СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии на тему "Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии на тему "Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса"»




Технологическая карта урока № 25


Тема урока

Роль, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели и задачи урока


Создание условий для формирования представления о топливно-энергетическом комплексе России, его состава, значение, размещение месторождений угля, нефти и газа.

Развивающая: - раскрыть особенности, значение и проблемы топливно-энергетического комплекса;

Образовательная: выявить роль в хозяйстве России ТЭК; рассмотреть ведущие отрасли топливной промышленности, определить их главные черты и особенности, их проблемами.

Воспитательная: определить пути развития ТЭК.


Образовательные ресурсы

Политико-административная и физическая карта России, атласы, контурные карты, учебники.

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический..

Формы: индивидуальный, фронтальный.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Формирование знаний о топливно-энергетическом комплексе России как базовой отрасли российской экономики.

Формирование умений: 1) обсуждать проблемы ТЭК; 2) извлекать информацию из различных источников; 3) прогнозировать пути развития ТЭК; 4) создавать схемы; 5) анализировать таблицы и рисунки, делать выводы.

Личностные: осознание роли ТЭК для развития экономики России; формирование экологического мышления на основе выявления влияния на состояние окружающей среды. - формирование

всесторонне

образованной,

инициативной и успешной

личности, обладающей

системой современных

мировоззренческих

взглядов

Структура и ход  урока

1. Приветствует обучающихся.

2. Проверяет готовность к работе.

3. Проверяет наличие учебных принадлежностей

1.Приветствуют

2.Проверяют готовность

Регулятивные: самоконтроль учебной деятельности

1 мин

2

Мотивация и стимулирование

Предлагает обратить внимание на предметы на столе: полиэтиленовый пакет, капроновые коготки, синтетический каучук, пуговица, ручка, уголь, нефть, газ.

-Как вы думаете, что объединяет эти предметы? Из чего они сделаны?

2. Подводит к формулировке   темы урока.

« У комплекса, который будем изучать сегодня, особая роль. Без этого комплекса не могут функционировать ни одна отрасль производства. И обеспечивая взаимосвязь всех хозяйственных объектов, его дальнейшее развитие жизненно необходимо каждому человеку » 

3.Просит каждого учащийся оценить уровень своей компетентности в рамках данной темы: «нарисуйте в своей тетради «линию знаний» и отметить на ней то место, на уровне которого оцениваете свои знания по названной теме»

4. Ставит проблемный вопрос «Почти в каждом выпуске новостей передают информацию об изменении цен на нефть? Почему это так важно?»

5. Выслушивает и подводит к выводу о том, что необходимо выяснить в процессе темы урока.

6. На основе выше изложенного, какую цель можно обозначить и попытаться достичь ее на уроке.

1.Участвуют в беседе, пытаются объяснить общий признак предметов : Это продукция, сделанная в результате переработки нефти, газа, угля.

2.Формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

3. Чертят линию знаний и определяют уровень своих знаний по данной теме.


4.Предлагают варианты ответа на проблемный вопрос.

5. Ставят перед собой цели и задачи:- рассмотрим состав комплекса, особенности размещения его отраслей

Познавательные: выделение и формирование познавательной цели;

Регуляторные: анализирование условий достижений целей;

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью.


10 мин

3

Актуализация знаний

1.- ТЭК имеет огромное значение для страны и экономике в целом. Давайте обозначим основные моменты. Для чего в стране нужен ТЭК?

А) обеспечение энергии и топливом хозяйства

Б) Экспортное значение (до 40 % бюджета страны)

В) Взаимосвязь с другими отраслями / ТЭК – заказчик на продукцию машиностроения (8% от всей продукции), а также 12% всей продукции металлургии./

Г) ТЭК – заказчик на перевозку грузов (одна третья часть всех железнодорожных перевозок, одна вторая часть всех морских перевозок).

Д) Предприятия ТЭК играют районообразующую роль.

2. -Раз ТЭК так важен, как можно повысить продукцию ТЭК? ( увеличение добычи топлива и производства электроэнергии,)

- но Вы знаете, что ресурсы исчерпаемы, значить какие перспективы и проблемы ТЭК?

• во-первых, новые месторождения все дальше расположены в необжитых, труднодоступных для освоения, районах Севера России;

• во-вторых, добыча и транспортировка топлива постоянно дорожает;

• в –третьих, топливная промышленность и энергетика оказывают отрицательное воздействие на природу.

• Шахты недолговечны из-за исчерпаемости ресурса и необходимости поиска новых месторождений.

• Часто к местам добычи топлива тяжело проводить трубопроводы, дороги, возводить города;

• Должна быть социальная защищенность населения в районах с неблагоприятным климатом;

• низкая конкурентоспособность.

- А перспектива одна- экономия или переход на альтернативные источники энергии

- Атлас, ТЭК, назовите известные вам виды топлива. / нефть, каменный и бурый уголь, газ, горючие сланцы, торф

1Выделяют основные направления значения ТЭК

2. Совместно с учителем определяют проблеммы и перспективы развития ТЭК

3. работают с атласом и определяют известные виды топлива.

Познавательные:  поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания;

установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;    

 Регуляторные: развитие умений определять способы действий в рамках предложенных условий


4

Физкультминутка

Руководит физкультминуткой

Выполняют физические упражнения



5

Усвоение новых знаний.

1.Предлает решить задачи урока, представив себя в роли: Вы- выпускники Московского геологоразведочного института и направляетесь на практику в разные регионы России с целью определения наиболее перспективных месторождений топливных полезных ископаемых. Вам необходимо точно определить место добычи одного вида топлива, и ведущему группы отчитаться по плану, заполнив таблицу (Приложение2).

