СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ФГОС 5 класс: Демократия при Перикле

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение нового материала с презентацией. Для учебника   История древнего мира под ред. А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой М., «Просвещение» 2012

Просмотр содержимого документа
«Урок по ФГОС 5 класс: Демократия при Перикле»

Технологическая карта урока,
реализующего формирование УУД


Предмет: История древнего мира
Класс:
5Автор УМК: Учебник История древнего мира под ред. А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой М., «Просвещение» 2012

Тема урока: Афинская демократия при Перикле.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ресурсы:

1.Мультимедийный проектор

2. Экран

3. Рабочие карточки для каждой группы.

Цель урока: углубление знаний учащихся об античной демократии.

Задачи:

  • Подвести учащихся к пониманию эпохи Перикла как эпохи расцвета Афинской демократии;

  • Способствовать уяснению учащимися наиболее существенных признаков демократии во время правления Перикла;

  • Продолжить формирование у детей умений работать с текстом учебника, другими источниками, обобщать события и формулировать выводы;

  • Сформировать у обучающихся – на примере деятельности Перикла - представление о бескорыстном служении своему Отечеству.

План урока:


  1. Личность Перикла.

  2. Чем занималось Народное собрание. Нововведения Перикла.

  3. Перикл, его друзья и враги.


Основные понятия: Народное собрание, стратег, оратор, демократия, тайное голосование

Основные даты: 443 год до н.э.







Планируемые результаты (связаны с формированием УУД):

Планируемые результаты УУД

предметные

метапредметные

личностные

Научатся опреде­лять термины: на­родное собрание, оратор, демократия.

Получат возмож­ность научиться давать характеристи­ку афинской демо­кратии

Познавательные: устанав­ливают причинно-следствен­ные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: плани­руют цели и способы взаи­модействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают дейст­вия с партнером. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ори­ентиры действия; оценивают результаты своей и чужой деятельности

Проявляют заинте­ресованность не только в личном успехе, но и в ре­шении проблемных заданий; выражают положительное отношение к про­цессу познания

Учащиеся продолжат формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории, уважения прав человека и демократических ценностей.


Организационная структура урока

(урок открытия нового знания)


Этапы урока

Деятельность учителя

(методы и приёмы, задания и упражнения…)

Деятельность учащихся

Формы контроля

Мотивация

Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Слайд №1

Учитель обращает внимание учащихся на записанный на доске тезис: «Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства». Афиняне гордились тем, что они, простой народ, принимают участие в управлении государством.

Значимость данной темы огромна, потому что сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира, в том числе и в нашей стране. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки бескорыстного служения своему Отечеству.

Слайд №2

Учащиеся настраиваются на работу.




Актуализация

знаний

и фиксирование затруднений


Слайд №3

фараон Хаммурапи Моисей стратег

каста метеки Конфуций демос

Соломон Драконт Народное собрание неприкасаемые

Солон ареопаг демократия 1500 г. до н. э.

594 г. до н.э. архонт

Учащиеся выбирают всё, что относится к истории Греции и сразу же объясняют понятия, вспоминают, чем знамениты деятели, какие события и в какие годы происходили и чем закончились.


Устные ответы.


Постановка проблемы урока. Выявление места и причины затруднения решения проблемы сразу.

В Афинах не было царей и вельмож, государством управлял демос. Ни в одном другом государстве Древнего мира в управлении не участвовало так много людей, простых тружеников, как в Афинах.

Слайд №4

Но, действительно ли, афинская демократия при Перикле – образец для подражания, действительно ли эпоха Перикла была «золотым веком» демократии? Что мы должны узнать, чтобы ответить на этот вопрос? Решением этой проблемы мы займемся сегодня на уроке.








Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать проблему урока и пути её решения.











Учитель направляет работу учеников

Планирование деятельности по выходу из затруднения

Слайд №5

План урока:

  1. Личность Перикла.

  2. Чем занималось Народное собрание.

