УРОК ПИСЬМА
Цель: возрождение российской традиции эпистолярного жанра
Задачи
Формирование знаний об эпистолярном жанре
Обогащение словарного запаса обучающихся
Овладение умениями в производстве правильной речи
Учить школьников писать письма, знать их, типы, структуру
Познакомить с историей развития почты
Воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию
Воспитание эстетического отношения к слову
Воспитание творчески активной, духовно богатой личности
Воспитание патриотизма.
Оборудование:
Тип урока : урок - конференция
Методы:
Основные приемы:
1.Введение в тему урока.
Волшебный лес ожил, Библиотека Волшебного Леса снова заработала, а Анишит – Йокоп начала преподавать русский язык в Лесной школе.
Главный Библиотекарь Михаил Потапович предложил Волшебнице открыть в Главной лесной Библиотеке Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка. Сокращённо КлюЧ и ЗаРЯ.
Учащиеся первых классов готовятся к вступлению в научный клуб младших школьников «Ключ и Заря». Это событие скоро произойдет и для вас тогда, когда каждый ученик напишет своё первое письмо. В ответ вы получите членские билеты и напутственные слова. Во втором классе вы станете полноправными членами научных клубов младших школьников «Мы и окружающий мир», «Ключ и Заря».
Загадки:
-конверты
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.
-письма
Маленькое очень,
Быстрое, как птица
Если захочешь -
За море умчится.
-почтовый ящик
Я синего цвета,
Вишу на стене.
И много приветов
Хранится во мне.
Мы уже постарались ответить на вопросы, которые нам задали Анишит Йокоповна и Михаил Потапович, заполнили анкеты.
А что же делать дальше?
(отправить письмо по адресу)
Как же это сделать?
(ответы детей)
Письмо
Само
Никуда не пойдёт,
Но в ящик его отпусти –
Оно пробежит, пролетит,
Проплывёт
Тысячи вёрст пути.
Нетрудно письму
Увидеть весь свет:
Ему
Не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный пассажир.
- Определите цель урока, чему бы вы хотели научиться?
(научиться подписывать конверт для отправления по почте)
2. История создания жанра письма.
Но сначала давайте совершим путешествие в историю создания жанра письма.
Наш урок – часть всероссийского конкурса «Лучший урок письма». Это форма сотрудничества почты и школы.
- Сейчас письма, деловые и личные, вытеснили телефон, телефакс. Но не следует забывать об этом способе общения людей. Безусловно, каждый человек должен знать правила написания и оформления писем, тем более что они одинаковы для всех стран.
Между первой весточкой в бумажном конверте и современной электронной почтой – столетия, а сегодня они рядом. Ждут с нетерпением, не сводя глаз с монитора компьютера, и электронное послание, и, открывая каждый день почтовый ящик, традиционный почтовый конверт. Прошлое, настоящее и будущее – рядом в нашей жизни.
Совсем недавно я предложила вам принять участие в учебном проекте «Напиши мне письмо». Сегодня пришло время для того, чтобы прослушать отчёты групп о своей работе.
3. Отчёт о работе групп.
1 группа
- При первом знакомстве нашу группу заинтересовал вопрос :
Как возникла переписка между людьми?
(слайд 1)
Мы не задумываемся о том, что многие привычные для нас вещи, прочно вошедшие в наш быт, имеют свою историю, зачастую насчитывающую несколько веков. Например, почта, давно и прочно вошедшая в наш быт, существует уже множество лет - точнее, тысячелетий, и постоянно при этом совершенствуется, стремясь идти в ногу со временем...
(слайд 2)
С самых древних времен люди стремились передать информацию своим соплеменникам. Еще в каменном веке существовали "письма" - последние известия передавались дымом костров или ударами в сигнальный барабан. Позже появляются первые "почтальоны" - гонцы, которые передавали устные сообщения. Эти гонцы должны были заучить "письмо" со слов отправителя, а затем пересказать его наизусть адресату. Интересно, что память об этом до сих пор сохранилась в нашем языке. Мы гораздо чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".
(слайд 3)
Письма писали:
На глине
На бересте
Узелковое письмо
На каменных дощечках
На пергаменте
(слайд 4)
Первыми носителями информации стены пещер. Наскальные изображения изображали животных, охоту и бытовые сцены.
