Технологическая карта урока,
реализующего формирование УУД
Предмет: История древнего мира
Класс: 5Автор УМК: Учебник История древнего мира под ред. А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой М., «Просвещение» 2012
Тема урока: Афинская демократия при Перикле.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ресурсы:
1.Мультимедийный проектор
2. Экран
3. Рабочие карточки для каждой группы.
Цель урока: углубление знаний учащихся об античной демократии.
Задачи:
Подвести учащихся к пониманию эпохи Перикла как эпохи расцвета Афинской демократии;
Способствовать уяснению учащимися наиболее существенных признаков демократии во время правления Перикла;
Продолжить формирование у детей умений работать с текстом учебника, другими источниками, обобщать события и формулировать выводы;
Сформировать у обучающихся – на примере деятельности Перикла - представление о бескорыстном служении своему Отечеству.
План урока:
Личность Перикла.
Чем занималось Народное собрание. Нововведения Перикла.
Перикл, его друзья и враги.
Основные понятия: Народное собрание, стратег, оратор, демократия, тайное голосование
Основные даты: 443 год до н.э.
Планируемые результаты (связаны с формированием УУД):
Планируемые результаты УУД |
предметные | метапредметные | личностные |
Научатся определять термины: народное собрание, оратор, демократия. Получат возможность научиться давать характеристику афинской демократии | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; оценивают результаты своей и чужой деятельности | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания Учащиеся продолжат формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории, уважения прав человека и демократических ценностей. |
Организационная структура урока
(урок открытия нового знания)
Этапы урока | Деятельность учителя (методы и приёмы, задания и упражнения…) | Деятельность учащихся | Формы контроля |
Мотивация | Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Слайд №1 Учитель обращает внимание учащихся на записанный на доске тезис: «Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства». Афиняне гордились тем, что они, простой народ, принимают участие в управлении государством. Значимость данной темы огромна, потому что сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира, в том числе и в нашей стране. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки бескорыстного служения своему Отечеству. Слайд №2 | Учащиеся настраиваются на работу. | |
Актуализация знаний и фиксирование затруднений | Слайд №3 фараон Хаммурапи Моисей стратег каста метеки Конфуций демос Соломон Драконт Народное собрание неприкасаемые Солон ареопаг демократия 1500 г. до н. э. 594 г. до н.э. архонт | Учащиеся выбирают всё, что относится к истории Греции и сразу же объясняют понятия, вспоминают, чем знамениты деятели, какие события и в какие годы происходили и чем закончились. | Устные ответы. |
Постановка проблемы урока. Выявление места и причины затруднения решения проблемы сразу. | В Афинах не было царей и вельмож, государством управлял демос. Ни в одном другом государстве Древнего мира в управлении не участвовало так много людей, простых тружеников, как в Афинах. Слайд №4 Но, действительно ли, афинская демократия при Перикле – образец для подражания, действительно ли эпоха Перикла была «золотым веком» демократии? Что мы должны узнать, чтобы ответить на этот вопрос? Решением этой проблемы мы займемся сегодня на уроке. | Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать проблему урока и пути её решения. | Учитель направляет работу учеников |
Планирование деятельности по выходу из затруднения | Слайд №5 План урока: Личность Перикла. Чем занималось Народное собрание. Нововведения Перикла. Перикл, его друзья и враги. | Учащиеся знакомятся с планом урока. | |
Реализация плана | Личность Перикла. Слайд №6 Поэты воспевали могущество Перикла: Он город любой мог связать иль оставить свободным, И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить. В руках его все: и союзы, и власть, и богатство. После победы в греко-персидских войнах начинается расцвет Афинского государства. Во главе его в это время стоял Перикл – крупнейший государственный деятель того периода. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе. Как называлась эта должность? Умер в 428 г. до н.