Бюджетное образовательное учреждение
Вашкинского муниципального района
«Андреевская общеобразовательная школа»
Урок по биологии в 9 классе
«Гигиена питания».
Составил: Грушина О.А.
учитель биологии
2015г.
Тип урока: интегрированный
Цель: Углубить знания учащихся по теме: «Питание и пищеварение», способствовать формированию культуры питания, сформировать знания о гигиенических условиях нормального питания. Ознакомить учащихся с основными правилами питания, мерах предупреждения болезней органов пищеварения, обобщить знания о органах пищеварения.
Оборудование: тетради, лист отчета, таблица калорийности блюд, альбомный лист, тест (рациональное питание), листочки для ответов, учебник «Биология 9 класс»
Ход урока.
Организационный момент:
Приветствие, построение, подготовка учащихся к уроку, организация внимания учащихся, проверка отсутствующих.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала:
Эпиграф урока:
«Чрезмерное увлечение наслаждением едой … крайность в жизни» (открыть в конце) И.П.Павлов
Как вы думаете, почему он это сказал?
А сейчас послушайте отрывок из произведения “Мертвые души”.
– Щи, моя душа, сегодня очень хороши! – сказал Собакевич, хлебнувши щей и отвалив себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками – Эдакой нянь, продолжал он, обратившись к Чичикову, – вы не будете есть в городе, там вам черт знает что подадут!
За щами последовали свиные котлеты и разварная рыба, которые были превосходны.
– Возьмите барана – продолжал он, обращаясь к Чичикову – это бараний бок с кашей! Выдумали диету, лечить голодом! У меня все не так.
У меня, когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, де съем в меру, как душа требует.
Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал все до последней косточки.
«Да – подумал Чичиков – у этого губа не дура!»
За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом с теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке. Этим обед и кончился. Но когда зашли в гостиную, там оказалось варенье – ни груша, ни слива, ни иная ягода.
«Пожалуйста, угощайтесь, – сказала хозяйка, – Это редька, варенная в меду!»
Учитель:
– Вы прослушали, как обедали Чичиков и Собакевич. А что же употребляем мы на обед?
Итак, подводим итог: кто же правильно питается? Мы или Собакевич в повести «Мертвые души» ? (Мнения учащихся разделяются.)
Это мы узнаем чуть позже.
Объявляется цель урока
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с особенностями гигиены питания.
Изучение нового материала:
Пища – источник питательных веществ и энергии, используемый для роста и жизнедеятельности организма.
Пища строит организм и служит источником энергии. Энергия согревает организм, снимает усталость, дает силу, повышает работоспособность органов человека. Любое нарушение в питании приводит к изменению этих процессов. В пище содержится около 600 химических веществ, более 90 % которых обладают лечебными свойствами. Все необходимые вещества человек получает с питанием.
Человек – это такой организм, который:
а) по способу получения пищи (гетеротрофный)
б) по виду пищи (всеядный)
в) по размерам поглощенных частиц пищи (макрофаг)
г) по типу питания (голозойный – пища попадает внутрь тела, с последующим её перевариванием)
Питание – это процесс получения организмом питательных веществ и энергии.
Питание состоит из процессов:
Поглощение
Переваривание (пищеварение)
Всасывание
Ассимиляция (усвоение всосавшихся молекул организмом)
Экскреция (удаление не переваренных остатков пищи)
Виды пищи по происхождению: растительная и животная;
По составу: белковая, жировая, углеводная
ПИЩА
растительная животная
К
ПИЩА
углеводная белковая жировая
а
Каждый продукт имеет свою энергетическую ценность. Энергию, доставляемую организму с пищей, измеряют в килокалориях - ккал или килоджоулях - кДж (в основном в килокалориях). 1 ккал = 4,19 кДж
Калория (от лат. calo - тепло) – единица измерения энергетической ценности продуктов (запись в тетради)
Энергетические затраты организма зависят от физической и умственной нагрузки.
Нормы питания зависят от интенсивности труда, возраста, пола.
Основные пищевые вещества, сгорая в организме, выделяют тепло, например
1 г Б - 4, 1 ккал
1 г У - 4, 1 ккал,
1 г Ж - 9, 3 ккал,
Институтом питания разработаны нормы потребности в калориях людей разного возраста в течение суток.
