муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №14 села Орловки Буденновского района Ставропольского края"
Методическая разработка
Урок письма на тему:
«Есть такая профессия - Родину защищать»
3класс
Разработала:
Учитель начальных классов
Жигалко Лилия Ивановна
МИОУ СОШ №14 села Орловки
Ставропольского края
Буденновского района
2020г.
Тема урока: «Есть такая профессия - Родину защищать»
Цель урока: Формирование гражданских качеств личности, воспитание чувства патриотизма, ответственности за судьбу России ,содействовать возрождению российских традиций эпистолярного жанра, познакомить учащихся с особенностями написания письма.
Задачи урока:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты:
личностные: осознание эстетической ценности русского языка, гордость за родной народ, стремление к речевому самосовершенствованию, интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
метапредметные: способность осознавать цель учебной деятельности и пояснять её, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
предметные: знать структуру и правила написания письма; уметь писать личное письмо; формирование навыка устной и письменной речи, создание связных устных высказываний на заданную тему, осознание важности орфографических грамотного письма и роли знаков препинания в письменном общении; правильно списывать слова, предложения, текст, проверить ошибки .
Оборудование:
Письма, фотографии
Плакаты, рисунки с военной тематикой.
Аудиозаписи песен: “Огонек”, “Жди меня”.
Видеофильм “Грозовые ворота”.
Дидактические карточки (тексты из учебно- методических и дидактических пособий).
I.Организационный момент .Звучит отрывок из песни «Ты пишешь письмо мне» (музыка: Чиркова слова: Уткина)
Учитель:
Писем белые стаи
Прилетали на Русь
Их с волнением читали
Знали их наизусть
Эти письма поныне
Не теряют не жгут
Как большую святыню
Сыновьям берегут.
II.Актуализация знаний
1.Здравствуйте ребята! Как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок? (письмам)
В руках у меня конверт. Для чего нужен конверт? Чтобы вложить в него письмо. Письмо это форма общения, сосредоточение мыслей. Письмо -это беседа с другими и с самим собой. Сегодня мы будем писать письмо, а кому, вы узнаете чуть позже.
2.Фронтальная работа
Сначала мы должны настроиться на красивое и правильное письмо.
- Как называют человека, который получает письмо? (адресат)
- Как правильно называется человек , отправивший письмо? (отправитель)
- Без чего невозможно отправить письмо? (без конверта)
- Ко приносит письмо? (почтальон)
Дети записывают слова: адресат, адрес, отправитель, конверт, почтальон. Ставят ударение, подчеркивают буквы, которые надо запомнить.
III Самоопределение к деятельности
Они играли большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо общаться на расстоянии.
1.Беседа об истории письма. Люди начали писать письма с глубокой древности. Они играли большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо общаться на расстоянии.
Ребята, а вам приходилось получать или отправлять бумажные письма? Чаще всего это смс оповещения или электронные письма. Но было тяжёлое время ВОВ, когда в каждой семье на фронт уходили мужчины разного возраста. В то время не было компьютеров и телефонов, а люди ждали весточку от родного человека. Когда семье приходило письмо с фронта читали его всем селом и горе и радость делили на всех.
(Стихотворение читает ученица).
Письма в треугольниках солдатских
Они для нас до сей поры полны
И мужества и доброты и ласки
И грозного дыхания войны.
В музее нашей школы сохранились такие письма. Сейчас я прочитаю одно из них. (учитель читает письмо...)
"Раскинулось море широко
И волны бушуют вдали."
Здорово Петя!
Вчера тебе послал письмо и от тебя получил письмо. Обстановка у нас не изменяется, обещают с часу на час работу, о которой потом услышишь в газете.
Я сижу на берегу пустынных волн моря. Грежу, вспоминаю поэзию, лирику и многое другое. Красиво!...
Я вспоминаю наш дом, жену и детей, как мы хорошо и счастливо жили....
