III. Решение задач.
Задача1.(Презентация Слайд 4) Пчелинные соты представляют собой прямоугольник, покрытый правильными шестиугольниками ( рис.1 на слайде 2). Найти, какими ещё правильными многоугольниками можно покрыть плоскость. Каким способом можно решить данную задачу? Решение задачи методом уравнений. В процессе решения на слайдах показывается (Слайд 5).
Сформулируйте вывод.(слайд 6 ) А есть ли еще способы решения данной задачи?
На слайдах в ходе решения задачи вторым способом показываются рисунки. Метод перебора можно продолжать и дальше; итогом решения будет вывод, что плоскость без просветов можно покрыть лишь правильными треугольниками, квадратами и правильными шестиугольниками (если многоугольники одного вида). (Слайд 7,8)
Задача 2. Почему пчёлы выбрали именно шестиугольник? Для ответа на этот вопрос нужно сравнить периметры разных многоугольников, имеющих одинаковую площадь. Пусть даны правильный треугольник, квадрат и правильный шестиугольник. У какого из этих многоугольников наименьший периметр? (Слайд 9)
Сравнив степени периметров, приходим к выводу, что наименьший периметр при одинаковой площади у шестиугольника! |
Учащиеся выполняют в технологических картах Задание №1. Ученики вспоминают формулу 1 ученик решает задание с обратной стороны доски. План решения задания №1 Предположим, что плоскость покрыта правильными п-угольниками, причём каждая вершина является общей для х таких многоугольников, - внутренний угол правильного многоугольника, равный Тогда Из этого равенства находим Учитывая, что х – целое, получаем п = 3, 4, 6. Итак, плоскость можно покрыть правильными треугольниками, квадратами и правильными шестиугольниками. Задачу можно решить методом перебора п = 3 Три угла, плотно составленные, составляют 1800, шесть углов – 3600. Плоскость покрыта без просветов п = 4 Четыре угла вместе дают 3600, т. е. 900 4 = 3600, плоскость покрыта без просветов Внутренний угол правильного пятиугольника равен 1080, п = 5 1080 3 = 3240. остаётся просвет в 360 плоскость без просветов не покрывается. п = 6 внутренний угол правильного шестиугольника равен 1200, три шестиугольника, составленные вместе, образуют 1200 3 = 3600. плоскость покрывается без просветов
Учащиеся выполняют в технологических картах задание №2. Решение: Способ I. Пусть площадь правильного п-угольника равна Sп, А1А2 = ап (рис. 2, б): ; Итак,; А1ОН = , ап- сторона п- угольника, А1ОА2 = , Отсюда , S4 = а42, ; Так как все площади равны, обозначим их S. Тогда: а32= , а42= S , а62 = ; Для удобства сравнения возведём Рп в степень. Имеем Рп = пап, где Рп – периметр п-угольника, т. е. Р3 = 3 а3, Р32 = 9 а32 , Р34 = 81 а34 = 432 S2. Аналогично получим Р44 = 256 S2, Р64 = 192 S2. Например, S = 16см2, при а3 = 6 см, а4= 4 см , а6 = 2, 5 см. Способ II. Пусть имеем АВСDEF – правильный шестиугольник, А/ В/С/D/– квадрат, А/В/С/ – правильный треугольник Обозначим Sп – площадь, Рп периметр п- угольника, АВ = а. Тогда ≈2,55а2 , Р6 = 6а Все площади равны, а значит, имеем: S4 = 2,44а2, А1В1 ≈1,6а. Отсюда Р4 ≈ 6,4а . Пусть А2В2 = b. Выразим b через а , тогда Но, b2 = 6а2 , b = а√6 ≈2,4а , Р3 ≈ 7,2а. Итак, периметры многоугольников, имеющих одну и ту же площадь, относятся как Р6 : Р4 : Р3 = 6 : 6,4 : 7,2 или 3 : 3,2 : 3,6. Вывод: при условии одинаковой площади многоугольников наименьший периметр имееет правильный шестиугольник. |
V. Сообщение учителя (Слайд 10) На примере пчёл мы убеждаемся, насколько гармонично устроен наш мир, как умна природа. Задача человека - беречь этот мир и разумно пользоваться его дарами. Жизнь и деятельность пчёл вызывает восхищение людей, пчёлами интересуются не только естествоиспытатели. Выдающийся мыслитель и критик XIX века Д. И. Писарев написал в 1862 году статью «Пчёлы», в которой он сравнивает пчелиный улей с государством, проводит аналогию с человеческим обществом . Итак, по Писареву, в улье есть царица – матка, трутни и рабочие пчёлы. Вот рабочие-то пчёлы и строят соты, носят мёд, заполняют ячейки мёдом и закупоривают их. Они кормят весь улей, да и людей – тоже, если человек умело с ними обращается. Любопытно, что у пчёл пять глаз, чего лишён человек. Два глаза (больших) расположены по бокам головы и играют роль микроскопов, а другие три крошечных глаза расположены в верхней части головы, ими пчёлы пользуются при полёте. Благодаря этим глазкам пчела видит очень далеко. Перелетая от цветка к цветку, эти насекомые опыляют растения, одновременно собирая цветочный нектар и перенося его в соты. Масса одной пчелиной ноши нектара около 6 мг. Чтобы накопить в улье 50 г мёда, пчела должна сделать примерно 8333 вылета. А для получения 100 г мёда пчела должна облететь почти миллион цветков, зато при хорошей «лётной» погоде за лето можно получить до 25 кг мёда. | Сообщения учащихся (примерно) Учащийся А. Натуральный пчелиный мёд – ценнейший продукт, он содержит необходимые для жизни человека вещества: сахара, главным образом глюкозу, ферменты, белки, соли кальция, калия, натрия, магния, железа хлора, , фосфора, серы, йода, органическое кислоты (яблочную, лимонную, молочную и др.), эфирное масло, витамины С, В2, В6, Н, К и каротин, пантотеновую и фолиевую кислоты, гормоны, антибиотики – всего более 60 различных веществ, а в некоторых сортах мёда содержится даже радий. Обилие ценных веществ и витаминов делает мёд незаменимым продуктом питания, он широко используется человеком в народной медицине, в косметике. Как лекарственное средство благотворно влияет на желудочную деятельность и сердечную мышцу. Учащийся Б. Пчелиное маточное молочко – вещество, которым пчёлы вскармливают личинку будущей матки. Установлено, что маточное молоко содержит все незаменимые аминокислоты, оказывает на кожу благоприятное действие, восстанавливает её эластичность, улучшает обмен веществ, обладает бактерицидным действием. Маточное молочко влияет на кожу как «омолаживающее» средство. Учащийся В. Пчёлы строят соты из воска. Воск выделяется особыми железами рабочей пчелы. Воск выделяют только молодые пчёлы от 10-12 дней до 18-20 дней. Чистый воск легче воды, плавится при температуре 60-650. за сезон пчелиная семья может дать 0,8-1,2 кг воска. Из воска готовят свечи, краски. Применяется в косметике. Учащийся Г. Кроме мёда, воска, маточного молочка пчёлы дают ещё прополис. Прополис – смолистое вещество, темно-зелёного цвета, горький на вкус, с приятным запахом берёзы. Источником прополиса являются смолистые вещества, собираемые пчёлами с растений. В нём 55% смол, 10% эфирных масел, 30% воска и 5% пыльцы. Хорошо растворяется в спирте и плохо в воде. Температура плавления – 800. Широко используется в медицине. |