СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии 8 класс строение и функции дыхательной системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в 8 классе при изучении темы " Органы дыхания"

Обучающиеся изучают строение и функции органов дыхания.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии 8 класс строение и функции дыхательной системы»

Тема: «Строение и функции органов дыхания»

Цели урока:

- дать понятие о значении дыхания как процесса, необходимого для жизни;

- установить взаимосвязь строения и функций органов дыхания;

- сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности воздухоносных путей;

- развивать познавательную активность учащихся, логическое мышление, память, внимание;

- усовершенствовать умение анализировать, сравнивать, рисовать схемы, выделять главное;

- воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, способствовать воспитанию основных гигиенических навыков;

- обосновать необходимость правильного дыхания носом;

Тип урока: изучения нового материала

Оборудование: Таблицы, муляж торса человека, гортани человека, компьютер, интерактивная доска, диск к учебнику Л.Н.Сухоруковой.

Основные понятия и термины: дыхание, носовая полость, гортань, трахея, бронхи, альвеолы, легкие, легочная плевра, внутреннее дыхание, внешнее дыхание

ХОД УРОКА:

I. Организация класса.

II. Актуализация опорных знаний:

Мозговой штурм:

  1. Что Вам известно о дыхании живых организмов?

  2. Какие органы дыхания животных Вам известны?

  3. К какому классу принадлежит человек и что является главным органом дыхания человека?

  4. Сколько часов человек может прожить без еды? Без воды? ( несколько недель, несколько дней)

III. Мотивация учебной деятельности:

Вопрос к учащимся:

- Почему без воздуха, без дыхания человек жить не может?

Рассказ учителя:

Крылатое выражение « Это нам необходимо как воздух» красноречиво свидетельствует об особой потребности организма в воздухе. Еще древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух « пастбищем жизни». Без воздуха человек погибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3- 4 минуты, а иногда до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти. В организме нет запаса кислорода для дыхания, поэтому он должен поступать равномерно через органы дыхания. Их раскрытие знаменует начало жизни. Вся их деятельность - борьба. По их 300 млн. образований площадью 100 кв. м. Как много связано в жизни человека с дыханием - это состав крови, и движение, и чувства, и ум! Дыхание - основа речи и пения.

Сообщение темы урока, постановка целей и задач

IV. Изучение нового материала:

Рассказ учителя с элементами беседы:

- Почему говорят: дыхание – это жизнь?

Как много связано в жизни человека с дыханием. Дыхание - начало общения, основа речи, пения.

- Что такое дыхание?

Запись в тетрадях:

Дыхание – это сложный комплекс физиологических процессов ( внешнее дыхание, транспорт газов кровью и внутреннее дыхание), направленных на обеспечение всех клеток организма кислородом и выведение из него углекислого газа.

Давайте проследим путь молекулы кислорода, которая попала в нашу ротовую полость.

Беседа с учащимися и составление схемы в тетрадях:

Этапы дыхания







Внешнее Внутреннее

- Вентиляция легких - Окислительные

- Диффузия газов в легких процессы в клетках,

- Транспорт газов кровью вследствие которых

- Диффузия газов в тканях выделяется энергия

Беседа с учащимися и составление схемы в тетрадях:

Функции дыхательной системы





Легкие – орган выделения

Элементы, обеспечивающие обоняние и голос гол.голосовойаппарат

Фактор терморегуляции



Обмен газов между организмом и окружающей средой







- Как работает система, которая обеспечивает нас кислородом?

