Тема | Библейские сказания. «Моисей». |
Цель | Расширить представление о Библии, как о великом литературном творении. Организовать коллективно- поисковую деятельность. Общекультурное личностное и познавательное развитие учащихся. |
Задачи | Ознакомление с произведением «Моисей». Библейские сказания. Обучение вдумчивому чтению, используя приёмы технологии РКМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность. Совершенствование умения анализировать изучаемое произведение. Продолжение работы по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения. Развитие умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному. Расширение кругозора учащихся в области религии Воспитание уважения к православным религиозным философским основам. |
Планируемый результат | Предметные: Совершенствование умения анализировать древнейшие формы миропонимания, совершенствовать навык сознательного, правильного, выразительного чтения, обогащать словарный запас. Личностные: Проявлять интерес к мифам, сказаниям, преданиям. Осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Метапредметные: Понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Планировать деятельность на уроке под руководством учителя. Работать в паре и оценивать товарища. Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения. Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, Основы религиозных культур и светской этики, |
Ресурсы | Литературное чтение 4класс О.В.Кубасова, рабочая тетрадь, презентация, мультимедийная доска, образовательная продукция: мини-тетрадь, карточки с кроссвордом, карточки «10 заповедей»; Ожегов Толковый словарь, выставка книг, рисунки учащихся |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа. |
Ход урока |
Технология проведения | Содержание учебного материала урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Цель | Формируемые УУД |
1.Оргмомент Этап самоопределения к деятельности | - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь поочерёдно пальчиками и пожелайте друг другу успеха.
| Проверка готовности учащихся к уроку. Создание положительного эмоционального настроя | Игра – приветствие «Здравствуйте!» Желаю успеха большого во всём и везде. Здравствуй, удачи тебе на уроке! | включение в учебную деятельность | |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Постановка проблемы. Определение темы урока. | -- Почему у меня в руках Детская Библия? Слайд №1
К.Чуковский говорил: доска «Невозможно понять мировое искусство, если не знать библейских преданий». - Продолжи - Библия – это… Древнейшая форма миропонимания – это мифы, сказания, предания,- литературно- историческое свидетельство того, что чувствовали и как понимали мир люди на заре человечества. Библия – это великое литературное творение. Это известная всему миру книга, с ней в той или иной мере знаком каждый культурный человек. - Сегодня мы продолжим знакомство с библейскими сказаниями. Но для того, чтобы узнать тему нашего урока, необходимо разгадать кроссворд, вспомнив прочитанные ранее произведения. Карточки, слайд №2
| Предлагает вспомнить прочитанные ранее произведения по теме «В начале было Слово…» Проверка домашнего задания с помощью кроссворда. Задаёт вопросы, помогает сформулировать тему урока. | Работают в парах на карточках, разгадывая кроссворд. Объясняют эпиграф. Объясняют слово Библия Формулируют тему урока. Записывают тему в мини- тетради.
| Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий. | Личностные.-проявление интереса к теме урока, удовлетворённость от работы на уроке. Регулятивные.-умение работать по предложенному плану, оценивать уровень своих первоначальных знаний. Познавательные.-развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. |
3. Постановка учебной задачи. Словарная работа.
. | - Предание о Моисее, как и предыдущие сказания, находится в Ветхом Завете. Мы с вами читаем его в пересказе, который сделан для детей. Сказание повествует о великом человеке, который спас своих сородичей, рабов-иудеев. Необычна судьба этого человека. Мы узнаем о его жизни, читая предания о Моисее. Просмотр выставки книг. -Цель нашей работы на уроке: собрать всё самое ценное. Что это? Самое ценное: слова, раскрывающие образ Моисея. - Слова, которые встретятся в тексте. Слайд №3 - В мини –тетради запишем одним словом, если знаем… (фараон – правитель. Скрижали - ? Заповеди – законы Манна небесная -?) - Допиши непонятные слова … (амулет, тимпан, идол…). - Что будем делать дальше? Почему? (Когда мы прочитаем всё сказание, мы сможем объяснить все слова.)
- Определим учебную задачу: Слайд №4 После чтения произведения, узнаем Божьи заповеди. Как судя по этому сказанию, иудеи относились к Моисею. Каковы взгляды на проблему рабства. Какие подлинные географические названия встречаются в этом произведении. О чем это говорит. -Читать сказание будем с остановками, чтобы лучше осмыслить текст. Над произведением будем работать два урока. -Откройте учебники на стр.45 Слайд № 5 | Рассказывает о пророке Моисее. Ставит перед учащимися задачу сделать свой прогноз развития событий. Задаёт вопросы на первичное восприятие.
Предлагает определить учебную задачу.
| -Определяют учебную задачу: -Осознанное слушание.
Составляют собственный словарь.
