Начать наше занятие мне бы хотелось со слов замечательной женщины - великого математика Софьи Васильевны Ковалевской “ У математиков существует свой язык- это формулы” (эпиграф урока на слайде) Жила-была загадочная принцесса Формула. Она была непоседа и постоянно путешествовала из государства Алгебра в государство Геометрия. Она имела множество имён и так часто менялась, что подданные не узнавали её в лицо. То она Формула Пути, то Формула для Вычисления Площади Прямоугольника. Она очень добра и всегда готова помочь тому, кто не только узнаёт её с первого взгляда, но и знает наизусть все её имена. Потому что ФОРМУЛА – это… А что такое формула? Формула - символическая запись, содержащая некоторое утверждение. Формулы некоторые мы уже знаем. Мы их изучали в 5 классе. Домашнее задание было: повторить эти формулы. Ребята называют формулу пути, периметра, площади прямоугольника и квадрата, и круга Учащиеся чертят на доске фигуры и записывают формулы. (Один на доске, остальные в тетрадях) Повторение. Вопрос - ответ установить соответствие (на доске) Что называют одночленом? | Сумму одночленов | Какие слагаемые называются подобными? | Возвести в данную степень каждый множитель | Что называют многочленом? | Произведение чисел, переменных и их степеней | Как умножить степени с одинаковым основанием? | Слагаемые с одинаковой буквенной частью | Как возвести произведение в степень? | Основание оставить тем же, а показатели сложить | Какие формулы сокращённого умножения вы знаете? Напишите на доске эти формулы. (x + y)2 = x2 + 2xy + y2; (x – y)2 = x2 – 2xy + y2. Прочитайте данные тождества Применяя эти формулы, мы можем быстро возводить числа в квадрат. Например: Жизнь заставляет нас очень часто встречаться с числами. Где бы мы ни были приходиться применять различные вычисления. Поэтому необходимо хорошо считать. Очень хорошо, если вы это умеете делать устно. Давайте вспомним некоторые приемы устного счета, известные вам. (ответы обучающихся). Сегодня я научу устно находить квадраты чисел, которые оканчиваются на пять. (примеры на доске)., устно умножать не только такие числа, хотите проверить? Устно считаю произведения чисел: 25 ∙ 35; 59 ∙ 61; 198 ∙ 202. Ответы записываю на доске: 25 ∙ 35 = 875; 59 ∙ 61 = 3599; 198 ∙ 202 = 39996; Все математические фокусы и приемы, конечно можно объяснить. Кто-нибудь попробует? Как вы думаете, с чем будет связан наш урок? (с разгадкой быстрого способа умножения двух чисел) Итак, чтобы решить нашу проблему, давайте подготовимся. Устная работа Проведём разминку. №1 Прочитайте выражения: а) a+b; б) a2+b2; в) (a+b)2; г) x-y; д) (x-y)2; е) x2-y2. 2. Записать результаты и сравнить: Квадрат a : a² - Квадрат b : b² - Разность квадратов a и b : a ²– b² - Сумма квадратов a и b : a ²+b² - Произведение a и b : ab - Удвоенное произведение a и b : 2ab - Сумма a и b : a+b - Разность a и b : a-b - Квадрат суммы a и b (a+b) ² - Квадрат разности a и b : (a-b) ² №3 Возведите в квадрат данные выражения: 8c; 0,9a; 4x; 7a3; 0,05y2. Найдите квадраты выражений: a; 4а; 3c; 8с²k³; 5с4k6 ; 8c; 0,9a; 4x; 7a3; 0,05y2 Ответы a ²; 16а²; 9c²; 64с4 k6; 25с8k12 ; 100p²d12 2) Чему равно удвоенное произведение выражений? a и b, 0,5c и 6, 4x и 2x², 2b и -5k Ответы: 2ab, 3c, 8x3, -10 bk 3) Объясните: как умножить многочлен на многочлен? Выполните умножение: ( 4 – а) · (3 + а) = 12+4a-3a-a²=12+a-a ² Вы знаете, что при умножении многочлена на многочлен каждый член одного многочлена умножается на каждый член другого Но в некоторых случаях умножение многочленов можно выполнить короче - Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножить короче, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращенного умножения, их несколько. Сегодня мы с вами в роли исследователей «откроем» еще одну формулу сокращенного умножения Какие формулы сокращённого умножения вы знаете? Напишите на доске эти формулы. (x + y)2 = x2 + 2xy + y2; (x – y)2 = x2 – 2xy + y2. Прочитайте данные тождества |