СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по чтению "Сергей Александрович Есенин. Описание природы на примере стихотворения «Береза»."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить обучающихся со стихотворением С. А. Есенина «Береза».

 

Задачи:

Образовательные:

1. Формирование навыка выразительного чтения.

2. Обогащение словарного запаса.

 

Коррекционные:

1. Развитие устной речи.

2. Развитие памяти.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к своей Родине.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством С. А. Есенина.

- С каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке?

- Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.(Слайд № 1).

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

  1. Вступительная беседа.

Правильно! Стихотворение называется «Береза» (Слайд № 2, на экране две картинки: одна летняя, другая зимняя).

- Какую картинку мы должны

Просмотр содержимого документа
«Урок по чтению "Сергей Александрович Есенин. Описание природы на примере стихотворения «Береза»."»

Тема: Сергей Александрович Есенин. Описание природы на примере стихотворения «Береза».



Цель урока: познакомить обучающихся со стихотворением С. А. Есенина «Береза».



Задачи:

Образовательные:

1. Формирование навыка выразительного чтения.

2. Обогащение словарного запаса.



Коррекционные:

1. Развитие устной речи.

2. Развитие памяти.



Воспитательные:

1. Воспитывать чувство прекрасного, любовь к своей Родине.



Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством С. А. Есенина.

- С каким стихотворением мы познакомились на прошлом уроке?

- Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением. А как оно называется, вы узнаете, отгадав загадку.(Слайд № 1).

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

  1. Вступительная беседа.

Правильно! Стихотворение называется «Береза» (Слайд № 2, на экране две картинки: одна летняя, другая зимняя).

- Какую картинку мы должны оставить на экране? Почему?

Ребята, береза – это символ России, самое любимое дерево русского народа. Многие поэты воспевали ее в своих стихах. Они сравнивали ее с образом русской девушки. Как вы думаете, почему?

(Слайд № 3) С. А. Есенин посвятил много стихотворений описанию любимых полей и лесов, которые он любил с детства. Его до глубины души волновали красота русской природы, любимых березок. Стихотворение, с которым мы сегодня будем знакомиться, стало первым опубликованным стихотворением и было напечатано в детском журнале «Мирок». Тогда поэту было 19 лет. Он мало писал для детей. «Писать для детей – надо особый дар иметь»,- говорил поэт. И для детей писал мало.

  1. Работа со стихотворением.

  1. Первичное чтение стихотворения учителем.

Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение, а вы, послушав его внимательно, ответите на вопрос.

Ц. в. (слайд № 4): о каком времени года говорится в стихотворении? По каким приметам вы догадались?



  1. Словарная работа (слайд № 5).



Прежде, чем мы начнем читать стихотворение, мы познакомимся со значением некоторых слов.

Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани, изделия.

Бахрома - тесьма, один из краев которой снабжен сплошным рядом мягких, свободно свисающих волокон, шнурков или других подвесок.

Кисти - украшение в виде стянутого вверху и расходящегося книзу пучка ниток, шнурков.

  1. Чтение стихотворения обучающимися.

- Из скольких строф состоит это стихотворение? (дети читают по строфам).

  1. Анализ стихотворения.

- С чем автор сравнивает снег?

- С чем автор сравнивает снег во второй строфе?

- Как вы понимаете, что значит «горят снежинки»?

- Прочитайте 4-ую строфу. Что значит «заря обсыпает ветки новым серебром»?

- Что такое заря?

-(Слайд № 6) Заря –яркое освещение горизонта перед восходом или заходом солнца.

- Как вы считаете, в стихотворении о каком времени суток говорится?

- Почему?

- Поэты часто изображают неживые предметы, как живые, наделяют их качествами человека. Постарайтесь найти в стихотворении строчки, где неживые предметы изображены как живые, и зачитайте их.

- Как вы думаете, почему «заря лениво обходит»? (Зимой заря начинается позже, чем летом. Как будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко. Будто ей лень освещать небо.

  1. Работа над выразительным чтением.

- (Слайд № 7) Какое настроение передает это стихотворение:

- радостное, бодрое;

- спокойное, задумчивое;

- грустное, тревожное;

- веселое, шутливое?

