СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений». 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«s1601858_0»

Просмотр содержимого документа
«урок 6 класс ОХРАНА РАСТЕНИЙ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Рыжковская средняя школа»

Кардымовского района Смоленской области









Конспект

открытого урока по биологии

«Влияние хозяйственной деятельности человека

на растительный мир.

Охрана растений»






Разработала

учитель биологии и химии

Баранова О.А.






д. Титково

Тема: Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Цель: сформировать знания о биологическом многообразии растений, об уменьшении численности многих видов в результате деятельности человека; познакомить школьников с некоторыми лекарственными растениями и растениями, занесенными в Красную книгу своей местности; развивать внимание, навыки участия в дискуссии, активность и самостоятельность учащихся.

Задачи:

  • образовательная: показать влияние человека на природу, выявить причины таких влияний;

  • развивающая: формировать умения анализировать, сравнивать;

  • воспитательная: эколого-краеведческое воспитание.

Ученик должен

  • иметь представления о последствиях неразумной хозяйственной деятельности человека;

  • знать основные проблемы и причины неблагоприятных влияний деятельности человека;

  • уметь: находить пути решения экологических проблем.

Оборудование:

  1. Проектор.

  2. Ноутбук, презентация.

  3. Учебник, рабочая тетрадь.

  4. Красная книга Смоленской области.

Ход урока:

  1. Орг. момент

«Охранять природу – значит, охранять Родину»

( М.М.Пришвин).

  1. Работа по теме:

Сейчас Вам необходимо в группах вспомнить какую роль играют растения в жизни человека. На работу Вам отводится 3 минуты.

  • Продукты питания

  • Производство лекарств, химических соединений

  • Полезные ископаемые (торф, нефть, каменный уголь )

  • Производство бумаги

  • Строительный материал

  • Эстетическое значение (украшение комнат, улиц и т.д. )

  • Обогащение воздуха кислородом


Роль растений в жизни человека очень велика, с каждым годом все больше возрастает. Вообще, жизнь человека с древнейших времен неразрывно связана с растениями. Сначала человек употреблял их в пищу, использовал для строительства жилья, затем начал и самостоятельно выращивать их.

Представляя себе важную роль растений, мы должны очень бережно относиться к ним и делать все для того, чтобы сохранить на Земле ее растительный покров. И не только потому, что растения важны в жизни человека, но и потому, что растения являются важной и неотъемлемой частью природы, любого природного сообщества.

Но, чтобы сохранить растительный мир, надо знать, что на него воздействует, что ему угрожает.

И сейчас вы, работая самостоятельно, вспомните и запишите в один столбик положительное влияние человека на растения, а в другой – отрицательное.

На работу отводится 5 минут.


Положительное влияние человека на растения

Отрицательное влияние человека на растения

Создает высокоурожайные сорта культурных растений.

В связи с развитием промышленного производства, транспорта происходит загрязнение окружающей среды (воздуха, почвы, водоемов). Многие растения очень чувствительны к промышленным загрязнителям.

Совершенствуются технологии выращивания растений.

Сокращается количество пахотных земель (из-за увеличения площадей, занятых под строительство )

Осушает и орошает земли, повышает плодородие почв.

Неправильное освоение степей приводит к ветровой и водной эрозии (разрушению верхнего плодородного слоя почвы ).

Выращивает растения в теплицах, парниках.

Орошение пустынь приводит к засолению почв.

Разводит растения в ботанических садах и парках.

Обеднение растительного покрова за счет неконтролируемого сбора лекарственных и декоративных растений.

Создает полезащитные полосы (борьба с эрозией ).

Массовое посещение людьми лесов, лугов приводит к уплотнению почвы, а это затрудняет появление всходов.


Большое количество лесных пожаров происходит по вине человека.


(обсуждение результатов)


Таким образом, все отрицательное воздействие человека на растения можно представить в виде двух форм

В лияние человека



Прямое Косвенное

(сбор, вырубка растений) (загрязнение среды обитания)


Причем, как прямое, так и косвенное воздействие очень опасны для растений, для природы в целом. Загрязняя окружающую среду, мы наносим не меньший урон природе…..так, например, бумага до полного разложения будет лежать 2 года,

консервная банка – 90 лет,

полиэтиленовый пакет – 200 лет,

для разложения стеклянной бутылки понадобится 2000 лет. И это только те немногочисленные предметы, которые мы с вами можем найти на свалках, растущих как «грибы после дождя». А сколько много загрязняющих веществ поступает в атмосферу и гидросферу, веществ, которые медленно и планомерно убивают растительные и животные организмы.


