СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии. Строение и функции кожи.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением Сингапурских структур. Тема урока "Строение и функции кожи". 

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии. Строение и функции кожи.»

«Строение и функции кожи»

урок по биологии 8 класс

Цель урока: изучить особенности строения кожи в связи с выполненными функциями. Задачи урока:

  • Обучающие

сформировать понятие о строении и функциях покровного органа – кожи.

  • изучить особенности строения кожи;

  • раскрыть связь строения органа с выполняемыми функциями;

  • Развивающие

  • развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать, исследовательскую компетентность, самостоятельную деятельность учащихся;

  • развивать учебно-организаторские умения: организовать себя на выполнение поставленных задач, сравнивать, анализировать, обобщать, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

  • Воспитательные

  • воспитывать у учащихся навыки гигиены, правильный уход за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью;

  • сформировать основные правила гигиены кожи;

  • умение выслушивать мнение друг друга при работе в паре.


Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация РРТ к уроку, информационные листы, листы бумаги, маркеры.

Тип урока: усвоение новых знаний с использование технологии критического мышления.

Методические приёмы: «Верите ли Вы, что…», «Инсерт», кластеры.

Форма организация познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы: словесно-наглядные, частично-поисковые, дедуктивные (от общего к частному), самостоятельная работа с элементами беседы.







Ход урока



I. Организационный момент:3 минуты.

- Добрый день! Все готовы к уроку? Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте поприветствуем друг-друга. С партнером по плечу «дай пять» и с партнерами по лицу ударьтесь кулачками. Молодцы! Я вижу у вас хорошее настроение.


В предыдущем уроке мы с вами изучили тему «Выделительная система и мочевыдиление». По этой теме вам предлагаю СТРУКТУРУ

ФАЙНД ЗЕ ФИБ. дается СЛАЙД 1

1 минута

1.Ученики пишут три предложения:

*два невероятных факта

*одну правдивую выдумку

2.Один ученик зачитывает три предложения команды.

3.Из другой команды один ученик оглашает свою догадку. (Молодцы)




  1. Актуализация знаний. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

5 минуты.

У одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».



Беседа по вопросам:

- Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?

- Что же является главным в жизни каждого человека?

- Что значит, по-вашему, быть здоровым?



Учитель обобщает.

Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по-настоящему познать радость жизни. Только у здорового человека нормально и согласовано функционируют все органы и системы органов организма.

Сегодня мы продолжаем изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь, вы определите сами при помощи подсказок. (Слайд 2)

- Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.

- Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.

- Это самый тяжёлый орган человеческого тела.

- Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха – бледнеет.

-Кожа

Предложите формулировку нашего урока.



Учитель обобщает и определяет тему. Учащиеся записывают тему в тетрадь: «Строение и функции кожи».

Что мы должны изучить на уроке, какова цель нашего урока?

Цель урока: изучить особенности строения кожи в связи с выполненными функциями.





СТРУКТУРА ЭЙ АР ГАЙД

*ученики ПРЧИТЫВАЮТ материал,и заполняют столбик «ДО»



*после изученного темы снова отвечают на те же вопросы

*ученики обсуждают где они столкнулись.

30 секунд

Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа не является незнакомым для вас органом. Что-то о ней вы уже знаете. Поэтому в начале урока я предлагаю вам выполнить задание которое имеется у вас на столах.

Ваша задача: ознакомится с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте «+», напротив утверждений в столбике «ДО» . Не страшно, если вы в чём-то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помним «Кто ищет истину – не чужд и заблуждениям», Слова Гёте будут являться эпиграфом нашего урока.( Заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её, ты несёшь ответственность).



ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».




в коже человека выделяют три слоя.



кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.



кожа – сложный орган со многими функциями.



этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.



кожа тесно связана с нервной системой.



в коже происходит образование витамина Д.



кислород в организм поступает через кожу.





К этим утверждениям мы ещё вернёмся в конце урока. Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня мы с вами должны таким образом построить работу, чтобы разрешить эти противоречия.



