СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике в 8 классе по теме: Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА УРОКА: Техника безопасности.  Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.  Измерение сопротивления проводника».

ЦЕЛЬ УРОКА: Убедиться в том, что сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению на его концах. Научиться определять сопротивление проводника при помощи амперметра  и вольтметра.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

  1. Закрепить навыки решения задач: расчетных и экспериментальных.
  2. Продолжить формировать практические навыки использования реостата, амперметра и вольтметра.
  3. Убедиться на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах.
  4. Научиться определять сопротивление проводника при помощи амперметра  и вольтметра.

Воспитательные:

  1. Продолжить работу по развитию навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью и вниманию учащихся.

  2. Формировать добросовестное отношение к учебному труду, воспитание гуманности и дисциплинированности.

Развивающие:

  1. Продолжить работу по формированию умения выделять причину, влияющую на результат, умения логически мыслить.

  2. Содействовать развитию речи и овладению методами научного исследовании: анализа и синтеза.

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике в 8 классе по теме: Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».»

Урок № 39.

ТЕМА УРОКА: Техника безопасности. Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».


ЦЕЛЬ УРОКА: Убедиться в том, что сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению на его концах. Научиться определять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра.


ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

  1. Закрепить навыки решения задач: расчетных и экспериментальных

  2. Продолжить формировать практические навыки использования реостата, амперметра и вольтметра.

  3. Убедиться на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах.

  4. Научиться определять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра.

Воспитательные:

  1. Продолжить работу по развитию навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью и вниманию учащихся.

  2. Формировать добросовестное отношение к учебному труду, воспитание гуманности и дисциплинированности.

Развивающие:

  1. Продолжить работу по формированию умения выделять причину, влияющую на результат, умения логически мыслить.

  2. Содействовать развитию речи и овладению методами научного исследовании: анализа и синтеза.


ОБОРУДОВАНИЕ, ТСО: ноутбук; проектор; интерактивная доска; оборудования для выполнения Л/Р № 8 на каждую парту: батарея (4,5 В), 2 резистора с разными сопротивлениями, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, реостат; Папки: «Лабораторные работы по физике для 8 класса»; бланк для оформления Л/Р № 8 – каждому ученику, карточки двум ученикам, карточки для групп состоящих из 4 человек, лист - рефлексии каждому.


Эпиграф:

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. (Русская пословица)

ХОД УРОКА.

Деятельность учителя.

Деятельность учеников.

1. Организационный этап. (1мин)

Приветствие; поверка учащихся по списку, отметить отсутствующих; готовность учащихся к уроку (тетради, учебники, ручка и т.д).


Приветствие, староста класса объявляет отсутствующих.

2. Этап постановки целей и задач урока.(2мин)

  1. Давайте вспомним, как зависит сила тока от напряжения?




  1. Как вы это понимаете?








  1. Какие величины необходимо знать, чтобы определить сопротивление проводника?

  2. Какие приборы для этого необходимы?


У вас на столах находится оборудование, которое вам поможет определить сопротивление проводника и убедиться в том, что сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению на его концах.

Но прежде чем мы приступим к практической работе, давайте кое - что вспомним и закрепим.


  1. Cила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению на его концах.

  2. Во сколько раз увеличивается напряжение, приложенное к одному и тому же проводнику, во столько же раз увеличивается сила тока в нем.

  3. Силу тока и напряжение.

  4. Амперметр и вольтметр.

3. Этап актуализации опорных знаний.(15мин)

1. Вызвать к доске двух учеников.

Карточка 1. Закон Ома? Записать и сформулировать. Написать в чем измеряется в СИ сила тока, напряжение и сопротивление?






Карточка 2. По какой формуле можно рассчитать сопротивление проводника? В каких единицах измеряется удельное сопротивление? От каких величин зависит сопротивление проводника?

Пока двое учеников готовятся по карточкам, проводится опрос.(5 мин)

1. Чему вы научились на прошлом уроке?


2. К какому выводу вы пришли после выполнения этой работы.






3. Как обозначается реостат в схемах?



4. Как обозначается амперметр и вольтметр в схемах?


5. Как обозначается ключ, батарейка и резистор в схемах?

6. От какого полюса источника тока и к какому принято считать направление тока?

Проверка ответов по карточкам.

Самостоятельная работа. (10 мин)

Группам, состоящим из 4 человек, раздаются карточки с тремя задачами.



