1 мин | Организационный момент. Приветствие учащихся. Психологический настрой на урок | Создание благоприятного психологического климата | Учитель организовывает психологический настрой на урок: сегодня настроиться на урок нам поможет «Дерево успеха». Я предлагаю каждой группе на стикерах написать пожелание на урок, которое будет заключаться в том, чего вы планируете достичь к концу занятия. А чтобы эти желания сбылись, их нужно прикрепить на дерево успеха. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. | Учащиеся прилепляют разноцветные листочки на дерево. | Индивидуальная работа | похвала | Дерево, листочки разных цветов |
5 мин | Проверка домашнего задания | Выяснить уровень усвоения материала прошлого урока | Учитель раздает карточки с индивидуальным заданием: На графике отражены наблюдения за изменением температуры двух кристаллических веществ. Ответьте на вопросы: 1. Сколько времени длилось наблюдение? 2. Какое вещество начало плавиться раньше? Какое вещество расплавилось раньше? 3. Укажи температуру плавления каждого вещества. 4. Опиши, что происходило на каждом из этапов графика: Напиши формулу на каждый этап. 5.* Температура плавления стали 14000С. При сгорании пороха в канале ствола орудия температура достигает 36000С. Почему ствол орудия не плавится при выстреле? | Учащиеся Проговаривают критерии оценивания, например: 5 верных - 3 балла 4 верных -2 балла 3 верных – 1 балл Ниже 3 - 0 баллов Выполняют задания по карточке Проверка по ключу | Индивидуальная работа | Лист самооценивания, | Карточки с заданием, слайд с ключом ответов или фронтально |
5 мин | Стадия вызова | Побудить интерес к новым знаниям и умениям | Послушайте стихотворение: Щеглова Вода появляется из ручейка, Ручьи по пути собирает река. Река полноводно течет на просторе, Пока, наконец, не вливается… в море. Моря пополняют запас океанов, Над ним формируются клубы тумана. Они поднимаются выше, пока Не превращаются в облака. А облака проплывая над нами, Дождем проливаются, сыплют снегами. Весной соберется вода в ручейки, Они потекут до ближайшей реки. -Как процесс называют? Верно, круговорот воды в природе. Учитель демонстрирует картинку на слайде Чтобы изучить все эти явления. Я предлагаю выполнить небольшой эксперимент: на партах у вас лежат стеклышки, подышите на них и объясните наблюдаемое явление. Как и почему изменяется «картина» на стеклышке? Как называют происходящие явления. Назовите явления? | Предполагаемый ответ учащихся: Круговорот воды в природе Предполагаемый ответ: Конденсация Испарение | Фронтальная работа Индивидуальная работа Фронтальная работа | Похвала Самооценивание техника – 20 сек | Слайд стекла |
20 мин | Осмысление содержания | Получение новой информации, развитие коммуникативных навыков | Инструкция по работе в группах Стратегия «Знаешь сам. Передай другому» Каждой группе предложено задание составить кластер (схема паучок) (прием «Своя опора»), поделиться знаниями со всеми: 1.Приведите примеры, которые подтверждают явления испарения и конденсации 2.Какими способами жидкость может перейти в газообразное состояние? 3.Вечером разлили воду из стакана на пол. Почему на утро ее не видно? Как называется этот процесс? 4.Вспомнив о строении жидких и газообразных тел, проанализируй, почему испарение происходит с верхнего слоя жидкости? 5. Если капнут на ладонь одеколон, то при испарении ее мы чувствуем холодок. Почему? Сделай вывод 6.«Исследовательская лаборатория»: ( 4 группы) А) Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, сосуд с водой. Нанесите пипеткой на стеклянные пластины по капле воды и жидкости для снятия лака. Наблюдайте за их испарением. Сделайте вывод о скорости испарения жидкостей. В) Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, электрическая лампа. Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Одну из пластин поместите над электрической плиткой. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры жидкости. С) Оборудование: 2 стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, бумажный веер Капните на стеклянные пластины по капле жидкости. Обмахивайте веером одну из пластин. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от наличия ветра. Д) Опыт – Дан стакан, наливаем горячую воду, накрываем стакан стеклом и наблюдаем происходящее явление. Опишите, что происходит спустя время. Что будет происходить, если жидкость находится в закрытом сосуде и занимает только часть его объема? Как называется этот процесс? | Ученики в группах обсуждают, через ответы составляют ОК Вопросы для развития метапознания: Какой у меня план действий? Какие у меня есть проблемы? Как я их буду разрешать? Какая информация мне нужна? Правильно ли я это делаю? Каков самый эффективный путь достижения этой цели? Понимаю ли я то, что я делаю? Откуда я знаю, что это правильный ответ? Был ли это хороший план? Что я мог бы сделать по-другому? Чему я из этого научился? Вывод: Скорость испарения жидкости зависит от рода вещества. Вывод: Скорость испарения жидкости зависит от температуры жидкости Вывод: Скорость испарения зависит от наличия ветра. В ветреную погоду испарение происходит быстрее. Критерии оценивания ОК | Групповая работа | Лист оценки работа группы. Лист самооценивания | Плакат А-3, карточка с вопросами. Для исследований: стеклянные пластины, пипетка, сосуд с жидкостью для снятия лака, сосуд с водой. электрическая лампа, бумажный веер |
7 мин | Закрепление | | Учитель организует работу, используя технику формативного оценивания «Взаимооценивание в группах» Используя построенные модели испарения и конденсации, решим следующие задачи: 1.Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались? 2.Какой суп остынет быстрее: жирный или постный? 3.Почему температура воды в открытых водоемах летом всегда ниже температуры окружающего воздуха? 4.На улице целый день моросит холодный осенний дождь. В кухне развесили для просушки выстиранное белье. Определите, быстрее ли оно высохнет, если открыть форточку? | Учащиеся, получив вопросы, обдумывают ответы на них самостоятельно. Затем делятся в группе, сравнивают их, обосновывают свою точку зрения, выбирают лучший вариант ответа. Спикер выступает от группы. | Групповая работа | Лист оценки работа группы. Лист самооценивания | Листы с вопросами |