СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии материков и океанов в 7 классе по теме "Внутренние воды Южной Америки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии характеризует внутренние воды Южной Америки, урок построен блочно, на уроке запланирован показ видеороликов, работа с путевыми листами, опорными схемами.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии материков и океанов в 7 классе по теме "Внутренние воды Южной Америки"»

Урок начального курса географии материков и океанов

в 7 классе по теме:

«Внутренние воды Южной Америки»

Учитель: Камнева В.И.

Январь 2020 года

Урок по географии материков и океанов был проведен в рамках муниципального конкурса «Учитель года-2020», получил высокую методическую оценку учителей района, школы, методистов.

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки.

Задачи урока:

-продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы;

-развивать познавательный интерес к предмету, воспитание любви к природе.

Оборудование урока:

Физическая карта Южной Америки, проектор с компьютером, слова для глоссария, путевые листы, атласы, контурные карты, таблицы с данными о реках Южной Америки.

Ход урока:

Учитель: Добрый день, ребята. 
Я приветствую вас на уроке географии.

На столах у детей– путевые листы, атласы, контурные карты, карточки с заданиями (раздаточный материал). 

Учитель: Мы с вами сегодня совершим путешествие, но перед началом нашего путешествия отгадайте загадку:

Он на солнце созревает
И без косточек бывает.
Ну, не ягода, а клад
Этот сладкий...(Виноград)

Ответ детей: Гроздь винограда.

Учитель: На какой материк похожа гроздь винограда?

Ответ детей: На Южную Америку.

Учитель: Какой бывает виноград?

Ответ детей: Сладкий, зелёный, красный, кислый, с косточками, сочный.

Учитель: А где находится сок?

Ответ детей: Внутри винограда.

Учитель: Соком можно утолить жажду, а чаще всего мы чем утоляем жажду?

Ответ детей: Водой.

Учитель: Давайте мы с вами обобщим всё сказанное вами и ответим на вопросы: Какие?- Внутренние; Что?- воды; Чего?-Южной Америки.

Учитель: Тема нашего урока называется «Внутренние воды Южной Америки». На урок нам потребуются путевые листы, контурные карты, атласы, учебники.

Дети записали тему в путевой лист.

Учитель: А какова будет цель нашего урока?

Дети называют цели урока.

Учитель обобщает цели урока и говорит: Сегодня на уроке перед нами поставлена цель:

Сформировать представление о внутренних водах Южной Америки.

Мы достигнем эту цель, решив задачи:

-Проанализировать с помощью карт атласа распределение внутренних вод по материку, установить характер режима питания и особенности течения.

-Познакомиться с крупнейшими реками, озерами, водопадами.

Изучение нового материала:

Учитель: Дети отгадайте загадку и узнаете о чём сейчас пойдёт речь.

Учитель загадывает загадку детям:

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий – в море. (река)

Учитель: Правильно, речь пойдёт о реках.

БЛОК 1: «Реки Южной Америки».

Учитель: Уважаемые экскурсанты, запишите в своих путевых дневниках подзаголовок «Реки Южной Америки». Теперь откройте ваши путеводители- атласы, посмотрите внимательно в карты и скажите:

«К бассейнам каких океанов относятся реки Южной Америки?»

Учащиеся отвечают на вопрос учителя: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов.
Учитель задаёт вопрос детям:  Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя: На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных  систем (объяснение причинно-следственных связей).

Учитель задаёт вопрос детям: Что вы можете сказать о речной сети материка?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя:  Речная сеть густая, хорошо развита. Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка.

Учитель использует метод сравнения: А теперь посмотрите на таблицу. Из неё вы можете получить сведения о реках: сравнить их длину, площадь бассейна.

Такие же таблицы распечатаны на листах и лежат у ребят на партах. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

  • Самая длинная река Южной Америки?

  • Самая короткая река Южной Америки?

  • Самая маленькая по площади бассейна река?

Таблица «Реки Южной Америки»

Название реки

Притоки

Площадь бассейна

Длина реки

Амазонка

Мадейра, Рио-Негру, Тапажос

7 млн кв.км

6380 км

Парана

Уругвай, Парагвай

4 млн кв.км

4700 км

Ориноко

Карони, Каура

1 млн кв.км

2740 км

Учитель делает вывод о реках материка.