Ответ. I = U/R

Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.

[I] = А, [U] = В и [R] = Ом.

Ответ. R=ρl/S

[ρ]=(Ом·мм2)/м

От длины проводника, площади поперечного сечения и рода вещества.



1. Регулировать силу тока реостатом.

2. Уменьшая сопротивление при помощи реостата, сила тока уменьшалась, т.е. сила тока в участке цепи обратно пропорциональна его сопротивлению.

3.

4. и


5.


6. От положительного к отрицательному.


1 вид карточки


Ответы:

Задача № 1

I = U/R = 0,01 А

Задача № 2

R = U/I = 5 Ом

Задача № 3

R = ρl/S = 6,8 Ом

I = U/R =


Дано:

Задача № 1

Задача № 2

Задача № 3

I

?

4 А

?

U

150 В

20 В

6,8 В

R

15 кОм

?

-

l



200 м

S



0,5 мм2

ρ



0,017 (Ом·мм2)/м


2 вид карточки



Ответы:

Задача № 1

U = IR = 10 В

Задача № 2

R = U/I = 24000 Ом

Задача № 3

R = ρl/S = 1,25 Ом

Дано:

Задача № 1

Задача № 2

Задача № 3

I

0,5 А

50 мА.

-

U

?

1,2 кВ

-

R

20 Ом

?

?

l



10 м

S



4 мм2

ρ



0,5(Ом·мм2)/м

3 вид карточки


Ответы:

Задача № 1

U = IR = 8 В

Задача № 2

R = U/I = 20 Ом

Задача № 3

R = U/I = 55 Ом

l = RS/ρ = 13,75 м

Дано:

Задача № 1

Задача № 2

Задача № 3

I

0,4А.

0,3 А

4 А

U

?

220 В

R

20 Ом

?

-

l



?

S



0,1 мм2

ρ



0,4(Ом·мм2)/м

4 вид карточки


Ответы:

Задача № 1

I = U/R = 4,5 А

Задача № 2

U = IR = 7,5 В

Задача № 3

R = ρl/S = 4 Ом

U = IR = 1,2 В

Дано:

Задача № 1

Задача № 2

Задача № 3

I

?

30 А

0,3 А

U

220 В

0,25Ом

?

R

48,4 Ом

?

-

l



4 м

S



0,4 мм2

ρ



0,4(Ом·мм2)/м

Главный в группе заполняет карточки и сдаёт на проверку учителю.

4. Этап самостоятельной работы учащихся.

(20 мин).

Теперь мы выполним лабораторную работу. Перед вами на столах находится необходимое оборудование для выполнения лабораторной работы. Откройте папку и найдите описание Л/Р № 8. На бланках напишите дату, фамилию имя и класс. Ознакомившись с техникой безопасности и порядком выполнения работы, соберите необходимую цепь и начертите ее схему в бланке для оформления, произведите необходимые измерения и заполните таблицу. Сделайте необходимые выводы.

После выполнения лабораторной работы сдайте бланки.



Ученики самостоятельно выполняют лабораторную работу, пользуясь описанием в папках. При необходимости обращаются за помощью к учителю, и проводится консультационная индивидуальная работа.

5. Рефлексия. (2 мин)

Что ж, наш урок подходит к завершению. В той атмосфере и обстановке, в которой мы сегодня работали, каждый из вас чувствовал себя по-разному. И сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили, насколько внутренне комфортно ощущал себя на этом уроке, каждый из вас и понравилось ли вам то дело, которым мы с вами сегодня занимались. Лист - рефлексии каждому.




Ученики выбирают соответствующий рисунок, ставят галочку и сдают учителю.

6. Заключительный этап. (1 мин)

Домашнее задание.

§ 44, 45,47 – повторить в учебнике.

ЛИ№ 1314, 1323- сборник задач по физике В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.

Итак, мы многое успели,
Урок не просто отсидели:
Читали, думали, смотрели,
Задачи все решить сумели.
Достигли на уроке цели.

Спасибо всем вам за урок,

А главное чтоб был он впрок!

Я хочу совет вам дать:

Надо физику читать,

Чтоб задачи все решались

И ответы получались,

И тогда оценки «пять»

Будете всегда вы получать.

Мне очень понравилось с вами работать.


Ученики записывают домашнее задание в дневники.


Тип урока: урок контроля знаний.

Форма проведения: исследовательская работа.

