Технологическая карта урока № 25
Тема урока | Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цели и задачи урока | Создание условий для формирования представления о топливно-энергетическом комплексе России, его состава, значение, размещение месторождений угля, нефти и газа. Развивающая: - раскрыть особенности, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса; Образовательная: выявить роль в хозяйстве России ТЭК; рассмотреть ведущие отрасли топливной промышленности, определить их главные черты и особенности, их проблемами. Воспитательная: определить пути развития ТЭК. |
Образовательные ресурсы | Политико-административная и физическая карта России, атласы, контурные карты, учебники. |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.. Формы: индивидуальный, фронтальный. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Формирование знаний о топливно-энергетическом комплексе России как базовой отрасли российской экономики. | Формирование умений: 1) обсуждать проблемы ТЭК; 2) извлекать информацию из различных источников; 3) прогнозировать пути развития ТЭК; 4) создавать схемы; 5) анализировать таблицы и рисунки, делать выводы. | Личностные: осознание роли ТЭК для развития экономики России; формирование экологического мышления на основе выявления влияния на состояние окружающей среды. - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов |
Структура и ход урока
1. Приветствует обучающихся.
2. Проверяет готовность к работе.
3. Проверяет наличие учебных принадлежностей
1.Приветствуют
2.Проверяют готовность
Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности
1 мин
2
Мотивация и стимулирование
Предлагает обратить внимание на предметы на столе: полиэтиленовый пакет, капроновые коготки, синтетический каучук, пуговица, ручка, уголь, нефть, газ.
-Как вы думаете, что объединяет эти предметы? Из чего они сделаны?
2. Подводит к формулировке темы урока.
« У комплекса, который будем изучать сегодня, особая роль. Без этого комплекса не могут функционировать ни одна отрасль производства. И обеспечивая взаимосвязь всех хозяйственных объектов, его дальнейшее развитие жизненно необходимо каждому человеку »
3.Просит каждого учащийся оценить уровень своей компетентности в рамках данной темы: «нарисуйте в своей тетради «линию знаний» и отметить на ней то место, на уровне которого оцениваете свои знания по названной теме»
4. Ставит проблемный вопрос «Почти в каждом выпуске новостей передают информацию об изменении цен на нефть? Почему это так важно?»
5. Выслушивает и подводит к выводу о том, что необходимо выяснить в процессе темы урока.
6. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке.
1.Участвуют в беседе, пытаются объяснить общий признак предметов : Это продукция, сделанная в результате переработки нефти, газа, угля.
2.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.
3. Чертят линию знаний и определяют уровень своих знаний по данной теме.
4.Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос.
5. Ставят перед собой цели и задачи:- рассмотрим состав комплекса, особенности размещения его отраслей
Познавательные: выделение и формирование познавательной цели;
Регуляторные: анализирование условий достижений целей;
Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.
10 мин
3
Актуализация знаний
1.- ТЭК имеет огромное значение для страны и экономике в целом. Давайте обозначим основные моменты. Для чего в стране нужен ТЭК?
А) обеспечение энергии и топливом хозяйства
Б) Экспортное значение (до 40 % бюджета страны)
В) Взаимосвязь с другими отраслями / ТЭК – заказчик на продукцию машиностроения (8% от всей продукции), а также 12% всей продукции металлургии./
Г) ТЭК – заказчик на перевозку грузов (одна третья часть всех железнодорожных перевозок, одна вторая часть всех морских перевозок).
Д) Предприятия ТЭК играют районообразующую роль.
2. -Раз ТЭК так важен, как можно повысить продукцию ТЭК? ( увеличение добычи топлива и производства электроэнергии,)
- но Вы знаете, что ресурсы исчерпаемы, значить какие перспективы и проблемы ТЭК?
• во-первых, новые месторождения все дальше расположены в необжитых, труднодоступных для освоения, районах Севера России;
• во-вторых, добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает;
• в –третьих, топливная промышленность и энергетика оказывают отрицательное воздействие на природу.
• Шахты недолговечны из-за исчерпаемости ресурса и необходимости поиска новых месторождений.
• Часто к местам добычи топлива тяжело проводить трубопроводы, дороги, возводить города;
• Должна быть социальная защищенность населения в районах с неблагоприятным климатом;
• низкая конкурентоспособность.
- А перспектива одна- экономия или переход на альтернативные источники энергии
- Атлас, ТЭК, назовите известные вам виды топлива. / нефть, каменный и бурый уголь, газ, горючие сланцы, торф
1Выделяют основные направления значения ТЭК
2. Совместно с учителем определяют проблеммы и перспективы развития ТЭК
3. работают с атласом и определяют известные виды топлива.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания;
установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;
Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий
4
Физкультминутка
Руководит физкультминуткой
Выполняют физические упражнения
5
Усвоение новых знаний.
1.Предлает решить задачи урока, представив себя в роли: Вы- выпускники Московского геологоразведочного института и направляетесь на практику в разные регионы России с целью определения наиболее перспективных месторождений топливных полезных ископаемых. Вам необходимо точно определить место добычи одного вида топлива, и ведущему группы отчитаться по плану, заполнив таблицу (Приложение2).