Нововведения Перикла.

  1. Перикл, его друзья и враги.

Учащиеся знакомятся с планом урока.


Реализация плана

  1. Личность Перикла.

Слайд №6

Поэты воспевали могущество Перикла:

Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить,

и стены снова разрушить.

В руках его все:

и союзы, и власть, и богатство.

После победы в греко-персидских войнах начинается расцвет Афинского государства. Во главе его в это время стоял Перикл – крупнейший государственный деятель того периода. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе.

Как называлась эта должность?

Умер в 428 г. до н.э. от чумы.

Сколько лет подряд его избирали стратегом?

Слайд №7

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица.

Давайте дополним это описание личности Перикла качествами, которые вы назовёте, поработав с документами на карточках.

  1. Чем занималось Народное собрание.

Нововведения Перикла.

Слайд №8

- Обратите внимание на эти картинки, как вы думаете, что изображено на них, зачем эти люди собрались?

- Какой исторический деятель был инициатором создания Народного собрания?

Слайд №9

- Как вы думаете, какое понятие может объединять этих людей?

Слайд №10

Сегодня мы с вами уже вспоминали об изменениях в управлении полисом произошедших после реформ Солона.

- Кто сможет составить схему управления Афинами из предложенных карточек.

Проверяем

Прежде, чем продолжить знакомство с новой информацией, давайте разомнёмся:

«ФИЗМИНУТКА»

А, теперь, ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали

Повернулись вправо, влево.

Руки вверх опять подняли, потянулись

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели – вновь за дело

Слайд №11

Давайте вспомним, что мы знаем о функциях Народного собрания, стратеге, Совете 500, суде. И дополним эти знания новой информацией.

Работа в группах.

Слайд №12-14

Давайте попытаемся составить схему управления Афинами при Перикле. Какие карточки для этого нам понадобятся?

Слайд №15 Давайте проверим, правильно ли вы это сделали?

Слайд №16-17

  1. Перикл, его друзья и враги.

Слайд №18

- Посмотрите на слайд. Почему изображения этих людей помещены рядом с изображением Перикла?

- Кто были эти люди? Чем, помимо дружбы с Периклом, прославился каждый?

(работа с учебником стр. 193-194)

-Давайте вернёмся к главному вопросу урока. Кто помнит его? Сможем ли мы сейчас определить положительные и отрицательные стороны демократии?

Слайд №19

Давайте сделаем вывод.

Таким образом, основные принципы демократии, используемые в настоящее время, были заложены в Афинах 25 веков назад.

НО!!! Назвать афинскую демократию образцовой мы не можем, т. к. правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу.

Слайд №20

Демократия – уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. Именно в период деятельности Перикла понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки.



Знакомятся с новой информацией, отвечают на вопрос, делая предположения, высказывают собственное мнение.































Учащиеся работают в группах по карточкам №1

















Учащиеся работают с карточками, составляя схему на магнитной доске.





Учащиеся выполняют движения и садятся на места.









Учащиеся работают в группах по карточкам №2




Учащиеся работают с карточками, составляя схему на магнитной доске.








Учащиеся работают с учебником стр.193-194







Учащиеся в группах заполняют таблицы в рабочих листах.




























Устные ответы




































Устные ответы на вопросы


















Проверка по слайду.

















Выступающие от групп делятся информацией с остальными группами


Самопроверка по эталону.








Устные ответы







Устные ответы от каждой группы по одному высказыванию


























Первичное закрепление с самопроверкой по эталону

А теперь подошло время проверить и закрепить ту информацию, которую вы получили сегодня на уроке.

Слайд №21

Учащиеся выполняют тест.

Проверка по эталону (тетради передаются по часовой стрелке)

Самостоятельная работа

С помощью стрелок соотнесите органы управления и функции, которые эти органы выполняют

Слайд №22

Учащиеся называют правильные соотношения.

Контроль правильности по слайду.

