СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике в 8 классе по теме: «Испарение. Насыщенный пар и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс «Учить учиться»

 

Цель: учить школьников самостоятельно добывать знания при изучении нового материала

 

Урок по физике в 8 классе по теме: «Испарение. Насыщенный пар и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара».

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике в 8 классе по теме: «Испарение. Насыщенный пар и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара»»

Т.Н. Аболмасова, учитель математики и физики МОБУ «Высоконодворская средняя общеобразовательная школа» имени трижды Героя Советского Союза И.Н Кожедуба

Медвенского района Курской области


Мастер-класс «Учить учиться»


Цель: учить школьников самостоятельно добывать знания при изучении нового материала


Урок по физике в 8 классе по теме: «Испарение. Насыщенный пар и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара».


Ребята, сегодняшний урок я хочу начать вот с таких загадок и ситуаций:


1. а) Сказка – загадка

Жила – была тетушка Водица. С соседями она жила дружно. Но вот один сосед переехал и заселился другой сосед. На следующий день тетушка Водица услышала стук в дверь.

- Кто там?

- Это я, ваш новый сосед. Пришел с вами познакомиться.

Тетушка Водица открыла дверь и тут же отпрянула.

- Не надо подходить ко мне близко, прошу вас.

Но сосед, очевидно, не расслышал этих слов и подходил все ближе и ближе.

- Нет, нет, не приближайтесь ко мне, остановитесь… - еле слышно прошептала тетушка Водица и тут же исчезла.

Отгадайте, кто новый сосед тетушки водицы и куда она исчезла.


б) Ситуации:

- Летний жаркий день. Только что прошел дождь, а после дождя выглянуло солнышко. Вы вышли на улицу и увидели, что над асфальтом поднимается пар. Как это можно объяснить?

- Миша зашел на кухню: чем так вкусно пахнет?

На плите стояла кастрюля, в ней что-то варилось. Миша открыл крышку кастрюли и тут же закрыл её. Почему? Объясните.

А теперь попытайтесь ответить на следующие вопросы:

2. Вопросы:

- Куда исчезают лужи после дождя?

- Как исчезает влага с мокрого белья?

- Как влажный пол становится сухим?

Дайте ответ на все три вопроса одним словом, характеризующим один и тот же процесс.

(Испарение)

3. Попробуйте дать определение этому тепловому явлению.

4. Сравните свое определение с определением, данным в учебнике.

5. Сообщение темы урока и целей урока.

Тема урока: «Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии

при испарении и выделение её при конденсации»

Цели урока:

- познакомиться с новыми тепловыми явлениями – испарением и

конденсацией;

- выявить факторы, влияющие на скорость испарения;

- выяснить, что происходит при испарении жидкости - выделение

энергии или её поглощение;

- учиться исследовать, анализировать и делать выводы;

-

6. Задание 1.:

- исследовать, от каких факторов зависит скорость испарения, используя

предложенное оборудование;

Задание 2:

попробуйте дать определение явлению, обратному испарению;

- привести примеры, демонстрирующие явление, обратное испарению.

(роса на траве, капли воды на внутренней стороне крышки кастрюли и т.д.)

7. Выводы учащихся

8. Как вы думаете, при испарении внутренняя энергия поглощается или выделяется? (уменьшается, увеличивается). Ответьте, приводя пример.

Подсказка: река, море, купание, солнце.

(После купания в воде на суше человеку становится холодно: при испарении энергия

поглощается)

Для проверки ваших ответов выполните задание 3.

Задание 3.

9. Задание 4. Прочитайте текст на стр 49 , выпишите новые физические

понятия в тетрадь и попробуйте дать им объяснение.

10. Ответы учащихся

  1. Тест «Проверь себя» (один ученик отвечает тест на компьютере, а остальные по листам)

  2. Сообщение учеников (о воде)

  3. Итог урока

  4. Задание на дом: читать параграф 17, 18 , выполнить упр.9, задание.

  5. Рефлексия





ПРИЛОЖЕНИЯ:



Тест (приложение1)


  1. Подчеркни те понятия, с которыми ты сегодня познакомился:


нагревание, сгорание, удельная теплоемкость,

испарение, плавление, динамическое равновесие,

кристаллизация, теплота, конденсация,

насыщенный пар.

  1. Запиши явление, обратное данному:


плавление – …

испарение – …


  1. Мокрое белье высохнет быстрее


- в жаркий солнечный день;

- в пасмурный день;

- в ветреную погоду;

- распрямленное;

- скомканное.

Отметь плюсиком верный ответ (или несколько ответов).




Задания (приложение 2)


Задание 1: исследовать, от каких факторов зависит скорость испарения,

используя предложенное оборудование


  1. Смочите руку спиртом и водой. Что быстрее испаряется?