Рассмотрим строение и функции органов дыхания

Составление схемы в тетрадях:

Дыхательная система



Воздухоносные

пути:

- носовая полость

- носоглотка

- глотка

- гортань

- трахея

- бронхи

Легкие









Демонстрация органов дыхания на экране ( диск к учебнику, слайд №5)

Определение строения и функций каждого органа

Работа в группах ( с использованием учебника): « Носовая полость», « Носоглотка - гортань», « Трахея», « Бронхи», « Легкие». Параллельно с отчетом каждой группы осуществляется заполнение общей таблицы

№ п/п

Орган

Строение

Функции

1

Носовая полость

Носовые хода, слизь,

реснитчатый эпителий, рецепторы, капилляры

Проводящая, защитная, обонятельная,

конденсирующая,

резонансная

2

Носоглотка, глотка

Носовые хода, слизь,

реснички, рецепторы, капилляры

Проводящая,

защитная,

обонятельная,

конденсирующая,

резонансная

3

Гортань

Хрящи, голосовые связки, мышцы

Проводящая,

защитная,

голосовой аппарат

4

Трахея

16-20 хрящевых полуколец, мерцательный эпителий, капилляры

Проводящая,

защитная

5

Бронхи

Хрящевые полукольца

( 6 - 12)

Проводящая,

защитная

6

Легкие

Альвеолы, два листка

плевры, плевральная полость, жидкость,

эластические волокна

Газообмен

Демонстрация строения легких и альвеол на экране ( диск к учебнику Л.Н.Сухоруковой)

Голосовой аппарат и речь

Рассказ учителя: Встреча людей сопровождается приветствием. Поздороваться можно, пожав друг другу руку, сказав « Добрый день!»,

« Привет!», а можно придумать что- то оригинальное. Придумайте свой вариант.

Благодаря гортани, мы с Вами можем вести разговор. Голос человека явление уникальное и как акустический феномен, и как анатомо – физиологическое явление. И как социальное. По голосу мы можем судить о психическом состоянии человека, его поведении в разных ситуациях. Голосом человек может передать свои чувства и настроение: радость и гнев, лаку и угрозу, нежность и насмешку.

Работа со схемой « Органы голосообразования»:

Демонстрация « Органы, участвующие в образовании звуков» на экране

( диск к учебнику))

- гортань

- губы

- язык

- зубы

- ротовая полость

- нижняя челюсть

- носовая полость

Беседа и рисование схемы:

Гортань

Голосовая щель

Хрящи

Голосовые связки









Функции гортани:

  1. Дыхательный путь

  2. Голосообразование

  3. Защита от попадания еды в дыхательные пути

  4. Участие в защитных рефлексах ( чихание, кашель)

Демонстрация голосового аппарата и связок на экране ( диск к учебнику)

Рассказ учителя о мутациях голоса

- Каковы правила гигиены голоса?

Поисковая беседа с записью в тетрадях учащихся:

Правила сохранения голоса:

- Берегите голос

- Не курите, не употребляйте алкоголь

- Не кричите без необходимости

- Заматывайте шею шарфом в холодно время

- Не дышите на морозе ртом

- В случае болезненных изменений голоса обращайтесь к врачу

V. Обобщение и систематизация знаний:

Игра «Да - нет»

  1. Мельчайшие бронхиальные трубки заканчиваются гроздьями тонкостенных легочных пузырьков

  2. Из гортани воздух, который вдыхает человек, проходит в бронхи

  3. Обмен газов между кровью и воздухом осуществляется в носовой полости

  4. В носовой полости воздух еще и очищается, увлажняется и нагревается

  5. Внешне бронхи покрыты легочной плеврой

  6. Трахея имеет трубчатую природу, ее стенки состоят из хрящевых колец

  7. Голосовые связки – эластические волокна, которые размещены в трахее

  8. Легкие – парные органы одинакового размера

  9. Во время глотания дыхательные движения прекращаются

  10. Лучше, чтобы воздух поступал через ротовую полость, т.к. поступает больший объем воздуха

Ключ: « Да»: 1, 4, 5, 9; « Нет»: 2, 3, 6, 7. 8, 10

Выполнение заданий №1, 2 на диске к учебнику

VI. Итог урока: выставление оценок

VII. Рефлексия:

Беседа с учащимися

На уроке я: узнал…, понял…., научился….

VIII. Домашнее задание: изучив параграф 28, ответь на вопросы на стр.73, ответить на тесты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!