Кейс 1

Кейс2 530 с.ш. 510 в.д.

Кейс3

650 с.ш. 1500 в.д.



План отчета группы:

1.По географическим координатам определите регион России.

2. Охарактеризуйте характер поверхности:

А) особенность рельефа

Б) тектоническая структура

3. Назовите преобладающее полезное ископаемое.

4. Начало и место освоение данного топлива.

5. Способы добычи и транспортировки данного топлива

6.Крупнейшие месторождения

1. Слушают задание учителя. Вытягивают кейс и выполняют работу по заданию.

2. Заполняют в тетради таблицу.

Познавательные: :  поиск и выделение необходимой информации; в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  постанов-ка вопросов;  формирование умения работать в парах.

15 мин

6

Закрепление новых знаний

1 .Предлагает, оставаясь в группах, перейти по ссылке и выполнить задание на определение уровня знаний

http://fcior.edu.ru/card/4978/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushchie-syryo-toplivno-energeticheskiy-kompleks-ego-sostav-i-rol-v-hozyaystve-strany-p1.html

2. Контролирует ход выполнения заданий и результаты работы в группе, фиксируя результаты.

1. Работая в парах, переходят по ссылке на ЭОР и выполняют самостоятельную работу, обсуждая ход выполнения заданий и результаты работы в группе.

2.Фиксируют результаты выполнения в тетради.

Познавательные:  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности;  коррекция полученных знаний; целеполагание.

Коммуникативная:  умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные: анализ компонентов  с целью выделения

особенностей.

10 мин

8

Подведение итогов урока, рефлексия.

1.Предлагает подвести итог урока и ответить на поставленные в начале урока задачи и цели.

Задает вопросы:

1. Какие отрасли входят в состав ТЭК? ( нефтяная, газовая, торфяная, угольная и элетроэнергетика).

2.Самый экологически чистый и недорогой вид топлива ?( природный газ)

3.Простейшие органические вещества, входящие в состав природного газа и нефти? (углеводороды)

4.Основной состав природного газа? (метан)

5. какие проблемы существуют в разных секторах ТЭК?

6. Каковы перспективы развития ТЭК?

2. Предлагает вернутся к линии «Уровня знаний» и отметить у кого увеличилась длина и глубина знаний по данной теме. Какие остались вопросы, где в жизни могут пригодиться новые знания?

1. Отвечают на наводящие вопросы учителя.

2.Отмечают и оценивают уровень своих знаний на линии.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 Коммуникативные: умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

3  мин

9

Информация о домашнем задании.

1.Дает информацию о задании на дом.

- изучить п. учебника

- составить по 3 теста с несколькими ответами.

1.Запи-ют дом. зад.

2.Слушают инструкцию по состав-ю заданий на соответствие

Познавательные: 

анализ компонентов  с целью выделения особенностей.

Регулятивные: коррекция полученных знаний.

1 мин

Приложение 1. Источники информации для кейсов.

■ Уголь.

В Российской империи промышленная добыча угля началась в конце XIX века в Донецком бассейне (Донбассе), большая часть которого ныне находится на территории Украины. Донбасс долго оставался крупнейшим угледобывающим районом. В 1930-х годах приступили к освоению самого крупного района угледобычи в азиатской части России- Кузнецкого (Кузбасса). Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров. Нередки и такие случаи, когда при все большем углублении угольного карьера далее выгодно вести разработку угольного месторождения подземным способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров. ¾ угля используется в промышленности, на тепловых электростанциях как топливо, а так же как технологическое сырье и топливо в металлургии и химической промышленности (коксующиеся угли).

▲ Нефть.

Мельчайшие живые организмы, обитавшие в морской воде миллионы лет назад, отмирая, оседали на дно, а под воздействием бактерий, высокого давления и температур разлагались на легкие углеводороды, которые просачивались сквозь породы и, накапливаясь, формировали залежи нефти. Первым нефтяным районом Российской империи был Бакинский (сегодня- территория Азербайджана). Другой старый район нефтедобычи- Грозненский. Добычу нефти ведут тремя способами. На первой стадии разработки производится за счет фонтанирования по скважине под действием пластовой энергии. С течением времени пластовое давление снижается. Тогда для добычи вводят в действие скважноштанговые глубинные насосы, в качестве привода которых применяют станок-качалку. Сооружение и обслуживание нефтепровода весьма дорогостояще, но тем не менее — это наиболее дешёвый способ транспортировки газа и нефти. Для транспортировки нефти по водным путям используются танкеры и супертанкеры, которые используется для перевозки сырой нефти из порта загрузки в место перегрузки или непосредственно на нефтеперерабатывающий завод.

Δ – Газ.

Газ образует шапку над пластом нефти, либо газ находится в растворенном виде в нефти. На одну тонну нефти добывают 100 – 150 кубических метров газа. Бывает, что имеются чисто газовые месторождения. Газовая промышленность появилась в России после Великой Отечественной войны. Месторождения газа были открыты в Ставропольском крае, затем в Республике Коми. Бурение скважин для добычи природного газа отличается высокой концентрацией и ориентирована на районы с наиболее крупными и выгодными по эксплуатации месторождениями. Только пять месторождений – Уренгойское, Ямбургское, Заполярное, Медвежье и Оренбургское содержат 1/2 всех промышленных запасов России. Важнейшей областью газовой промышленности является дальняя транспортировка газа, который передаётся от месторождения к потребителям в основном по газопроводам. Для надёжности газоснабжения вблизи промышленных центров создаются подземные хранилища газа.

Приложение 2. Отчет групп.