СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 9 классе на тему "Саморазвитие экосистем"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 9 классе на тему "Саморазвитие экосистем"»

Саморазвитие экосистемы Чернышова Фатима Идрисовна, учитель биологии, МБОУ СОШ № 5, п. Ключи -1

Саморазвитие экосистемы

Чернышова Фатима Идрисовна, учитель биологии, МБОУ СОШ № 5, п. Ключи -1

Цель  Сформировать представление о развитии и смене биогеоценозов. Задачи Познакомиться с понятием «экологическая сукцессия», её видами, природой и механизмом. Получить представление о стадиях сукцессионных изменений. Определить характер воздействия человека на развитие экосистем. Выяснить каково значение знаний о сукцессиях для человека.

Цель

Сформировать представление о развитии и смене биогеоценозов.

Задачи

  • Познакомиться с понятием «экологическая сукцессия», её видами, природой и механизмом.
  • Получить представление о стадиях сукцессионных изменений.
  • Определить характер воздействия человека на развитие экосистем.
  • Выяснить каково значение знаний о сукцессиях для человека.
В природе существуют как стабильные, так и нестабильные экосистемы  Стабильные – длительно существующие устойчивые экосистемы (дубрава, ковыльная степь, ельники тёмнохвойной тайги) Нестабильные – пустоши, сырые луга, мелкие водоёмы

В природе существуют как стабильные, так и нестабильные экосистемы

  • Стабильные – длительно существующие устойчивые экосистемы (дубрава, ковыльная степь, ельники тёмнохвойной тайги)
  • Нестабильные – пустоши, сырые луга, мелкие водоёмы
Что произойдёт с пахотным полем, если его прекратить возделывать?

Что произойдёт с пахотным полем, если его прекратить возделывать?

Что произойдёт с сообществом после пожара?

Что произойдёт с сообществом после пожара?

Что произойдёт с сообществом при постепенном зарастании озера?

Что произойдёт с сообществом при постепенном зарастании озера?

Что такое сукцессия? Сукцессия – последовательная смена одних сообществ другими на определённой территории в результате действия природных факторов или воздействия человека. Учение о сукцессии разработали американские ботаники Г. Коулес в 1899 г. и Ф. Клементс в 1916 г. Ф. Клементс

Что такое сукцессия?

  • Сукцессия – последовательная смена одних сообществ другими на определённой территории в результате действия природных факторов или воздействия человека.
  • Учение о сукцессии разработали американские ботаники Г. Коулес в 1899 г. и Ф. Клементс в 1916 г.

Ф. Клементс

Чем может быть вызвана смена сообщества? Естественные причины Деятельность человека Изменение климата Изменение рельефа Почвообразование Природные организмы Суточные изменения Сезонные изменения Эволюционные изменения Деятельность самих организмов Природные катаклизмы     Может продлить жизнь сообщества (оазис в пустыне, рекультивация земель и т.д.) Сократить жизнь сообщества (осушение болот, вырубка леса, загрязнение окружающей среды и т.д.)

Чем может быть вызвана смена сообщества?

Естественные причины

Деятельность человека

  • Изменение климата
  • Изменение рельефа
  • Почвообразование
  • Природные организмы
  • Суточные изменения
  • Сезонные изменения
  • Эволюционные изменения
  • Деятельность самих организмов
  • Природные катаклизмы
  • Может продлить жизнь сообщества (оазис в пустыне, рекультивация земель и т.д.)
  • Сократить жизнь сообщества (осушение болот, вырубка леса, загрязнение окружающей среды и т.д.)
Равновесие в биоценозах бывает трёх типов  Общее дыхание сообщества - это суммарные энергозатраты.  1. В идеальном случае процессы продуцирования уравновешиваются процессами дыхания. Биомасса организмов остаётся постоянной, а сама система неизменной, или равновесной   Создание веществ = расходу веществ (замкнутое сообщество)  2. Создание веществ + приток извне = расходу веществ  (открытое сообщество)  3.Создание веществ - изъятие = расхода веществ (сельскохозяйственные экосистемы)

Равновесие в биоценозах бывает трёх типов

Общее дыхание сообщества - это суммарные энергозатраты.