Таблица 1
Суточная потребность организма в питательных веществах и энергии.
Возраст школьников (возрастная группа) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) | Количество |
всего | животных | Всего | растительных | ккал | кДж |
7 – 10 лет | 80 | 48 | 80 | 15 | 324 | 2400 | 10 056 |
11 – 13 лет | 96 | 58 | 96 | 18 | 382 | 2850 | 11 942 |
14 – 17 лет: Юноши Девушки | 106 93 | 64 56 | 106 93 | 20 20 | 422 367 | 3150 2750 | 13 199 11 523 |
В зависимости от калорийности все продукты питания подразделяют на четыре группы:
Таблица 2
Продукты по группам калорийности
группа | Название группы | калорийность (ккал/100 г продукта) | продукты |
I | Калоригены | 400 – 900 | Жир свиной, сахар, шоколад, печенье, сухари, сырокопченые колбасы |
II | Высококалорийные | 250 – 400 | Хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия, жирный творог, сметана, сыры |
III | Калорийные | 100 - 250 | Нежирное мясо, рыба, сливки |
IV | Малокалорийные | Менее 100 | Овощи, фрукты, ягоды, молоко |
Для того чтобы питательные вещества сохранились, необходимо соблюдать определенные правила хранения и обработки пищевых продуктов.
Правила хранения продуктов для сохранения витаминов
1. Овощи хранят без света и при температуре + 1...3°С, квашеную капусту - под слоем рассола.
2. Мыть овощи можно не более 10...15 мин, иначе витамины перейдут в воду. Если квашеную капусту надо промыть, то сначала отжимают из нее рассол, потом промывают и смешивают с рассолом. В рассоле содержится до 40% общего количества витаминов.
3. Медь и железо разрушают витамин С, поэтому нельзя использовать посуду и инвентарь из этих металлов.
4. Овощи при варке закладывают в кипящую подсоленную воду. Если овощи предназначены для салатов и винегретов, их варят в кожице.
5. Отвары от овощей не выливают, а используют в качестве добавок при варке супов, соусов, так как в них переходит большое количество витаминов.
6. Следует строго соблюдать время варки продуктов.
7. Нарезанные лук, морковь, белые- коренья, предназначенные для первых блюд, прогревают с жиром. При этом сохраняются витамин С и каротин.
8. Для витаминизации пищи, особенно в зимне-весенний период, первые и вторые блюда при отпуске посыпают зеленым луком, зеленью укропа, петрушки. В меню включают салаты из свежей и квашеной капусты, репчатого лука, моркови. В третьи блюда (кисели, компоты) вводят настой шиповника, клюквенный и черносмородинный соки.
9. Желательно в меню включать хлеб из муки грубого помола, содержащей витамины группы В. Это способствует наибольшему поступлению витаминов с пищей.
Но для того чтобы сохранить здоровье важно еще соблюдать определенные правила питания. Существует такое понятие:
Рациональное питание (от лат. rationalis - разумный) – это полноценное, разумное, правильное, регулярное питание (тетрадь)
Рациональное питание помогает сохранить здоровье, поддерживает высокую умственную и физическую работоспособность, повышает сопротивляемость вредным факторам окружающей среды. Существуют принципы рационального питания.
Запишем правила питания:
Правильный режим питания – это время и число приема пищи принимать пищу в одни и те же часы 4 – 5 раз в день, не есть в промежутках, есть спокойно, с удовольствием, не отвлекаясь от пищи, не есть поздно вечером (за 2 – 3 часа до сна). Прием пищи в определенное время, как вы знаете, приводит к выработке условного рефлекса пищеварительных желез. Между приемами пищи соблюдаются определенные интервалы времени.
Умеренность в употреблении пищи: не переедать, но и не доедать. Если общую калорийность пищи принять за 100%, то при трехразовом питании: ЗАВТРАК – 30 %, ОБЕД - 50%, УЖИН - 20% общей калорийности. При четырехразовом дополнительно подается второй завтрак или полдник и калорийность распределяется следующим образом: ЗАВТРАК – 20 %, ВТОРОЙ ЗАВТРАК – 20 %, ОБЕД – 35 %, УЖИН – 15 %.