э. от чумы. Сколько лет подряд его избирали стратегом? Слайд №7 Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. Давайте дополним это описание личности Перикла качествами, которые вы назовёте, поработав с документами на карточках. Чем занималось Народное собрание. Нововведения Перикла. Слайд №8 - Обратите внимание на эти картинки, как вы думаете, что изображено на них, зачем эти люди собрались? - Какой исторический деятель был инициатором создания Народного собрания? Слайд №9 - Как вы думаете, какое понятие может объединять этих людей? Слайд №10 Сегодня мы с вами уже вспоминали об изменениях в управлении полисом произошедших после реформ Солона. - Кто сможет составить схему управления Афинами из предложенных карточек. Проверяем Прежде, чем продолжить знакомство с новой информацией, давайте разомнёмся: «ФИЗМИНУТКА» А, теперь, ребята, встали, Быстро руки вверх подняли, помахали Повернулись вправо, влево. Руки вверх опять подняли, потянулись Повернулись вправо, влево. Тихо сели – вновь за дело Слайд №11 Давайте вспомним, что мы знаем о функциях Народного собрания, стратеге, Совете 500, суде. И дополним эти знания новой информацией. Работа в группах. Слайд №12-14 Давайте попытаемся составить схему управления Афинами при Перикле. Какие карточки для этого нам понадобятся? Слайд №15 Давайте проверим, правильно ли вы это сделали? Слайд №16-17 Перикл, его друзья и враги. Слайд №18 - Посмотрите на слайд. Почему изображения этих людей помещены рядом с изображением Перикла? - Кто были эти люди? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый? (работа с учебником стр. 193-194) -Давайте вернёмся к главному вопросу урока. Кто помнит его? Сможем ли мы сейчас определить положительные и отрицательные стороны демократии? Слайд №19 Давайте сделаем вывод. Таким образом, основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад. НО!!! Назвать афинскую демократию образцовой мы не можем, т. к. правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу. Слайд №20 Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. Именно в период деятельности Перикла понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки. | Знакомятся с новой информацией, отвечают на вопрос, делая предположения, высказывают собственное мнение. Учащиеся работают в группах по карточкам №1 Учащиеся работают с карточками, составляя схему на магнитной доске. Учащиеся выполняют движения и садятся на места. Учащиеся работают в группах по карточкам №2 Учащиеся работают с карточками, составляя схему на магнитной доске. Учащиеся работают с учебником стр.193-194 Учащиеся в группах заполняют таблицы в рабочих листах. | Устные ответы Устные ответы на вопросы Проверка по слайду. Выступающие от групп делятся информацией с остальными группами Самопроверка по эталону. Устные ответы Устные ответы от каждой группы по одному высказыванию |
Первичное закрепление с самопроверкой по эталону | А теперь подошло время проверить и закрепить ту информацию, которую вы получили сегодня на уроке. Слайд №21 | Учащиеся выполняют тест. | Проверка по эталону (тетради передаются по часовой стрелке) |
Самостоятельная работа | С помощью стрелок соотнесите органы управления и функции, которые эти органы выполняют Слайд №22 | Учащиеся называют правильные соотношения. | Контроль правильности по слайду. |
Рефлексия | Вот и закончился наш урок. Я надеюсь, что он был для вас интересным и дал пищу для размышлений (учитель вновь обращает внимание детей на тезис урока). Более подробно о демократии и ее формах мы, ребята, будем говорить на уроках обществознания в 6 классе. А пока, мне хотелось бы узнать ваше мнение: как вы считаете, наш урок сегодня был демократичным? Почему вы так считаете? Слайд №23 В ваших рабочих листах нарисуйте звёздочку-индикатор, которая будет отображать ваши чувства после урока: · зелёный цвет – мне было интересно; · желтый – было интересно, но кое-что осталось непонятно; · красный – я с этим не согласен · фиолетовый – мне это безразлично, «фиолетово» · чёрный - было скучно | Учащиеся пытаются выразить своё мнение и подобрать правильные аргументы. | |
Домашнее задание | Слайд №24 §40, ответить на вопросы после § *Напишите рассказ от лица грека, который побывал на Народном собрании. **Прочитайте документ на стр. 194. Считаешь ли ты правильным поступок Сократа? Насколько его взгляды актуальны в наши дни? Слайд №25 | | |
Приложение.
Рабочий лист для I группы
Алгоритм работы в группе
1. Распределите роли в группе:
а) чтец
б) кто ведет краткую запись
с) докладчик.
2. Изучите текст.
3. Выделите самые главные моменты. Выясните значение непонятных терминов.
4. Ответьте на вопросы к вашей карточке. Сформулируйте ответ так, чтобы он звучал чётко и аргументировано.
Карточка № 1 с заданием для I группы
Перикл обладал прекрасной выдержкой. Однажды какой-то нахал целый день бранил и оскорблял его на Агоре. Перикл молча терпел всё это, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело. Вечером он скромно пошел домой, а тот человек шел за ним и осыпал его проклятиями. Перед тем, как войти в свой дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять факел и проводить этого человека до самого его дома.
Вопрос: Какими качествами обладал Перикл?