- Попробуйте прочитать выразительно это стихотворение, чтобы все увидели нарядную, тихую березку.

  1. Подготовка к заучиванию наизусть (слайд № 8).

Ребята, я вам сейчас раздам карточки, на которых напечатано стихотворение. Но в каждой строчке отсутствует последнее слово. Попытайтесь вспомнить и воспроизвести эти слова (Приложение №1).

  1. Итог урока. Оценивание.

  2. Домашнее задание: стр. 138, выучить стихотворение наизусть.




Приложение № 1.

Берёза.



Белая ____________________

Под моим ________________

Принакрылась ____________,

Точно ____________________




И стоит берёза

В сонной тишине.

И горят снежинки

В золотом огне.



На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.




А заря,лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.






Берёза.



Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.




И стоит берёза

В сонной тишине.

И горят снежинки

В золотом огне.



На пушистых ______________

Снежною _________________

Распустились ______________

Белой ____________________




А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.






Берёза.



Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.




И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.



На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.



А заря, ___________

Обходя __________,

Обсыпает _________

Новым ____________.


















Берёза.

_____

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром


_____

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

_____

И стоит берёза

В сонной тишине.

И горят снежинки

В золотом огне.


_____

Белая берёза

Под моимокном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

.

С. А. Есенин







Берёза.



Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.




И стоит берёза

В сонной ________________

И горят __________________

В золотом ________________



На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.



А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.


Тема : Стихотворение С. Есенина «Береза»

Цели:

образовательные: Научить учащихся анализировать текст стихотворения;

показать, что основы мировоззрения человека закладываются уже в детстве; раскрыть истоки формирования поэтического своеобразия лирики поэта; подготовить учащихся к восприятию и осмыслению эстетической природы художественного образа

Развивающие: развивать самостоятельное творческое мышление, навыки самостоятельной работы с различной информацией; формировать художественно-эстетический вкус; совершенствовать навыки анализа лирического текста

Воспитательные: воспитывать уважение к личности С. Есенина; воспитывать любовь к природе, национальной культуре

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: портрет С. Есенина 1914 г., иллюстрации из биографии поэта, аудиозапись со стихотворением «Белая береза», сборники стихотворений С.Есенина

Эпиграф на доске:

Какой же слиток таланта метнул Творец в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столькое для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей-красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?...

А.И.Солженицын «На родине Есенина»

Ход урока

I Организационный момент

2 Актуализация знаний

- Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним,  что за род литературы – лирика?

Произведения каких поэтов вы помните? (Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет)

Какие темы поднимают поэты в своих стихах? (дружбы, любви, природы)

Вступительное слово учителя

Тему природы и любви к ней поднимают многие поэты и писатели, художники, у каждого человека свое трепетное отношение к ней: одни описывают поля «, другие –леса, все восхищаются бескрайними просторами России, нет неравнодушных зрителей этой красоты. Можно привести примеры, когда любовь к родной природе выражалась через изображение дерева: ивушки, рябинушки, черемухи, яблони,березы. Послушаем, о каких любимых деревьях вы написали свои стихи.

Заранее подготовившие творческое домашнее задание (сочинить стих о своем любимом дереве) учащиеся читают свои стихи.

Учитель: - Действительно, столько теплых слов  вы адресовали этой части природы, что хочется вспомнить слова классика Ф.И. Тютчева и сказать: «Учись у них: у дуба, у березы…». А чему у них мы можем научиться, пусть каждый сам себе ответит на этот вопрос.

Ну, а сегодня мы с вами окунемся в мир детства великого русского поэта Сергея Есенина. и проследим, как формировались личность и творчество поэта. И поможет нам в этом анализ такого знакомого, наверно, всем вам стихотворения «Береза».

«Константиново, родное село поэта, привольно раскинулось по правому высокому  холмистому берегу Оки. Взору открываются необъятный  простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта – дымка лесов Мещеры. …С Константиновских, а особенно Федянских холмов просматриваются такие неоглядные дали и видится такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновение ты чувствуешь себя не на земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания», - пишет один из исследователей творчества Есенина Юрий Прокушев.

Прослушаем выступления ребят об истоках становления С. Есенина как человека и как поэта.