А теперь эта проклятая война! Встретимся после войны...
До свидания мой друг.
2августа 1943года.
Что это за письмо ребята? Письмо с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в любую погоду: в зной и стужу, с поля боя, в короткие перерывы между боями, в госпиталях и на передовой, когда выдавалась у солдата минутка, чтобы отдохнуть немного, поспать и вспомнить о своих родных и близких. Письма играли особую роль, поддерживая боевой дух солдат. Эта единственная связь с родными согревала, помогала в трудные минуты военной жизни. С большим нетерпением ждали писем с фронта родные и близкие.
У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Путь их был долгим и трудным: они шли примерно полтора месяца. Но не все письма доходили до адресата: одни терялись, другие просто не могли пробиться к войскам, которые вели боевые действия в окружении или при отходе. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив – здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили, что похоронка пришла по ошибке. И ждали годами, десятилетиями. Письма с фронта – это человеческие жизни.
Воинская почта стала бесплатной уже в самом начале войны. В стране возникли трудности с обеспечением населения и армии конвертами.
В этих условиях пришла на помощь простая и нехитрая солдатская выдумка сворачивать письма треугольниками. Письма с фронта шли не в конвертах, на них не было марок.
Определение темы и целей урока:
Вы догадались кому будет адресовано наше с вами письмо. (солдату ВОВ)
Сегодня на уроке мы напишем письмо солдату, защитившему нас от войны. Научимся правильно оформлять письмо. Мы напишем, как живется их внукам в мирное время, что мы можем ходить в школу, играть, смеяться благодаря их подвигу.
Написание письма.
Написать письмо — это искусство. Правильно составить письмо не всегда легко. Этому и будем сегодня учиться.
1.Определим основную мысль письма. (смотрим презентацию о военных письмах)
-Какие впечатления у вас вызывают эти фотографии?
-Какими показаны солдаты?
-Какие эмоции на лицах?
-Чтобы вы хотели сказать воинам?
-Чтобы хотели им пообещать?
Запишите слова, которые вам сразу же представились.
-Какие слова вы записали (ответы детей)
2.Составление письма.
Из каких частей состоит письмо?
1.Приветствие или обращение.
2.Вступление.
3.Основная часть
4.Заключение
5.Подпись. Дата
Работа в группах. Дети делятся на 3 группы.
1группа. Подобрать слова обращения и приветствия.
2группа. Продолжи фразу.
Вы хотите узнать,... Хочется рассказать...
3группа. Продолжи фразы. С уважением к Вам..., Желаем Вам...
3.Практическая работа с письмом.
Теперь мы можем приступить к написанию письма.
Каждая группа составляет свои предложения
для письма. Учитель прикрепляет эти предложения на доске. Мы напишем одно коллективное письмо.
Здравствуй солдат ВОВ!
Пишут тебе ребята 3А класса МОУ СОШ №14 с. Орловки
Мы хотим рассказать тебе как мы сейчас счастливо живем. Какие мы дружные и веселые ребята. Как прекрасно жить в мире, где нет войны. Это все благодаря твоему мужеству, храбрости. Мы восхищаемся твоим подвигом, что навсегда останется в памяти людей.
Мы обещаем, что вырастим настоящими Защитниками Отечества. И ты будешь нами гордиться.
С уважением ученики 3А класса
Итог урока:
Несмотря на то, что современный век — это век техники и электроники, пишите письма. Письма с душой, с переживаниями и настоящими эмоциями, написанные ручкой на обычной бумаге. Пишите то, о чем иногда страшно или стеснительно сказать.
Вот и подошел к концу наш урок. Теперь каждый из вас может написать письмо. Кому вы бы хотели написать? Это будет вашим домашним заданием.
А теперь оценим свою работу. На ваших столах лежат смайлики. Если вам все интересно, то выберете смайлик с восклицательным знаком. А если у вас остались вопросы, то смайлик с вопросительным знаком. Спасибо за работу!