Рефлексия

Вот и закончился наш урок. Я надеюсь, что он был для вас интересным и дал пищу для размышлений (учитель вновь обращает внимание детей на тезис урока). Более подробно о демократии и ее формах мы, ребята, будем говорить на уроках обществознания в 6 классе. А пока, мне хотелось бы узнать ваше мнение: как вы считаете, наш урок сегодня был демократичным? Почему вы так считаете?

Слайд №23

В ваших рабочих листах нарисуйте звёздочку-индикатор, которая будет отображать ваши чувства после урока:

· зелёный цвет – мне было интересно;

· желтый – было интересно, но кое-что осталось непонятно;

· красный – я с этим не согласен

· фиолетовый – мне это безразлично, «фиолетово»

· чёрный - было скучно










Учащиеся пытаются выразить своё мнение и подобрать правильные аргументы.


Домашнее задание

Слайд №24

  1. §40, ответить на вопросы после §

  2. *Напишите рассказ от лица грека, который побывал на Народном собрании.

  3. **Прочитайте документ на стр. 194. Считаешь ли ты правильным поступок Сократа? Насколько его взгляды актуальны в наши дни?

Слайд №25








Приложение.

Рабочий лист для I группы


Алгоритм работы в группе

1. Распределите роли в группе:

а) чтец

б) кто ведет краткую запись

с) докладчик.

2. Изучите текст.

3. Выделите самые главные моменты. Выясните значение непонятных терминов.

4. Ответьте на вопросы к вашей карточке. Сформулируйте ответ так, чтобы он звучал чётко и аргументировано.


Карточка № 1 с заданием для I группы

Перикл обладал прекрасной выдержкой. Однажды какой-то нахал целый день бранил и оскорблял его на Агоре. Перикл молча терпел всё это, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело. Вечером он скромно пошел домой, а тот человек шел за ним и осыпал его проклятиями. Перед тем, как войти в свой дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять факел и проводить этого человека до самого его дома.

Вопрос: Какими качествами обладал Перикл?


Карточка № 2 с заданием для I группы

Афинская демократия при Перикле

Приблизительно с 500 по 321 г. до н. э. в Афинском полисе существовала демократическая форма правления. Любой гражданин имел право (и даже обязанность) участвовать в работе Народного собрания. Высшим органом власти было Народное собрание — экклесия, в котором могли принимать участие все взрослые мужчины, имевшие права гражданства. От участия отстранялись женщины, чужеземцы и рабы. Народное собрание собиралось довольно часто, несколько раз в месяц, в нем принимали участие несколько тысяч человек (все население Афинского полиса, имевшее право голоса, оценивается современными исследователями в 20-30 тыс. человек). На собрании решались наиболее важные вопросы жизни полиса. Во времена расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам оторваться от работы и принимать участие в народном собрании, была введена плата за участие в экклесии в размере примерного дневного заработка ремесленника. Исполняли решения народного собрания и других органов носители должностей. Все должности в Афинах были коллегиальными и практически все исполнялись по жребию. Исключение составляли должности, требовавшие особых навыков — стратегов и руководителей полисных финансов, носители которых выбирались голосованием. Коллегия десяти стратегов играла очень важную роль в Афинах и сами стратеги были влиятельными гражданами. Так, формальная власть Перикла состояла в том, что он в течение длительного времени переизбирался на должность стратега. Обилие государственных должностей в Древних Афинах приводило к тому, что каждый гражданин за свою жизнь не раз занимал те или иные должности, приобщаясь к управлению государством и постоянно участвуя в его жизни.

Вопрос: Какое значение имело Народное собрание?










Рабочий лист для II группы


Алгоритм работы в группе

1. Распределите роли в группе:

а) чтец

б) кто ведет краткую запись

с) докладчик.

2. Изучите текст.

3. Выделите самые главные моменты. Выясните значение непонятных терминов.

4. Ответьте на вопросы к вашей карточке. Сформулируйте ответ так, чтобы он звучал чётко и аргументировано.