1. В идеальном случае процессы продуцирования уравновешиваются процессами дыхания. Биомасса организмов остаётся постоянной, а сама система неизменной, или равновесной

Создание веществ = расходу веществ

(замкнутое сообщество)

2. Создание веществ + приток извне = расходу веществ

(открытое сообщество)

3.Создание веществ - изъятие = расхода веществ

(сельскохозяйственные экосистемы)

Основные типы сукцессионных изменений  1 . По выраженному автотрофному типу (поле → лес), т.к. в первый момент появляются автотрофные организмы. 2. По гетеротрофному типу (загрязнение реки органическими удобрениями).

Основные типы сукцессионных изменений

1 . По выраженному автотрофному типу (поле → лес), т.к. в первый момент появляются автотрофные организмы.

2. По гетеротрофному типу (загрязнение реки органическими удобрениями).

Автотрофная и гетеротрофная сукцессии Пример стадии автотрофной сукцессии — лес вырастает на месте залежи Пример стадии гетеротрофной сукцессии — заболоченный луг

Автотрофная и гетеротрофная сукцессии

Пример стадии автотрофной сукцессии — лес вырастает на месте залежи

Пример стадии гетеротрофной сукцессии — заболоченный луг

Классификация экологических сукцессий 1. По характеру биотопа Первичные сукцессии. Сукцессии на территориях, впервые осваиваемых организмами.  Вторичные сукцессии . Сообщество развивается на месте, где ранее существовала хорошо развитая экосистема 2. По заключительной стадии  Прогрессивные - существовавшее на данном месте коренное биотическое сообщество, которое по каким либо причинам было удалено (вырубка) полностью восстанавливается Регрессивные – не завершаются конечным климаксом, коренная экосистема полностью исчезает (напр. опустынивание)

Классификация экологических сукцессий

1. По характеру биотопа

  • Первичные сукцессии. Сукцессии на территориях, впервые осваиваемых организмами.
  • Вторичные сукцессии . Сообщество развивается на месте, где ранее существовала хорошо развитая экосистема

2. По заключительной стадии

  • Прогрессивные - существовавшее на данном месте коренное биотическое сообщество, которое по каким либо причинам было удалено (вырубка) полностью восстанавливается
  • Регрессивные – не завершаются конечным климаксом, коренная экосистема полностью исчезает (напр. опустынивание)
3. По причинам, вызывающим сукцессию  Экзогенные сукцессии – связаны с действием внешних факторов Климатические Почвенные. Геологические Антропогенные.  Эндогенные сукцессии – связаны с внутренними процессами экосистемы Примеры экологических сукцессий Ельник черничник (возраст 100-120 лет) Вырубка злаковая Вырубка с порослью и всходами лиственных пород Рубка Молодой лиственный лес со всходами хвойных пород Спелый лиственный лес с подростом хвойных Хвойный лес

3. По причинам, вызывающим сукцессию

  • Экзогенные сукцессии – связаны с действием внешних факторов
  • Климатические
  • Почвенные.
  • Геологические
  • Антропогенные.
  • Эндогенные сукцессии – связаны с внутренними процессами экосистемы

Примеры экологических сукцессий

Ельник черничник (возраст 100-120 лет)

Вырубка злаковая

Вырубка с порослью и всходами лиственных пород

Рубка

Молодой лиственный лес со всходами хвойных пород

Спелый лиственный лес с подростом хвойных

Хвойный лес

ПЕРВИЧНАЯ СУКЦЕССИЯ НАЧИНАЕТСЯ НА ЛИШЕННОМ ЖИЗНИ МЕСТЕ

ПЕРВИЧНАЯ СУКЦЕССИЯ НАЧИНАЕТСЯ НА ЛИШЕННОМ ЖИЗНИ МЕСТЕ

Первичная сукцессия

Первичная сукцессия

Стадии заселения новых пространств при первичной сукцессии ( скорость невелика, длительна по времени 200-300 лет и более) Выветривание горных пород  ↓ Разрушение горных пород лишайниками, накопление органических и минеральных веществ ↓ Появление травянистых растений  ↓ Появление кустарников ↓ Формирование комплекса видов, характерных для данного типа экосистем ↓ Появление в экосистеме устойчивости и саморегуляции

Стадии заселения новых пространств при первичной сукцессии ( скорость невелика, длительна по времени 200-300 лет и более)

  • Выветривание горных пород

  • Разрушение горных пород лишайниками, накопление органических и минеральных веществ

  • Появление травянистых растений

  • Появление кустарников

  • Формирование комплекса видов, характерных для данного типа экосистем

  • Появление в экосистеме устойчивости и саморегуляции

Вторичная сукцессия Вторичная сукцессия – развивается на месте ранее существовавшего сообщества  Скорость восстановления сообщества выше, чем при первичной сукцессии, т. к первичное сообщество оставляет после себя достаточное количество питательных веществ, развитую почву. Продолжительность по времени меньше (150-200 лет), чем при первичной сукцессии

Вторичная сукцессия

  • Вторичная сукцессия – развивается на месте ранее существовавшего сообщества

Скорость восстановления сообщества выше, чем при первичной сукцессии, т. к первичное сообщество оставляет после себя достаточное количество питательных веществ, развитую почву.

