Тема урока: Зрительный анализатор. Строение глаза.
Цели урока:
Образовательные:
-дать определение «анализатор», рассмотреть его устройство;
- разобрать строение глаза;
- разобрать принцип работы зрительного анализатора;
- выявить причины разрушения зрения и меры профилактики.
Развивающие:
-умение выделять главное;
- самостоятельно работать с учебником.
Воспитательные:
- воспитание бережного, внимательного отношения к своему здоровью;
- гигиена зрения.
Тип урока: комбинированный: беседа, самостоятельная работа.
Метод: репродуктивный, частично-поисковые.
Оборудование: таблицы «Строение глаза», функции основных зон полушарий головного мозга», индивидуальные карты работы на уроке, презентация «Зрительный анализатор. Строение глаза», проектор, ноутбук, демонстрационный экран.
Ход урока:
I.Организационный момент:
-приветствие;
- настрой учащихся на работу
II. Проверка ЗУНов путем фронтального опроса:
У каких животных впервые появляются полушария большого мозга?
Полушария большого мозга впервые появляются у земноводных, но кора больших полушарий головного мозга у них отсутствует.
Дайте характеристику полушарий большого мозга человека.
Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом. Каждое полушарие образовано серым и белым веществом: серое вещество образует кору и подкорковые ядра, белое образует проводящие пути, которые связывают все участки коры и кору с другими отделами нервной системы.
Какие доли выделяют в каждом полушарии?
Лобную, теменную, затылочную, височную.
Какие функции выполняют указанные участки коры?
Затылочная доля- зрительная зона.
Височная доля- слуховая и обонятельная зоны
Теменная доля- зоны осязания и движения
Лобная доля- речь, поведения и чувства
Одинаковы ли функции, выполняемые правым и левым полушариями?
Левое отвечает за устную и письменную речь, абстрактное мышление.
Правое- образное мышление, музыкальное и художественное творчество.
Заслушивание сообщений на темы: «Мозг и способности», «Жизнь и деятельность И.М. Сеченова».
III.Изучение нового материала.
На доске записаны тема урока и план:
Строение анализатора.
Строение глаза.
Зрительный анализатор.
Нарушение зрения и его профилактика.
1. Вступительное слово учителя: отмечает тему и цель урока, знакомит с планом работы. Нас окружает удивительный, разнообразный, богатый мир красок, звуков, запахов. Мы воспринимаем все эти явления, удовлетворяя свои потребности, создаем новое в искусстве, технике. Пытаемся жить в свое удовольствие. Восприятие окружающих явлений берут на себя рецепторы, преобразуя ощущения в нервные процессы. Рецепторы заложены в специальных приборах- органах чувств.
- Где мы впервые встречаем понятие «анализатор»?
- В теме «Строение и значение нервной системы».
- Давайте еще раз повторим составные части рефлекторной дуги. Слайд 2
- Нервный импульс по рецептору передается в чувствительный нейрон, по вставочному нейрону спинного мозга он поступает в головной мозг, где информация обрабатывается за доли секунды. Из головного мозга по вставочным нейронам передается в двигательный нейрон, а затем в рабочий орган.
Переходим к понятию «анализатор» Слайд 3
- Учащиеся записывают в тетрадь.
2. Кроме зрительного анализатора у человека имеются слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный (тактильный). Прежде чем рассмотреть принцип работы зрительного анализатора изучим строение глаза. У вас на партах лежат листы - это индивидуальные карты работы на уроке. Положите их перед собой, мы с помощью презентации внимательно их разберем, а после объяснения вы будете заполнять их самостоятельно используя текст учебника на стр. 73-74 и таблицу «Строение глаза».
Слайд 4- Слайд 8
- Отложите листы, давайте посмотрим еще любопытные факты Слайд 9- Фотографию сетчатки, сделанной электронным микроскопом, Слайд 10- Радужная оболочка (цвет глаз благодаря пигменту), Слайд 11 – Изменение просвета зрачка в зависимости от интенсивности света.
3. Переходим к третьему пункту плана и рассмотрим принцип работы зрительного анализатора Слайд 12.
- Записывают в тетрадь.
Зрительный анализатор =
= рецепторы сетчатки глаза-палочки и колбочки (желтое пятно)
+ зрительный нерв (слепое пятно)
+ зрительная зона коры больших полушарий головного мозга в затылочной доле.
4.Нарушение зрения и его профилактика. Слайд 13
Человек видит хорошо предметы на близком и дальнем расстоянии. Это связано с изменением хрусталика. Нарушения зрения связано либо с утратой эластичности хрусталика, либо наследственной предрасположенностью. Наиболее частые дефекты зрения выражаются в форме дальнозоркости или близорукости.
Посмотрите на Слайд 14 и ответьте на вопрос:
- Где фокусируется изображение предмета при близорукости, а где при дальнозоркости?
- При близорукости изображение предмета фокусируется перед сетчаткой, а при дальнозоркости - за сетчаткой.
- Как вы думаете что человеку помогает видеть хорошо при таких заболеваниях?
- Близорукость или дальнозоркость исправляются очками со специальными линзами: близорукость очками с вогнутыми линзами, дальнозоркость-с выпуклыми линзами.
Профилактика:
Правильный режим труда и отдыха.
Хорошая освещенность.
Исключение чтения в транспорте и при употреблении пищи.
Ограниченное время препровождения за компьютером, всего 1-2 часа.
Исключение игры и СМС в сотовых телефонах.
Значение зрения: читает со Слайда 15 один из учеников.
Через зрительный анализатор человек получает основное количество информации. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем прежде всего с помощью зрения.
Благодаря зрению мы обучаемся многим бытовым и трудовым навыкам, обучаемся выполнению определенных правил поведения.
В познании внешнего мира для человека зрение играет первостепенную роль. До 90% информации мы получаем через зрительный сенсорный канал.
IV. Закрепление.
- Мы изучили тему «Зрительный анализатор. Строение глаза», для закрепления пройденной темы я предлагаю еще раз использовать свои листы. На их обороте вы найдете задания в форме теста. Вспомните все, что мы изучили по теме и постарайтесь ответить правильно.
V. Итог. Выставление оценок за устные ответы учащихся на уроке, проверка индивидуальных карт.
VI. Домашнее задание: с. 72-77 читать, зарисовать рисунок «Строение глаза» на стр. 74-75 в тетрадь.