Уроки русского языка и чтения
Дата: 03.10.2010г., класс 1- , номер уроков 23 и 18
Темы уроков: Письмо с печатного текста. Письмо под диктовку. Согласные звуки
[ т], [ т ‘], буквы Т,т. Роль ударения в словах. (с.55-57)
Педагогическая цель
Создать условия для закрепления знаний учащихся о согласных звуках [т], [т’], буквах Т, т; навыков слогового чтения; способствовать развитию речи учащихся, учиться писать с печатного текста и под диктовку.
Тип урока
Решение частной задачи
Планируемые результаты (предметные)
Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Т, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; определяют роль ударения
Личностные результаты
Проявляют интерес к учебному труду
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: планируют решение учебной задачи.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выявляют при решении учебной задачи известное и неизвестное.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Основное содержание темы, понятия и термины
Согласные звуки [т], [т’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Т, т; предложения.
Образовательные ресурсы
«Лента букв»
Ход урока
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования;
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
Приветствие учащихся.
Всем-всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
– Проверим готовность к уроку учебных принадлежностей на столе
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка
Коллективная. Словесный. Артикуляционная гимнастика
Дети выполняют упражнения:
«Чистим зубки»; «Часики»
Готовят артикуляционный аппарат к чтению
Коллективный. Правильное произношение звуков, выполнение упражнения
та – та – та – у нас дома чистота;
ты – ты – ты – сметану съели все коты;
ти – ти – ти – съели кашу всю почти:
тё – тё – тё – отложили мы шитьё;
то – то – то – стали мы играть в лото;
ат – ат – ат – берём с собою самокат.
III. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
– Сегодня мы продолжим работу со звуками [т], [т’] и буквами Тт, будем совершенствовать умение читать и составлять рассказы по картинкам
Из чего можно составить слово? (из слогов, букв)
– Какие буквы вы уже знаете и умеете писать?
– Назовите гласные и согласные звуки, которые они обозначают букв.
- Какие задания можно выполнить с изученными буквами?
- Постарайтесь сформулировать тему и цели нашего урока.
(Письмо слогов, слов и предложений с изученными буквами)
Какая цель будет у нас на уроке?
(Будем отрабатывать написание букв, учиться писать слова и предложения с изученными буквами.)
Для чего это нужно?
(Хорошо научиться писать буквы, слова и предложения)
Называют тему урока
Слушают учителя
Принимают учебную задачу
Фронтальный. Наблюдение учителя
IV. Закрепление опорных знаний и способов деятельности.
1. Дидактическая игра «Кто больше?»
Фронтальная. Словесный, проблемный. Дидактическая игра
1. Придумайте слова, в которых звуки [т], [т’] в начале слова.
2. В середине слова.
3. В конце слова.
4. Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звуки [т], [т’].
5. Какие предметы есть в вашем портфеле, в названиях которых есть звуки [т], [т’]?
Слышат и различают звуки [т], [т’] в словах; приводят примеры слов с этими звуками
Фронтальный. Выделение звуков, игра
2. Дидактическая игра «Доскажите словечко»
Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра
По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой … .(тучки)
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные … .(тетрадки)
Слушают стихи, произносят пропущенное слово.
Физкультминутка
3. Работа в тетради
- Откройте свои тетрадки и давайте вы запишите под диктовку буквы, которые мы уже изучили. ( Учитель диктует буквы сначала строчные: а, о, и, ы, у, н, с, к, т, а затем и заглавные) 2 сильных ученика работают у доски.
4. Чтение текста с.55
- Прочитайте текст. О чем он?
-Как зовут мальчика? Почему слово Антон написано с большой буквы?
- Что ему дают? –Как можно озаглавить текст.
- Придумайте имена детям и продолжите рассказ.
Письмо: тренировка в написании имен
Физкультминутка
4. Чтение слов (учебник, с. 56)
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа
– Прочитайте слова, которые обозначают один предмет, потом прочитайте слова, которые обозначают несколько предметов. Сравните их.
– Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая вертикальная черта?
Читают слова, выполняют задание.
– Сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным
Читают слова с ранее изученными буквами. Осуществляют классификацию слов, обозначающих один и несколько предметов, сравнивают их написание
Коллективный. Устные ответы
6. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 56)
Коллективная. Словесный, наглядный. Беседа, рассказ
– Рассмотрите картинку.
– Кто изображен на ней?
– Составьте рассказ
Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя. Называют животных и растения, изображённых на иллюстрациях, составляют о них предложения
Составляют рассказ по сюжетной картинке, соблюдая логику изложения. Вносят дополнения и коррективы в рассказы своих товарищей
Фронтальный. Устные ответы, рассказ
7. Работа с текстом (учебник, с. 56)
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа
– Прочитайте текст, соблюдая интонацию.
– Замените схему словом.
– Какое слово закодировано в схеме?
– Составьте по тексту вопросы и задайте друг другу
Читают текст «по цепочке».
– Белка.
Составляют вопросы по тексту и задают друг другу. Читают текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл прочитанного. Подбирают к схеме слова.
Фронтальный. Чтение, устные ответы
8. Слого-звуковой анализ слова
Групповой. Словесный, практический. Анализ слова
– Выполните слого-звуковой анализ слова белка
Анализируют слово белка. Выполняют слого-звуковой анализ слова, характеризуют звуки, сравнивают их по твёрдости-мягкости. Групповой. Анализ слова.
Физкультминутка
9. Работа в тетради
- Спишите 3 предложения из текста, который мы прочитали.
Учитель следит за тем, у кого получается, кто испытывает трудности, учитель помогает ребятам.
В конце оцениваю свои возможности, справились они с поставленными целыми и задачами на данном этапе урока.
Физкультминутка
10. Роль ударения (учебник, с. 57)
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа
– Что такое ударение?
– Прочитайте слова, поставив ударение.
– Понаблюдайте, как ударение меняет значение слова.
– Выделение слога в слове.
Читают слова.
– Одинаковые по написанию слова под ударением на разные слоги имеют разный смысл
Читают слова. Определяют лексическое значение слов. Составляют предложения с заданными словами
Фронтальный. Устные ответы
– Придумайте предложение с этими словами.
11. Работа с предложениями, разными по интонации (учебник, с. 57)
Парная. Словесный. Беседа, чтение
– Рассмотрите предложения.
– Какие знаки препинания вы видите?
– Прочитайте предложения, соблюдая интонацию
Рассматривают предложения.
– Восклицательный знак, точка, вопросительный знак.
Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Работают в паре, внимательно слушают друг друга,
оценивают работу товарища в доброжелательной форме
Парный. Чтение, устные ответы
12. Работа с «лентой букв»
– Посмотрите на «ленту букв» и назовите знакомые вам буквы.
– Чем буквы отличаются от звуков?
– Перечислите гласные буквы, на какие группы можно их разделить? Назовите согласные буквы. На какие группы можно разделить согласные звуки?
– Чем отличаются гласные звуки от согласных?
– Рассматривают «ленту букв», называют буквы.
– Буквы мы видим, звуки – слышим.
– Гласные: обозначающие твердость и мягкость предшествующего согласного звука. Согласные твердые и мягкие.
Называют отличительные черты
Привлекают ранее полученные знания. Различают буквы и звуки. Характеризуют изученные гласные и согласные звуки и буквы. Определяют черты различия между гласными и согласными звуками
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы
VI. Рефлексивно-оценочный
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что особенно вам понравилось? Почему?
Отвечают на вопросы учителя
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы
– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
– Спасибо за урок