Разнообразное питание: чередование пищи растительного и животного происхождения. Их составные части, особенно белки, жиры, углеводы, должны находиться в соотношении: 1:1:5.
Пищевой рацион, т. е. пища, должен покрывать энергетические затраты организма, иметь определенные составные части в определенном соотношении, хорошо усваиваться, иметь приятный внешний вид, вкус, запах и определенную температуру, быть разнообразным, вызывать чувство насыщения и быть абсолютно безупречным и безвредным.
Сейчас вы попытаетесь составить меню завтрака. Меню – перечень кушаний и напитков к завтраку, обеду и ужину. У вас на столах есть таблица калорийности блюд и лист отчета по практической работе. По результату вашей работы вы должны составить в тетради ваше меню и заполнить бланк по практической работе. Практическая работа. Составление меню на завтрак с определением его энергетической ценности. Инструктаж по практической работе.
Подводится итог по практической работе. (Беседа по вопросам): внимательно рассмотрите предложенные меню.
Но для правильного составления меню недостаточно знать только калорийность блюд, но еще необходимо учитывать какие блюда лучше подходят в разное время рабочего дня.
НА ЗАВТРАК хорошо подать молочные каши или горячие мясные блюда, бутерброд, яйцо, кофе или какао.
НА ОБЕД обязательно включение холодной закуски, первого и второго блюд, киселя, компота, сока. К обеду должны быть поданы два овощных блюда и одно из круп или макаронных изделий.
УЖИН должен быть легким. Подают блюда из рыбы, творога, кисломолочные напитки. Одно и то же блюдо не должно подаваться более 2 раз в неделю.
Очень важны условия приема пищи. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвоению пищи. Вот почему так важны обстановка, в которой принимается пища, сервировка стола, посуда, психологическая атмосфера.
Таким образом, правильно сбалансированное питание должно содержать все вышеперечисленные компоненты, что является одним из важнейших условий здорового образа жизни.
Питание, используемое для воздействия на организм больного в лечебных целях, называется лечебным, или диетическим. Оно применяется при одних заболеваниях как основное лечебное средство, при других - дополняет медикаментозное, физиотерапевтическое, курортное лечение и способствует их успешному действию.
Выбор необходимой диеты и длительность ее применения при всех заболеваниях определяются состоянием больного и переносимостью им назначенной диеты.
Важное значение имеет соблюдение режима питания с четырехразовым как минимум приемом пищи. Рекомендуются следующие часы приема пищи: 8-9 ч. (завтрак), 13-14 ч. (обед), 17 -18 ч. (ужин), 21 ч. (на ночь). Для некоторых групп больных (с заболеванием желудка, сердечно-сосудистой системы, печени и других) необходимо пяти-шестиразовое дробное питание.
В настоящее время можно услышать о различных модных диетах: раздельное питание, вегетарианство, сыроедение, кремлевская диета, голодание и т. д. Но на них можно переходить только после консультации с врачом, а лучше врачом - диетологом, потому что мы не знаем как организм отреагирует на определенную диету.
Поэтому существует необходимость сознательного отношения к питанию.
Питание и здоровье.
Необходимость сознательного отношения к питанию. Древним римлянам принадлежит мудрое изречение: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». Питание одна из основных потребностей организма человека. Вместе с тем превращение еды в самоцель вредно. Систематическое переедание ведет к нарушениям деятельности желудочно-кишечного тракта, к расстройствам обмена веществ, к накоплению избыточной массы тела. Наряду с гиподинамией избыточная масса тела способствует развитию тяжелых сердечно-сосудистых. заболеваний.
Люди с избыточной массой тела больше, чем все остальные, подвержены вредному влиянию различных факторов среды, например перегреванию, охлаждению. Особенно вредно сказывается на них привычка курить. Никотин - один из наиболее сильных ядов, резко усиливает свойственные людям с избыточной массой тела нарушения стенок сосудов (атеросклероз, спазмы). Предрасположенные к полноте юноши и девушки глубоко заблуждаются, считая курение хорошим способом похудеть. Вещества табачного дыма постепенно вызывают скрытые, но очень серьезные нарушения обмена веществ и усиливают предрасположенность к сердечно-сосудистым заболеваниям.