На глиняных табличках писали, пока глина была сырой, а затем обжигали в печи.
Восковые таблички - это деревянные таблички, внутренняя сторона которых покрывалась цветным воском для нанесения надписей острым предметом (стилосом). Использовались в древнем Риме.
(слайд 5)
Предполагается, что бумага была изобретена в Китае в конце первого или начале второго века нашей эры. Широкое распространение получила благодаря арабам только в 8-9 веках.
Берестяные грамоты использовались в Новогороде и были открыты учеными в 1951 году. Тексты берестяных писем выдавливались с помощью специального инструмента — стилоса, изготовленного из железа, бронзы или кости.
(слайд 6)
Шло время, и мир менялся. В IX веке появляется новое государство - Киевская Русь, и почти тут же в этом государстве закладываются основы русской почтовой службы. Сначала письма пересылаются со случайными людьми, чаще всего с много путешествующими купцами. Первое упоминание о гонцах, специально посланных с известиями, встречается в "Повести временных лет". Относится это упоминание к 885 году, который и принято считать началом истории отечественной почты: "послал Олег к Родимичам, спрашивая"...
(слайд 7)
Учитель:
- Но прежде чем написать письмо, надо знать, как правильно это сделать
Согласитесь, трудное это дело – письмо написать. Ведь сначала нужно собраться с мыслями, потом написать послание каллиграфическим почерком на тетрадном листе, согнуть его пополам, положить в конверт, наклеить марку и, наконец, добраться до синего почтового ящика. К сожалению, многим из нас сегодня эта «операция» кажется невыполнимой. Да и зачем тратить столько сил и времени, если можно позвонить, написать смс или отправить e-mail.
Как выбрать нужный стиль письма? На этот вопрос искала ответ 2 группа.
(слайд 8)
Письмо - это
Знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени.
(слайд 9)
Люди давно стали писать письма. В Новгороде археологи нашли письма на бересте – берестяные грамоты: их писали друг другу новгородцы еще в одиннадцатом веке. Конец восемнадцатого - начало девятнадцатого века по праву считают эпохой классического письма: россияне умели и любили писать друг другу. Уважая себя и своего адресата, перебеливали черновики, чтобы поиск слова, выразившего эмоции, остался тайной писавшего, а читающий воспринял найденное слово как единственное.
Письма могут быть разными:
Деловые письма содержат официальную информацию о человеке или предприятии, необходимую для создания нормальной рабочей обстановки (резюме, письмо-отказ, информационное письмо и др.).
Частные письма создаются для личного общения, передачи бытовой информации и «обмена чувствами».
Рекомендательные письма необходимы для удачного трудоустройства.
Поздравительные письма позволяют поздравить другого человека с днем рождения или с успешным осуществлением какого-либо замысла.
Кроме того, существует особый вид письма, которое адресовано не одному адресату, а сразу многим. Это письмо в газету или журнал.
(слайд 10)
Композиция текста письма – последовательность логически взаимосвязанных смысловых частей, объединенных единством темы.
Прежде чем приступить к написанию текста, автор должен продумать то, что он хочет сказать в своем письме, с какой целью он составляет его, на что можно опереться как на исходную точку, какие доказательства следует привести, чтоб оно стало убедительным
(слайд 11)
3 группа отвечала на вопрос: Как правильно написать письмо?
(слайд 12)
Композиция письма состоит смысловых частей:
обращение
вступление
основное содержание
заключение
(слайд 13)
Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращено письмо, то есть оно определяет адресата. По тому, как автор письма обращается к адресату, понятно отношение к человеку. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения, но на письме обязательно выделяется запятыми. Задача обращения – установление контакта с адресатом, чтоб привлечь его внимание, заинтересовать темой письма.
Существуют разные формы обращения.
Обращение в письмах XIX имело огромное смысловое значение.
К обращениям относились выражения «милостивейший государь», «любезный друг», «почитатель мой».
В современное время существует обращение по должности, которое используется в отношении к руководителям, занимающим высокое должностное положение.
Уважаемый господин президент!
Уважаемый господин министр!
Менее официальный характер носит обращение по имени и отчеству
Уважаемая Татьяна Андреевна!
При обращении к коллективу используется обращение
Уважаемые господа!