Карточка № 2 с заданием для I группы
Афинская демократия при Перикле
Приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Высшим органом власти было Народное собрание — экклесия, в котором могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. От участия отстранялись женщины, чужеземцы и рабы. Народное собрание собиралось довольно часто, несколько раз в месяц, в нем принимали участие несколько тысяч человек (все население Афинского полиса, имевшее право голоса, оценивается современными исследователями в 20-30 тыс. человек). На собрании решались наиболее важные вопросы жизни полиса. Во времена расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам оторваться от работы и принимать участие в народном собрании, была введена плата за участие в экклесии в размере примерного дневного заработка ремесленника. Исполняли решения народного собрания и других органов носители должностей. Все должности в Афинах были коллегиальными и практически все исполнялись по жребию. Исключение составляли должности, требовавшие особых навыков — стратегов и руководителей полисных финансов, носители которых выбирались голосованием. Коллегия десяти стратегов играла очень важную роль в Афинах и сами стратеги были влиятельными гражданами. Так, формальная власть Перикла состояла в том, что он в течение длительного времени переизбирался на должность стратега. Обилие государственных должностей в Древних Афинах приводило к тому, что каждый гражданин за свою жизнь не раз занимал те или иные должности, приобщаясь к управлению государством и постоянно участвуя в его жизни.
Вопрос: Какое значение имело Народное собрание?
Рабочий лист для II группы
Алгоритм работы в группе
1. Распределите роли в группе:
а) чтец
б) кто ведет краткую запись
с) докладчик.
2. Изучите текст.
3. Выделите самые главные моменты. Выясните значение непонятных терминов.
4. Ответьте на вопросы к вашей карточке. Сформулируйте ответ так, чтобы он звучал чётко и аргументировано.
Карточка № 1 с заданием для II группы
Противником знаменитого афинского стратега Перикла был один из вождей знати. Однажды его в шутку спросили, кто искуснее? Этот человек отвечал: «Когда я в борьбе повалю Перикла на землю, то он встанет и тут же убедит присутствующих, что это он положил меня на обе лопатки и потому именно он является победителем. При этом зрители поверят не собственным глазам, а словам Перикла.
Вопрос: Какими качествами обладал Перикл?
Карточка № 2 с заданием для II группы
Суд в Афинах
Дикасте́рий — суд присяжных в Древней Греции, прежде всего в Афинах. Народный суд считался у греков неотъемлемой принадлежностью и необходимым условием демократического строя общины; деятельное участие в отправлении правосудия входило в само понятие гражданина греческой общины. В пору высшего развития демократии дикастерий афинян представляется в следующем виде: присяжные судьи, дикасты или гелиасты, выбирались ежегодно, в числе 6000 человек, с помощью жребия, под наблюдением 10 должностных лиц, а именно 9 архонтов и их секретаря; в жеребьёвке могли участвовать все граждане, достигшие 30 лет, не опороченные по суду и не состоящие должниками перед государством . В знак своего звания судья получал бронзовую или буковую марку, с его личным именем, отчеством, именем дема и буквой секции; таких дощечек дошло до нас более 60. Общая всем буква алфавита объединяла членов дикастерия в одну группу, и таких групп было десять. Судьи давали общую присягу — судить по законам и народным постановлениям, а в случаях, законами не предусмотренных, — по совести, без лицеприятия и вражды. Из 6000 судей действительными были собственно 5000; тысяча остальных служили для пополнения случайных недочетов в секциях; впрочем, известен случай, когда заседали все 6000 дикастов. Из общего числа присяжных судей, также при помощи жребия и под наблюдением тех же должностных лиц, составлялись действовавшие в различных судебных местах сессии (τα δικαστήρια). В зависимости от характера и степени важности процесса число судей в сессии колебалось между 201 и 6000. Гражданские дела на сумму меньше 1000 драхм решались собранием в 201 гелиаста; для разбора дел выше этой суммы требовался 401 гелиаст. Уголовные, особенно политические процессы разбирались собранием судей гораздо более многолюдным: 1501 судья решали дело о виновности Перикла в растрате государственных денег, 501 участвовали в обвинительном приговоре над Сократом, политический процесс против Пистии решался собранием 2501 судьи, и проч.
Вопрос: 1.Как проходил суд в Афинах?
2.Был ли такой суд справедливым?
Рабочий лист для III группы
Алгоритм работы в группе
1. Распределите роли в группе:
а) чтец
б) кто ведет краткую запись
с) докладчик.
2. Изучите текст.
3. Выделите самые главные моменты. Выясните значение непонятных терминов.
4. Ответьте на вопросы к вашей карточке. Сформулируйте ответ так, чтобы он звучал чётко и аргументировано.
Карточка № 1 с заданием для III группы
«Из сравнительных жизнеописаний» Плутарха.
Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные Афиняне подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором и умел говорить с демосом.
Вопрос: Какими качествами обладал Перикл?
Карточка № 2 с заданием для III группы
Жалованье получает: во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.
Вопрос к тексту:
Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?
Кому он был выгоден богатым или бедным?