Для лучшего усвоения пищи еду следует начинать с тех блюд, которые обладают выраженным сокогонным действием (бульон, суп, овощной сок, салат, винегрет). Во время еды вредно отвлекаться, заниматься посторонними делами. Сладкое непосредственно перед завтраком, обедом и ужином снижает аппетит (это называется «перебить аппетит»). Детям и подросткам в промежутках между основными приемами пищи рекомендуются фрукты, ягоды, кондитерские изделия, содержащие легкоусвояемые углеводы (пастила, мармелад). Леденцы и карамель вредны, так как содержащиеся в них эссенции раздражают желудок. Шоколадные конфеты, цитрусовые, копченые продукты и некоторые другие, употребляемые в больших количествах, вызывают у многих людей аллергию.
Нарушения требований гигиены питания, ведущие к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Питание преимущественно бутербродами (хлеб с маслом, сыром, колбасой и т. п.) без так называемых горячих блюд (суп, каша, вареные овощи) вредно.
Эта пища неполноценна по составу и раздражает слизистую оболочку желудка.
Нельзя есть торопливо, так как при этом нарушается пережевывание пищи, более грубые ее частицы, поступая в желудок, раздражают слизистую оболочку, отделение пищеварительных соков и усвояемость пищи ухудшаются.
Если человек питается нерегулярно, выделяющийся в привычное время желудочный сок скапливается в желудке и раздражает его стенки, что может вызвать воспаление (гастрит). Слишком горячая пища (свыше 500С) раздражает и обжигает слизистую оболочку пищевода и желудка и также ведет к их воспалению. Острая пища с большим количеством горчицы, уксуса, перца, зеленого лука повреждает слизистую оболочку пищевода и желудка и вредно действует на печень. Прием пищи на ночь нарушает сон, при этом усиливается склонность к накоплению избыточной массы тела.
УЧИТЕЛЬ:
Получили мы с пищей питательные вещества.
Происходит переваривание пищи или пищеварение.
Белки распадаются до более простых молекул аминокислот.
Углеводы – глюкозы. Жиры – до глицерина и жирных кислот. Которые в дальнейшем используются в организме человека как строительный материал и источник энергии.
Дайте определение процессу пищеварения.
Пищеварение – это процесс превращения питательных веществ в доступные для организма вещества.
Пищеварение состоит из двух процессов
Механическая обработка химическая обработка
Итак, подводим итог: Кто же правильно питается? Мы или Собакевич в повести «Мертвые души»?
Закрепление изученного материала:
(тест Основы рационального питания с взаимопроверкой)
Ответы на тест:
в, г, д, е
а, б, в, д, е
б, г, д, з
б, в,г, з
а
б
б, в, д, а, г
Подведение итогов урока:
Выставление оценок: доклады, устные ответы, оценки за тест узнаете на следующем уроке.
Домашнее задание и инструктаж по его выполнению:
Стр. 137 – 140, посмотреть на этикетках и упаковках пищевую и энергетическую ценность продуктов
ЛИТЕРАТУРА
Василаки А.Ф. Растения в рациональном и лечебном питании: Кишинев Universitas, 1993. – с.320
Ермакова В.И. Основы кулинарии: Учеб. пособие для учащихся 8 – 11 кл. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.: ил.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3-х т. Т.2.: Пер. с англ./Под ред. Р.Сопера. – М.: Мир, 1990.-325 с., ил.
Занятия по обслуживающему труду в 4 – 8 классах: Метод. Разработки уроков/Под ред. Федоровой И.Н.. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 1981. – 191 с., ил.
Крылов А.А., Крылова А.И. и др. Блюда из овощей и грибов. Их пищевые и лечебные достоинства.. – Тольятти.: П/п «Современник», 1994. – 640
Симоненко В.Д. Технология: учебник для учащихся общеобразовательной школы (вариант для девочек) М.: Вентана – Граф, 1999. – 240с.: ил.
Скопцова М.Й. Технология. Обслуживающий труд: Учеб. пособие для учащихся 5 – 8 кл. – Ростов-на-Дону изд-во «Феникс», 1997. – 384 с.