Индивидуальные выступления учащихся

- сообщение о детстве поэта из автобиографии и биографии Есенина

- о крестьянском быте, о воспитании в семье деда, о развитии творческого начала

- о взаимосвязи веры в бога и любви к природе

Учитель: Береза – самое любимое дерево русского народа и одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Ей посвящено много народных песен. С нею связывались надежды на исцеление от болезней. Береза получила название по цвету коры, у древних славян существовало слово бер, означающее «светлый», «ясный», «белый».  Именно от бер образовалась сначала берза, а потом береза. Название коры березы – береста – связано с тем же корнем.

 Первым произведением, которое напечатал Есенин в 1914 году в детском журнале «Мирок», было стихотворение «Береза». Это одно из известнейших произведений поэта. Прослушаем аудиозапись этого стихотворения.

Прослушивание аудиозаписи

-Какое впечатление у вас сложилось после прослушивания? Какое настроение возникло?

Учащиеся: Стихотворение создает легкое, воздушное, свежее ощущение. Мы представили березу под окном и медленно падающий снег.

-Какой центральный образ прослеживается в стихотворении?

-Образ березы.

Анализ первой строфы

-Какие слова в 1 строфе вам кажутся важными,  о чем они говорят?

-  Белый цвет. Он придает стихотворению возвышенность: что-то чистое, светлое, радостное. Белое платье невесты, белые облака.

-Следующее слово «принакрылась». Как вы можете объяснить это слово?

-Она как живая, похожая на невесту, которая прикрылась фатой.

-А для чего она прикрылась?

-Спрятать что-то внутри, быть загадочной.

- Почему автор использует сравнение «точно серебром»?

- Автор хочет подчеркнуть необычную красоту драгоценного одеяния

-О чем говорит следующая строка «Под моим окном..»?

- Это означает, что здесь присутствует сам поэт, он наблюдает за березой и поражен красотой дерева.

Анализ второй строфы

-Что видит герой, автор и читатели?

-Мы видим наблюдательный взгляд поэта, он передает свои ощущения через следующие детали: «снежная кайма», «белая бахрома», «распустились кисти».

Учитель: Удивительное искусство перед нами! На картине поэт-художник рисует белым по белому. Пейзаж становится волшебным, сказочным. И неспроста третья строфа начинается с союза «и», он указывает на последовательность изображаемого, здесь открывается такой своеобразный метод фокусировки изображения, применяемый фотографами, приближение и отдаление кадра. Сначала мы видим полностью дерево, а потом наш взгляд переходит на кисти, ветви, снежинки, горящие золотым огнем…

Попробуем подобрать синонимический ряд к строчке «..и стоит береза…»

-Гордая, самая главная во всем мире, царственная…

-А может береза действительно центр мира? Почему поэт не называет ее ласково «березкой»? Да потому что береза предстает самым дорогим деревом, прекрасным и все вокруг ощущают родственную связь с ней, зависят от нее и преклоняются перед ней.

Прочитаем концовку стихотворения, чему отводится главная роль в последней строфе?

-Заре.

Раньше на Руси зарю называли красной девицей, она была предвестницей или поражения, или победы. Посмотрите, какую роль играет здесь союз «а»?

-Союз включает зарю в общую картину стихотворения. Заря возвеличивает березу.

Практическое задание

Учитель: Нарисуйте настроение, которое вызывает у вас стихотворение? Какие краски вы будете использовать?

Анализ рисунков:  - Во всех ваших рисунках преобладают следующие цвета: белый, синий, желтый.

С чем можно ассоциировать эти цвета?

-белая церковь, золотые купола, синее небо с белыми облаками.

Учитель: Береза как центральный образ объединяет в себе всё: и природное, и христианское, и национальное русское. Можно ли ассоциировать это дерево с самим поэтом? Конечно, поэт практически во всех стихах олицетворяет деревья, отождествляет их то с собой, то с молодыми девушками.

Выводы: С. Есенин писал: «Всё от древа. Древо – жизнь». Он с великим мастерством передает чувство восхищения родной природой. В центре мира, природы, Руси, в котором живет человек, находится дерево, которое дарит покой, умиротворенность, тепло людям.

