Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Сергеевна, я проведу у вас урок математики. Проверим готовность к уроку: На партах ваша рабочая тетрадь, учебник и веер цифр. Сядем ровно: выпрямим спину, ноги согнуты в коленях, стопы упираются в пол, расстояние от вашего туловища до парты – ширина ладони, проверьте. | Готовятся к уроку, слушают учителя. | Регулятивные: Осуществлять контроль собственной деятельности. |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии | Ваши навыки устного счета сейчас помогут узнать тему. Посмотрим на презентацию. Перед нами цепочка примеров, решив каждый, мы получим буквы, из которых сложится тема урока. Я читаю пример, вы показываете ответ на веере цифр. СЛАЙД 1 10+8=(п) 18-9=(л) 20-12+6=(о) 5+6+5=(щ) 15-6+2=(а) 9+7-8=(д) 8+5+2=(ь) Итак, какая же тема нашего урока? | Отвечают при помощи веера цифр. 18 9 14 16 11 8 15 Площадь. | Предметные: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20. выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20. Регулятивные: |
Действие целеполагание | Скажите, а что в вашем понимании «площадь?». Хорошо, представим все сейчас ее. На площади всегда много людей, памятники, достопримечательности. Хорошо, предположите, а какое отношение имеет площадь к математике? Какую цель мы можем поставить на урок? | Ответы детей. Н-р, место в городе. Представляют площадь. Высказывают предположения. Узнать что такое «площадь» в математике. | Регулятивные: Осуществлять контроль собственной деятельности. Формулировать цель на урок. |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения | Откроем учебник на странице 56. Находим вверху странице первое упражнение. Видим с вами 4 фигуры. Скажите, чем же они различаются? А чем похожи? Именно это в математике и называют площадью - мы можем посчитать количество клеточек фигуры абсолютно любой формы и узнать ее площадь. Находим 4 упражнение. Сравним площади репы и свеклы. Почему? Из какого количества клеток они состоят? Верно. Сравним площадь капусты и морковки. Какая площадь у капусты? А какая у морковки? Чья площадь больше? Скажите, а мы можем сравнить площадь морковки и репы между собой? Почему? Мы с вами увидели, что площадь не всегда измеряется клеточками, к которым мы привыкли. Посмотрим на страницу 57. Найдем 7 упражнение. Посмотрите, у нас есть 4 единицы измерения, то есть те фигуры, из которых будут состоять площади. Назовем их. И ниже даны к ним 4 фигуры. Наша задача подобрать нужную единицу измерения к каждой фигуре. Площадь первой фигуры какой единицей измерения будем измерять? Назовите ее номер. Какая площадь у первой фигуры? Покажите на веере. Площадь второй фигуры удобнее будет измерять фигурой номер? Назовите ее площадь. Третья фигуры будет измеряться единицей под номером? Ее площадь? У последней площади единицей измерения будет? Ее площадь? Скажите, верно ли будет утверждение, что площади фигур равны? Почему? | Открывают учебник с.56 Фигуры различаются формой. Они все состоят из 5 клеток. Они одинаковые. Состоят из одинакового количества клеток. 4 клетки. 6 клеток. 7 клеток. Площадь морковки больше. Нет. Потому что их клеточки не равны. Прямоугольник, шестиугольник, квадрат, треугольник. 3 9 квадратов. 1, площадь 9 прямоугольников. 4, площадь 9 треугольников. 2, площадь 9 шестиугольников Нет. Потому что для измерения мы пользовались разными мерками. | Предметные: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20 выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 решать текстовые задачи в одно действие на сложение и вычитание сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже) распознавать геометрические фигуры Метапредметные Коммуникативные: комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии в процессе диалогов по обсуждению изученного материала — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения Познавательные: применять базовые логические универсальные действия проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию Регулятивные: Личностные: работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни |
Динамическая пауза | Физкультминутка на внимание. | Повторяют движения за учителем. | Регулятивные: Осуществлять контроль собственной деятельности |
Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи | Вы знаете игру «тетрис»? (Раньше была очень популярна такая компьютерная игра. Посмотрим видео https://youtu.be/QQ5U-rN7Veg . Дано пространство, сверху вниз выпадают фигуры, состоящий из нескольких квадратов. Задача игрока – заполнить нижнюю строку, чтобы она исчезла) Итак, посмотрим на доску (чертит узкое пространство как в игре) Первая фигура. Сколько будет ее площадь в клеточках? Где ее разместим? Обратите внимание на левую грань, куда ее будет логичнее расположить? Отлично сверху двигается к ней другая фигура. Какая у нее площадь? Она больше или меньше площади первой фигуры? Отлично. Где ее разместим? Обратите внимание на ее нижнюю грань. Посмотрите как плотно друг к другу лежат две фигуры. А можем ли мы посчитать теперь их общую площадь? Поднимите руки те, кто считает, что посчитать можно. Какая будет общая площадь? Посмотрите, вот еще одна фигура. Какая у нее площадь? Где мы ее расположим? Посмотрите, сколько у нас не хватает для того, чтобы нижний ряд заполнился? Куда отправим фигуру? А какая теперь общая площадь у всей этой фигуры? Отлично мы смогли пройти эти игру. | 4 клеточки. Ближе к левой стенке. 6 клеточек. Правее первой. 10 4 1 клетки. Ближе к правой стенке. 5+6+4=15кл | Предметные: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20 выполнять арифметические действия сложения и вычитания в пределах 20 объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже) распознавать геометрические фигуры Метапредметные Коммуникативные: комментировать процесс вычисления, построения, решения; Познавательные: Регулятивные: Личностные: работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Сейчас я каждому раздам алгоритм построения у себя в тетради определенного рисунка. Ваша задача, используя линейку, начертить фигуру и посчитать ее площадь. Откроем тетради. Посмотрите, какое число у вас прописано?(объяснение прописывания цифр в тетради- зависит от того, какие цифры пропишет учитель в тетради) Теперь задание в тетради, площадь записываем рядом цифрой. Алгоритм: Отступи 8 клеточек от предыдущей записи в тетради. Начерти отрезок вправо длиной в 1 клеточку. Начерти отрезок вниз длиной в 1 клеточку. Начерти отрезок вправо длиной в 1 клеточку. Начерти отрезок вверх длиной в 4 клеточки. Начерти отрезок вправо длиной в 3 клеточки. Начерти отрезок вниз длиной в 4 клеточки. Начерти отрезок вправо длиной в 1 клеточку. Начерти отрезок вверх длиной в 7 клеточек. Начерти отрезок вправо длиной в 2 клеточки. Начерти отрезок вниз длиной в 2 клеточки. Начерти отрезок влево длиной в 1 клеточку. Начерти отрезок вниз длиной в 6 клеточек. Начерти отрезок влево длиной в 3 клеточку. Начерти отрезок вверх длиной в 4 клеточки. Начерти отрезок влево длиной в 1 клеточку. Начерти отрезок вниз длиной в 4 клеточки. Начерти отрезок влево длиной в 3 клеточки. Начерти отрезок вверх длиной в 2 клеточки. Посмотрите на слайд. Поднимите руки те, у кого получился точно такой же рисунок. А кто изображен на рисунке? Какова площадь у рисунка змеи? | Минутка чистописания. Выполняют построение. Змея. 25 клеточек. | Предметные: Чертить отрезок заданной длины, используя линейку Метапредметные Познавательные: применять базовые логические универсальные действия находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию Регулятивные: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок Личностные: работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни |
Включение понятия в систему имеющихся понятий | Откроем снова учебник на странице 57. Упражнение 8. Посчитаем устно площадь каждой фигуры и скажем, какая лишняя. Почему? | Лишняя – первая фигура. Потому что ее площадь меньше. | Предметные: сравнивать объекты по длине, устанавливая между ними соотношение длиннее/короче (выше/ниже, шире/уже) распознавать геометрические фигуры Метапредметные Коммуникативные: комментировать процесс вычисления, построения, решения; объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии Познавательные: применять базовые логические универсальные действия находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию Регулятивные: Личностные: работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни |
Итог урока | Мы с вами сегодня работали с разными площадями. Приведите примеры, какие площади можно посчитать. Как вычисляют площадь, чем для этого пользуются? Отлично. Перед вами лесенка успеха. 1 ступень. Поднимите руки те ребята, которым было очень тяжело на этом уроке, и у вас остались вопросы. 2 ступень. Поднимите руки те ребята, которые хорошо поработали на уроке. 3 студень. Поднимите руки те ребята, которые поработали отлично, вопросов у вас не осталось. | Рисунка, любой фигуры, засаженных участков огорода. Площадь вычисляется с помощью единицы измерения. | Регулятивные: Оценивать собственную деятельность Познавательные: Осуществлять базовые логические действия (анализ, синтез) |