Тема урока: «Плесневые грибы»-5класс.
Учебник В.В.Пасечника. Биология. Бактерии, грибы, растения
Учитель биологии МБОУ»Гимназия№25»города Курска.
Тип урока: изучение нового материала
Цели: создать условия для формирования УУД
Предметные: сформировать умения понимать смысл биологических терминов: «плесневые грибы», «антибиотики», значение их открытия для человека; уметь связывать их местообитание с условиями существования.
Регулятивные: уметь определять цель учебной деятельности, учебную проблему.
Сформировать умения планировать свою индивидуальную траекторию (работать с текстом учебника, отвечать на вопросы).
Познавательные : сформировать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ иллюстраций, текстов, умение вести диалог с учителем, строить рассуждение, опираться на собственный опыт.
Коммуникативные: уметь организовывать учебное взаимодействие.
1 этап (мотивационный) Учитель приветствует учеников, проверяет готовность рабочего места.
Учитель:
- Мы непростительно мало знаем о некоторых живых существах, а незнание обедняет нашу жизнь. Думаю, сегодня вы несколько расширите свои знания.
Для этого нам надо проверить теоретическую базу .
Ученик задает вопросы классу (заранее получил дом задание). Дать определения :
прокариоты, эукариоты, плодовое тело, симбиоз, паразиты, сапротрофы, гетеротрофы, спора. Комментирует ответы учащихся.
2Этап- (целеполагание) Учитель: какие царства живых организмов нам известны? (Растения, животные, грибы)
-С каким царством мы знакомимся сейчас? (Грибы)
-С какими группами грибов мы познакомились? О каких еще не знаем? (Ответ: О плесневых)
-Следовательно,какова тема нашего урока ?-(Плесневые грибы). Мы познакомимся с их строением, значением их открытия для человечества. На протяжении урока будет работать историческая микролаборатория, куда мы совершим экскурсию, чтобы иметь представление об изучении данного вопроса в историческом плане.
3этап-(изучение нового материала) .Беседа с учителем.
-Каким словом мы обычно называем плесневые грибы если обнаруживаем их? (Плесень).
-Где плесневые грибы можно обнаружить? Заранее индивидуальное задание дано ученику. Где можно обнаружить в квартире? (Во влажных местах).
-А где их можно обнаружить в школе? (Заранее дано задание 2- уч.)-обнаружили под лестницей 1-го этажа.
-А как мы вырастили плесень? (Заранее получили задание)--(Вопрос классу- Каковы же условия ее существования?(Влага,пища,тепло)
Учитель: пришло время изучить плесень, вы выступаете в роли исследователя.
Плесневый гриб мукор.
Рис . 49 стр.78 учебника В.В.Пасечник М.Дрофа.
Выполнение лабораторной работы .
Помощь для выполнения работы (с помощью лупы и микроскопа).
Рабочая карточка с вопросами.
1.Каков внешний вид у мукора? (Белая плесень).
2.Из чего состоит грибница?( Одна клетка сильно разросшаяся и имеющая множество ядер в цитоплазме).
3.Где поселяются? (на продуктах).
4.Что находится на концах некоторых нитей поднявшихся вверх? (Они расширены, в них созревают споры).
Изучение плесневого гриба пеницилла
Экскурсия в историческую лабораторию (2 ученика заранее получили задание подготовить сообщения на тему: 1.История изучения гриба пеницилла. 2. Получение пенициллина.
Продолжение лабораторной работы. Рабочая карточка с вопросами. В помощь текст учебника.
1.Каков внешний вид плесени?
2.в чем особенности строения пеницилла?
1.)Спорангии-кисточки ; 2 )Грибница-многоклеточная
4этап-(Закрепление материала )
Работа в парах с последующим взаимоконтролем ( обмен тетрадями) Ответить на вопросы по плану рабочей карточки:
Черты сходства грибов и растений. Черты различия грибов и растений.
1.строение клетки;
2.строение клеточной стенки;
3.запасные вещества.
На закрепление выполнить тестовое задание на стр.37 в рабочей тетради на печатной основе( закончить дома).
(5этап-подведение итогов урока и домашнее задание) парагр.15, вопросы:; 1-6 Задание для любознательных: что общего и чем отличаются симбиоз и паразитизм?
(5этап-рефлексия ) Рефлексия с помощью пальцев рук .Большой:- для меня все важно и интересно; указательный- мне было трудно.