Предмет | география |
Класс | 7 |
Тип урока | урок открытия нового знания изучение нового материала |
Технология построения урока | проблемно-поисковая |
Тема | Антарктида. (Географическое положение и история исследования Антарктиды, климат, рельеф, растительный и животный мир.) |
Цель | создание условий для формирования представления о своеобразии и уникальности природы материка, формирование умений анализировать различные источники географической информации. |
оборудование | учебник, атласы для 7 класса, контурные карты Антарктиды, РГП |
Задачи | Предметная: формирование у учащихся знаний о природе Антарктиды), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме Метапредметная: расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; - развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; Личностная: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя; -осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы Коррекционная – формирование навыков работы с рельефно-графическими пособиями |
Планируемые метапредметные результаты. | Регулятивные (учебно-организационные): -ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; Познавательные (учебно-логические): -выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами; учебно-информационные: -поиск и отбор информации в различных источниках, работа с текстом и внетекстовыми компонентами; выделение главной мысли, поиск определений понятий Коммуникативные - выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Организационный | Приветствие учителя: - Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок географии, на котором вы продолжите раскрывать секреты этой интереснейшей науки, познавать тайны материков и океанов. Проверьте, все ли подготовлено у вас к уроку? | Обучающиеся проверяют наличие учебников и школьных принадлежностей. |
2. Актуализация опорных знаний | Создание проблемной ситуации Задание с удивлением. Чтобы определить, какой материк мы будем сегодня изучать, я предлагаю послушать небольшое описание. (Читает текст учащийся) Определите, о каком материке можно так сказать? А что вам уже известно об Антарктиде? Какие материки изучили? Какие рекорды(самый)? Узнаем о многократном рекордсмене(несколько рекордов)… Учитель знакомит с маршрутным листом. | На столах разложены тексты с описанием материка. Обучающиеся в парах определяют название данного материка. Текст: «Представьте себе мир, в котором нет людей, нет птиц и животных. Мир в котором нет никаких звуков, кроме свиста ветра. Мир в котором всего два цвета: белый цвет снега и голубой – льда и неба. Мир, в котором почти космический холод сочетается с острой нехваткой кислорода. Этот материк, лежащий в южной полярной области, почти целиком покрыт ледяным щитом.» Учащиеся называют материк – Антарктида. Называют рекорды прошлых материков. |
3. Постановка познавательной задачи | Диалог (подводящий), направленный на организацию работы в группах. Ставит познавательные задачи урока: Мы вместе учимся работать в группе по плану, отбирать главное, сравнивать и анализировать, делать соответствующие записи в маршрутном листе. Используя различные источники информации, определить ГП, историю открытия и освоения, рельефа, климат, растительный и животный мир Антарктиды. | Определяют тему урока. Получают маршрутный лист, повторяют цели и задачи урока. Формируют группы - по 5человек, в группах распределяются по номерам. |
4. Изучение нового материала Работа в группах с картами (атласа, учебника, контурными картами), с текстом учебника | Дает инструктаж о правилах работы в новых группах. Дает инструктаж капитану и 1-м,2-м,3-м, 4-м, 5-м номерам по заполнению маршрутного листа: Капитан выбирает помощника (1-й номер) и распределяет ответственных за каждый пункт описания(подписывает в свой общий командный маршрутный лист фамилии). Каждая группа получает задание для общего заполнения одного из пунктов(темы) маршрутного листа и устного доклада по нему. После общей работы и заполнения своего пункта(темы) выступает помощник капитана, а капитан дополняет устный доклад и оценивает работу и вклад каждого члена команды. Также каждый член команды ждет доклад другой команды по своей теме, приготовив материалы для работы заранее, заполняет ему назначенный пункт(тему) в своем маршрутном листе. После заполнения каждым членом команды темы в своих маршрутных листах капитан проверяет работу каждого члена своей команды и заполняет общий командный маршрутный лист и, выставляя и комментируя оценки, сдает листы учителю. Группы занимают свои рабочие места и приступают к работе. | Делают записи в маршрутном листе: Группы работают с различными источниками информации и заполняют маршрутный лист. Характеризируют ГП материка по плану и тексту учебника. Проанализировав карту, профиль рельефа в учебнике делают вывод о рельефе материка. Индивидуально: заполняют таблицу. Самостоятельно по тексту учебника характеризуют климат и записывают вывод в маршрутный лист. Из дополнительной информации определяют когда и кем была открыта Антарктида. Работая с иллюстрациями, с текстом учебника определяют растительный и животный мир Антарктиды, данные фиксируют в маршрутном листе. |
5.Защита работ по группам | Руководит процессом представления работ, вызывает и предлагает дополнить выступления капитанов. | Группы защищают наработанный материал. 1.Географическое положение Антарктиды. 2.Рельеф Антарктиды. 3.Открытие Антарктиды. 4.Климат Антарктиды. 5. Растительный и животный мир Антарктиды Оценивают себя.(капитаны) |
6.Первичное закрепление | Следит за ходом работы, правильность выполнения работы. Объекты которые нужно нанести на контурную карту или найти на физической карте: МОРЯ: Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса ЗЕМЛИ: Уилкса, Виктории, Мэри Бэрд, Александра I, Королевы Мод ОСТРОВА: Юж. Шетландские, о.Скотта, Антарктический полуостров, Шельфовый ледник Росса, Южный полюс. Формы рельефа: Компоненты климата: | Заполняют маршрутный лист. Учащиеся возвращаются в свои группы и каждый делится своей наработанной информацией. Все участники группы по номерам фиксируют полученные данные в своем маршрутном листе. В результате у каждого маршрутный лист заполнен. На контурных картах отмечены географические объекты Антарктиды. Познакомились с исследователями и географическим положением Антарктиды. Узнали, что первооткрывателями этого материка стали наши русские путешественники – очень смелые люди. |
7.Подведение итогов. | Рефлексия. Ну, вот, ребята, наш урок подходит к концу, надеюсь, урок вам показался познавательным, вы самостоятельно работая в группах открыли для себя новые знания. Оценки после проверки и корректировки учителя узнаете на следующем уроке. Домашнее задание: параграф 33 вопросы №6,7,8,9,10,11,12 | Какие знания(о чём)? Каким способом получили знания? Какие рекорды материка? |