Домашнее задание

Написать мини-сочинение в жанре письма к Есенину, которое начинается словами «Читая Ваше стихотворение «Береза»...»

Итоги урока:

-Чем запомнился урок? Что понравилось?

Оценивание

Тема урока: С. Есенин «Берёза»

2 класс

МБОУ «Привольненская СОШ»

УМК «Школа России»

Учитель Базырова П.Н.

Цели:

- Приобщать детей к миру поэзии, развивать поэтический слух, наблюдать над звукоподражанием;

- учить детей представлять себе картины природы, изображенные поэтом.

- Учить детей словесному рисованию, учить высказывать свои впечатления, делиться своими представлениями с товарищами, расширять словарный запас слов, кругозор

- Учить детей выразительно читать стихи о природе

-воспитывать сочувствие к зимующим птицам, желание им помочь.

Регулятивные универсальные учебные действия:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений);
- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; 
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
 Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.; 
Коммуникативные универсальные учебные действия:
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;- осознанно и произвольно

- аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, диалог);

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки со стихотворением с пропусками, рисунок берёзы, запись романса «Белая береза».



  1. Организационный момент.

  1. Речевая разминка.

Снежок порхает, кружится, на улице бело.

И превратились лужицы в холодное стекло.



Вопросы.

_ Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

- Начните читать читать быстро и постепенно замедляйте темп.

-Начните читать шёпотом и постепенно усиливайте голос.

_ Начните читать громко и постепенно переходите на щёпот



  1. Проверка домашнего задания.

С.Есенин « Поет зима-аукает»

  1. Ребята , я предлагаю сейчас собрать и прочитать несколько пословиц ( групповая технология)

Кто за Родину горой, тот и герой.

Человек без родины — что соловей без песни.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Ребята, скажите, о чем идет речь в пословицах?

О Родине. ( прикрепляется на доску слово РОДИНА).

-Какого поэта считали певцом своей Родины?

Сергея Есенина. ( прикрепляется слово ЕСЕНИН)

- Что вы знаете о Сергее Есенине?



А теперь отгадайте загадки.

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

Стоит Алена: платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.

Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит под горой. ( прикрепляется слово БЕРЕЗА)



Береза растет в России с незапамятных времен и считается самым любимым деревом. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. После свадьбы молодожены сажали около дома две березы с надеждой, что защитят они от молнии и отпугнут зло, принесут здоровье и счастье всей семье.



  1. Самоопределение.

-Ребята, как вы думаете почему мы ,когда говорим о Родине, вспомнили Есенина и березу? ( Их можно назвать символами РОССИИ) – проблемная ситуация.

- Кто может догадаться, чем мы на уроке будем заниматься, какова тема урока?

- Сергей Есенин великий русский поэт, который своим творчеством прославил нашу страну. Он очень любил свою Родину, её природу. И это отразилось в стихах Есенина. Мы сегодня познакомимся со стихотворением «Белая Берёза». Оно было опубликовано первым в Московском детском журнале «Мирок», когда Сергею Есенину было только 19 лет.

Откройте учебник, посмотрите, оправдались ли наши предположения?



Чтение стихотворение ( аудиозапись)

- Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?

-Какими красками нарисовано это стихотворение?

-У какого времени года эти краски?



6. Возьмите стихотворения на столе , прочитайте его про себя и подчеркните непонятные слова (работа в парах)



7.Словарная работа.

Кисть - пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.

Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.

Кайма – полоса по краю какого-либо предмета, ткани ит.п., отличающаяся цветом, узором, материалом.

Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

Прежде чем мы начнём работать по теме я хочу вам напомнить, чтобы выразительно прочитать стихотворение, показать всю необыкновенную красоту слова, нам необходимо внимательно слушать.- А теперь давайте перечитаем это стихотворение, чтобы лучше понять и почувствовать его.

- Какой перед вами предстала берёзка?

- Какие краски использовал автор, чтобы описать берёзку? 

Белая, серебристая.

- Найдите строчки, в которых рассказывается о цвете.

Особенно интересно в стихотворении описание инея, найдите это описание.

- Какой художественный прием использует автор?

- Сравнение.



- Как говорит о кистях берёзы?

