8 класс
Тема: «Зрительный анализатор. Строение глаза».

Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели и задачи урока:
Сформировать понятие о зрительном анализаторе;
Ознакомить со строением глаза, светопроводящим и световоспринимающим аппаратами, вспомогательными частями глаза и их функциями;
Продолжить развитие элементов логического мышления: умение наблюдать, выделять главное, сравнивать, делать выводы, работать с учебником, тетрадью, дополнительной литературой;
Реализовать аспекты санитарно-гигиенического, эстетического воспитания.

Методы:
Словесные (объяснение, беседа, сообщения учащихся);
Наглядные (демонстрация таблиц, схем, моделей);
Интерактивное обучение (презентация «Зрительный анализатор. Строение глаза», обучающие игры «Лишнее слово» и «Разбери цветок», тестовые задания, загадки).
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, модель глаза, таблица «Строение зрительного анализатора», рисунки, учебники «Биология 8-класса. «Человек. Культура здоровья».Л.Н Сухорукова, В.С Кучменко, Т.А Цехмистренко., рабочие тетради учащихся, аудиозаписи песен: Дианы Гурцкой «Раненая птица» и «Как прекрасен этот мир», опорный конспект в виде цветка.
Ход урока
Презентация «Зрительный анализатор. Строение Глаза».
Организационный этап
Подготовка к восприятию нового материала
Актуализация опорных знаний (слайды 3, 4).


Мотивация учебной деятельности
Как человек воспринимает разнообразные предметы, их цвет, форму, расстояние до них, движение живых и неживых тел? Об этом вы узнаете сегодня на уроке (запись темы урока в тетрадях, формулирование цели урока). Слайд 5: «Личная значимость изучаемого для учащихся»

Усвоение новых знаний.
Поприветствуйте друг друга глазами. Скажите, какие сегодня глаза у вашего соседа по парте (добрые, карие, голубые, веселые, задумчивые). А теперь возьмите зеркало и посмотрите на себя. Обычно наши глаза смотрят только наружу. С помощью зеркала они могут заглянуть внутрь себя, тем самым, давая нам возможность узнать о себе кое-что новое. Существует народная мудрость – «Глаза – зеркало души». Как вы можете объяснить это. Высказывания учащихся (обсуждение данной мудрости).
В народе говорят: «Береги как зеницу ока»! Почему? Что такое «зеница ока»? (учащиеся высказывают свою точку зрения по этому вопросу).
Каково же строение зрительного анализатора?
Слайд 6: «Значение зрительного анализатора»
Слайд 7: «Этапы формирования зрительных образов»
Слайд 8: «Строение зрительного анализатора»



Световой поток, пройдя через оптическую систему глаза, попадает на рецепторы сетчатки глаза. Возникшие в рецепторах нервные импульсы по зрительному нерву направляются в зрительную зону коры, где в первичных чувствительных зонах происходит анализ ощущений, во вторичных – формирование образов.
Слайд 9: «Глаз как орган зрения»

Строение глаза (самостоятельная работа учащихся с учебником по группам, заполнение таблицы).
Слайд 10: «Системы глаза»
Слайд 11: «Заполнить таблицу»


Ответы каждой группы на поставленные вопросы о структурах глаза.
Слайд 12: «Системы глаза: оптическая и световоспринимающая»
Слайд 13: «Системы глаза: вспомогательный аппарат»


Загадки о строении глаза.
Нарушения зрения (бельмо, катаракта, глаукома, близорукость и дальнозоркость).
Сообщения учащихся о методах лечения бельма и катаракты.
Слайд 14: «В.П. Филатов и офтальмология»
Слайд 15: «Восстановление нарушенного зрения. Современные методы»


Гигиена зрения (курение, свежая морковь, точечный массаж, освещение, осанка).
Обобщение учебного материала.
? Почему глаз сравнивают с фотоаппаратом, а сетчатку с фотолабораторией?
Слайд 16: «Функциональность глаза в технике»
Слайд 17: «Повреждения зрительного анализатора»
Слайд 18: «Центры зрения»



Выводы по теме урока
Слайд 19: «Выводы»

Подведение итогов
Рефлексия
Оценка работы учащихся на уроке
Домашнее задание: Прочитать пар.56, до конца заполнить таблицу, устно ответить на вопросы стр. 137