СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии 8 класса по теме "Обобщение по теме "Гидрография России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлено обобщение по теме "Гидрография России". Материал урока переплетается с материалами предмета "Искусство".

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии 8 класса по теме "Обобщение по теме "Гидрография России"»

Предмет: География

Класс: 8

Учитель: Луценко Елена Григорьевна

Тема урока: Обобщение по теме «Гидрография России»

Цель урока: Систематизировать знания, сформированные в процессе изучения темы; повторить  номенклатуру, определить уровень приобретенных ЗУН по изученной теме и возможности их использования в новой ситуации; Раскрыть механизм эстетического воздействия вод океанов, морей, рек и других частей гидросферы на обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить и систематизировать знания, сформированные в процессе изучения темы; повторить  номенклатуру, определить уровень приобретенных ЗУН по изученной теме и возможности их использования в новой ситуации;

Личностные: воспитание бережного отношения к воде, природе.

Метапредметные: Развивать умение анализировать и систематизировать учебный материал, выделять главное и развивать внимание, память, речь, творческие способности, коммуникативные умения

Регулятивное УУД: выполнять учебные задания в соответствии с целью, самостоятельно определять цель и тему урока, соотносить учебные действия с известным алгоритмом, оценивать результаты учебной деятельности.

Познавательное УУД: применять знания на практике, объяснять влияние климата и рельефа на реки, обосновывать свое суждение.

Коммуникативное УУД: пользоваться речью для регуляции своего действия, согласовывать позиции и находить общее решение, представлять результат деятельности.


Основные понятия: моря внутренние и окраинные, река, русло, речная долина, пойма, эрозия, терраса, речная система, исток, устье, эстуарий, дельта, падение реки, уклон реки, годовой сток, твердый сток, типы озерных котловин, сточное, бессточное озеро, грунтовые воды, родник, многолетняя мерзлота.

Межпредметные связи : География, литература, музыка , МХК

- учебник: Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский; Физическая география России 8 класс

- презентация;

- раздаточный материал.

Работа фронтальная, индивидуальная



Ход урока.

На предыдущем уроке обучающимся были даны индивидуальные задания: подобрать четверостишья (2-3) разных авторов о водах России: морях, реках, озерах, родниках, болотах, ледниках)

I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

Учитель: Добрый день, ребята! Я желаю вам дружно и весело провести этот день, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Слайд №2

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

II этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие (2 мин)

А как называется наш урок, нам предстоит сейчас выяснить

(Звучит мелодия шума воды) Приложение №1

В течение нескольких уроков мы с вами изучали ……..?(гидрографию России), и сегодня мы подведем с вами итог нашей работы.

Сформулируйте тему урока.

Действительно тема нашего сегодняшнего урока: (слайд № 3):

«Обобщение по теме «Гидрография России»

III этап. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач. Обобщение и систематизация знаний. Слайд №4

Учитель в ходе беседы активизирует опорные знания школьников о внутренних водах.

Слайд№5. Эпиграф урока. “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой можно наслаждаться, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь” (Антуан де Сент-Экзюпери).

Учитель: Вода не только необходима человеку для самой жизни. В ней заключается ещё и сила эстетического воздействия на человека. Поэтому вода во все века и у всех народов являлась и является источником вдохновения для поэтов, художников , музыкантов. И сегодня на уроке мы с вами не только вспомним учебный материал по гидрографии России, но вспомним, а может только познакомимся с произведениями поэтов, художников, которые посвящены водным объектам. Слайд №6, 7

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сетью меридианов,
Непобедима, широка, горда…

Итак, вопрос: Сколько морей омывает территорию России? К бассейнам, каких океанов они относятся?

Что такое море?

