СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок письма. Письма с фронта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

А письма в треугольниках солдатских! Они для нас до сей поры полны И мужества, и доброты, и ласки, И грозного дыхания войны.

Г.Серебряков

Просмотр содержимого документа
«Урок письма. Письма с фронта»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7 села Стародубского Буденновского района»















Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»

Номинация «Лучшая методическая разработка проведения урока письма»














Разработала Дроздова Татьяна Игоревна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ СОШ №7 с. Стародубского

Буденновского района

Ставропольского края









2020 г.



Тема. Письма с фронта.

Цель урока:  познакомить учащихся с эпистолярным жанром; вызвать интерес к поиску писем участников Великой Отечественной войны, к записи воспоминаний о войне, познакомить со структурой письма, пробудить желание написать письмо солдату.
Задачи урока:
Образовательные.

Расширить знаний детей о событиях Великой Отечественной войны. Научить грамотному оформлению писем.

Развивающие:

Способствовать развитию речи обучающихся, навыка использования эпистолярного жанра.

Воспитательные.

Воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому, к ветеранам войны. Формировать активную жизненную позицию, чувство сопереживания и сопричастности ко всему, что происходит рядом.


Планируемые УУД:

Личностные:

Формированию уважительного отношения  к своей Родине, бережного отношения к историческим реликвиям.

Регулятивные:

Умение планировать свои действия в соответствии с постановленной задачей; контролировать время выполнения задания.

Познавательные:

Умение осуществлять поиск информации через прочтение фронтовых писем, строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

Формирование умения отстаивать собственную позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, работать в коллективе.


Методы: проблемный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация,  «Толковый словарь» С. И. Ожегова, Современный толковый словарь

копии фронтовых писем, текстовые задания, музыкальное сопровождение:


Эпиграф  урока: 

А письма в треугольниках солдатских!
Они для нас до сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.

Г.Серебряков



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Формулирование темы и цели урока.

2020 год – особенный для нашей страны. В этом году мы отмечаем знаменательную дату в истории нашей страны 75-летие Великой Победы, также текущий год объявлен Президентом страны как Год памяти и славы.

- Ребята, прошло уже столько лет со времени окончания второй мировой войны, но отголоски её всё ещё доносятся до нас. Что же вам напоминает об этих событиях?

Звучат ответы учащихся. (Могилы неизвестных солдат, памятники воинам, книги и фильмы о ВОВ, фотографии и письма, сохранившиеся со времен войны. Это и рассказы еще оставшихся в живых участников сражений и тех, кто ковал нашу победу, обеспечивая армию всем необходимым.)

- Давайте прочитаем эпиграф к уроку, записанный на доске.

Ученик читает эпиграф.

-Как вы думаете, какова тема урока?

Учащиеся записывают тему урока, эпиграф и определяют цели урока.

3 Словарная работа.

    1. работа в парах.

Задание: найдите словарную статью слова «письмо»

1 пара – Современный толковый словарь

ПИСЬМО , 1) знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов закреплять речь во времени и передавать ее на расстояние. 4 основных буквенно-звуковых типа письма: идеографическое, словесно-слоговое, силлабическое (слоговое) и буквенно-звуковое (алфавитное), а также стенография. Известно с кон. 4-го - нач. 3-го тыс. до н. э. (Египет, Месопотамия). Письму предшествовали средства, служившие запоминанию устных сообщений (вампумы, кипу, пиктография). 2) Письмо как литературный жанр, см. Эпистолярная литература.


2 пара - Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

ПИСЬМО, -а, мн. письма, -сем, -сьмам, ср. 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н. Написать п. родным. Заказное п. 2.Умение писать. Учиться чтению и письму. Искусство письма. 3. Системаграфических знаков для передачи, запечатления речи. Словесно-слоговое п.Иероглифическое п. 4. Манера художественного изображения. Реалистическое п.Икона старинного письма. II уменьш. письмецо, -а, ср. (к 1 знач.). II унич. письмишко, -а, ср. (к I знач.).

    1. фронтальная работа с классом.

- Ребята, а вы попытайтесь дать определение, как даются в толковых словарях, слову “письмо”.

(Учащиеся дают ответы.)

    1. проверка работы в парах

- А теперь проверим правильность ваших определений, сравнив с определениями из толковых словарей.

Учащиеся читают материал толкового словаря .

- Сколько значений имеет слово “письмо”?

- Какое значение слова «письмо» совпало с вашими определениями.

4) Записываем в тетрадь:

Письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

- Давайте выясним, к какому жанру можно отнести письмо.

Эпистолярный жанр  – написание произведения в форме писем

«Эпистолярный» образовалось от слова «эпистола» - от греч.epistole – послание.

Учащиеся записывают определения в тетрадь.


  1. Письма с фронта. (На экране треугольник солдатского письма с фронта ВОВ).

– Что вы видите на экране?

– Как вы думаете, почему письмо сложено треугольником?

1)Сообщение детей о письмах-треугольниках .

 Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником, такую форму письма придумали находчивые воины и они занимают особое место в нашей истории. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которых всегда не хватало на фронте.

