МКОУ Коротоякская СОШ
Урок по физике 7 класс
«Строение вещества»
Разработал: учитель физики
Алферова А. Н.
ТЕМА: Строение вещества. Молекулы.(слайд «1)
Цели урока:
Образовательные: вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме «Строение вещества. Молекулы.»
Развивающие: содействовать развитию речи, мышления, познавательных и общетрудовых умений; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.
Воспитательные: формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительной мотивации к учению, коммуникативных умений; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
ТИП УРОКА: объяснение нового материала.
ФОРМИРУЕМЫЕ УМЕНИЯ: строить гипотезу, работать с приборами, наблюдать, анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы.
ОБОРУДОВАНИЕ: шар с кольцом, спиртовка, три химических стакана, краска.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:
*если капнуть каплю краски в стакан с водой, то …;
*если открыть флакон с духами, то …;
*если нагреть лед, то …;
*если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;
*если опустить термометр в горячую воду, то …
Таким образом мы можем рассмотреть схему (слайд № 2)
ВЕЩЕСТВ
?
1.Все тела состоят из отдельных частичек.
2.Между этими частичками существует притяжение.
3.Тела изменяют свой объем за счет уменьшения или увеличения промежутков между частицами.(слайд № 3,4)
Исследовательская работа №1.
при нагревании промежутки между частицами увеличиваются, а при охлаждении уменьшаются. (слайд № 5)
Исследовательская работа №2.
Размеры частиц, из которых состоят все тела, малы. (слайд № 6, 7, 8)
Частицы, из которых состоят вещества, называют молекулами.
Хотя молекулы и очень маленькие частицы, но и они делимы. Частицы, из которых состоят молекулы, называют атомами.
Атомы каждого вида принято обозначать специальными символами. Например:
Атом кислорода – О
Атом водорода – Н
Атом углерода – С (слайд 6)
Специальные символы (химические формулы) существуют и для обозначения молекул. (Молекулы кислорода, воды) (слайд № 9, 10, 11)
Выводы:
1. Мельчайшая частица вещества – молекула.
2.Молекулы состоят из атомов.
3.Молекулы различных веществ различны.(слайд №12)
3. Закрепления нового материала.
Решение задач.
На основе изученного сегодня материала попробуем решить с вами качественные задачи.
Одинаков ли состав молекул и объемы холодной и горячей воды?
Как изменяются промежутки между частицами медной заклепки при нагревании и охлаждении?
Одинаков ли состав молекул у чугуна и стали?
Чем можно объяснить увеличение длины проволоки при нагревании?
Можно ли сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул?
4. Итог урока.
Вернемся к схеме. Что является продолжением цепочки « тело вещество …»? Является ли атом завершающим звеном этой цепочки? Атомы очень маленькие частицы, но и они имеют сложное строение. Существуют еще более мелкие частицы, о которых вы узнаете позже. (слайд № 13)
ВЕЩЕСТВ
МОЛЕКУЛА
АТОМ
?
Домашнее задание: п. 7, 8.