В отношении к близким людям и друзьям можно применять обращения «дорогой», «любимый», «несравненный», то есть такие слова, которые передают привязанность, нежность и любовь к адресату. При этом уместны в использовании слова, означающие приветствие «здравствуйте», «привет».
(слайд 14)
Вступление – формулировка цели письма или объяснение причины его написания. Назначение вступительной части – установить связь между тем, что уже известно адресату и тем, что автор намерен ему сообщить
(слайд 15)
В основном содержании представлено описание ситуации, послужившей поводом для написания письма, высказываются мнения, приводятся доказательства, необходимые для формулировки заключительной части. В основном содержании приводятся при необходимости аргументы, логически подводящие к завершению.
(слайд 16)
Заключение – это итог темы, отраженной в письме. Обычно используются слова «до свидания», «прощайте», «до встречи», «буду ждать ответа», «пока».
Иногда используется PS – постскриптум (после написанного), где могут отражаться некие замечания
(слайд 17)
4. Практическая часть.
Поблагодарим ребят за интересный материал.
Письмо — вид бытовой письменной речи, давший жизнь таким литературным жанрам, как эпистолярный роман, стихотворное послание. Письмо обязательно имеет не только автора, но и адресата. Его отличают многообразие тем и стилей, лёгкость перехода от одного предмета к другому, сочетание серьёзности и незначительности в предмете разговора. Эпистолярный жанр возник во времена античности.
Что же такое эпистолярный стиль?
Эпистолярный жанр имеет свою историю. Следует сказать, что произошло слово «эпистол» от греч.epistole - послание, переписка, которая имеет двусторонний характер и ведется между отправителем и адресатом. Этот жанр развился из бытовой переписки.
(слайд 18)
Эпистолярный стиль был известен на Руси с древнейших времён. Грамотность была широко распространена. Берестяная грамота — подлинно всенародная корреспонденция. Здесь и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, и хозяйственные документы, и жалобы, адресованные правительству, и школьные записи, и шуточные тексты
Широкое распространение эпистолярный жанр получил в 18 веке.
Эпистолярным жанром пользовались
Ломоносов, Державин, Пушкин. Форма письма используется в романах, в стихотворных произведениях. Об этом подробно мы будем говорить в старших классах.
(слайд 19)
Письма на бумаге пишут с 15 века. В 20-х годах 19 века в Англии появился конверт.
(слайд 20)
Затем появляется конверт, который гораздо информативнее безликого звонка телефона.
(слайд 21)
- Кому адресовано ваше письмо?
(Анишит Йокоповне, Михаилу Потаповичу)
- С чего начинается ваше письмо?
(с приветствия)
- Какие речевые формулы можно использовать?
(Здравствуйте! Добрый день!)
- Что будет содержать основная часть?
(анкета, рисунок эмблемы и ответы на задания)
- Как можно закончить письмо?
(До свидания)
Как называют того, кто пишет письмо?
(отправитель, адресант)
- А тот, кто его получает?
(адресат)
- какая может содержаться в письме информация?
(официальная, личная)
-коммуникативная задача письма?
(сообщить, поздравить, поделиться известиями, поблагодарить, извиниться)
(слайд 21)
Для того чтобы ваше письмо путешествовало благополучно, необходимо адресные данные адресата и отправителя на всех видах конвертов указывать на европейский манер: в верхнем левом углу – данные отправителя, в правой нижней части – реквизиты получателя. Правильное написание адреса поможет всем работникам, связанным с обработкой и доставкой корреспонденции. А ваше письмо дойдёт до адресата.
(показ на доске)
Данные отправителя:
От кого_____________
Откуда____________
данные адресата:
Кому______________
Куда_________________
Реквизиты получателя:
кому
куда
(слайд 23)
Сегодня, прямо сейчас – в ходе нашего урока – вы сможете вложить свою лепту в доказательство того, что переписка – явление вечное.
А теперь обратите внимание на слайд (24). Перед вами нужные советы.
(учитель читает)
5. Самостоятельная работа.
(слайд 25)
(Создание настроения – звучит музыка)
Стремительно летит время. Оно несет с собой перемены во всем: в жизни, в науке, технике, культуре. Старое уступает дорогу новому, передовому.
Но, несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго будет выполнять свои трудные, хлопотливые задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями.
Почта связывает нашу страну со всем миром. Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка – это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!