- О чем ещё мы так говорим? Цветы.

- Как называется такой прием? 

Сравнение.

- Найдите ещё в тексте сравнения.

Зачитайте.

- Какое время дня рисует поэт? 

Утро.

- Почему вы так решили? 

Заря.

- Солнечное это утро, или пасмурное? 

Горят в золотом огне.

- Прочитайте, как занимается заря зимой.

- Какой литературный приём использует автор в создании образа берёзы? 

Олицетворение.

- Докажите это строчками из стихотворения.

- Какое чувство, настроение создал поэт? 

Волшебное, спокойное, радостное ожидание чуда.

- Где по - вашему нужно немножко приостановиться?

- Где читать быстрее?

-Чтение хорошо читающими детьми.



8.Физкультминутка.

- Закройте глаза.

-Представьте, что мы идём по березовому лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки. Поднимите лицо. Ощутите прохладу и свежесть снежинок.

На ваши ладошки упали снежинки.

Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю.

Наберите воздух. Сдуньте снежинки с руки.

Закружились снежинки в хороводе.

Идём дальше.

Посмотрите направо: на ветке березы сидит снегирь.

Налево, под ёлкой, сидит заяц.

Не торопясь, выходим из леса.

Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело. Садитесь.

9.Работа над запоминанием текста.

Я предлагаю поиграть в игру. Мы должны соединить пары слов ,так как их соединил Сергей Есенин ( т.е. каждый предмет в стихотворении имеет свой неповторимый признак. Найдите его и соедините предмет и признак).

Выиграет та звездочка, которая меньше всего допустит ошибок

(работа индивидуально)

Самопроверка ( слайд).

10.Игра «Поэты».Ребята, а как вы считаете, трудно ли быть поэтом?? Мы сейчас посмотрим сумеете ли вы подобрать нужные рифмы и слова к стихотворению ( групповая технология)

Береза_____________ береза

Под моим ____________

Принакрылась ___________,

Точно ________________.

На пушистых ______________

____________ каймой

Распустились ____________

Белой _____________.

И стоит ____________

В сонной ____________,

И ___________ снежинки

В золотом _____________.

А заря, ____________

Обходя _____________,

обсыпает ____________

Новым _____________.



- Проверим, что у вас получилось. (Заслушивается несколько ответов, а затем сверка с образцом)

- Легко ли быть поэтом?

11.Составление синквейна

1. Береза

2. Кудрявая Белая

3. Принакрылась, распустились, обсыпает.

4. Пословица о Родине, загадка о березе.

5. Символ России.

Какая красивая береза получилась а А.С.Есенина.

При помощи слов, он сумел передать её красоту.

-А как еще можно показать её красоту?

-С помощью красок.

-С помощью музыки.Прослушивание романса ( на стихотворение С.Есенина «Белая берёза»).

12.Подведение итогов.

Ребята, давайте вспомним, о ком или о чем мы говорили на уроке.

Почему можно объединить РОДИНУ, ЕСЕНИНА, БЕРЕЗКУ ( символы РОССИИ).



Как зовут поэта, о котором мы говорили?

Какие стихотворения вы знаете?

Какие стихотворения вы могли бы рассказать наизусть?



- Ребята посмотрите у нас тоже в классе есть берёзка, только она не белая, но это пока.



- У вас на столах снежинки . Если вам на уроке было интересно и познавательно, то возьмите снежинку и украсьте ею нашу берёзку. Если, не совсем довольны своей работай на уроке, но в целом вам понравилось, то украсьте берёзку снежинкой. А если вам урок не понравился, вам было скучно и непонятно, то прикрепите снежинку на поляне, а не на березе..



13. Домашнее задание.

- Выучить стихотворение и показать возникшие у вас образы в иллюстрации к нему.

14.Рефлексия.



-Выберете и продолжите любое предложение.

-На уроке я узнал….

-На этом уроке я похвалил бы себя за …

- После урока мне захотелось….-Сегодня я сумел…..



Сергей Александрович Есенин

«Береза»

( Урок русской литературы в 5 классе)

Цель урока: научить элементам анализа лирического произведения; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.



