СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК ПИСЬМА для учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: возрождение российской традиции эпистолярного жанра. Урок проводится во 2 классе по программе Перспективная начальная школа.

Просмотр содержимого документа
«УРОК ПИСЬМА для учащихся начальной школы»



УРОК ПИСЬМА

Цель: возрождение российской традиции эпистолярного жанра

Задачи

  • Формирование знаний об эпистолярном жанре

  • Обогащение словарного запаса обучающихся

  • Овладение умениями в производстве правильной речи

  • Учить школьников писать письма, знать их, типы, структуру

  • Познакомить с историей развития почты

  • Воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию

  • Воспитание эстетического отношения к слову

  • Воспитание творчески активной, духовно богатой личности

  • Воспитание патриотизма.




Оборудование:

  • Учебники по русскому языку

  • Конверты

  • Тетради по русскому языку

  • Мультимедийный проектор



Тип урока : урок - конференция

Методы:

  • Словесные

  • Практические

  • Наглядные

  • Объяснительно-иллюстративные

  • Репродуктивный

Основные приемы:

  • Объяснение

  • Беседа

  • Опрос

  • Самостоятельная работа с дополнительной литературой

  • Наблюдение и анализ


1.Введение в тему урока.

Волшебный лес ожил, Библиотека Волшебного Леса снова заработала, а Анишит – Йокоп начала преподавать русский язык в Лесной школе.

Главный Библиотекарь Михаил Потапович предложил Волшебнице открыть в Главной лесной Библиотеке Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка. Сокращённо КлюЧ и ЗаРЯ.

Учащиеся первых классов готовятся к вступлению в научный клуб младших школьников «Ключ и Заря». Это событие скоро произойдет и для вас тогда, когда каждый ученик напишет своё первое письмо. В ответ вы получите членские билеты и напутственные слова. Во втором классе вы станете полноправными членами научных клубов младших школьников «Мы и окружающий мир», «Ключ и Заря».

Загадки:

-конверты

Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею.

-письма

Маленькое очень,
Быстрое, как птица
Если захочешь -
За море умчится.

-почтовый ящик

Я синего цвета,
Вишу на стене.
И много приветов
Хранится во мне.

Мы уже постарались ответить на вопросы, которые нам задали Анишит Йокоповна и Михаил Потапович, заполнили анкеты.

А что же делать дальше?

(отправить письмо по адресу)

Как же это сделать?

(ответы детей)











Письмо

Само

Никуда не пойдёт,

Но в ящик его отпусти –

Оно пробежит, пролетит,

Проплывёт

Тысячи вёрст пути.

Нетрудно письму

Увидеть весь свет:

Ему

Не нужен билет.

На медные деньги

Объедет мир

Заклеенный пассажир.

- Определите цель урока, чему бы вы хотели научиться?

(научиться подписывать конверт для отправления по почте)

2. История создания жанра письма.

Но сначала давайте совершим путешествие в историю создания жанра письма.

Наш урок – часть всероссийского конкурса «Лучший урок письма». Это форма сотрудничества почты и школы.

- Сейчас письма, деловые и личные, вытеснили телефон, телефакс. Но не следует забывать об этом способе общения людей. Безусловно, каждый человек должен знать правила написания и оформления писем, тем более что они одинаковы для всех стран.

Между первой весточкой в бумажном конверте и современной электронной почтой – столетия, а сегодня они рядом. Ждут с нетерпением, не сводя глаз с монитора компьютера, и электронное послание, и, открывая каждый день почтовый ящик, традиционный почтовый конверт. Прошлое, настоящее и будущее – рядом в нашей жизни.

Совсем недавно я предложила вам принять участие в учебном проекте «Напиши мне письмо». Сегодня пришло время для того, чтобы прослушать отчёты групп о своей работе.

3. Отчёт о работе групп.

1 группа

- При первом знакомстве нашу группу заинтересовал вопрос :

Как возникла переписка между людьми?

(слайд 1)

Мы не задумываемся о том, что многие привычные для нас вещи, прочно вошедшие в наш быт, имеют свою историю, зачастую насчитывающую несколько веков. Например, почта, давно и прочно вошедшая в наш быт, существует уже множество лет - точнее, тысячелетий,  и постоянно при этом совершенствуется, стремясь идти в  ногу со временем...

(слайд 2)

С самых древних времен люди стремились передать информацию своим соплеменникам. Еще в каменном веке существовали "письма" -  последние известия передавались дымом костров или ударами в сигнальный барабан. Позже появляются первые "почтальоны" - гонцы, которые передавали устные сообщения.  Эти гонцы  должны были заучить "письмо" со слов отправителя, а затем пересказать его наизусть адресату. Интересно, что память об этом до сих пор сохранилась в нашем языке. Мы гораздо чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".