III. Изучение нового материала.

Кожа человека может многое рассказать о нём. С давних времён к нам пришло изречение «Кожа – это зеркало здоровья человека». Врачи-дерматологи справедливо утверждают, что «никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже».

У здорового человека кожа очень красивая. Неслучайно этой части тела уделяли огромное внимание замечательные художники всего мира

Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка, это сложный по строению орган со многими функциями.

Итак, следующий этап нашего урока – работа по тексту учебника.

СТРУКТУРА СИНГЛ РАУНД РОБИН

СЛАЙД 6

Стол №1,2 работаете по тексту учебника на странице 174 5,6,10.11,12 абзацы.

Стол №3,№4,№5 работаете по тексту учебника на странице 174 7.8.9 абзацы.

С каждого стола отвечают 2 номера.

Вопросы:

-Из каких слоев состоит кожа?

-Какое строение наружного слоя?

-Какие функции выполняет наружный слой?

-Какое строение внутреннего слоя?

-Какие функции выполняет внутренний слой?

-Жировая клетчатка какие функции выполняет?

Строение и функции кожи.

Слои кожи

Строение

Функции

Эпидермис

а) роговой слой, из прилегающих друг к другу мертвых клеток. Формирует роговые образования –волосы и ногти.

б) глубокий слой клеток, состоит из живых клеток. Содержит пигмент-меланин. Образуется витамин «Д».

-защитная


-защитная

Дерма

Образована соединительной и мышечной тканью, в ней много эластичных волокон. Пронизана кровеносными и лимфатическими сосудами. Здесь располагается потовые и сальные железы, луковицы волос.

-выделительная

-терморегуляторная

-чувствительная

-секреторная


Гиподерма

Здесь располагаются сальные железы.

-защитная

-теплоизолятора

-запасающая.

После ответа учащихся записываем по слайду особенности строения кожи.



СТРУКТУРА МИКС-ФРИС-ГРУП 2 минуты.









СТРУКТУРА НАМБЭ АП 2минуты

1.Определяем «магическое число» 3.

2.Члены команды считают вслух, начиная с 1

3.Каждый раз когда новое число делиться на магическое или содержит его, ученики не проговаривают его, а встают и говорят кокой либо термин по уроку

4.Следующий участник продолжает отсчет со следующего числа

5.Действия продолжаются пока учитель не остановит.



4.Стадия рефлексии:

Теперь возьмите свои листочки которые вы заполнили в начале урока и заполните таблицу после.



ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ


кожу называют «зеркалом здоровья и болезни».




в коже человека выделяют три слоя.



кожа формирует роговые образования: ногти и волосы.



кожа – сложный орган со многими функциями.



этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.



кожа тесно связана с нервной системой.



в коже происходит образование витамина Д.



кислород в организм поступает через кожу.






Обобщение. Вы видите, что одну и ту же информацию вы воспринимаете по-разному.

А теперь вернёмся к верным - неверным суждениям и сравним их с первоначальными данными. (Слайд 11)

Ключевое слово нашего урока – кожа, а вокруг него много разных новых терминов и словосочетаний. Если мы их попробуем сгруппировать, то у нас получится кластер.

-Могут ли полученные знания пригодится в жизни?

-В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал?

-Врач-дерматолог, врач-косметолог, пластический хирург, визажист, парикмахер, массажист и др.

Хотели бы вы обратится к пластическому хирургу, который может допустить ошибку?

Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть слишком велика. Обратимся к эпиграфу нашего урока. Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её, ты несёшь ответственность.

Спасибо, сегодня вы хорошо поработали.

5.Домашнее задание. * Изучить текст учебника на страницах и174-175.

* подготовить презентации на тему: «Закаливание организма», «Заболевания кожи», «Гигиена одежды и обуви».

  • Это самый тяжелый орган человеческого тела со многими функциями.

  • Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает (2кг.700гр.)

  • Его называют «зеркалом здоровья и болезни».

  • Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.

  • Этот орган тесно связан с нервной системой, в нем заложены многочисленные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения (250 тысяч «холодовых» и 30 тысяч «тепловых» рецепторов).

  • Этот орган формирует особые образования – ногти.

