СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии на тему "Бактерии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Конспект урока биологии в 5 классе (ФГОС).

Тема урока: Бактерии.

Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий.

Задачи урока:

  • Образовательная: изучить особенности строения, питания, размножения бактерий; познакомится с формами тела бактерий; сравнить бактериальную клетку с растительной.

  • Развивающая: продолжить формировать умения формулировать и решать проблему, работать с учебником, делать выводы.

  • Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.

Ожидаемый результатформирование представлений о строении и жизнедеятельности бактерий.

Предметные результаты: иметь представление о бактериях. Знать их многообразие, строение и жизнедеятельность.

Личностные: иметь представление о бактериях и их роли для человека

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД :

  • Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:

  • Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.

  • Выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и рисунков, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Коммуникативные УУД:

  • Сформировать умение организовывать учебные взаимодействия в паре.

  • Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.

  • Умение воспринимать устную форму информации.

Личностные УУД:

  • Умение использовать полученные знания на практике.

  • Формирование потребности в объективной оценке своей работы

Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог)

2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)

3. Практический (поиск информации)

4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)

Оборудование: изображение бактерий, рисунки форм бактерий, видеоролики о бактериях.

Ход урока:

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Создать благоприятный психологический микроклимат в классе.

2. Целеполагание и постановка учебных задач.

- Мы с вами каждый день ходим в школьную столовую. Что мы делаем перед тем, как сесть за стол? Для чего мы это делаем?

Послушай те внимательно стихотворение и ответьте на вопрос:

-Какова тема нашего урока? А какие цели и задачи мы с вами поставим на уроке?

Отправимся в путь без сомнений и муки,

Чтоб тайны освоить великой науки.

Раскроим сегодня бактерий секреты –

Без ядер, зато санитары планеты!

Их изучали до нас очень многие

Открыли секреты заведомо строгие.

Придется пройти нам по дебрям науки

Желательно только без лени и скуки

Но все же она молода, как всегда

Красавица в мире наук – биология –

Наука о жизни!

Вперед, господа!



1. Актуализация знаний

Решение учебных задач, «открытие детьми нового знания »

Сквозь волшебный прибор Левенгука

На поверхности капли воды

Обнаружила наша наука

Удивительной жизни следы.



Государство смертей и рождений,

Нескончаемой цепи звено,-

В этом мире чудесных творений

Сколь ничтожно и мелко оно!



Но для бездн, где летят метеоры,

Ни большого, ни малого нет,

И равно беспредельны просторы

Для микробов, людей и планет.



Там я звездное чую дыханье,

Слышу речь органических масс

И стремительный шум созиданья,

Столь знакомый любому из нас.

- Это стихотворение Николай Заболоцкий посвятил мельчайшим живым организмам, обитающим на планете Земля – бактериям. Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук, он назвал их «анималькули» - микроскопические существа.

Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг.

Строение бактерии (схема).

Бактерии, также как и другие живые организмы не похожи друг на друга по форме ( видеоролик). Выделяют основные формы бактериальных клеток: кокки, бациллы, спириллы и вибрионы. Ребята, выполните задание – заполните схему «Формы бактерий».

кокки бациллы спириллы вибрионы

ФИЗМИНУТКА

На самом деле бактерии окружают нас постоянно. В 1 грамме почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий, в 1 кубическом см. молока 1 млрд., а в теле каждого человека живёт около 3-х кг. Бактерий.

Давайте вспомним, какие свойства присущи всем живым организмам? Чем живой организм отличается от неживого? (Учащиеся называют, ранее изученные, свойства живых организмов).

- Среди перечисленных свойств вы назвали размножение, и бактерии тоже размножаются, они просто делятся на две клетки. У вас на столе лежит кусочек пластилина, придайте ему любую форму бактериальной клетки и разделите на две клетки, и так несколько раз. Что получилось? (Клетка становится меньше и меньше. Вывод: между делениями происходит рост бактериальной клетки).

При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий происходит через каждые 20 – 30 минут. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу , которой можно заполнить все моря и океаны. Споры .

Распространение бактерий.

В 1 г. почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий;

бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;

некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;

в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;

в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.

в 1 м воздуха (луг, поле) – 100 бактерий (город) – 10 – 25 тыс. бактерий летом и 4,5 тыс. зимой.

В чистой воде в 1мл содержится 100-200 бактерий, а загрязненная - 100-300 тысяч и более

были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км)

В среднем на 1 квадратный см человека приходится около 80 000 различных микроорганизмов.

Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.

ФИЗМИНУТКА

Организация работы по заполнению таблицы «Роль бактерий в жизни человека» (по учебнику) работа в паре


Положительная

Отрицательная



  1. Применение нового знания

Организует выполнение теста. Организуют взаимопроверку данного задания с соседом по парте.

6. Оценивание.

  1. Домашнее задание.

П. 11, зад . стр. 33-34 в печ. тетр.

  1. Рефлексия.

Спрашивает, что понравилось на уроке, а что нет. Собирает пожелания, замечания; обобщает пройденное, побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.

Сегодня на уроке: я узнал…







































Приложение

Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ

1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра,

относят:

а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы.


2. Шаровидные бактерии:

а) кокки б) спириллы в) бациллы г) вибрионы.

3. Изогнутые бактерии:

а) вибрионы б) спириллы в) кокки г) бациллы


4. Образование бактериями спор — это приспособление к:

а) размножению б) перенесению неблагоприятных условий в) паразитизму г) передвижению.

5. Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса.


Ответы:

1) б

2) а

3) а

4) б

5) в












Рабочая карта урока.

1. Подписать органоиды клетки бактерии.



2. Составить схему:





3. Заполнить таблицу «Значение бактерий в жизни человека»



Положительная

Отрицательная























4. Выполнить тест.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!