(слайд 3)

Письма писали:

На глине

На бересте

Узелковое письмо

На каменных дощечках

На пергаменте

(слайд 4)

Первыми носителями информации стены пещер. Наскальные изображения изображали животных, охоту и бытовые сцены.

На глиняных табличках писали, пока глина была сырой, а затем обжигали в печи.

Восковые таблички - это деревянные таблички, внутренняя сторона которых покрывалась цветным воском для нанесения надписей острым предметом (стилосом). Использовались в древнем Риме.

(слайд 5)

Предполагается, что бумага была изобретена в Китае в конце первого или начале второго века нашей эры. Широкое распространение получила благодаря арабам только в 8-9 веках.

Берестяные грамоты использовались в Новогороде и были открыты учеными в 1951 году. Тексты берестяных писем выдавливались с помощью специального инструмента — стилоса, изготовленного из железа, бронзы или кости.

(слайд 6)

Шло время, и мир менялся.  В IX веке появляется новое государство - Киевская Русь, и почти тут же в этом государстве закладываются основы русской почтовой службы. Сначала письма пересылаются со случайными  людьми, чаще всего с много путешествующими купцами. Первое упоминание о гонцах, специально посланных с известиями, встречается в "Повести временных лет". Относится это упоминание к 885 году, который и принято считать началом истории отечественной почты:   "послал Олег к Родимичам, спрашивая"...

(слайд 7)

Учитель:

- Но прежде чем написать письмо, надо знать, как правильно это сделать

Согласитесь, трудное это дело – письмо написать. Ведь сначала нужно собраться с мыслями, потом написать послание каллиграфическим почерком на тетрадном листе, согнуть его пополам, положить в конверт, наклеить марку и, наконец, добраться до синего почтового ящика. К сожалению, многим из нас сегодня эта «операция» кажется невыполнимой. Да и зачем тратить столько сил и времени, если можно позвонить, написать смс или отправить e-mail.

Как выбрать нужный стиль письма? На этот вопрос искала ответ 2 группа.

(слайд 8)

Письмо - это

Знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени.

(слайд 9)

Люди давно стали писать письма. В Новгороде археологи нашли письма на бересте – берестяные грамоты: их писали друг другу новгородцы еще в одиннадцатом веке. Конец восемнадцатого - начало девятнадцатого века по праву считают эпохой классического письма: россияне умели и любили писать друг другу. Уважая себя и своего адресата, перебеливали черновики, чтобы поиск слова, выразившего эмоции, остался тайной писавшего, а читающий воспринял найденное слово как единственное.

Письма могут быть разными:

  • Деловые письма содержат официальную информацию о человеке или предприятии, необходимую для создания нормальной рабочей обстановки (резюме, письмо-отказ, информационное письмо и др.).

  • Частные письма создаются для личного общения, передачи бытовой информации и «обмена чувствами».

  • Рекомендательные письма необходимы для удачного трудоустройства.

  • Поздравительные письма позволяют поздравить другого человека с днем рождения или с успешным осуществлением какого-либо замысла.

  • Кроме того, существует особый вид письма, которое адресовано не одному адресату, а сразу многим. Это письмо в газету или журнал.

(слайд 10)

Композиция текста письма – последовательность логически взаимосвязанных смысловых частей, объединенных единством темы.

Прежде чем приступить к написанию текста, автор должен продумать то, что он хочет сказать в своем письме, с какой целью он составляет его, на что можно опереться как на исходную точку, какие доказательства следует привести, чтоб оно стало убедительным

(слайд 11)

3 группа отвечала на вопрос: Как правильно написать письмо?

(слайд 12)

Композиция письма состоит смысловых частей:

  • обращение

  • вступление

  • основное содержание

  • заключение

(слайд 13)

Обращение -  слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращено письмо, то есть оно определяет адресата. По тому, как автор письма обращается к адресату, понятно отношение к человеку. Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения, но на письме обязательно выделяется запятыми. Задача обращения – установление контакта с адресатом, чтоб привлечь его внимание, заинтересовать темой письма.

Существуют разные формы обращения.

Обращение в  письмах XIX  имело огромное смысловое значение. 

К обращениям относились выражения «милостивейший государь», «любезный друг», «почитатель мой».

В современное время существует  обращение по должности, которое используется в отношении  к руководителям, занимающим высокое должностное положение.

Уважаемый господин президент!

Уважаемый господин министр!

Менее официальный характер носит обращение по имени и отчеству

Уважаемая Татьяна Андреевна!

При обращении к коллективу используется обращение

Уважаемые господа!