Оборудование:1. Картинки с березами;

2.Магнитофонная запись со стихотворением;

3.Листы с копиями стихотворения и текстом сказки;

4.Портрет С.А.Есенина;

5.Березки вместо оценок.



Ход урока:

1.Оргмомент. Работа с журналом.



2.Ознакомление с целью урока.

-Вот, сегодня к нам в гости пришли учителя, давайте поздороваемся с ними.И вместе с ними к нам пришел еще один гость. Это Сергей Александрович Есеснин. Мы познакомимся с его биографией и стихотворением «Береза». Итак, запишите тему: С.Есенин «Береза».



3.Беседа по портрету.

а) Опишите внешность поэта. Какой он человек? (красивый, кудрявые волосы, золотые кудри, с улыбкой на губах, большие голубые глаза)

б) А кто он? ( поэт или писатель)



4.Знакомство с биографией поэта.

-Действительно , и не простой, а гениальный.

Словарь: гениальный от слова гений, гений – это умный, талантливый человек от природы, от бога.

Есенина назвали гениальным поэтом XX века. А ведь он рос самым обычным деревенским мальчишкой.

Родился в Селе Константиново. С двух лет его воспитывал дедушка по матери. У дедушки были трое взрослых сыновей, неженатых, которые учили поэта «жизни». Как вспоминает поэт «дядья мои были ребята отчаянные и озорные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп…. Потом они учили меня плавать, бросали как щенка в воду…» В результате этого уже в 8 лет Есенин Сережа заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Он рос большим драчуном, ходил весь в царапинах. А дед этому радовался, говорил «так крепче будет».

Бабушка вечерами рассказывала ему сказки. Учился он очень хорошо, даже отлично. Закончил школу с похвальной грамотой.

В 19 лет появилось первое напечатанное стихотворение Есенина. Это и есть стихотворение «Береза», которое мы сегодня будем изучать. Итак, кто прочитает наизусть стихотворение Сергея Есенина «Береза»? Это было домашним заданием.



5.Чтение наизусть учителем.



6.Художественное чтение в записи.

-Какие слова для вас новые?

Словарь: кайма-полоса по краю чего-либо;

Бахрома-тесьма или пышно украшенная лента.



7.Аналих стихотворения.

-Речь Есенина отличается поэтичностью, выразительностью. Давайте посмотрим, какие выразительные средства языка использовал Есенин в стихотворении. Перечислите, что имеется под выразительными средствами языка.

1.Олицетворение

2.Эпитет

3.Переносное значение слов

4.Сравнение

-Найдите олицетворения (запись на доске):

Береза принакрылась, стоит в сонной тишине,

заря, лениво обходя, обсыпает

-Найдите самые красочные определения, эпитеты:

Ветки пушистые, тишина сонная, золотой огонь

-Найдите слова с переносным значением:

Переносное значение Прямое значение

пушистые ветки пушистый мех

бахрома на ветках бахрома на платье

береза стоит человек стоит

горят снежинки горит огонь

золотой огонь золотое кольцо

серебро на ветках серебряное кольцо

-Найдите сравнения:

Снегом, точно серебром

8.Дополнительный новый материал.

-Ребята, еще есть такое выразительное средство языка – метафора.

Правило: Метафора – это скрытое сравнение. Там нет слов точно, как, будто, похож на.

-Давайте найдем метафоры. С чем сравнивает поэт?

1.сонная тишина – с человеком

2.распустились кисти белой бахромой – с цветами

3.горят снежинки – с огнем

4.в золотом огне – цвет сравнивается с блеском металла

Вывод: стихотворение написано ярко и выразительно.



9.Сравнительный анализ

1.Литературы и УНТ.

-В русской поэзии есть много стихов о березе, о природе, но Есенин по-новому, ярче и красивее показал этот образ. По простоте образа, красочности стихотворение Есенина очень близко народным произведениям, особенно сказкам. Вот послушайте, как звучит эта же тема о березе в сказке.

Чтение сказки учителем.

Давным-давно жила на свете одна девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили.

Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не с ней говорят, не ею любуются.

Решила она извести со свету ту девушку и превратила злая колдунья ее в дерево.

А то деревце тоже красоты невиданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает.

Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали березкой.