Учитель: Амассона, Амассона…

Дети повторяют с интонацией учителя.

Учитель: Амазонка-Бог, великий грозный бог. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок». Это крупнейшая река материка. Амазонка – самая полноводная река в мире. У Амазонки более 500 притоков. В Центральных Андах на высоте более 4000 м начинаются реки Мараньон и Укаяли, потом вырываются на равнину и сливаются в одну реку. Под названием Амазонка она пересекает самую большую на Земле низменную равнину и впадает в Атлантический океан.  Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом.

Учитель: Амазония удивляет богатством флоры и фауны.

Выступление ученицы с опережающим заданием - творческая работа «Органический мир Амазонки»

Ученица: Воды реки Амазонки богаты жизнью. В реках бассейна Амазонки водится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту    и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды. Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг. Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи.  Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы. Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются. Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.
Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это чёрные кайманы,

вид крокодилов.  В этих же водах обитает самая большая змея в мире, удав анаконда. В водах реки Амазонка можно встретить электрического угря, декоративных рыбок. В воздухе летают бабочки. На воде растет большое количество водяных лилий. Это самая большая в мире кувшинка называется – Виктория Регия. Колоссальные листья Виктории могут достигать до 3 м в диаметре, они спокойно выдерживают вес человека до 50 кг. В джунглях вдоль реки растет большое количество лечебных растений.

Учитель: В переводе с индейского Парана – «Родственник океана» - названа так за свои большие размеры. Парана берёт начало на южной окраине Бразильского плоскогорья. Река имеет сложный режим, который характеризуется бурным половодьем в период дождей, резким спадом в сухой сезон и паводками. Река судоходна, но только на протяжении 2500 км от устья, опять же из-за рельефа. Река Парана впадает в Атлантический океан.

Учитель: Мы с вами сейчас поиграем в игру: «Да-нет».

Учитель называет информацию о реке Ориноко, у детей сигнальные карты с надписью «Да», «Нет».

Информация о реке Ориноко:

1.Ориноко-вторая по величине река материка. -

2.Река берёт своё начало с Бразильского плоскогорья.-

3.На всём протяжении река не судоходна.+

4.Река имеет дождевое питание.+

5. Ориноко имеет ярко выраженную сезонность режима. +(С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей река разливается. В сухой период сильно мелеет).

6.Река Ориноко впадает в Тихий океан.-

Задание: отметить реки Южной Америки на контурной карте.

Учитель загадывает загадку про озеро.

Никуда не вытекает,

В своей ложе отдыхает,

Зимой крышкой накрывают,

Пресным в основном бывает!-озеро.

БЛОК 2 «Озёра Южной Америки»

Учитель задаёт вопрос детям:   Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?

Учащиеся:  Озёр на материке мало.

Учитель:  Да, озёр очень мало. На материке расположено всего 2 озера. Назовите их.

Учащиеся:  озеро Маракайбо.
Учитель:  Верно, это озеро Маракайбо. Лагунное озеро, похожее, скорее на залив в Карибском море. Оно находится на севере Южной Америки.
Учитель: На материке есть одно из наиболее интересных озёр, которое играет  важное значение для жизни людей этого материка. Это озеро Титикака.
Подготовленный ученик рассказывает об озере Титикака от имени индейца.

Рассказ «Я – представитель индейского племени – уру. А это мой народ. Сейчас нас около 1000 человек. На сушу мы почти не выходим. Озеро Титикака самое высокогорное и крупное озеро мира. В переводе с индейского название означает «свинцовая скала». Его котловина имеет тектоническое происхождение, а глубина достигает 304 м. Температура воды в нем никогда не поднимается выше +11, +12С. С наступлением сезона дождей оно выходит из берегов и затопляет окружающие поля. Сильные ветры поднимают на озере настоящие штормы. 
На озерных мелководьях растет тростник тотора. По мере сгнивания он опускается на дно, а на нем начинают расти новые растения. Постепенно образуются тростниковые острова. Иногда ветры и волны отрывают такой остров от дна, и он становится плавающим. На таких тростниковых островах мы живём. Мы регулярно набрасываем на их поверхность новые слои свежесрезанного тростника и поддерживают плавучесть острова. 
Жизнь нам обеспечивает тростник -тотора. Из тростника тотора мы делаем лодки, плоты, хижины, домашнюю утварь. Сейчас на озере у нас функционирует плавучая церковь и школа».