В отношении к близким людям и друзьям можно применять обращения «дорогой», «любимый», «несравненный», то есть такие слова, которые передают привязанность, нежность и любовь к адресату. При этом уместны в использовании слова, означающие  приветствие «здравствуйте», «привет».

(слайд 14)

Вступление – формулировка цели письма или объяснение причины его написания. Назначение вступительной части – установить связь между тем, что уже известно адресату и тем, что автор намерен ему сообщить

(слайд 15)

В основном содержании представлено описание ситуации, послужившей поводом для написания письма, высказываются мнения, приводятся доказательства, необходимые для формулировки заключительной части. В основном содержании приводятся при необходимости аргументы, логически подводящие к завершению.

(слайд 16)

Заключение – это итог темы, отраженной в письме. Обычно используются слова «до свидания», «прощайте», «до встречи», «буду ждать ответа», «пока».

Иногда используется   PS – постскриптум (после написанного), где могут отражаться некие замечания

(слайд 17)

4. Практическая часть.

  • Слово учителя:

Поблагодарим ребят за интересный материал.

Письмо — вид бытовой письменной речи, давший жизнь таким литературным жанрам, как эпистолярный роман, стихотворное послание. Письмо обязательно имеет не только автора, но и адресата. Его отличают многообразие тем и стилей, лёгкость перехода от одного предмета к другому, сочетание серьёзности и незначительности в предмете разговора. Эпистолярный жанр возник во времена античности.

Что же такое эпистолярный стиль?

Эпистолярный жанр имеет свою историю. Следует сказать, что произошло слово «эпистол» от греч.epistole - послание, переписка, которая имеет двусторонний характер и ведется между отправителем и адресатом. Этот жанр развился из бытовой переписки.

(слайд 18)

Эпистолярный стиль был известен на Руси с древнейших времён. Грамотность была широко распространена. Берестяная грамота — подлинно всенародная корреспонденция. Здесь и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, и хозяйственные документы, и жалобы, адресованные правительству, и школьные записи, и шуточные тексты

Широкое распространение эпистолярный жанр получил в 18 веке.

Эпистолярным жанром пользовались

Ломоносов, Державин, Пушкин. Форма письма используется в романах, в стихотворных произведениях. Об этом подробно мы будем говорить в старших классах.

(слайд 19)

Письма на бумаге пишут с 15 века. В 20-х годах 19 века в Англии появился конверт.

(слайд 20)

Затем появляется конверт, который гораздо информативнее безликого звонка телефона.

(слайд 21)


  • Работа с письмом

- Кому адресовано ваше письмо?

(Анишит Йокоповне, Михаилу Потаповичу)

- С чего начинается ваше письмо?

(с приветствия)

- Какие речевые формулы можно использовать?

(Здравствуйте! Добрый день!)

- Что будет содержать основная часть?

(анкета, рисунок эмблемы и ответы на задания)

- Как можно закончить письмо?

(До свидания)

  • Повторение изученного материала. Опрос – закрепление.

Как называют того, кто пишет письмо?

(отправитель, адресант)

- А тот, кто его получает?

(адресат)

- какая может содержаться в письме информация?

(официальная, личная)

-коммуникативная задача письма?

(сообщить, поздравить, поделиться известиями, поблагодарить, извиниться)

(слайд 21)

  • Для того чтобы ваше письмо путешествовало благополучно, необходимо адресные данные адресата и отправителя на всех видах конвертов указывать на европейский манер: в верхнем левом углу – данные отправителя, в правой нижней части – реквизиты получателя. Правильное написание адреса поможет всем работникам, связанным с обработкой и доставкой корреспонденции. А ваше письмо дойдёт до адресата.

(показ на доске)





Данные отправителя:

От кого_____________

Откуда____________



данные адресата:

Кому______________

Куда_________________









Реквизиты получателя:

кому

куда













(слайд 23)



  • Сегодня, прямо сейчас – в ходе нашего урока – вы сможете вложить свою лепту в доказательство того, что переписка – явление вечное.

А теперь обратите внимание на слайд (24). Перед вами нужные советы.

(учитель читает)

5. Самостоятельная работа.

  • Заполнение конверта с адресом.

(слайд 25)

  • Вложить письмо в конверт.

(Создание настроения – звучит музыка)

  • Заключительное слово учителя.

Стремительно летит время. Оно несет с собой перемены во всем: в жизни, в науке, технике, культуре. Старое уступает дорогу новому, передовому.

Но, несмотря на огромные достижения науки и рождение новых средств связи, почта еще очень долго будет выполнять свои трудные, хлопотливые задачи. Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк. С помощью писем люди как бы встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями.

Почта связывает нашу страну со всем миром. Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка – это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!