Кейс 1
Кейс2 530 с.ш. 510 в.д.
Кейс3
650 с.ш. 1500 в.д.
План отчета группы:
1.По географическим координатам определите регион России.
2. Охарактеризуйте характер поверхности:
А) особенность рельефа
Б) тектоническая структура
3. Назовите преобладающее полезное ископаемое.
4. Начало и место освоение данного топлива.
5. Способы добычи и транспортировки данного топлива
6.Крупнейшие месторождения
1. Слушают задание учителя. Вытягивают кейс и выполняют работу по заданию.
2. Заполняют в тетради таблицу.
Познавательные: : поиск и выделение необходимой информации; в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постанов-ка вопросов; формирование умения работать в парах.
15 мин
6
Закрепление новых знаний
1 .Предлагает, оставаясь в группах, перейти по ссылке и выполнить задание на определение уровня знаний
http://fcior.edu.ru/card/4978/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushchie-syryo-toplivno-energeticheskiy-kompleks-ego-sostav-i-rol-v-hozyaystve-strany-p1.html
2. Контролирует ход выполнения заданий и результаты работы в группе, фиксируя результаты.
1. Работая в парах, переходят по ссылке на ЭОР и выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе.
2.Фиксируют результаты выполнения в тетради.
Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи;
Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание.
Коммуникативная: умение полно и точно выражать свои мысли.
Познавательные: анализ компонентов с целью выделения
особенностей.
10 мин
8
Подведение итогов урока, рефлексия.
1.Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели.
Задает вопросы:
1. Какие отрасли входят в состав ТЭК? ( нефтяная, газовая, торфяная, угольная и элетроэнергетика).
2.Самый экологически чистый и недорогой вид топлива ?( природный газ)
3.Простейшие органические вещества, входящие в состав природного газа и нефти? (углеводороды)
4.Основной состав природного газа? (метан)
5. какие проблемы существуют в разных секторах ТЭК?
6. Каковы перспективы развития ТЭК?
2. Предлагает вернутся к линии «Уровня знаний» и отметить у кого увеличилась длина и глубина знаний по данной теме. Какие остались вопросы, где в жизни могут пригодиться новые знания?
1. Отвечают на наводящие вопросы учителя.
2.Отмечают и оценивают уровень своих знаний на линии.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.
3 мин
9
Информация о домашнем задании.
1.Дает информацию о задании на дом.
- изучить п. учебника
- составить по 3 теста с несколькими ответами.
1.Запи-ют дом. зад.
2.Слушают инструкцию по состав-ю заданий на соответствие
Познавательные:
анализ компонентов с целью выделения особенностей.
Регулятивные: коррекция полученных знаний.
1 мин
Приложение 1. Источники информации для кейсов.
■ Уголь.
В Российской империи промышленная добыча угля началась в конце XIX века в Донецком бассейне (Донбассе), большая часть которого ныне находится на территории Украины. Донбасс долго оставался крупнейшим угледобывающим районом. В 1930-х годах приступили к освоению самого крупного района угледобычи в азиатской части России- Кузнецкого (Кузбасса). Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров. ¾ угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли).
▲ Нефть.
Мельчайшие живые организмы, обитавшие в морской воде миллионы лет назад, отмирая, оседали на дно, а под воздействием бактерий, высокого давления и температур разлагались на легкие углеводороды, которые просачивались сквозь породы и, накапливаясь, формировали залежи нефти. Первым нефтяным районом Российской империи был Бакинский (сегодня- территория Азербайджана). Другой старый район нефтедобычи- Грозненский. Добычу нефти ведут тремя способами. На первой стадии разработки производится за счет фонтанирования по скважине под действием пластовой энергии. С течением времени пластовое давление снижается. Тогда для добычи вводят в действие скважноштанговые глубинные насосы, в качестве привода которых применяют станок-качалку. Сооружение и обслуживание нефтепровода весьма дорогостояще, но тем не менее — это наиболее дешёвый способ транспортировки газа и нефти. Для транспортировки нефти по водным путям используются танкеры и супертанкеры, которые используется для перевозки сырой нефти из порта загрузки в место перегрузки или непосредственно на нефтеперерабатывающий завод.
Δ – Газ.
Газ образует шапку над пластом нефти, либо газ находится в растворенном виде в нефти. На одну тонну нефти добывают 100 – 150 кубических метров газа. Бывает, что имеются чисто газовые месторождения. Газовая промышленность появилась в России после Великой Отечественной войны. Месторождения газа были открыты в Ставропольском крае, затем в Республике Коми. Бурение скважин для добычи природного газа отличается высокой концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации месторождениями. Только пять месторождений – Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и Оренбургское содержат 1/2 всех промышленных запасов России. Важнейшей областью газовой промышленности является дальняя транспортировка газа, который передаётся от месторождения к потребителям в основном по газопроводам. Для надёжности газоснабжения вблизи промышленных центров создаются подземные хранилища газа.
Приложение 2. Отчет групп.