СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии 8 класс "Зрительный анализатор. Строение глаза"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка урока составлена в соответствии с учебником Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс  

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии 8 класс "Зрительный анализатор. Строение глаза"»


Тема урока: Зрительный анализатор. Строение глаза.

Цели урока:

Образовательные:

-дать определение «анализатор», рассмотреть его устройство;

- разобрать строение глаза;

- разобрать принцип работы зрительного анализатора;

- выявить причины разрушения зрения и меры профилактики.

Развивающие:

-умение выделять главное;

- самостоятельно работать с учебником.

Воспитательные:

- воспитание бережного, внимательного отношения к своему здоровью;

- гигиена зрения.

Тип урока: комбинированный: беседа, самостоятельная работа.

Метод: репродуктивный, частично-поисковые.

Оборудование: таблицы «Строение глаза», функции основных зон полушарий головного мозга», индивидуальные карты работы на уроке, презентация «Зрительный анализатор. Строение глаза», проектор, ноутбук, демонстрационный экран.

Ход урока:

I.Организационный момент:

-приветствие;
- настрой учащихся на работу

II. Проверка ЗУНов путем фронтального опроса:

  1. У каких животных впервые появляются полушария большого мозга?

Полушария большого мозга впервые появляются у земноводных, но кора больших полушарий головного мозга у них отсутствует.

  1. Дайте характеристику полушарий большого мозга человека.

Два полушария большого мозга соединены мозолистым телом. Каждое полушарие образовано серым и белым веществом: серое вещество образует кору и подкорковые ядра, белое образует проводящие пути, которые связывают все участки коры и кору с другими отделами нервной системы.

  1. Какие доли выделяют в каждом полушарии?

Лобную, теменную, затылочную, височную.

  1. Какие функции выполняют указанные участки коры?

Затылочная доля- зрительная зона.

Височная доля- слуховая и обонятельная зоны

Теменная доля- зоны осязания и движения

Лобная доля- речь, поведения и чувства

  1. Одинаковы ли функции, выполняемые правым и левым полушариями?

Левое отвечает за устную и письменную речь, абстрактное мышление.

Правое- образное мышление, музыкальное и художественное творчество.

Заслушивание сообщений на темы: «Мозг и способности», «Жизнь и деятельность И.М. Сеченова».

III.Изучение нового материала.

На доске записаны тема урока и план:

  1. Строение анализатора.

  2. Строение глаза.

  3. Зрительный анализатор.

  4. Нарушение зрения и его профилактика.

1. Вступительное слово учителя: отмечает тему и цель урока, знакомит с планом работы. Нас окружает удивительный, разнообразный, богатый мир красок, звуков, запахов. Мы воспринимаем все эти явления, удовлетворяя свои потребности, создаем новое в искусстве, технике. Пытаемся жить в свое удовольствие. Восприятие окружающих явлений берут на себя рецепторы, преобразуя ощущения в нервные процессы. Рецепторы заложены в специальных приборах- органах чувств.

- Где мы впервые встречаем понятие «анализатор»?

- В теме «Строение и значение нервной системы».

- Давайте еще раз повторим составные части рефлекторной дуги. Слайд 2

- Нервный импульс по рецептору передается в чувствительный нейрон, по вставочному нейрону спинного мозга он поступает в головной мозг, где информация обрабатывается за доли секунды. Из головного мозга по вставочным нейронам передается в двигательный нейрон, а затем в рабочий орган.

Переходим к понятию «анализатор» Слайд 3



- Учащиеся записывают в тетрадь.

























2. Кроме зрительного анализатора у человека имеются слуховой, обонятельный, вкусовой, осязательный (тактильный). Прежде чем рассмотреть принцип работы зрительного анализатора изучим строение глаза. У вас на партах лежат листы - это индивидуальные карты работы на уроке. Положите их перед собой, мы с помощью презентации внимательно их разберем, а после объяснения вы будете заполнять их самостоятельно используя текст учебника на стр. 73-74 и таблицу «Строение глаза».

Слайд 4- Слайд 8

- Отложите листы, давайте посмотрим еще любопытные факты Слайд 9- Фотографию сетчатки, сделанной электронным микроскопом, Слайд 10- Радужная оболочка (цвет глаз благодаря пигменту), Слайд 11 – Изменение просвета зрачка в зависимости от интенсивности света.

3. Переходим к третьему пункту плана и рассмотрим принцип работы зрительного анализатора Слайд 12.

- Записывают в тетрадь.

Зрительный анализатор =

= рецепторы сетчатки глаза-палочки и колбочки (желтое пятно)

+ зрительный нерв (слепое пятно)

+ зрительная зона коры больших полушарий головного мозга в затылочной доле.

4.Нарушение зрения и его профилактика. Слайд 13

Человек видит хорошо предметы на близком и дальнем расстоянии. Это связано с изменением хрусталика. Нарушения зрения связано либо с утратой эластичности хрусталика, либо наследственной предрасположенностью. Наиболее частые дефекты зрения выражаются в форме дальнозоркости или близорукости.

Посмотрите на Слайд 14 и ответьте на вопрос:

- Где фокусируется изображение предмета при близорукости, а где при дальнозоркости?

- При близорукости изображение предмета фокусируется перед сетчаткой, а при дальнозоркости - за сетчаткой.

- Как вы думаете что человеку помогает видеть хорошо при таких заболеваниях?

- Близорукость или дальнозоркость исправляются очками со специальными линзами: близорукость очками с вогнутыми линзами, дальнозоркость-с выпуклыми линзами.

Профилактика:

  1. Правильный режим труда и отдыха.

  2. Хорошая освещенность.

  3. Исключение чтения в транспорте и при употреблении пищи.

  4. Ограниченное время препровождения за компьютером, всего 1-2 часа.

  5. Исключение игры и СМС в сотовых телефонах.



Значение зрения: читает со Слайда 15 один из учеников.

  1. Через зрительный анализатор человек получает основное количество информации. Окружающие нас предметы и явления, наше собственное тело мы воспринимаем прежде всего с помощью зрения.

  1. Благодаря зрению мы обучаемся многим бытовым и трудовым навыкам, обучаемся выполнению определенных правил поведения.

  1. В познании внешнего мира для человека зрение играет первостепенную роль. До 90% информации мы получаем через зрительный сенсорный канал.



IV. Закрепление.

- Мы изучили тему «Зрительный анализатор. Строение глаза», для закрепления пройденной темы я предлагаю еще раз использовать свои листы. На их обороте вы найдете задания в форме теста. Вспомните все, что мы изучили по теме и постарайтесь ответить правильно.

V. Итог. Выставление оценок за устные ответы учащихся на уроке, проверка индивидуальных карт.

VI. Домашнее задание: с. 72-77 читать, зарисовать рисунок «Строение глаза» на стр. 74-75 в тетрадь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!