Сделайте вывод.

  1. Вылейте половину воды из стакана в блюдце.

Где быстрее испарится вода?

Сделайте вывод.

  1. Если в один стакан налить горячей воды, а в другой стакан такое же количество холодной, то где быстрее испарится вода?

Сделайте вывод.

  1. Если бельё сохнет и летом, и осенью, то можно ли утверждать, что

испарение происходит при любой температуре.

Сделайте вывод.


Задание2. Приведите примеры конденсации.

(роса утром на траве ….. и т.д.)



Задание 3: исследовать, как изменяется внутренняя энергия тела при

испарении – выделяется или поглощается?

Смочите руку спиртом. Что вы ощущаете – тепло или

небольшой холод? О чем это говорит? Что происходит с

температурой тела?

Смочите вату спиртом и обмотайте шарик термометра.

Что происходит с температурой?

Если температура тела уменьшается, то энергия тела

выделяется или поглощается?


Сделайте вывод.


Задание 4. Прочитайте последний абзац на стр. 49.

Выпишите в тетрадь новые понятия и попробуйте

объяснить их смысл.


Знаешь ли ты?

Самое удивительное вещество (приложение 3)

Ни одно другое вещество не содержится на земле в таких больших количествах, причем сразу в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном, как вода.

Жидкая вода образует почти сплошную оболочку планеты, так называемую гидросферу. По самым грубым подсчетам, свыше 3/4 земной поверхности скрыто под океанами, морями, озерами, реками и болотами. Еще 1/5 часть суши скрыта под твердой водой – льдом: ледовый панцирь покрывает не только Антарктический материк, но и вершины в горных грядах.

А сколько воды в атмосфере! Здесь содержится и пар, и капельная влага. Облака, состоящие главным образом из капель, закрывают половину неба планеты. А там где их нет, в воздухе всегда присутствует некоторое количество пара. Абсолютно сухого воздуха не существует. Земная атмосфера содержит 13 – 14 млрд. тонн влаги в виде пара, капель и ледяных кристаллов.

Пары и капельная влага в земной атмосфере способствуют терморегуляции Земли. Если бы не вода, то атмосфера не смогла бы играть роль «шубы», сберегающей солнечное тепло: планета бы переизлучала энергию Солнца в мировое пространство и стремительно охлаждалась бы. Без воды Землю сковал бы космический холод.



Ежегодно с 361 млн. кв км. поверхности Мирового океана испаряется почти 455 млн. куб км. влаги. Наибольшие запасы воды в озерах – 91 тыс. куб. км в пресных и 85 тыс. куб. км в соленых. В болотах сосредоточено 2100 куб. км пресной воды.

Несмотря на такое изобилие, человечеству угрожает «водяной голод». Он связан с острейшей нехваткой чистой питьевой воды. На сегодняшний день свыше миллиарда человек не получают даже загрязненную воду в достаточном количестве, чем обрекают себя на болезни, сокращающие жизнь. Еще 2,3 миллиарда человек вынуждены употреблять плохо очищенную и мало пригодную для питья воду.

Виноваты в бедственном положении все мы, поскольку безрассудно относимся к этому великому сокровищу – воде. Всегда ли мы экономно относимся к воде и закрываем краны, попользовавшись ей? А сколько всякого мусора попадает в водоемы!

Поэтому каждый человек обязан по мере своих сил бороться за чистоту водоемов и экономию воды в быту и промышленности.

























Цели урока:

- познакомиться с новыми тепловыми явлениями – испарением и

конденсацией;

- выявить факторы, влияющие на скорость испарения;

- выяснить, что происходит при испарении жидкости - выделение

энергии или её поглощение;

- учиться исследовать, анализировать и делать выводы.




ЧТО БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ: ВОДА, МАСЛО, СПИРТ?




КОГДА БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ ЛУЖА: ЛЕТОМ ИЛИ ОСЕНЬЮ?




ГДЕ БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ ВОДА: В БЛЮДЦЕ ИЛИ В СТАКАНЕ?

(из большой лужи или из маленькой?)





ЧТО БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ: ВОДА, МАСЛО, СПИРТ?




КОГДА БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ ЛУЖА: ЛЕТОМ ИЛИ ОСЕНЬЮ?




ГДЕ БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ ВОДА: В БЛЮДЦЕ ИЛИ В СТАКАНЕ?

(из большой лужи или из маленькой?)





ЧТО БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ: ВОДА, МАСЛО, СПИРТ?




КОГДА БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ ЛУЖА: ЛЕТОМ ИЛИ ОСЕНЬЮ?




ГДЕ БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ ВОДА: В БЛЮДЦЕ ИЛИ В СТАКАНЕ?

(из большой лужи или из маленькой?)