Столярова С.И., Домненкова Л.В. Обслуживающий труд: Учеб. пособие для учащихся 7 – 8 кл. – М.: Просвещение, 1985. – 224 с., ил.
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология 8 кл. Человек: Учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений – 4-е изд., - М.: Дрофа, 2002. – 216 с.: ил.
Калорийность блюд
(порции предприятий общественного питания)
Блюдо | Калорийность, ккал | Масса, г |
Салаты, винегреты, закуски |
Винегрет | 60 | 90/10 |
Салат столичный | 300 | 200 |
Грибы маринованные с луком | 120 | 90/10 |
Студень | 290 | 200 |
Бутерброд с сыром | 370 | 25/10/200 |
Бутерброд с колбасой (нежирных сортов) | 360 | 30/10/100 |
Икра баклажанная | 175 | 100 |
Супы |
Супы молочные (крупяные с лапшой) | 400 | 500 |
Бульон | 90 | 500 |
Борщ, щи, рассольник | 240 | 500 |
Окрошка мясная | 360 | 500 |
Мясные блюда |
Котлеты московские | 92 | 40 |
Печенка говяжья тушенная | 230 | 230 |
Курица отварная | 130 | 100 |
Говядина с овощами | 300 | 75/150 |
Голубцы с мясом, рисом | 500 | 300/100 |
Рыбные блюда |
Отварная рыба | 70 | 100 |
Рыбные тефтели, тушенные в соусе | 250 | 100/100 |
Рыба, тушенная с овощами | 220 | 100/100 |
Гарниры |
Каша из гречки ядрицы | 370 | 200/9 |
Макаронные изделия отварные | 330 | 200/9 |
Картофель отварной | 250 | 200/9 |
Картофель жареный с жиром | 540 | 150/10 |
Капуста тушеная | 180 | 200 |
Творожные и мучные изделия |
Пельмени | 350 | 200 |
Вареники с творогом | 500 | 200/30 |
Блинчики с творогом и сметаной | 650 | 200/30 |
Сырники со сметаной | 250 | 150/10 |
Блины с маслом | 400 | 150/10 |
Оладьи с маслом | 510 | 150/10 |
Сладкие блюда, напитки |
Кисель ягодный | 150 | 200 |
Компот | 150 | 200 |
Кефир, простокваша с сахаром | 200 | 200/20 |
Чай с сахаром | 50-60 | 200 |
Кофе с молоком | 150 | 200 |
Какао | 200 | 200 |
Соки ягодные, фруктовые, томатные | 80 | 100 |
ТЕСТ
Основы рационального питания
1. Чтобы похудеть, нужно включить в рацион:
а) пирожные,
б) сладкие блюда,
в) овощи,
г) фрукты,
д) отварное нежирное мясо,
е) соки,
ж) жирную пищу.
2. Чтобы увеличить вес, можно включить в рацион без ограничений:
а) овощи, богатые клетчаткой,
б) жирную пищу,
в) кондитерские изделия,
г) низкокалорийные блюда,
д) виноград, изюм, урюк,
е) каши, макароны.
3. Блюдами для завтрака являются:
а) суп,
б) каша,
в) винегрет,
г) бутерброд,
д) яичница,
е) мясо заливное,
з) салат.
4. Продуктами животного происхождения являются:
а) яблоки,
б) молоко,
в) дичь,
г) кефир,
д) хлеб,
е) конфеты,
ж) помидоры,
з) сосиски.
5. Что относится к питательным веществам:
а) витамины,
б) органические кислоты,
в) эфирные масла,
г) пигменты.
6. К какому типу по способу получения пищи относится человек:
а) автотрофы,
б) гетеротрофы,
в) миксотрофы
*7. Распределите по порядку по этапам процессы, составляющие понятие питание.
а) ассимиляция,
б) поглощение,
в) пищеварение,
г) экскреция,
д) всасывание.
ТЕСТ
Основы рационального питания
1. Чтобы похудеть, нужно включить в рацион:
а) пирожные,
б) сладкие блюда,
в) овощи,
г) фрукты,
д) отварное нежирное мясо,
е) соки,
ж) жирную пищу.
