СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии «Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии «Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана»»

Тема «Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана»


Цель:1.Познакомить учащихся с особенностями строения и систематическими группами рыб.

2.Развивать умение самостоятельной работы с источниками информации.

Планируемые УУД

Личностные: осознание ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира, формирования устойчивой мотивации к познавательной деятельности.

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; овладение практическими умениями работы с учебником.

Познавательные:

Называть: представителей класса хрящевых и костных рыб; Сравнивать особенности строения рыб различных надотрядов. Называть: представителей промысловых рыб; рыб, разводимых в прудах, описывать их практическое значение. Характеризовать: роль промысловых рыб в жизни человека.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе); высказывать суждения, подтверждая их фактами

Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная и работа в парах.

Оборудование для учителя:

презентация к уроку;

2)·компьютер, проектор.

Оборудование для учеников: - файловые папки с заданиями на столе у каждго ученика; учебник В.М. Константинов, В.С. Кучменко, В.Г. Бабенко «Биология. Животные» , М. изд-во «Вентана-Граф» 2009 г. 7 класс»

Ход урока.


Уэ

Учебный материал с указаниями

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-0

Цель:1. Определить особенности рыб разных классов надкласса Рыбы

2.Определить, какие рыбы относятся к промысловым и почему.

3.Определить, почему и как надо рыб охранять.

УЭ-1

Цель:1. Определить особенности рыб разных классов надкласса Рыбы, класса Хрящевые рыбы.

1.Используя текст §34, определить, какие классы выделяют в надклассе Рыбы и перепишите схему в тетрадь заполнить её.

Надкласс Рыбы

_______________ ____________


2.Запишите в тетрадь, какие рыбы относятся к классу Хрящевые рыбы. Сколько насчитывается видов?

3.Обсудите в парах, почему Хрящевые рыбы получили такое название.

4.Запишите в тетрадь, какие имеются приспособления у акулы к водному образу жизни? 2 б

5.Запишите в тетрадь, чем скаты по внешнему виду отличаются от акул? 2 б

6.Обсудите в парах, особенности строения отдельных представителей класса Хрящевые рыбы.

УЭ-2

Цель:1а. Определить особенности рыб разных классов надкласса Рыбы, класса Костные рыбы.

1.Используя текст §34, определить сколько видов костных рыб встречается, где они обитают? Обсудите в паре.

2.Перерисуйте схему в тетрадь и заполните её

Класс Костные рыбы

подкласс

_____________ ____________



надотряд

____________ ____________

____________ 5 б


3.Обсудите в паре, какие рыбы относятся к Костистым рыбам, какие у них появились приспособления к жизни в разных условиях их обитания?

4.Обсудите в паре, какие виды рыб относят к осетровых, и каковы у них особенности строения?

5.Почему, несмотря на то, что у осетровых хорда, их относят к Костистым рыбам? Ответ запишите в тетрадь. 2 б.

6.Запишите в тетрадь, почему Двоякодышащие получили такое название? Ответ запишите в тетрадь

7.Обсудите в паре, особенности жизни рыбы латимерии.

8.Почему Кистепёрых рыб называют переходным звеном между рыбами и амфибиями? Ответ запишите в тетрадь

УЭ-3

Цель:.Определить, какие рыбы относятся к промысловым и почему, почему и как их нужно охранять.

1.Используя текст §35, обсудите в паре, почему рыболовство является одним из древнейших форм хозяйственной деятельности человека?

2.Используя текст §34, стр. 165, обсудите в паре, почему осетровые являются объектом промысла?

3.Используя текст §35 ,обсудите в паре, какие Лососевые рыбы являются объектов промысла и почему?

4.Используя текст §35 ,определите и запишите в тетрадь, чем по внешнему строению лососевые отличаются от других рыб? 1 б

5.Используя текст §35, обсудите в паре, какие рыбы отряда Карпообразные являются объектом промысла?

6.Используя текст §35, определите и запишите в тетрадь, что делают люди для сохранения и увеличения численности рыб

2 б.

УЭ-4.

Закрепление полученных знаний

1.Приспособления рыб к водной среде обитания:

а)дышат при помощи жабр; б)имеют хорду;

в)имеют головной и спинной мозг.

2.К хрящевым рыбам относят.

а) карпа; б)акулу; в)лосося; г)ската.

3.Уплощнная форма тела придонных рыб свидетельствует о

а)способе размножения; б)наличии у них скелета;

в)приспособления к среде обитания;

г) наличия у них покровительственной окраски.

4.Крупной рыбой морей считают:

а)китовую акулу; б)усатого кита; в)обыкновенного сома.

5.Какой вид акул НЕ опасен для человека?

а)китовая; б)тигровая; в)тупорылая; г)большая белая.

6.Наиболее ценными рыбами считаются:

а)карпообразные; б)осетровые; в)сельдевые

7.Хорда в течение жизни сохраняется у:

а)сельдеобразных; б)карпообразных;

в)окунеобразных; г)осетрообразных.


Подведение итогов

Оцените свою работу по следующей шкале оценок.

«5»--29-27 баллов

«4»---26-22 балла

«---21-17 баллов

«2»---меньше 17 баллов


Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по разделу «Надкласс Рыбы»




Рефлексия

Учитель: оцените своё состояние работы на уроке, используя сигнальные карточки.

«Светофор». Дети сигналят карточками:

Зелѐной – У меня не было затруднений

Жѐлтой - мне было трудно, но интересно;

Красной – Я сам не смог справиться с затруднением.



Модельный ответ.


УЭ-1

  1. Надкласс Рыбы


Костные Хрящевые


2.Акулы, скаты

4.Торпедовидная форма тела, острый нос, тёмный сверху и светлый снизу цвет тела.

5.Тела как бы сдавлено и сплющено в спинно-брюшном направлении.

УЭ-2

2. Класс Костные рыбы



лучепёрые лопастопёрые (подклассы)


Костистые Двоякодышащие (надотряды)

Кистепёрые


5. В их черепе есть плоские кости, на голове видны жаберные щели, на поверхности кожи заметны крупные костные жучки.

6. Могут дышать при помощи жабер, растворённым в воде кислородом и атмосферным воздухом, пользуясь лёгкими.

8.Сочетают в себе черты приспособлений к жизни в водоёме с чертами, позволившими приблизиться к суше (лёгкие, сквозные ноздри, мускулистые парные конечности-плавники)

УЭ-3

4.Лососевых можно определить по жировому плавничку на спине.

6.Для разведения рыб создают прудовые хозяйства; проводят акклиматизацию рыб.

УЭ-4

1.а

2.б,г

3.в

4.а

5.а

6.б

7.г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!