Какие существуют виды морей? К бассейнам каких океанов они относятся? (показ морей на карте)

Каково хозяйственное значение морей?(Ответы обучающихся) Слайд №8,9

(Попутно идет демонстрация слайдов презентации со стихами и картинами о морях)

Обучающиеся вспоминают, кто написал произведения о морях. Читают четверостишья)

Учитель: Особенно много стихов и картин посвящали поэты и художники рекам и озерам. Помните у Лермонтова М.Ю.:

Терек воет, дик и злобен

Меж увесистых громад

Буре плач его подобен

Слезы брызгами летят…

Учитель: О великой русской реке Волге сложено немало песен и стихов.

О Волга!.. Колыбель моя!

Любил ли кто тебя как я ?

Один по утренним зарям,

Когда еще все в мире спит

И алый блеск едва скользит

По темно-голубым волнам.

Я убегал к родной реке…- писал Н.А. Некрасов, Слайд №1011

Фронтальный опрос:

1. Что такое река?

2. Назовите части реки(исток, устье, русло, приток), к бассейнам каких океанов они относятся. Задание№1.

Установите соответствие между понятием и термином (3 мин)

(Приложение № 2 )

Учитель организует деятельность учащихся по применению новых знаний.

(проверка ответов обучающихся на слайдах № 12,13,14,15,16)

(Чтение четверостиший разных авторов о реках )

Задание№2 «Закодированная карта» (5 мин)Приложение№3(контурная карта)

Раскодируйте карту, вместо цифр подпишите название объекта.

Взаимопроверка: обучающиеся обмениваются картами и проверяют правильность выполнения задания

- реки Северного Ледовитого океана;

-Тихого океана и озера:

– Атлантического океана и внутреннего стока

-Решить задачу на расчет падения реки.

Музыкальная пауза. Учитель: Ребята, давайте вспомним песни о водах(морях, реках, озерах).Напевают по две строчки.(3 мин)

Учитель: С. Есенин проникновенно написал об озере:

Выйду на озеро , в синюю гать,

К сердцу вечерняя льет благодать

Или другое: Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари. Слайд №17

Давайте вспомним:

Что такое озеро?

Какие бывают озера?(сточные, бессточные, соленые, пресные)

Задание №3

Заполнить схему «Происхождение озерной котловины»(Приложение №4)

Взаимопроверка (слайд № 18 )

Чтение четверостиший об озерах

Учитель:

Даже болотам посвящены стихи и картины(демонстрация слайдов презентации)№19

Что такое болото?

Какие существуют типы болот? Задание №4 Слайд №20

(выполнение мини-теста. Приложение№5 )

Чтение четверостиший о болотах

Что такое многолетняя мерзлота? Слайд №21,22

Задание№5. Мини- тест (Приложение №6)

Назовите положительные о отрицательные последствия взаимодействия «Человек-вода»

Какие воды своей местности вы можете перечислить? Слайд№23,24,25

Назовите, что является истоком и устьем нашей реки Обеста. В каком направлении течет наша река?

Релаксация.

Звучит музыка, учитель предлагает отдохнуть обучающимся . Учитель читает текст:

Вы устали, сядьте поудобнее, представьте, что вы находитесь на берегу моря…..(приложение №7)запись звук моря

Задание № 6:

Определите географический объект по его описанию. (Приложение№8 )Учитель предлагает определить о каком географическом объекте, идет речь .Слайд №26,27



1V этап. Информация о домашнем задании. Домашнее задание (2 мин)

1.Ребята, сегодня на уроке мы повторили гидрографию России не только с точки зрения географии . но с точки зрения искусства. К сожалению, на одном уроке невозможно охватить все произведения поэтов, художников о воде, мы вспомнили лишь некоторые из них. Вода – это бесценный дар природы, к ней нужно относиться очень бережно. К следующему уроку составьте, пожалуйста, памятку по охране вод

V этап. Подведение итогов занятия. Рефлексия учебной деятельности (2 мин

Учитель благодарит своих учеников за совместную работу и говорит о том, что они были активными, было приятно слушать их умные ответы. Работал весь класс. Просто молодцы! Спасибо вам! А сейчас я предлагаю вас оценить свою деятельность.

Что понравилось на уроке, какие затруднения испытывали, как вы себя оцениваете.









































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!