Конверт-треугольник – обычный тетрадный листок, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое письмо не заклеивалось – его должна была прочитать цензура, почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.


2)Сообщение детей о полевой почте.

На экране фото с изображением полевой почты, почтальонов

С первых дней Великой Отечественной войны, полевая почта стала единственной ниточкой, дающей возможность получить хоть какую-нибудь весточку из дома, фронта. Все фронтовые письма имели свой обратный адрес – номер полевой почты.

Письма либо открытки, адресованные в армию и брошенные в почтовый ящик тылового города, сначала отправлялись в гражданское отделение связи, оттуда в тыловой военно-сортировочный пункт. Затем в почтовом вагоне они отправлялись на фронтовой военно-почтовый пункт, оттуда на военно-почтовую базу армии, далее в дивизию, полк, батальон и, наконец, попадали адресату. 


На экране слайд: « Виды фронтовых писем»

  1. Сообщение учащихся о видах фронтовых писем:

письма-треугольники,

почтовые карточки;

секретки

Самый распространенный вид почтовой корреспонденции между фронтом и тылом – это листы бумаги, складывающиеся треугольником или маркированные и немаркированные стандартные почтовые карточки (чтобы проще с ними было знакомиться военным цензорам).

Немаркированные иллюстрированные односторонние почтовые карточки предназначались в основном для отправлений из действующей армии в тыл.

На немаркированных двусторонних иллюстрированных почтовых карточках лицевая сторона предназначалась для адресной части письма и краткого изложения сюжета рисунка, размещенного на обратной стороне. В их оформлении принимали участие многие известные художники. На почтовых карточках изображались произведения живописи и графики, стихи, лозунги, песни, фотозарисовки, календари и т. д. В верхней части открытки почти всегда помещался текст: «Смерть немецким оккупантам!» или «Смерть немецким захватчикам!»

Письма-секретки представляли собой разлинованный лист бумаги, который сгибался пополам и заклеивался специальным гуммированным клапаном. На одной из внешних сторон были нанесены адресные линии, воспроизводилась иллюстрация патриотического сюжета и патриотический текст.

Слово учителя

Письма с фронта – это реликвия, достояние истории, это строки, позволяющие нам услышать голос с той далёкой войны, понять и почувствовать всё, о чём думали простые солдаты и командиры – люди, спасшие мир от фашистской чумы. Наш урок проходит накануне Дня Победы. Давайте перенесемся во времени назад. Вслушаемся в письма солдата… Письма с войны… С Великой Отечественной… С их страниц мы услышим голос Ващило Алексея, уроженца с. Стародубского.





На экране появляются краткие сведения об А. Ващило







  1. Дети на фоне музыки читают письма Ващило Алексея.

Здравствуйте дорогие родители,

мама и Валя!

Я жив и здоров, чего и вам желаю в вашей жизни. Мама, получил ваше письмо, за которое очень благодарю, Мама, я так далеко, что думал письма не дождусь. И письмо ваше получил 21 октября. Мама, вы думаете, что я больной. Это всё не правда. Когда я был в Моздоке, то перед отъездом болел немного малярией и дизентерией, а сейчас всё со мной благополучно. Мама, деньги мне совсем не нужны. Как пойдем в тыл, тогда я сообщу и вышлите. Желаю вам хорошей хозяйской жизни. Новостей пока нет. С тем до свидания. Остаюсь жив ваш сын Алексей.

23 октября 1944г.











Здравствуйте дорогие родители, мама и Валя!

Я жив и здоров, чего и вам желаю в вашей скучной жизни. Мама, письмо ваше получил, за которое очень и очень благодарю. Мама, из вашего письма я узнал много новостей. Что девчат посадили в тюрьму. Жаль что с таких лет пропадать от несчастной жизни. Мама, вы пишите, что выслали мне 200р, я их ещё не получил. Мама, зачем вы отрываете о себя последнюю копейку? Они мне совсем не нужны. Вы же поймите, что я на передовой. Может я их и получу, а не попользуюсь, потому что скоро начнутся сильные бои. Мама, часто вижу вас во сне. Одну ночь всё время снилось, как будто я пришёл домой, а вы так не довольны, так и хотите сказать: « Зачем ты пришёл?».

Видел во сне Андрея В., он купался, а когда бросил купаться, то весь был в мыле, всё тело было белое. Он попросил платочек у меня, чтобы обтереться. Но я посмотрел, что тело у него в мыле, и не дал. Он обиделся и пошёл. Да такой худой.

Мама, живу по-старому. Пока новостей нет. С тем до свидания! Остаюсь жив, ваш сын Алексей. 20.11.44г.





Слово учителя.

Эти строки писем позволяют нам судить об искренности чувств юноши, его тоске по родным и близким. Простые, бесхитростные строки, полные любви к жизни, напоминают нам о том, чего нельзя забывать в суете повседневных буден.

            Читая письма земляка, прекрасно понимаешь, что солдат на фронте жил как бы в двух мирах – здесь, с товарищами на войне и там, среди родных и близких. Фронтовые письма были тонкой связующей ниточкой между людьми, разлучённых по воле судьбы, может быть, навсегда.