Продолжительность по времени меньше (150-200 лет), чем при первичной сукцессии

Вторичная сукцессия  (антропогенное воздействие)

Вторичная сукцессия (антропогенное воздействие)

Стадии развития вторичной (восстановительной) сукцессии Изменение территории ↓ Внесение новых видов животных и растений ↓ Адаптация организмов ↓ Формирование нового сообщества

Стадии развития вторичной (восстановительной) сукцессии

  • Изменение территории

  • Внесение новых видов животных и растений

  • Адаптация организмов

  • Формирование нового сообщества
Это - типичные сорняки: одуванчик, осот, мать-и-мачеха и другие. Их преимущество в том, что они быстро разрастаются и производят семена, приспособленные к распространению на далекие расстояния с помощью ветра или животных. Однако уже через два-три года их вытесняют конкуренты - многолетние травы, а затем - кустарники и деревья, прежде всего осина. Эти породы затеняют землю, а их обширные корневые системы забирают из почвы всю влагу, так что проросткам видов, первыми попавших на поле, становится трудно расти. Однако сукцессия на этом не останавливается; за осиной появляется сосна; а последними - медленно растущие теневыносливые породы, например ель или дуб.

Это - типичные сорняки: одуванчик, осот, мать-и-мачеха и другие. Их преимущество в том, что они быстро разрастаются и производят семена, приспособленные к распространению на далекие расстояния с помощью ветра или животных. Однако уже через два-три года их вытесняют конкуренты - многолетние травы, а затем - кустарники и деревья, прежде всего осина. Эти породы затеняют землю, а их обширные корневые системы забирают из почвы всю влагу, так что проросткам видов, первыми попавших на поле, становится трудно расти. Однако сукцессия на этом не останавливается; за осиной появляется сосна; а последними - медленно растущие теневыносливые породы, например ель или дуб.

Продолжительность сукцессии определяется Структурой сообщества Периодическими изменениями климата Видом сукцессии Возрастом сообщества Физическим окружением Природными катаклизмами Масштабом сукцессии

Продолжительность сукцессии определяется

Структурой

сообщества

Периодическими

изменениями

климата

Видом

сукцессии

Возрастом

сообщества

Физическим

окружением

Природными

катаклизмами

Масштабом

сукцессии

Зрелое сообщество и молодое сообщество

Зрелое сообщество и молодое сообщество

Зрелое сообщество и молодое сообщество Зрелое сообщество (лес)  Достигнуто состояние равновесия, стабильность Высокая насыщенность организмами Разнообразная трофическая структура Уравновешенность между энергией, получаемой извне и используемой для поддержания жизни Противостоит изменениям физических факторов и некоторым видам химических загрязнений Энергия, доступная организмам, тратится на поддержание жизни   Молодое сообщество (пахотные земли)  Не достигнуто состояние равновесия Небольшая насыщенность организмами Менее разнообразна трофическая структура Более уязвимы по отношению к внешним факторам Способно продуцировать новую биомассу в гораздо больших количествах Человек может собирать богатый урожай в виде чистой продукции, искусственно поддерживая на ранних стадиях сукцессии сообщество

Зрелое сообщество и молодое сообщество

Зрелое сообщество (лес)

  • Достигнуто состояние равновесия, стабильность
  • Высокая насыщенность организмами
  • Разнообразная трофическая структура
  • Уравновешенность между энергией, получаемой извне и используемой для поддержания жизни
  • Противостоит изменениям физических факторов и некоторым видам химических загрязнений
  • Энергия, доступная организмам, тратится на поддержание жизни

  • Молодое сообщество (пахотные земли)
  • Не достигнуто состояние равновесия
  • Небольшая насыщенность организмами
  • Менее разнообразна трофическая структура
  • Более уязвимы по отношению к внешним факторам
  • Способно продуцировать новую биомассу в гораздо больших количествах
  • Человек может собирать богатый урожай в виде чистой продукции, искусственно поддерживая на ранних стадиях сукцессии сообщество

