СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зрительный анализатор. Строение глаза

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Зрительный анализатор. Строение глаза».

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели и задачи урока:

  1. Сформировать понятие о зрительном анализаторе;
  2. Ознакомить со строением глаза, светопроводящим и световоспринимающим аппаратами, вспомогательными частями глаза и их функциями;
  3. Продолжить развитие элементов логического мышления: умение наблюдать, выделять главное, сравнивать, делать выводы, работать с учебником, тетрадью, дополнительной литературой;
  4. Реализовать аспекты санитарно-гигиенического, эстетического воспитания.

Методы:

  1. Словесные (объяснение, беседа, сообщения учащихся);
  2. Наглядные (демонстрация таблиц, схем, моделей);
  3. Интерактивное обучение (презентация «Зрительный анализатор. Строение глаза», обучающие игры «Лишнее слово» и «Разбери цветок», тестовые задания, загадки).

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, модель глаза, таблица «Строение зрительного анализатора», рисунки, учебники «Биология 9-класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.», рабочие тетради учащихся, аудиозаписи песен: Дианы Гурцкой «Раненая птица» и «Как прекрасен этот мир», опорный конспект в виде цветка.

Просмотр содержимого документа
«Зрительный анализатор. Строение глаза»

Зрительный анализатор. Строение глаза. Сергеенко В.Ф. Преподаватель биологии и химии высшей квалификационной категории, МБОУ Октябрьская школа.

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Сергеенко В.Ф.

Преподаватель биологии и химии

высшей квалификационной категории,

МБОУ Октябрьская школа.

Зрительный анализатор. Строение глаза. Цель и задачи урока:  Сформировать понятие о зрительном анализаторе; Ознакомить со строением глаза, светопроводящим и световоспринимающим аппаратами, вспомогательными частями глаза и их функциями; Продолжить развитие элементов логического мышления: умение наблюдать, выделять главное, сравнивать, делать выводы, работать с учебником, тетрадью, дополнительной литературой; Реализовать аспекты санитарно-гигиенического, эстетического воспитания.

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Цель и задачи урока:

  • Сформировать понятие о зрительном анализаторе;
  • Ознакомить со строением глаза, светопроводящим и световоспринимающим аппаратами, вспомогательными частями глаза и их функциями;
  • Продолжить развитие элементов логического мышления: умение наблюдать, выделять главное, сравнивать, делать выводы, работать с учебником, тетрадью, дополнительной литературой;
  • Реализовать аспекты санитарно-гигиенического, эстетического воспитания.
Зрительный анализатор. Строение глаза. Задание 1. Дополнить предложение. Сенсорная система, или … - это Задание 2. Вставьте пропущенные слова. Сенсорная система состоит, в частности, из … . Рецепторы – это специальные чувствительные образования, которые воспринимают и превращают разные виды энергии (световую, механическую, химическую) на … . Задание 3. Соедините правильно.       1 2 3 рецепторы нерв зона коры

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Задание 1. Дополнить предложение.

  • Сенсорная система, или - это

Задание 2. Вставьте пропущенные слова.

  • Сенсорная система состоит, в частности, из . Рецепторы – это специальные чувствительные образования, которые воспринимают и превращают разные виды энергии (световую, механическую, химическую) на .

Задание 3. Соедините правильно.

1

2

3

рецепторы

нерв

зона коры

Зрительный анализатор. Строение глаза. Задание 4. Игра «Лишнее слово». Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее. Восприятие, анализ, раздражение, движение, чувствительность. Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, звук. Рецепторы, чувствительные нейроны, раздражитель, кора больших полушарий. Задание 5. Игра «Разбери цветок». Что означают:  «лепестки»   ? «чашелистики» ? «листики» ?

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Задание 4. Игра «Лишнее слово».

Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.

  • Восприятие, анализ, раздражение, движение, чувствительность.
  • Зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, звук.
  • Рецепторы, чувствительные нейроны, раздражитель, кора больших полушарий.

Задание 5. Игра «Разбери цветок».

Что означают:

«лепестки» ?

«чашелистики» ?

«листики» ?

Зрительный анализатор. Строение глаза. Личная значимость изучаемого для учащихся: «Глаза – зеркало души». Почему? Очки могут украшать человека. «Беречь как зеницу ока». Как прекрасен этот мир! Плакать полезно, но не всегда.

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Личная значимость изучаемого для учащихся:

  • «Глаза – зеркало души». Почему?
  • Очки могут украшать человека.
  • «Беречь как зеницу ока».
  • Как прекрасен этот мир!
  • Плакать полезно, но не всегда.
Зрительный анализатор. Строение глаза. Значение зрительного анализатора  Зрительный анализатор позволяет опознавать предметы, определять их место в пространстве,  следить за перемещениями.  До 90% информации мы получаем через зрительный сенсорный канал.

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Значение зрительного анализатора

Зрительный анализатор позволяет опознавать предметы, определять их место в пространстве, следить за перемещениями.

До 90% информации мы получаем через зрительный сенсорный канал.

Зрительный анализатор. Строение глаза. Этапы формирования зрительных образов Зрительный анализатор: рецепторы сетчатки, зрительный нерв,  зрительная зона коры.  В первичных чувствительных зонах - анализ ощущений ,  во вторичных зонах – формирование образов.

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Этапы формирования зрительных образов

Зрительный анализатор:

  • рецепторы сетчатки,
  • зрительный нерв,
  • зрительная зона коры.

В первичных чувствительных зонах - анализ ощущений ,

во вторичных зонах – формирование образов.

Зрительный анализатор. Строение глаза. Строение зрительного анализатора  Зрительный анализатор состоит из трех частей: рецепторы сетчатки глаза, зрительный нерв, зрительная зона коры больших полушарий головного мозга.

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Строение зрительного анализатора

Зрительный анализатор состоит из трех частей:

  • рецепторы сетчатки глаза,
  • зрительный нерв,
  • зрительная зона коры больших полушарий головного мозга.
Зрительный анализатор. Строение глаза. Глаз как орган зрения Глаз расположен во впадине черепа – глазнице (орбите), имеет шарообразную форму с более выпуклой передней частью, поэтому его называют глазным яблоком. Масса его 6-8 гр., диаметр 22 мм. Он укреплен в глазнице с помощью четырех прямых и двух косых мышц, управляющих его движениями.

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Глаз как орган зрения

Глаз расположен во впадине черепа – глазнице (орбите), имеет шарообразную форму с более выпуклой передней частью, поэтому его называют глазным яблоком. Масса его 6-8 гр., диаметр 22 мм. Он укреплен в глазнице с помощью четырех прямых и двух косых мышц, управляющих его движениями.

Зрительный анализатор. Строение глаза. Системы глаза Какое строение имеет глаз?  Части систем глаза: Оболочки глаза Светопреломляющую (оптическую) Световоспринимающую Вспомогательные Пар. 67 учебника, заполнение таблицы в тетрадях

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Системы глаза

Какое строение имеет глаз?

Части систем глаза:

  • Оболочки глаза
  • Светопреломляющую (оптическую)
  • Световоспринимающую
  • Вспомогательные

Пар. 67 учебника, заполнение таблицы в тетрадях

Зрительный анализатор. Строение глаза. Заполнить таблицу Системы Придатки и части глаза Оболочки Строение Оптическая Функции Световоспри-нимающая Вспомога-тельные

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Заполнить таблицу

Системы

Придатки и части глаза

Оболочки

Строение

Оптическая

Функции

Световоспри-нимающая

Вспомога-тельные

Зрительный анализатор. Строение глаза. Системы глаза: оптическая и световоспринимающая

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Системы глаза: оптическая и световоспринимающая

Зрительный анализатор. Строение глаза. Системы глаза: вспомогательный аппарат

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Системы глаза: вспомогательный аппарат

Зрительный анализатор. Строение глаза. В.П. Филатов и офтальмология Владимир Петрович Филатов (1875-1956 гг.) выдающийся отечественный офтальмолог . В 1903-1936 работал в глазной клинике при университете в г. Одесса В 1924 г. впервые осуществил операцию по пересадке роговицы. В 1936 г. Организовал и возглавил Одесский институт глазных болезней, которому позже присвоено имя В.П. Филатова  За годы своей профессиональной и научной деятельности вернул зрение тысячам ослепших. В.П. Филатов

Зрительный анализатор. Строение глаза.