Переписка с родными была очень важна для солдата на фронте. В нечеловеческих условиях письма помогали выжить, дарили надежду и веру в Победу.


5)А сейчас послушайте стихотворение «Спасибо за Победу », написанное внучкой

А. Ващило, Безуленко Елизаветой


Спасибо за Победу


Как хочется сказать «Спасибо» Деду

За долгожданную Великую Победу,

Поцеловать, обнять, упасть к ногам.

Какой отпор дал наш народ врагам!


Сколько солдат отдало свои жизни

За то, что мы сегодня дышим.

Сколько пролито крови, слёз…

Задумываемся сейчас всерьёз.


Союза защищая свято землю,

Подарили мир вслед идущим поколениям.

Закрылись глаза многих навсегда,

Но помнит Родина Героев имена.


Мы не в праве их забыть.

Молчания минута… Огонь горит…

Загадочен и вечен, как жизнь наша.

Давай же всем «Спасибо» скажем!


Спасибо за Победу и за жизнь!

Советских граждан Подвиг будет вечно жить!

И в памяти каждого запала дата:

С сорок первого по сорок пятый…


  1. Творческая работа.

  1. Навыки правильного написания письма – делового, официального, личного – вы уже получили на предыдущих уроках русского языка. А сегодня мы говорим о письмах с фронта. Вот вам и предстоит написать письмо ветерану Великой Отечественной войны. Как вы понимаете, это будет у вас письмо личное.



На экране слайд «Структура письма».

Приветствие и (или) обращение – называние того, кому предназначено письмо.
Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощание и т.д.
Подпись. Дата.
Подпись, дата – непременные части письма.

-Обратите внимание на структуру письма.

Из каких частей состоит текст письма? (Из тех же, что и многие другие тексты, - вступления, основной части, заключения, но ещё обязательно обращение или приветствие.)

  1. Послушайте необычное письмо – письмо-стихотворение “Сын солдата” Е. Благининой.

(На фоне музыки звучит аудиозапись стихотворения; текст письма – стихотворения у детей отпечатан на листах)

(ПРИВЕТСТВИЕ)

Здравствуй, папа,
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне. 
Я немножко даже удивился,
До чего ты прежний был во сне.

(ВСТУПЛЕНИЕ)

Папа!
Ты вернешься невредимый, 
Ведь война когда-нибудь пройдет. 
Миленький, голубчик мой родимый,
Скоро майский праздник к нам придет.

(ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)

Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть,
Я тебе желаю всей душою 
Поскорей фашистов одолеть.
Чтоб они наш край не разрушали, 
Чтоб, как раньше, можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить,
Чтоб над всем таким огромным миром
Днем и ночью был веселый свет…

(ЗАКЛЮЧЕНИЕ)

Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет,
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев, как один… 
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так… от радости…
Твой сын.


- Кому адресовано письмо? Какое оно по характеру? (Личное)

- Найдите слова, которые это подтверждают.

- Как в устной речи и на письме выделяется обращение? (Паузой и запятой)

- Из скольких частей состоит письмо? Обоснуйте свой ответ.

- Какие ключевые слова используются в письме?


  1.  Обратите внимание на “Памятку-план написания письма”. На экране

1. Приветствие адресата, его имя.

Ключевые слова: здравствуйте, добрый день, привет…

2. Вступление. Интересуемся, как живет собеседник.

Ключевые слова: хочу узнать…, напиши о…

3. Основная часть. Рассказываем о чем-то интересном.

Ключевые слова: хочу рассказать…, поблагодарить…

4. Заключение. Пожелание здоровья, успехов. Дата. Подпись.

Ключевые слова: до свидания, пока…

  1. Написание письма.



6. Итоги урока.

Ребята, чем для вас является письмо?

 а) письмо – это исторический документ, это память о прошлом, в нём образ времени;

б) письмо характеризует человека, написавшего его;

в) это письмо-урок, потому что оно учит бережному, внимательному отношению к своим близким в любое время и в любых условиях – это самое главное.

Слово учителя: 

Письма учат любить своих близких, любить Родину, прививают чувство сопричастности к происходящим событиям. Письма с фронта воспитывают человека, делают его высоконравственным.

Прошу вас, храните солдатские письма.
Они и просты, и порою грустны,
В них столько надежды и вечного смысла,
Прошу вас: храните солдатские письма,
Тревожную память людской доброты!

М. Львов

7.Д.з.

Дописать письмо, оформить для выставки. На следующем уроке лучшие из них мы обсудим и оформим стенд.

8. Использованные ресурсы:

  • http://2.bp.blogspot.com/-

  • http://photosflowery.ru/photo/b2/b2f810e5d6625025560f4376bfb8e9c0.jpg

  • http://photosflowery.ru/photo/d0/d068bbff0d63115997f8aa74beeabd37.jpg

  • http://zaprudnya-adm.ru/sites/default/files/27588.png

  • https://pamyat-naroda.ru/

  • http://www.obd-memorial.ru/html/index.html

  • https://урок.рф/library/klassnij_chas_rol_frontovih_pisem_vo_vremya_velikoj_102420.html

  • Фотографии и письма из архивов семьи Безуленко

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!