Источники Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология мастерских. Методическое пособие – СПб., 2004 Биология. Введение в общую биологию и экологию: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. – М., 2010 Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.- М., 2010 Основы экологии: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/Чернова Н.М., Галушин В.М,  Константинов В.М.- М., 2010

Источники

  • Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология мастерских. Методическое пособие – СПб., 2004
  • Биология. Введение в общую биологию и экологию: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. – М., 2010
  • Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.- М., 2010
  • Основы экологии: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/Чернова Н.М., Галушин В.М, Константинов В.М.- М., 2010
Источники [Электронный ресурс]. URL : http://foto.mail.ru (Дата обращения 21.01.2010)  [Электронный ресурс]. URL : http://ru.wikipedia.org (Дата обращения 28.11.2011) [Электронный ресурс]. URL : http://picsdesktop.net (Дата обращения 29.03.2009) [Электронный ресурс]. URL : http://900igr.ne (Дата обращения 27.11.2011)  [Электронный ресурс]. URL : http://bugabooks.com (Дата обращения 27.11.2011) [Электронный ресурс]. URL : http://botsad.ru (Дата обращения 27.11.2011)

Источники

  • [Электронный ресурс]. URL : http://foto.mail.ru (Дата обращения 21.01.2010)
  • [Электронный ресурс]. URL : http://ru.wikipedia.org (Дата обращения 28.11.2011)
  • [Электронный ресурс]. URL : http://picsdesktop.net (Дата обращения 29.03.2009)
  • [Электронный ресурс]. URL : http://900igr.ne (Дата обращения 27.11.2011)
  • [Электронный ресурс]. URL : http://bugabooks.com (Дата обращения 27.11.2011)
  • [Электронный ресурс]. URL : http://botsad.ru (Дата обращения 27.11.2011)
Источники [Электронный ресурс]. URL : http://proceedings.usu.ru (Дата обращения 27.11.2011) [Электронный ресурс]. URL : http://ru.wikipedia.org (Дата обращения 27.11.2011) [Электронный ресурс]. URL : http://rnns.ru (Дата обращения 27.11.2011) [Электронный ресурс]. URL : http://www.vgorode.ru (Дата обращения 27.11.2011) [Электронный ресурс]. URL : http://udivitelno.com (Дата обращения 28.11.2011)

Источники

  • [Электронный ресурс]. URL : http://proceedings.usu.ru (Дата обращения 27.11.2011)
  • [Электронный ресурс]. URL : http://ru.wikipedia.org (Дата обращения 27.11.2011)
  • [Электронный ресурс]. URL : http://rnns.ru (Дата обращения 27.11.2011)
  • [Электронный ресурс]. URL : http://www.vgorode.ru (Дата обращения 27.11.2011)
  • [Электронный ресурс]. URL : http://udivitelno.com (Дата обращения 28.11.2011)
Источники [Электронный ресурс]. URL : http://foto.mail.ru (Дата обращения 21.01.2010)  [Электронный ресурс]. URL : http://ru.wikipedia.org (Дата обращения 28.11.2011) [Электронный ресурс]. URL : http://dic.academic.ru (Дата обращения 29.03.2009) [Электронный ресурс]. URL : http://www.risk-techno.ru (Дата обращения 28.11.2011) [Электронный ресурс]. URL : http://www.livekuban.ru (Дата обращения 28.11.2011)

Источники

  • [Электронный ресурс]. URL : http://foto.mail.ru (Дата обращения 21.01.2010)
  • [Электронный ресурс]. URL : http://ru.wikipedia.org (Дата обращения 28.11.2011)
  • [Электронный ресурс]. URL : http://dic.academic.ru (Дата обращения 29.03.2009)
  • [Электронный ресурс]. URL : http://www.risk-techno.ru (Дата обращения 28.11.2011)
  • [Электронный ресурс]. URL : http://www.livekuban.ru (Дата обращения 28.11.2011)
Саморазвитие экосистемы Чернышова Фатима Идрисовна, учитель биологии, МБОУ СОШ № 5, п. Ключи -1

Саморазвитие экосистемы

Чернышова Фатима Идрисовна, учитель биологии, МБОУ СОШ № 5, п. Ключи -1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя