЕЛЕНИЕ НА 5. ПЯТАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для ознакомления с понятием «пятая часть числа»; способствовать развитию умения находить пятую часть числа действием деление; совершенствовать навыки построения геометрических фигур; развивать умение анализировать и сравнивать.

Просмотр содержимого документа
«Урок 61. УМНОЖЕНИЕ ЧИСЛА 5 И ДЕЛЕНИЕ НА 5. ПЯТАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА.»

Урок 61. Умножение числа 5 и деление на 5. пятая часть числа

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с понятием «пятая часть числа»; способствовать развитию умения находить пятую часть числа действием деление; совершенствовать навыки построения геометрических фигур; развивать умение анализировать и сравнивать

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: воспроизводить результаты табличных

случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления; читать записи вида 5 · 2 = 10, 12 : 4 = 3; называть одну или несколько долей данного числа и числа по его доле; выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи; моделировать ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; получат возможность научиться: формулировать свойства умножения и деления; обосновывать выбор арифметических действий для решения задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; коммуникативные – осуществлять выбор доказательств для аргументации своей точки зрения; регулятивные – анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Личностные: проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику деятельности)

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие

компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Форма
контроля

I. Актуализация знаний

Устный счет в игровой форме

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

– Разгадайте закономерность и продолжите ряды чисел:

а) 99, 78, 57, … , … , … ;

б) 15, 30, 45, … , … , … ;

в) 1, 11, 23, 37, … , … , … ;

г) 12, 24, 36, … , … , … ;

д) 87, 76, 65, … , … , … .

Отвечают на вопросы. Выполняют задания на формирование на-выка устного счета. Решают

задачи

Фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о предмете; сравнивают
и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу

Устные ответы

– Решите задачи.

Подумайте, что нужно изменить в текстах задач, чтобы выражение 9 – 6 было решением каждой?

1) На двух скамейках сидели 6 девочек. На одной из них 9 девочек. Сколько девочек сидело на второй скамейке?

2) В саду 9 кустов красной смородины, а кустов черной смородины на 6 больше. Сколько кустов черной смородины в саду?

3) В гараже 9 легковых машин и 6 грузовых. Сколько всего машин в гараже?

Фронтальная

Устные ответы

• Назовите пары отрезков, у которых одинаковая длина.

Называют пары отрезков с одинаковой длиной

Фронтальная

Устные ответы

II. Сообщение темы урока

Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Рассмотрите иллюстрации на доске:

– Какая часть круга закрашена на каждом рисунке?

– Прочитайте тему урока на доске.

– Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6).

– Сегодня на уроке мы научимся находить пятую часть числа

Слушают
и обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Фронтальная

Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Устные ответы

III. Изучение нового материала

Фронтальная работа.

Работа по учебнику.

Задание 21

(с. 8)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Используя фишки, выполните действие: 20 : 5.

20 : 5 = 4.

– Покажите пятую часть числа 20. Чему она равна?

– Как найти пятую часть какого-нибудь числа? (Надо это число разделить на 5.)

Далее учащиеся читают правило по учебнику

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Составляют правило, как найти пятую часть числа

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: осознают
свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения

данной темы; круг своего незнания; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; логические – сравнивают объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному прави-

лу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы.

Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; умеют следовать режиму организации учебной деятельности; соотносят выполненное задание с образцом.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; оформляют свои мысли в письменной и устной речи

Устные ответы.

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 22

(с. 9)

– Что значит найти пятую часть числа?

Решение:

10 : 5 = 2 35 : 5 = 7

40 : 5 = 8 20 : 5 = 4 и т. д.

Находят пятую часть числа

Фронтальная

Устные ответы

Задание 23

(с. 9)

– Можно ли сразу узнать длину пятой части отрезка 3 дм 5 см? (Нет, так как надо длину данного отрезка выразить в сантиметрах.)

Решение:

1) 3 дм 5 см = 35 см;

2) 35 : 5 = 7 (см) – пятая часть отрезка.

Ответ: 7 см

Вычисляют длину пятой части отрезка

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 23

(с. 9)

– Прочитайте текст. Является ли он задачей?