В последнее время негативное воздействие на природу, и в том числе на растительный мир со стороны человека все больше возрастает, и как никогда становится актуальным стихотворение Светланы Островой

Как это страшно – умирание рода,

Всех поголовно, всех до одного

Когда опустошенная природа

Уже не в силах сделать ничего


И поползёт проказа запустенья

И пересохнут ниточки воды

И птицы вымрут,

И падут растенья,

И зверь не обойдет своей беды.


И сколько тут корысти ни ищи ты,

Какой ты отговоркой ни владей,

Земля защиты, требует защиты,

Она спасенья просит у людей!!!

Человек издавна осознавал важность сложившейся проблемы, и законодательно старался ограничить негативное воздействие на растительный и животный мир. При Ярославе Мудром (11 век) появились правила, регламентирующие охоту, а при Петре 1 изданы указы об охране лесов и водоемов. Однако в 20 веке человек словно забывает о том, что надо оберегать природу, и отношение к природе становится не рациональным, а потребительским. И только в конце 20 – начале 21 века достаточно остро встает вопрос об охране природы и сохранении биологического разнообразия.

Подумайте, какие мероприятия проводятся по охране растений в нашей стране, ваши варианты запишите к себе в таблицу. На работу отводится 3 минуты.

Время, отведенное на работу, истекло. Давайте узнаем, что же у вас получилось. (варианты ответов)

  • Создаются заповедники

  • Создаются заказники

  • Создаются ботанические сады

  • Приняты законы, направленные на защиту окружающей среды от вредных воздействий (основы земельного законодательства, основы водного законодательства, основы законодательства о недрах )

  • Создание Государственного комитета по охране природы

  • Создание Красной книги


Ребята, а в чем отличие заказника от заповедника.

ЗАКАЗНИК – природная территория, которая временно охраняет определенные виды растений и животных. Хозяйственная деятельность допускается лишь в той мере, в какой это не наносит вреда охраняемым объектам.


ЗАПОВЕДНИК - участок территории суши со всеми находящимися в их пределах природными объектами ( редкие и ценные виды животных и растений ). Территория заповедника исключается из всех видов хозяйственного использования.

(Национальный парк «Смоленское Поозерье», создание, значение)


Красная книга Смоленской области (значение, создание, некоторые представители растительного мира).


А что каждый из нас может сделать для того, чтобы сохранить природу и растения в том числе?

Игра «Назови правило». Рассмотрите внимательно и назовите правила, которые «зашифрованы» этими условными знаками.

1. Нельзя топтать растения.
2. Нельзя рвать лекарственные растения.
3. Нельзя рубить деревья, ломать их.
4. Нельзя ловить рыбу сетями.

5. Нельзя варварски собирать грибы.
6. Не рвите цветы.
7. Не убивайте животных, не ловите их.

7. Нельзя мусорить в лесу.


Ребята, как вести себя в природе вы знаете. С вами неоднократно проводились беседы, различные мероприятия по культуре поведения в природе и охране окружающей среды. Я вам сейчас предлагаю нарисовать памятку для младших школьников, как необходимо себя вести в природе, что надо делать, чтобы сохранить растительный мир нашей Родины, сохранить уникальный мир нашей природы («Природу надо охранять!»).


III. Итог урока.


IV. Рефлексия.

1.Мне было интересно

2.Мне было скучно

3.Я работал на уроке

4.Я отдыхала во время урока

5.Я понял материал урока

6.Я не понял материал урока

7.Узнал больше, чем знал


V. Домашнее задание. Параграф 32.




ПРИЛОЖЕНИЕ


Тема урока

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Задание 1. Значение растений в жизни человека.




Задание 2. «Природу надо охранять!»




Влияние человека на растения

Положительное влияние человека на растения

Отрицательное влияние человека на растения



























Природоохранные мероприятия

п/п

Мероприятия