План занятия:

  1. Организационный этап. (1 мин).

  2. Этап постановки целей и задач урока. (2 мин).

  3. Этап актуализации опорных знаний. (15 мин).

  4. Этап самостоятельной работы учащихся (20 мин).

  5. Рефлексия (1 мин).

  6. Заключительный этап (1 мин).

Средства обучения:

  1. Проектор

  2. Доска школьная

  3. Папки: «Лабораторные работы по физике для 8 класса».


Методы обучения:

  1. По источнику знаний:

Словесный

Наглядный

Проверки и оценки знаний

  1. По УПД:

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный


Оформление доски


Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».



I=U/R R=ρl/S

[I] = А, [U] = В и [R] = Ом [ρ]=(Ом·мм2)







Д/З.

§ 44, 45,47 – повторить в учебнике.

ЛИ№ 1314, 1323- сборник задач по физике

В.И. Лукашик, Е.В. Иванова.



Карточка 1. Закон Ома? Записать и сформулировать. Написать в чем измеряется в СИ сила тока, напряжение и сопротивление?

Карточка 2. По какой формуле можно рассчитать сопротивление проводника? В каких единицах измеряется удельное сопротивление? От каких величин зависит сопротивление проводника?



1 вид карточки

Дано:

Задача № 1

Задача № 2

Задача № 3

I

?

4 А

?

U

150 В

20 В

6,8 В

R

15 кОм

?

-

l



200 м

S



0,5 мм2

ρ



0,017 (Ом·мм2)/м

Решение задачи № 1


Решение задачи № 2


Решение задачи № 3



ФИ

Оценка

  1. Главный группы



2



3



4




2 вид карточки

Дано:

Задача № 1

Задача № 2

Задача № 3

I

0,5 А

50 мА.

-

U

?

1,2 кВ

-

R

20 Ом

?

?

l



10 м

S



4 мм2

ρ



0,5(Ом·мм2)/м

Решение задачи № 1


Решение задачи № 2


Решение задачи № 3



ФИ

Оценка

1. Главный группы



2



3



4





3 вид карточки

Дано:

Задача № 1

Задача № 2

Задача № 3

I

0,4А.

0,3 А

4 А

U

?

220 В

R

20 Ом

?

-

l



?

S



0,1 мм2

ρ



0,4(Ом·мм2)/м

Решение задачи № 1


Решение задачи № 2


Решение задачи № 3



ФИ

Оценка

1. Главный группы



2



3



4





4 вид карточки

Дано:

Задача № 1

Задача № 2

Задача № 3

I

?

30 А

0,3 А

U

220 В

0,25Ом

?

R

48,4 Ом

?

-

l



4 м

S



0,4 мм2

ρ



0,4(Ом·мм2)/м

Решение задачи № 1


Решение задачи № 2


Решение задачи № 3



ФИ

Оценка

1 Главный группы



2



3



4





Дата_______. ФИ________________________. Класс: 8_____

Лабораторная работа № 8 по теме:

«Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления проводника».

Цель работы: убедиться в том, что сила тока в проводнике прямо пропорциональна приложенному напряжению на его концах. Научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра

Приборы и материалы: батарея (4,5 В), 2 резистора с разными сопротивлениями, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, реостат.

Правила техники безопасности.

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Внимание! Электрический ток! Изоляция проводников должна быть не нарушена. Не включайте цепь без разрешения учителя. Оберегайте приборы от падения. Реостат нельзя полностью выводить, так как со­противление его при этом становится равным нулю, и если в цепи нет других приемников тока, то сила тока может оказаться очень боль­шой и амперметр испортится.

Порядок выполнения работы

1. Схема собранной цепи:







  1. Таблица.

№ опыта

Положение ползунка реостата

Результат измерения силы тока с учетом погрешности

Iизм ± ΔI , А

Результат измерения напряжения с учетом погрешности

Uизм ± ΔU , В


Сопротивление

(экспериментальное)


Rэксп= U/I, Ом


Сопротивление на резисторе

(заданное)

Rзад

1


Первый

резистор

Крайнее левое





0,36мм = 6Ом

Середина




Крайнее правое




2


Второй

резистор

Крайнее левое





0,25мм = 12Ом

Середина




Крайнее правое




Сделайте вывод о том, как зависит сила тока от приложенного напряжения и зависит ли сопротивление проводника от приложенного напряжения к проводнику и силы тока в нем.

Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!