  • На этом органе находится около 250 тысяч волос.













































Справочный материал

- Эпидермис образован эпителиальной тканью.

На его поверхности лежат плотно прилегающие друг другу ороговевшие клетки, имеющие вид почти бесцветных чешуек.

Слои кожи.

Они - то и образуют защитный слой кожи, непроницаемый для твердых частиц и почти не пропускающий жидкостей и газов из окружающей среды.

Толщина эпидермиса не везде одинакова. Он толще в местах подвергающихся наибольшему давлению и трению (на подошвах ног, ладонях). Эпидермис кожи детей очень тонкий. Кровеносные сосуды просвечивают через слой эпидермиса, придавая детской коже розовый оттенок.

Под поверхностным слоем эпидермиса расположены живые клетки. Они расположены в несколько слоев и способны к делению. Под воздействием окружающей среды находящиеся на наружной поверхности эпидермиса розовые чешуйки постоянно стираются и слущиваются, но благодаря непрерывному размножению лежащих под ними живых клеток, они все время заменяются новыми.

Живые клетки эпидермиса содержат пигмент, от которого зависит более светлая или более смуглая окраска кожи людей. Загорелая кожа защищает тело человека от проникновения внутрь ультрафиолетовых лучей, которые в определенном количестве могут оказывать неблагоприятное воздействие на кожу.

Ультрафиолетовые лучи проникаю очень неглубоко, от 0,1 до 1 мм, но вызывают сложную биохимическую реакцию, следствием которой является покраснение кожи, которое затем проходит, оставляя светло-коричневую пигментацию – загар. При загаре вырабатывается витамин Д.

Красящее вещество находится в нижних слоях эпидермиса и называется меланин.

2-ой слой. Волосы и ногти произошли от рогового слоя эпидермиса. Благодаря делению живых клеток эпидермиса ногти и волосы растут непрерывно.



Гиподерма

Подкожная жировая клетчатка состоит из волокон соединительной ткани, где расположены жировые клетки. Является складом питательных веществ, которые расходуются в период голодания. Обладая низкой теплопроводностью, предохраняют организм от охлаждения, смягчают толчки и ушибы.





Собственно кожа образована соединительной и мышечной тканью, межклеточное вещество которой состоит из упругих волокон. Если оттянуть кожу, например, на тыльной стороне кисти руки, то она растягивается, но как только ее отпускаешь, она возвращается в прежнее положение. Благодаря своей эластичности, кожа не препятствует движениям, совершаемым человеком.





В собственно кожи находятся:

1. Рецепторы.

2. Сальные и потовые железы.

3. Волосяные сумки.

4. Кровеносные и лимфатические сосуды.

Рецепторы – нервные окончания, воспринимают давление, боль, холод, тепло.

Сальные железы выделяют жир – кожное сало. Смазывая кожу и волосы, он смягчает их.

За сутки выделяется до 20 г кожного сала. Тонкий слой жира, покрывающий кожу, не пропускает внутрь тела воду и другие жидкости, которые могут быть вредны для организма. Они скатываются по смазанной жиром поверхности кожи. В основном, находятся около корней волос и являются железами волосяного мешочка, распределены неравномерно.

Каждая из них представляет собой трубочку, начинающуюся закрученным клубочком. Выпрямленная часть такой трубочки – выводной проток – открывается на поверхности кожи отверстием. С потом выделяется мочевина и др. вещества. За сутки выделяется до 1300 мл пота.

Корни волос – волосяные луковицы – лежат в волосяных сумках. К корням волос подходят кровеносные сосуды, снабжающие их кровью, нервные окончания, а также косо расположенные мышцы.

При сильном эмоциональном возбуждении – ярости, страхе – при понижении температуры – происходит сокращение мышц, поднимающих волосы. В результате этого волосы принимаю вертикально положение – встают дыбом.

Сокращение мышц кожи приводит к образованию на поверхности небольших бугорков – гусиной кожи. В результате этой реакции понижается отдача тепла в окружающую среду.

Сосуды кожи способны вмещать до 1 л крови. Она обеспечивает доставку коже и ее мышцам питательных веществ и поддерживает постоянную температуру тела.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!