Тема урока: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека»
Учебник «География. Природа России. 8 кл. Автор: И.И. Баринова», «Дрофа»
Цель: Обобщить знания о взаимосвязи природы и человека и выявить влияние природных условий на жизнь и здоровье человека на территории России
Просмотр содержимого документа
«Урок по географии»
Тема урока: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека»
Учебник «География. Природа России. 8 кл. Автор: И.И. Баринова», «Дрофа»
Цель: Обобщить знания о взаимосвязи природы и человека и выявить влияние природных условий на жизнь и здоровье человека на территории России.
Задачи:
- обучающие: формирование представлений о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях жизни людей.
- развивающие: совершенствование умений работы с различными источниками географической информации.
- воспитательные: формирование культуры общения при работе.
Планируемые результаты:
- личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником, географическими картами, для исследования;
- предметные: анализировать и объяснять сущность географических процессов.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: изучение новой темы
11. Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная
12. Оборудование: учебник, географическая карта, схемы, таблицы, рисунки..
Этапы урока | Деятельность учителя | Виды деятельности учащихся | Продукт (результат) | | |
| | познавательная | коммуникативная | регулятивная | |
I.Организацион-ный момент | Проверяется готовность учащихся | Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место | | | |
II.Изучение нового материала. 1.Мотивация и целеполагание | После вводного слова, учитель предлагает сформулировать тему урока и цели урока .. | аргументируют свою точку зрения. | Строят речевые высказывания | Формулируют тему и цели урока | Запись учащимися темы урока в тетради |
2.открытие нового знания | Самостоятельно найти в тексте учебника ответы на следующие вопросы: 1. Что означают термины «благоприятные условия для жизни и деятельности человека», «неблагоприятные для человека условия»? Объясните, где в нашей стране расположены территории с благоприятными условиями, где- с экстремальными. 3. Какие стихийные явления природы вам известны? В каких районах России и почему они происходят? Какие меры борьбы с ними предпринимаются? ( 6 минут) Обсуждение предложенных вопросов в ходе общей беседы. Подведение итогов (1минута) | Проводят индивидуальную работу по поиску решения проблемной ситуации и коллективное обсуждение проблемы, делают выводы, анализируют. Доказывают, строят логические рассуждения, устанавливают причинно- следственные связи. | Работают индивидуально Участвуют в обсуждении содержания материала. | Исследуют условия учебной задачи Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль | Выполнение учащимися самостоятельной работы. Коллективное обсуждение. |
3.Учебные действия по реализации плана. Выражение решения применение нового знания | Учащиеся делятся на 5групп: 1-эксперты,2-тундра,3-тайга,4- степь, 5-горы. (3 минуты-деление на группы; 5 минут на подготовку мини проекта; по 3 минуты-12 минут на защиту; 7 минут –подведение итогов экспертной группы; 3 минуты итоговая презентация: Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека на территории России-экспертная группа) | Каждая группа осуществляют работу по выполнению отдельных операций исследований: описать образ жизни населения данной природной зоны от первобытного времени до современного. | Работают в группе. | Осуществляют самоконтроль | Записывают выводы в тетрадь по своему исследованию. |
4.Стадия осмысления Рефлексия. Оценка. | Учащимся задаётся вопрос о том, что нового узнали, работая с учебником, географическими картами, таблицами, рисунками, и схемой, что было им известно о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека в начале урока, и что нового они узнали. Предлагает учащимся сделать вывод. ( 3 минуты) | Экспертная группа оценивает работы выступающих групп. Выявляют положительные стороны выступления, отмечают недочёты, если имеются, дополняют, сравнивают, обобщают. | Слушают ответы товарищей, комментируют. | Рефлексия своих действий | Главные выводы в тетради. |
5. Домашнее задание | Комментирует д/з: параграф 44; заполнить таблицу: «влияние природных условий на жизнь и здоровье человека» | | | | |
Домашнее задание для выступления экспертной группы, подготовка презентации: Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека на территории России
Благоприятные | | Неблагоприятные | |
Природные факторы: солнечная радиация, горный воздух, морская вода | Живописные ландшафты | Экстремальные условия | Стихийные природные явления |
Лечение | Отдых, туризм | Низкие температуры, высокая влажность, сильный ветер | Извержение вулканов, смерчи, ливни, сели |
Медицинская география | Рекреационная география | Значительные затраты средств для освоения территорий | Камчатка, Центр Европейской части, Кавказ, Хибины. |