Тема: «Строение и функции органов дыхания»
Цели урока:
- дать понятие о значении дыхания как процесса, необходимого для жизни;
- установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания;
- сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности воздухоносных путей;
- развивать познавательную активность учащихся, логическое мышление, память, внимание;
- усовершенствовать умение анализировать, сравнивать, рисовать схемы, выделять главное;
- воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, способствовать воспитанию основных гигиенических навыков;
- обосновать необходимость правильного дыхания носом;
Тип урока: изучения нового материала
Оборудование: Таблицы, муляж торса человека, гортани человека, компьютер, интерактивная доска, диск к учебнику Л.Н.Сухоруковой.
Основные понятия и термины: дыхание, носовая полость, гортань, трахея, бронхи, альвеолы, легкие, легочная плевра, внутреннее дыхание, внешнее дыхание
ХОД УРОКА:
I. Организация класса.
II. Актуализация опорных знаний:
Мозговой штурм:
Что Вам известно о дыхании живых организмов?
Какие органы дыхания животных Вам известны?
К какому классу принадлежит человек и что является главным органом дыхания человека?
Сколько часов человек может прожить без еды? Без воды? ( несколько недель, несколько дней)
III. Мотивация учебной деятельности:
Вопрос к учащимся:
- Почему без воздуха, без дыхания человек жить не может?
Рассказ учителя:
Крылатое выражение « Это нам необходимо как воздух» красноречиво свидетельствует об особой потребности организма в воздухе. Еще древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух « пастбищем жизни». Без воздуха человек погибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3- 4 минуты, а иногда до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода для дыхания, поэтому он должен поступать равномерно через органы дыхания. Их раскрытие знаменует начало жизни. Вся их деятельность - борьба. По их 300 млн. образований площадью 100 кв. м. Как много связано в жизни человека с дыханием - это состав крови, и движение, и чувства, и ум! Дыхание - основа речи и пения.
Сообщение темы урока, постановка целей и задач
IV. Изучение нового материала:
Рассказ учителя с элементами беседы:
- Почему говорят: дыхание – это жизнь?
Как много связано в жизни человека с дыханием. Дыхание - начало общения, основа речи, пения.
- Что такое дыхание?
Запись в тетрадях:
Дыхание – это сложный комплекс физиологических процессов ( внешнее дыхание, транспорт газов кровью и внутреннее дыхание), направленных на обеспечение всех клеток организма кислородом и выведение из него углекислого газа.
Давайте проследим путь молекулы кислорода, которая попала в нашу ротовую полость.
Беседа с учащимися и составление схемы в тетрадях:
Этапы дыхания
Внешнее Внутреннее
- Вентиляция легких - Окислительные
- Диффузия газов в легких процессы в клетках,
- Транспорт газов кровью вследствие которых
- Диффузия газов в тканях выделяется энергия
Беседа с учащимися и составление схемы в тетрадях:
Функции дыхательной системы
Легкие – орган выделения
Элементы, обеспечивающие обоняние и голос гол.голосовойаппарат
Фактор терморегуляции
Обмен газов между организмом и окружающей средой
- Как работает система, которая обеспечивает нас кислородом?
Рассмотрим строение и функции органов дыхания
Составление схемы в тетрадях:
Дыхательная система
Воздухоносные
пути:
- носовая полость
- носоглотка
- глотка
- гортань
- трахея
- бронхи
Легкие
Демонстрация органов дыхания на экране ( диск к учебнику, слайд №5)
Определение строения и функций каждого органа
Работа в группах ( с использованием учебника): « Носовая полость», « Носоглотка - гортань», « Трахея», « Бронхи», « Легкие». Параллельно с отчетом каждой группы осуществляется заполнение общей таблицы
№ п/п | Орган | Строение | Функции |
1 | Носовая полость | Носовые хода, слизь, реснитчатый эпителий, рецепторы, капилляры | Проводящая, защитная, обонятельная, конденсирующая, резонансная |
2 | Носоглотка, глотка | Носовые хода, слизь, реснички, рецепторы, капилляры | Проводящая, защитная, обонятельная, конденсирующая, резонансная |
3 | Гортань | Хрящи, голосовые связки, мышцы | Проводящая, защитная, голосовой аппарат |
4 | Трахея | 16-20 хрящевых полуколец, мерцательный эпителий, капилляры | Проводящая, защитная |
5 | Бронхи | Хрящевые полукольца ( 6 - 12) | Проводящая, защитная |
6 | Легкие | Альвеолы, два листка плевры, плевральная полость, жидкость, эластические волокна | Газообмен |
Демонстрация строения легких и альвеол на экране ( диск к учебнику Л.Н.Сухоруковой)
Голосовой аппарат и речь
Рассказ учителя: Встреча людей сопровождается приветствием. Поздороваться можно, пожав друг другу руку, сказав « Добрый день!»,
« Привет!», а можно придумать что- то оригинальное. Придумайте свой вариант.
Благодаря гортани, мы с Вами можем вести разговор. Голос человека явление уникальное и как акустический феномен, и как анатомо – физиологическое явление. И как социальное. По голосу мы можем судить о психическом состоянии человека, его поведении в разных ситуациях. Голосом человек может передать свои чувства и настроение: радость и гнев, лаку и угрозу, нежность и насмешку.
Работа со схемой « Органы голосообразования»:
Демонстрация « Органы, участвующие в образовании звуков» на экране
( диск к учебнику))
- гортань
- губы
- язык
- зубы
- ротовая полость
- нижняя челюсть
- носовая полость
Беседа и рисование схемы:
Гортань
Голосовая щель
Хрящи
Голосовые связки
Функции гортани:
Дыхательный путь
Голосообразование
Защита от попадания еды в дыхательные пути
Участие в защитных рефлексах ( чихание, кашель)
Демонстрация голосового аппарата и связок на экране ( диск к учебнику)
Рассказ учителя о мутациях голоса
- Каковы правила гигиены голоса?
Поисковая беседа с записью в тетрадях учащихся:
Правила сохранения голоса:
- Берегите голос
- Не курите, не употребляйте алкоголь
- Не кричите без необходимости
- Заматывайте шею шарфом в холодно время
- Не дышите на морозе ртом
- В случае болезненных изменений голоса обращайтесь к врачу
V. Обобщение и систематизация знаний:
Игра «Да - нет»
Мельчайшие бронхиальные трубки заканчиваются гроздьями тонкостенных легочных пузырьков
Из гортани воздух, который вдыхает человек, проходит в бронхи
Обмен газов между кровью и воздухом осуществляется в носовой полости
В носовой полости воздух еще и очищается, увлажняется и нагревается
Внешне бронхи покрыты легочной плеврой
Трахея имеет трубчатую природу, ее стенки состоят из хрящевых колец
Голосовые связки – эластические волокна, которые размещены в трахее
Легкие – парные органы одинакового размера
Во время глотания дыхательные движения прекращаются
Лучше, чтобы воздух поступал через ротовую полость, т.к. поступает больший объем воздуха
Ключ: « Да»: 1, 4, 5, 9; « Нет»: 2, 3, 6, 7. 8, 10
Выполнение заданий №1, 2 на диске к учебнику
VI. Итог урока: выставление оценок
VII. Рефлексия:
Беседа с учащимися
На уроке я: узнал…, понял…., научился….
VIII. Домашнее задание: изучив параграф 28, ответь на вопросы на стр.73, ответить на тесты.