Задание: отметить озёра на контурной карте.

Учитель загадывает загадку про водопады.

Это место интересно,
Все вы знаете его,
Может кончиться там речка,
Не заметишь ничего.
Сверху капли ровно в ряд,
Догадались?...водопад

БЛОК 3 «Водопады Южной Америки»
Учитель:   В силу разнообразия рельефа, в Южной Америке на реках есть водопады.

Видеоролик «Водопады Южной Америки»

Учитель: Как называется самый высокий водопад?

Ученица рассказывает о водопаде (опережающее задание):  Водопад Анхель назван по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.
Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так  был открыт  знаменитый водопад.

Учитель: Как называется водопад на реке Парана?

Учащиеся:  Водопад Игуасу. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. Особой известностью пользуется водопад Игуасу.

В переводе с индейского Игуасу – «большая вода».

Водопад стал известен европейцам в середине 16 века (1525год), когда его открыл испанский конкистадор – Альваро Гарсиа.
Игуасу ниспадает двумя главными каскадами (ступенями). Но всего водопадов в его системе 275.
Задание: отметить водопады на контурной карте.

Учитель проводит глоссарий по теме урока, повторяет новые слова и предлагает детям выучить индейские слова, произнеся их достаточно быстро:

Амазонка -«крушитель лодок»,

Ориноко-«Река»,

Парана -«Родственник океана»,

Титикака-«свинцовая скала»,

уру- племя,

тотора- тростник,

Игуасу – «большая вода».

Учитель проводит игру «Что лишнее» (объяснить почему?), закрепляя учебный материал.
Титикака, Амазонка, Ориноко.
Парана, Амазонка, Ориноко.
Анхель, Игуасу, Парана.
Анхель, Игуасу, Виктория
Чад, Парана, Ориноко
Амазонка, Ориноко, Конго
Титикака, Маракайбо, Виктория

Работа с заданиями:

1.Выберите название высокогорного озера Южной Америки 
Анхель
Титикака
Игуасу
Маракайбо

2.Водопад Игуасу расположен на… 
реке Ориноко
реке Парана
реке Миссисипи
реке Амазонке
3. Выберите название озера Южной Америки, в пределах которого добывают нефть. 
Анхель
Титикака
Игуасу
Маракайбо

4.Выберите верные утверждения:
Все реки материка относятся к бассейну Тихого и Атлантического океанов.
Воды Амазонки отличаются богатством видового состава животных и растений.
Реки Парана и Ориноко относятся к бассейну Атлантического океана.
Уровень воды в Амазонке значительно снижается в один из сезонов года
Амазонка полноводна круглый год.
Ориноко-вторая по длине река на материке.

Учитель проводит цифровой диктант «Верю- не верю».
1.Амазонка - самая длинная река на Земле.
2.Амазонка полноводна круглый год.
3.Ориноко-вторая по длине река на материке.
4.Анхель-самый высокий водопад на Земле.
5.Парана - крупнейшая река на севере материка.
6. Маракайбо – озеро с богатейшими запасами нефти.
7. Игуасу - самый широкий водопад Южной Америки.
8. Все реки Южной Америки относятся к бассейнам океанов: Тихого и Атлантического.
9.Озеро Титикака располагается в Андах на высоте свыше 3000 метров.

10.Воды Амазонки отличаются богатством видового состава животных и растений.
11. Реки Парана и Ориноко относятся к бассейну Атлантического океана.
12.Уровень воды в Амазонке значительно снижается в один из сезонов года.
Учитель: Задание: Работа с учебником, смысловое чтение-Охарактеризовать роль рек и озёр Южной Америки.

Ответ детей (работа в парах, устный ответ детей):

Реки и озёра Южной Америки играют очень важную роль в жизни населения материка.

1.Расселение людей зависит от водных объектов;

2. Строительство гидростанций;

3. Рыболовство;

4. Судоходство (но не везде из-за порогов и водопадов);

5.Орошение полей.

Итог урока.

Учитель проводит рефлексию затем дети читают свои предложения: Подготовьте текст SMS-сообщения своим родителям или друзьям о впечатлениях, полученных на экскурсии, закончив предложение:

Сегодня на уроке я узнал …

Мне понравилось …

Мне захотелось узнать …

Домашнее задание: п.33, стр.174-176









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!