Т.Н. Аболмасова, учитель математики и физики МОБУ «Высоконодворская средняя общеобразовательная школа» имени трижды Героя Советского Союза И.Н Кожедуба
Медвенского района Курской области
Мастер-класс «Учить учиться»
Цель: учить школьников самостоятельно добывать знания при изучении нового материала
Урок по физике в 8 классе по теме: «Испарение. Насыщенный пар и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара».
Ребята, сегодняшний урок я хочу начать вот с таких загадок и ситуаций:
1. а) Сказка – загадка
Жила – была тетушка Водица. С соседями она жила дружно. Но вот один сосед переехал и заселился другой сосед. На следующий день тетушка Водица услышала стук в дверь.
- Кто там?
- Это я, ваш новый сосед. Пришел с вами познакомиться.
Тетушка Водица открыла дверь и тут же отпрянула.
- Не надо подходить ко мне близко, прошу вас.
Но сосед, очевидно, не расслышал этих слов и подходил все ближе и ближе.
- Нет, нет, не приближайтесь ко мне, остановитесь… - еле слышно прошептала тетушка Водица и тут же исчезла.
Отгадайте, кто новый сосед тетушки водицы и куда она исчезла.
б) Ситуации:
- Летний жаркий день. Только что прошел дождь, а после дождя выглянуло солнышко. Вы вышли на улицу и увидели, что над асфальтом поднимается пар. Как это можно объяснить?
- Миша зашел на кухню: чем так вкусно пахнет?
На плите стояла кастрюля, в ней что-то варилось. Миша открыл крышку кастрюли и тут же закрыл её. Почему? Объясните.
А теперь попытайтесь ответить на следующие вопросы:
2. Вопросы:
- Куда исчезают лужи после дождя?
- Как исчезает влага с мокрого белья?
- Как влажный пол становится сухим?
Дайте ответ на все три вопроса одним словом, характеризующим один и тот же процесс.
(Испарение)
3. Попробуйте дать определение этому тепловому явлению.
4. Сравните свое определение с определением, данным в учебнике.
5. Сообщение темы урока и целей урока.
Тема урока: «Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии
при испарении и выделение её при конденсации»
Цели урока:
- познакомиться с новыми тепловыми явлениями – испарением и
конденсацией;
- выявить факторы, влияющие на скорость испарения;
- выяснить, что происходит при испарении жидкости - выделение
энергии или её поглощение;
- учиться исследовать, анализировать и делать выводы;
-
6. Задание 1.:
- исследовать, от каких факторов зависит скорость испарения, используя
предложенное оборудование;
Задание 2:
попробуйте дать определение явлению, обратному испарению;
- привести примеры, демонстрирующие явление, обратное испарению.
(роса на траве, капли воды на внутренней стороне крышки кастрюли и т.д.)
7. Выводы учащихся
8. Как вы думаете, при испарении внутренняя энергия поглощается или выделяется? (уменьшается, увеличивается). Ответьте, приводя пример.
Подсказка: река, море, купание, солнце.
(После купания в воде на суше человеку становится холодно: при испарении энергия
поглощается)
Для проверки ваших ответов выполните задание 3.
Задание 3.
9. Задание 4. Прочитайте текст на стр 49 , выпишите новые физические
понятия в тетрадь и попробуйте дать им объяснение.
10. Ответы учащихся
Тест «Проверь себя» (один ученик отвечает тест на компьютере, а остальные по листам)
Сообщение учеников (о воде)
Итог урока
Задание на дом: читать параграф 17, 18 , выполнить упр.9, задание.
Рефлексия
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Тест (приложение1)
Подчеркни те понятия, с которыми ты сегодня познакомился:
нагревание, сгорание, удельная теплоемкость,
испарение, плавление, динамическое равновесие,
кристаллизация, теплота, конденсация,
насыщенный пар.
Запиши явление, обратное данному:
плавление – …
испарение – …
Мокрое белье высохнет быстрее
- в жаркий солнечный день;
- в пасмурный день;
- в ветреную погоду;
- распрямленное;
- скомканное.
Отметь плюсиком верный ответ (или несколько ответов).
Задания (приложение 2)
Задание 1: исследовать, от каких факторов зависит скорость испарения,
используя предложенное оборудование
Смочите руку спиртом и водой. Что быстрее испаряется?
Сделайте вывод.
Вылейте половину воды из стакана в блюдце.
Где быстрее испарится вода?
Сделайте вывод.
Если в один стакан налить горячей воды, а в другой стакан такое же количество холодной, то где быстрее испарится вода?
Сделайте вывод.
Если бельё сохнет и летом, и осенью, то можно ли утверждать, что
испарение происходит при любой температуре.
Сделайте вывод.
Задание2. Приведите примеры конденсации.
(роса утром на траве ….. и т.д.)
Задание 3: исследовать, как изменяется внутренняя энергия тела при
испарении – выделяется или поглощается?
Смочите руку спиртом. Что вы ощущаете – тепло или
небольшой холод? О чем это говорит? Что происходит с
температурой тела?
Смочите вату спиртом и обмотайте шарик термометра.
Что происходит с температурой?
Если температура тела уменьшается, то энергия тела
выделяется или поглощается?
Сделайте вывод.
Задание 4. Прочитайте последний абзац на стр. 49.
Выпишите в тетрадь новые понятия и попробуйте
объяснить их смысл.
Знаешь ли ты?
Самое удивительное вещество (приложение 3)
Ни одно другое вещество не содержится на земле в таких больших количествах, причем сразу в трех состояниях – твердом, жидком и газообразном, как вода.
Жидкая вода образует почти сплошную оболочку планеты, так называемую гидросферу. По самым грубым подсчетам, свыше 3/4 земной поверхности скрыто под океанами, морями, озерами, реками и болотами. Еще 1/5 часть суши скрыта под твердой водой – льдом: ледовый панцирь покрывает не только Антарктический материк, но и вершины в горных грядах.
А сколько воды в атмосфере! Здесь содержится и пар, и капельная влага. Облака, состоящие главным образом из капель, закрывают половину неба планеты. А там где их нет, в воздухе всегда присутствует некоторое количество пара. Абсолютно сухого воздуха не существует. Земная атмосфера содержит 13 – 14 млрд. тонн влаги в виде пара, капель и ледяных кристаллов.
Пары и капельная влага в земной атмосфере способствуют терморегуляции Земли. Если бы не вода, то атмосфера не смогла бы играть роль «шубы», сберегающей солнечное тепло: планета бы переизлучала энергию Солнца в мировое пространство и стремительно охлаждалась бы. Без воды Землю сковал бы космический холод.
Ежегодно с 361 млн. кв км. поверхности Мирового океана испаряется почти 455 млн. куб км. влаги. Наибольшие запасы воды в озерах – 91 тыс. куб. км в пресных и 85 тыс. куб. км в соленых. В болотах сосредоточено 2100 куб. км пресной воды.
Несмотря на такое изобилие, человечеству угрожает «водяной голод». Он связан с острейшей нехваткой чистой питьевой воды. На сегодняшний день свыше миллиарда человек не получают даже загрязненную воду в достаточном количестве, чем обрекают себя на болезни, сокращающие жизнь. Еще 2,3 миллиарда человек вынуждены употреблять плохо очищенную и мало пригодную для питья воду.
Виноваты в бедственном положении все мы, поскольку безрассудно относимся к этому великому сокровищу – воде. Всегда ли мы экономно относимся к воде и закрываем краны, попользовавшись ей? А сколько всякого мусора попадает в водоемы!
Поэтому каждый человек обязан по мере своих сил бороться за чистоту водоемов и экономию воды в быту и промышленности.
Цели урока:
- познакомиться с новыми тепловыми явлениями – испарением и
конденсацией;
- выявить факторы, влияющие на скорость испарения;
- выяснить, что происходит при испарении жидкости - выделение
энергии или её поглощение;
- учиться исследовать, анализировать и делать выводы.
ЧТО БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ: ВОДА, МАСЛО, СПИРТ?
КОГДА БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ ЛУЖА: ЛЕТОМ ИЛИ ОСЕНЬЮ?
ГДЕ БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ ВОДА: В БЛЮДЦЕ ИЛИ В СТАКАНЕ?
(из большой лужи или из маленькой?)
ЧТО БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ: ВОДА, МАСЛО, СПИРТ?
КОГДА БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ ЛУЖА: ЛЕТОМ ИЛИ ОСЕНЬЮ?
ГДЕ БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ ВОДА: В БЛЮДЦЕ ИЛИ В СТАКАНЕ?
(из большой лужи или из маленькой?)
ЧТО БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ: ВОДА, МАСЛО, СПИРТ?
КОГДА БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ ЛУЖА: ЛЕТОМ ИЛИ ОСЕНЬЮ?
ГДЕ БЫСТРЕЕ ИСПАРИТСЯ ВОДА: В БЛЮДЦЕ ИЛИ В СТАКАНЕ?
(из большой лужи или из маленькой?)