В.П. Филатов и офтальмология

Владимир Петрович Филатов (1875-1956 гг.) выдающийся отечественный офтальмолог .

  • В 1903-1936 работал в глазной клинике при университете в г. Одесса
  • В 1924 г. впервые осуществил операцию по пересадке роговицы.
  • В 1936 г. Организовал и возглавил Одесский институт глазных болезней, которому позже присвоено имя В.П. Филатова
  • За годы своей профессиональной и научной деятельности вернул зрение тысячам ослепших.

В.П. Филатов

Зрительный анализатор. Строение глаза. Восстановление нарушенного зрения. Современные методы 1 – удаление целого хрусталика (традиционный метод) 2 – отсасывание измельченного хрусталика при помощи иглы и шприца с последующей пересадкой искусственного хрусталика Лечение катаракты лучом гелий-неонового лазера В.П. Филатов

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Восстановление нарушенного зрения.

Современные методы

1 – удаление целого хрусталика (традиционный метод)

2 – отсасывание измельченного хрусталика при помощи иглы и шприца с последующей пересадкой искусственного хрусталика

Лечение катаракты лучом гелий-неонового лазера

В.П. Филатов

Зрительный анализатор. Строение глаза. Функциональность глаза в технике Преломляющие среды глаза Зрачок Хрусталик Сетчатка Объектив  Просвет диафрагмы Дальномер Фотопленка

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Функциональность глаза в технике

Преломляющие среды глаза

Зрачок

Хрусталик

Сетчатка

Объектив

Просвет диафрагмы

Дальномер

Фотопленка

Зрительный анализатор. Строение глаза. Повреждения зрительного анализатора На рисунке изображены зрительные анализаторы здорового человека и больных. Определите, кто из пациентов здоров и какая часть зрительного анализатора повреждена у каждого больного. А Б В Г

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Повреждения зрительного анализатора

На рисунке изображены зрительные анализаторы здорового человека и больных.

Определите, кто из пациентов здоров и какая часть зрительного анализатора повреждена у каждого больного.

А

Б

В

Г

Зрительный анализатор. Строение глаза. Центры зрения Операции на мозге ведутся под местным наркозом. Больной находится в сознании, и с ним можно общаться. Чтобы не повредить здоровые ткани, приходится раздражать участки мозга специальными электродами – тестерами . Больной видел «светящиеся точки». Какие участки мозга раздражал хирург? В каком полушарии они находятся? Какие участки мозга раздражал хирург? В каком полушарии они находятся?

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Центры зрения

Операции на мозге ведутся под местным наркозом. Больной находится в сознании, и с ним можно общаться. Чтобы не повредить здоровые ткани, приходится раздражать участки мозга специальными электродами – тестерами .

Больной видел «светящиеся точки».

  • Какие участки мозга раздражал хирург? В каком полушарии они находятся?
  • Какие участки мозга раздражал хирург?
  • В каком полушарии они находятся?
Зрительный анализатор. Строение глаза. Выводы: Глаз – сложный орган, имеет светопроводящие и светопреломляющие среды, светочувствительные и вспомогательные аппараты. Глаз – бесценный орган чувств, но замечаем мы, это как правило, лишь тогда, когда острота зрения ослабевает со временем или снижается в результате болезни или травмы. Хорошее зрение – драгоценный дар. Вы можете многое сделать для того, чтобы сохранить его или даже развить. Знаменитая Елена Келлер советовала человеку, рожденному с нормальным зрением: «Пользуйтесь глазами! Живите каждый день так, как будто вы можете ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!»

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Выводы:

  • Глаз – сложный орган, имеет светопроводящие и светопреломляющие среды, светочувствительные и вспомогательные аппараты.
  • Глаз – бесценный орган чувств, но замечаем мы, это как правило, лишь тогда, когда острота зрения ослабевает со временем или снижается в результате болезни или травмы.
  • Хорошее зрение – драгоценный дар. Вы можете многое сделать для того, чтобы сохранить его или даже развить.
  • Знаменитая Елена Келлер советовала человеку, рожденному с нормальным зрением: «Пользуйтесь глазами! Живите каждый день так, как будто вы можете ослепнуть. И вы откроете чудесный мир, который никогда не видели!»
Зрительный анализатор. Строение глаза. Рефлексия

Зрительный анализатор. Строение глаза.

Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!