Обсуждают, что надо сделать далее. | Выявление места и причины затруднения постановка цели урока. | Регулятивные-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Познавательные-осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Личностные- смыслообразование |
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) Знакомство с произведением.
| 1 остановка – Учебник Слайд №6 1 часть сказания «Рождение Моисея»-читает учитель – Что означает слово «Моисей»? – Почему малыш оказался в реке, в камышовой корзинке? – Каким образом Бог помог малышу? 2 остановка- 2 часть «Юность Моисея» читает ученик – Каким стал Моисей? – Почему Моисей всё-таки был несчастлив? – Почему Моисею пришлось спасаться бегством? – Каким был Моисей? – Найдите в тексте отрывок, который повествует о долгом пути Моисея на землю Мадиамскую. -Какие слова подчёркивают трудность пути? | Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения. | Составляют собственный словарь.
Отвечают на вопросы учителя. | Построение детьми нового способа действия и формирование способности к его выполнению. | Познавательные-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Познавательные- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте необходимую информацию, передавать ее, используя выразительные средства языка. Коммуникативные- учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
5.Первичное закрепление во внешней речи | 3 остановка 3 часть «Моисей защищает мадиамских девушек» Читают «цепочкой» -Задайте «тонкие» вопросы по прочитанному друг другу. – Найдите фрагмент текста, соответствующий иллюстрации учебника.
| Организовывает работу с текстом. Контролирует выполнение работы. Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке.
| Задают вопросы друг другу в парах, после прочтения текста. | Усвоение нового способа действий | Познавательные- уметь делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Доносить свою позицию до других. Личностные- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся. |
6.Физкультминутка. | Слайд №7 | Организует выполнение зарядки
| Под руководством учителя выполняют зарядку для глаз и правильной осанки. | | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | 4 часть- «Моисей в семье Иофора» перед чтением вопросы. Слайд №8 -– Какие слова в этой части являются главными? («Я вернусь в Египет и помогу им!») – Найдите и прочитайте о том, какие чудеса делал Иофор. Чтение молча 5 остановка 5 часть- «Горящий куст» Учебник с. 66 Чтение молча задания No 1 и No 2 с.66. 6 остановка игра «Радиотеатр». Автор, фараон, Моисей - Как вы думаете, изменилась жизнь в Египте? Чтение по ролям- 6 часть «Возвращение Моисея в Египет» -Получилось ли прочитать красиво и правильно? - С какими затруднениями встретились бы желающие инсценировать 6 сказание. (Это касается декораций, костюмов, волшебства.)
| Дает задание перед чтением.
Предлагает вспомнить, на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению, по ролям. Спрашивает в каком темпе надо читать .Почему? Предлагает оценить свою работу. | Находят в тексте необходимую информацию. Высказывают своё мнение. Оценивают свою работу. | Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха. | Познавательные- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи . Уметь делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить Коммуникативные- учиться выполнять различные роли в группе. |
8. Включение в систему знаний и повторение.
| 7 остановка. С 7 части по 12 часть чтение молча Слайд № 9,10,11 - Составить 1 «толстый» вопрос 1) группа- «Казни египетские » (Почему фараон сначала обманул, а потом призвал Моисея к себе?) 2) группа- «Переход через Чермное море» и «Подарок пустыни» (Владел ли Моисей уникальными способностями? Какие чудеса явились людям? 3) группа- группа- «Золотой телец» (Почему Моисей разгневался на свой горячо любимый народ?) 4) группа- «Законы» (Выполняет ли современный человек законы, переданные Богом людям через Моисея? 5) группа- «Смерть Моисея» ( Что было главным для Моисея в его жизни?) - Опрос по цепочке: один ученик начинает- другой продолжает…
. | Помогает сделать вывод. Организовывает опрос по цепочке: один ученик начинает- другой продолжает… (приём взаимоконтроля)
.
| Составляют «толстые» вопросы в группах по определённой части текста. Отвечают на вопрос другой группы. | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Личностные -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Познавательные – понимание текста, извлечение необходимой информации. Установление причинно-следственных связей. Доказательство. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Регулятивные- контроль, коррекция, оценка. |
9.Рефлексия деятельности
10 ) Домашнее задание Слайд№15 Слайд №16 | - Поставь по порядку названия частей и добавь недостающие. Проверь. Слайд №12,13 - 10 заповедей. - Зачем нам надо знать заповеди Моисея? Легко ли их исполнять? - Где мы можем использовать полученные знания? Слайд №14 - Составь синквейн, используя ключевое слово кроссворда и запиши в мини – тетрадь. - К каким главам относятся картинки в нашей мини - тетради? (№12,8,11,5) Мини- тетрадь - Что тебе понравилось в себе на этом уроке? - О чём расскажешь дома? | Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
Уточняет, что самому ученику понравилось в себе на этом уроке. Благодарит за работу. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Пытаются поразмышлять, что самому в себе понравилось на уроке. | Самооценка результатов деятельности Осознание метода построения, границ применения новых знаний. | Личностные- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Регулятивные -анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Познавательные – рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Планирование учебного сотрудничества. |
Приложение.