– Что вам известно? Что требуется узнать?

– Запишите кратко условие задачи.

Решение:

1) 6 + 4 = 10 (р.) – поймал.

2) 10 : 5 = 2 (р.) – отдал.

Ответ: 2 р.

Выполняют решение задачи по действиям

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 25

(с. 9)

– Что известно в задании?

– Составьте схему к условию задания.

Решение: 9 · 5 = 45 (м)

Составля-

ют схему

к условию задачи и решают ее

Индивидуальная, фронтальная

Выполнение задания в рабочей тетради

IV. Первичное осмысление и закрепление

Работа по учебнику.

Задание 39

(с. 13)

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения.

– Прочитайте вопрос. Сколько всего примеров записано на карточке? (Способ 1: на карточке 2 столбика по 6 примеров. Всего:
2 · 6 = 12 примеров. Способ 2 : на карточке 6 строк по 2 примера. Всего: 6 · 2 = 12 примеров.)

Ответ на вопрос задачи: 12 примеров записали по 4 в столбик, значит, в каждом столбике будет 3 примера

(12 : 4 = 3).

– Выполните устные вычисления на карточке

Распределяют примеры
на группы. Выполняют вычисления

Индивидуальная

Личностные: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное или прослушанное; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи)

Выполнение задания в рабочей тетради

Задание 40

(с. 14)

– Прочитайте задачу. Решите задачу, выполнив только одно действие.

– Какое данное при этом в условии задачи окажется лишним? (Лишнее данное – это число яблок. Действительно, так как груш на 2 больше, чем яблок, а лимонов на 3 больше, чем груш, значит, лимонов на 5 больше, чем яблок (2 + 3 = 5).)

Слабоуспевающим детям можно предложить в помощь карточку-помощницу.

Находят лишнее данное
в условии задачи

Фронтальная

Устные ответы

Задание 41

(с. 14)

Возможные варианты оплаты покупки:

1. За ластик: монетами 1 р. и 2 р. – 1 вариант.

2. За карандаш: монетами 1 р., 2 р. и 2 р. или монетой
5 р. – 2 варианта.

3. За блокнот: монетами 1 р., 2 р., 2 р. и 5 р. или монетами 5 р. и 5 р. – 2 варианта.

Для того чтобы ответить на вопросы второй части задания, необходимо предварительно выполнить ряд вычислений:

1. 1 + 2 + 2 + 5 + 5 = 15; 15 р. – всего денег было у Юли.

2. 1) 5 + 10 = 15; 15 р. – стоимость карандаша и блокнота.

2) 15 р. = 15 р. – значит, Юле хватит денег на покупку карандаша и блокнота.

3. 1) 5 · 2 = 10; 10 р. стоят два карандаша.

2) 10 + 3 = 13; 13 р. стоят два карандаша и ластик.

3) 13 р. меньше 15 р. – значит, Юле хватит денег на покупку двух карандашей и ластика.

4. 1) 3 · 3 = 9; 9 р. стоят три ластика.

2) 9 р. меньше 15 р. – значит, Юле хватит денег на покупку ластиков.

5. 1) 3 + 5 + 10 = 18; 18 р. – стоимость всех трех предметов.

2) 18 р. больше 15 р., значит, Юле не хватит денег на покупку всех трех предметов

Решают
задачу

Фронтальная

Устные ответы

Задание 43

(с. 15)

– Какие фигуры необходимо построить? Как они расположены?

Чертеж:


Выполняют построение геометрических фигур

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

Работа в печатной тетради № 2.

Задание 18

Запись:

Решение: 2 · 3 = 6 (д.) – всего.

Ответ: 6 деревьев

Решают задачу делением

Индивидуальная

Выполнение задания в рабочей тетради

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Как найти пятую часть числа?

– То, что вы не знали, а сейчас знаете, – это новое для вас?

– Какие задания показались вам наиболее интересными?

– Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека, и принимают его.

Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: выполняют оценку результатов работы

Оценивание работы уча-щихся

на уроке

Домашнее
задание

Поясняет домашнее задание.

№ 27, 42 (учебник)

Записывают задание

Фронтальная

Наблюдение