Злится еще пуще колдунья. Напустила она холоду. Только березка по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубке стоит, косы серебристым инеем искрятся.



Беседа-анализ:

А) Кого превратила колдунья в березу? (красивую девушку, тоненькую, стройную, с золотой косой до земли)

Б) Чему второй раз рассердилась колдунья? (красоте березы, белоствольная, ветки, как косы, ласково шумит)

В) В третий раз колдовство как преобразило березу? (стала еще красивее, в горностаевой шубке, косы серебристые)

Вывод: - Правда, красивы народная сказка и стихотворение поэта? А что общего? КРАСОТА!



2.Перевода стихотворения и оригинала.

-А теперь давайте попытаемся перевести стихотворение «Береза» на наш родной язык.



Мээн сонгам дужунда Ол хадын шыпшын

Ак хадын Удаан тур

Монгун-биле шыптынган Харжыгаштар алдын оттар

Ышкаш ак хар тур. Дег хып тур.

Селбегер будуктарында А эртенги хаяа

Ак салбактар чечектелген тур. Ону долгандыр

Чалгаарап будуктарже

Чаа монгун чашкан.

-Хорошо! Молодцы!

А сейчас послушаем художественный перевод.



Хадын

Козенээнин дужунда Ыржым черде хадын

Хону аккыр хадын Ылым-чылым удуп,

Кышкы хевин кеткен Аккыр хыраа чайнап,

Кылан – монгун туру. Алдын отар кыпты!



Харнын нарын шывыы Хаяа чырыы ону

Хаажылаан будуктар, Каап чадап турда

Селбегер, хоюг салбактар Саглан будук санай

Черже шиглээн турлар. Чайыр ойнап киткээр.

-Как же звучит это стихотворение на нашем родном языке? ( П о сравнению с нашим переводом он ярче, красивее, образнее, лучше)

Ученик или ученица читает перевод.

-Давайте сравним. Я читаю Есенина, а вы найдите в переводе то, что я прочитала.

1.принакрылась снегом, точно серебром

(Кышкы хевин кеткен кылан монгун туру)

2.Снежная кайма (харнын нарын шывыы)

3.Белая бахрома (селбегер хоюг салбактар)

4.И горят снежинки в золотом огне (аккыр хыраа чайнап, алдын отар хыпты)

5.Обсыпает ветки новым серебром (саглан будук санай чайыр ойнап киткээр)



Вывод: -Вот как богато и чувственно звучит это стихотворение на нашем родном языке. При помощи ярких красок художники сумели передать красоту природы, свою любовь к ней, поистине волшебное преображение зимой березы.

-А какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

(радость, восхищение, очарование)



10.Экология. Беседа.

-Теперь повторим, о чем мы говорили сегодня? (березе)

-А как вы думаете, почему поэт написал это стихотворение? (Чтобы мы увидели красоту, поняли и сохранили)

-О чем просит вас Есенин? Какая идея заложена? (Берегите красоту)

(Сменить красивую картину с березой со сломанной, изуродованной)

-Посмотрите на иллюстрации. На первой береза какая?

А на второй? Что с нею случилось?

Можно ли увидеть в нашей жизни такое?

- Да. И к сожалению, очень часто! Надеюсь, что вы будете бережно относиться к природе, березе, не губить это дерево из-за сока, не дадите делать это другим.

Ученица читает стихотворение А.Прокопьева:

Люблю березу русскую

Люблю ее нарядную,

То светлую, то грустную…

Родную, ненаглядную.



11.О пользе березы.

-А чем полезна береза?

12.Инсценировка хоровода.

Девочки класса, одетые в русские национальные костюмы, заводят хоровод с русской народной песней «Во поле березонька стояла…» по аккомпанемент баяна.



13.Обобщение.

-О ком мы сегодня узнали?

Что мы делали на уроке?

К какому выводу мы пришли?



14.Итоги урока. Домашнее задание.

1.Сделать иллюстрацию к стихотворению С.А.Есенина.

2.Учить наизусть это стихотворение.

3.Написать сочинение «Чем полезна береза?»



-Вы очень хорошо поработали .Молодцы!

Всем, кто получил березку, ставлю оценки.

Думаю, Есенин остался доволен.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!