Карточка № 1 с заданием для II группы

Противником знаменитого афинского стратега Перикла был один из вождей знати. Однажды его в шутку спросили, кто искуснее? Этот человек отвечал: «Когда я в борьбе повалю Перикла на землю, то он встанет и тут же убедит присутствующих, что это он положил меня на обе лопатки и потому именно он является победителем. При этом зрители поверят не собственным глазам, а словам Перикла.

Вопрос: Какими качествами обладал Перикл?


Карточка № 2 с заданием для II группы

Суд в Афинах

Дикасте́рий — суд присяжных в Древней Греции, прежде всего в Афинах. Народный суд считался у греков неотъемлемой принадлежностью и необходимым условием демократического строя общины; деятельное участие в отправлении правосудия входило в само понятие гражданина греческой общины. В пору высшего развития демократии дикастерий афинян представляется в следующем виде: присяжные судьи, дикасты или гелиасты, выбирались ежегодно, в числе 6000 человек, с помощью жребия, под наблюдением 10 должностных лиц, а именно 9 архонтов и их секретаря; в жеребьёвке могли участвовать все граждане, достигшие 30 лет, не опороченные по суду и не состоящие должниками перед государством . В знак своего звания судья получал бронзовую или буковую марку, с его личным именем, отчеством, именем дема и буквой секции; таких дощечек дошло до нас более 60. Общая всем буква алфавита объединяла членов дикастерия в одну группу, и таких групп было десять. Судьи давали общую присягу — судить по законам и народным постановлениям, а в случаях, законами не предусмотренных, — по совести, без лицеприятия и вражды. Из 6000 судей действительными были собственно 5000; тысяча остальных служили для пополнения случайных недочетов в секциях; впрочем, известен случай, когда заседали все 6000 дикастов. Из общего числа присяжных судей, также при помощи жребия и под наблюдением тех же должностных лиц, составлялись действовавшие в различных судебных местах сессии (τα δικαστήρια). В зависимости от характера и степени важности процесса число судей в сессии колебалось между 201 и 6000. Гражданские дела на сумму меньше 1000 драхм решались собранием в 201 гелиаста; для разбора дел выше этой суммы требовался 401 гелиаст. Уголовные, особенно политические процессы разбирались собранием судей гораздо более многолюдным: 1501 судья решали дело о виновности Перикла в растрате государственных денег, 501 участвовали в обвинительном приговоре над Сократом, политический процесс против Пистии решался собранием 2501 судьи, и проч.

Вопрос: 1.Как проходил суд в Афинах?

2.Был ли такой суд справедливым?





Рабочий лист для III группы



Алгоритм работы в группе

1. Распределите роли в группе:

а) чтец

б) кто ведет краткую запись

с) докладчик.

2. Изучите текст.

3. Выделите самые главные моменты. Выясните значение непонятных терминов.

4. Ответьте на вопросы к вашей карточке. Сформулируйте ответ так, чтобы он звучал чётко и аргументировано.


Карточка № 1 с заданием для III группы

«Из сравнительных жизнеописаний» Плутарха.

Однажды самого Перикла обвинили в огромных тратах. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Враги Перикла, знатные Афиняне подняли в Собрании крик, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег. Не утверди Собрание расходы, Перикл был бы отдан под суд. Однако он был опытным оратором и умел говорить с демосом.

Вопрос: Какими качествами обладал Перикл?




Карточка № 2 с заданием для III группы

Жалованье получает: во-первых, народ за рядовые собрания по драхме, а за главное – по девяти оболов. Затем в судах получают по три обола; далее, члены Совета – по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие по четыре обола, затем архонт получает по одной драхме в день.

Вопрос к тексту:

  1. Что, по словам Аристотеля, сделал Перикл, чтобы бедняки могли занимать какие-либо должности, т.е. участвовать в управлении государством?

  2. Кому он был выгоден богатым или бедным?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!