2. Чтобы увеличить вес, можно включить в рацион без ограничений:
а) овощи, богатые клетчаткой,
б) жирную пищу,
в) кондитерские изделия,
г) низкокалорийные блюда,
д) виноград, изюм, урюк,
е) каши, макароны.
3. Блюдами для завтрака являются:
а) суп,
б) каша,
в) винегрет,
г) бутерброд,
д) яичница,
е) мясо заливное,
з) салат.
4. Продуктами животного происхождения являются:
а) яблоки,
б) молоко,
в) дичь,
г) кефир,
д) хлеб,
е) конфеты,
ж) помидоры,
з) сосиски.
5. Что относится к питательным веществам:
а) витамины,
б) органические кислоты,
в) эфирные масла,
г) пигменты.
6. К какому типу по способу получения пищи относится человек:
а) автотрофы,
б) гетеротрофы,
в) миксотрофы
*7. Распределите по порядку по этапам процессы, составляющие понятие питание.
а) ассимиляция,
б) поглощение,
в) пищеварение,
г) экскреция,
д) всасывание.
ТЕСТ
Основы рационального питания
1. Чтобы похудеть, нужно включить в рацион:
а) пирожные,
б) сладкие блюда,
в) овощи,
г) фрукты,
д) отварное нежирное мясо,
е) соки,
ж) жирную пищу.
2. Чтобы увеличить вес, можно включить в рацион без ограничений:
а) овощи, богатые клетчаткой,
б) жирную пищу,
в) кондитерские изделия,
г) низкокалорийные блюда,
д) виноград, изюм, урюк,
е) каши, макароны.
3. Блюдами для завтрака являются:
а) суп,
б) каша,
в) винегрет,
г) бутерброд,
д) яичница,
е) мясо заливное,
з) салат.
4. Продуктами животного происхождения являются:
а) яблоки,
б) молоко,
в) дичь,
г) кефир,
д) хлеб,
е) конфеты,
ж) помидоры,
з) сосиски.
5. Что относится к питательным веществам:
а) витамины,
б) органические кислоты,
в) эфирные масла,
г) пигменты.
6. К какому типу по способу получения пищи относится человек:
а) автотрофы,
б) гетеротрофы,
в) миксотрофы
*7. Распределите по порядку по этапам процессы, составляющие понятие питание.
а) ассимиляция,
б) поглощение,
в) пищеварение,
г) экскреция,
д) всасывание.
Таблица 1
Суточная потребность организма в питательных веществах и энергии.
Возраст школьников (возрастная группа) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) | Количество |
всего | животных | Всего | растительных | ккал | кДж |
7 – 10 лет | 80 | 48 | 80 | 15 | 324 | 2400 | 10 056 |
11 – 13 лет | 96 | 58 | 96 | 18 | 382 | 2850 | 11 942 |
14 – 17 лет: Юноши Девушки | 106 93 | 64 56 | 106 93 | 20 20 | 422 367 | 3150 2750 | 13 199 11 523 |
Таблица 1
Суточная потребность организма в питательных веществах и энергии.
Возраст школьников (возрастная группа) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) | Количество |
всего | животных | Всего | растительных | ккал | кДж |
7 – 10 лет | 80 | 48 | 80 | 15 | 324 | 2400 | 10 056 |
11 – 13 лет | 96 | 58 | 96 | 18 | 382 | 2850 | 11 942 |
14 – 17 лет: Юноши Девушки | 106 93 | 64 56 | 106 93 | 20 20 | 422 367 | 3150 2750 | 13 199 11 523 |
Таблица 1
Суточная потребность организма в питательных веществах и энергии.
Возраст школьников (возрастная группа) | Белки (г) | Жиры (г) | Углеводы (г) | Количество |
всего | животных | Всего | растительных | ккал | кДж |
7 – 10 лет | 80 | 48 | 80 | 15 | 324 | 2400 | 10 056 |
11 – 13 лет | 96 | 58 | 96 | 18 | 382 | 2850 | 11 942 |
14 – 17 лет: Юноши Девушки | 106 93 | 64 56 | 106 93 | 20 20 | 422 367 | 3150 2750 | 13 199 11 523 |
15