ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет | геометрия | Класс | 11 | |
Тема урока | Пирамида. Правильная пирамида |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Мета предметные | Личностные |
Знать: Уметь: Владеть: | Расширение кругозора Приобретение опыта совместной работы (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда); Приобретение опыта использования моделирования математическими средствами. | Развитие пространственного и логического мышления учащихся, развивать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к одноклассникам, формировать интерес к геометрии. |
Оборудование: | Учебник «Геометрия 11» Задачник по геометрии Плакат с разверткой пирамиды Развертка пирамиды с прямоугольником в основании Интерактивная доска. Чертёжные инструменты. |
Образовательные интернет - ресурсы | |
Основные понятия | Пирамида, правильная пирамида, апофема |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
1. ЭТАП Орг. момент. Цель – активизация учащихся. |
Деятельность учителя Приветствие. Сообщение темы и задач урока: Сегодня изучаем понятие S боковой и полной поверхности пирамиды, и поверхности правильной пирамиды, а также повторяем старый материал, который потребуется для изучения нового. | Деятельность учащихся Приветствуют учителя, рассаживаются | Формирование УУД Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками) Личностные УУД (самоопределение) |
2. ЭТАП Актуализация знаний. Фронтальный опрос. |
Деятельность учителя Термин «пирамида» заимствован из греческого «пирамис» или «пирамидос». Греки в свою очередь позаимствовали это слово из египетского языка. В папирусе Ахмеса встречается слово «пирамис» в смысле ребра правильной пирамиды. Другие считают, что термин берет свое начало от формы хлебцев в Древней Греции («пирос» - рожь). В связи с тем, что форма пламени напоминает образ пирамиды, некоторые ученые считали, что термин происходит от греческого слова «пир» - огонь. | Деятельность учащихся Рассматривают изображение пирамиды Хеопса, представленное на слайде | Формирование УУД Познавательные УУД : (Анализ объектов с целью выделения признаков) Личностные УУД: (Формулировать собственное мнение и аргументировать его.) Коммуникативные: вступать в диалог. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
3 ЭТАП. Целеполагание и мотивация. Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока |
Мы с вами рассмотрим пирамиду с математической точки зрения. Что мы можем узнать о пирамиде? Познакомиться с понятием пирамида, ее видами, элементами, свойствами, решить простейшие задачи. Цель урока - изучить новый вид многогранников – пирамиды. Рассмотреть задачи, связанные с пирамидой. | Записывают в тетради дату и тему урока. | Регулятивные: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования к познавательной задаче. |
|
4 ЭТАП. Изучение нового материала. |
Деятельность учителя Постановка проблемы. Открытие нового. Давайте выполним следующее задание. Опишите фигуры, которые вы видите на слайде 3 - Что объединяет эти тела? - Как можно назвать эти тела? | Деятельность учащихся 1.Выполняют задание. Ученики отвечают — У этих фигур есть с основаниями, ребра и вершины - в основании n-угольник, боковые грани – треугольники. -пирамиды | Формирование УУД КоммуникативныеУУД (Постановка вопросов) Познавательные УУД (самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели) Проводят наблюдение и эксперимент под руководством учителя, анализируют, сравнивают, обобщают факты и явления. Познавательные: (эмпирический эксперимент, формулируют выводы наблюдений, сравнивают). Познавательные: применение полученных знаний в решении практической задачи. |
5 ЭТАП. Усвоение новых знаний Цель – ввести определение пирамиды, правильной пирамиды, изучить ее свойства. |
Деятельность учителя Итак, пирамидой называется многогранник, который состоит из плоского многоугольника – основание пирамиды; точки, не лежащей в плоскости основания – вершины пирамиды и всех отрезков, соединяющих вершину пирамиды с точками основания – боковыми ребрами. - Слайд4 Дайте определение высоты пирамиды. - - Слайд6 Пирамида называется правильной, если её основание – правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, является её высотой. Свойства боковых ребер и боковых граней. правильной пирамиды. Апофема — высота боковой грани правильной пирамиды, проведенная к ребру ее основания Площадь поверхности пирамиды — это сумма площадей всех её граней. Площадь боковой поверхности пирамиды — это сумма площадей всех её боковых граней. - Слайд7 Какие пирамиды могут быть правильными? -треугольная пирамида, – - четырехугольная пирамида, шестиугольная пирамида; | Деятельность учащихся Слушают объяснение Отвечают на поставленные вопросы. - Высотой пирамиды называется перпендикуляр, опущенный из вершины пирамиды на плоскость основания. - Все боковые ребра правильной пирамиды равны, а боковые грани являются равными равнобедренными треугольниками - в основании лежит правильный треугольник ; - в основании лежит квадрат; -в основании лежит правильный шестиугольник – шестиугольная пирамида; Ученики выполняют построение в тетради | Формирование УУД Познавательные: Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы. Развитие навыков нахождения закономерностей. |
6 ЭТАП. Организация первичного закрепления Цель - Установление правильности и осознанности восприятия темы «Пирамида». Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
Какая пирамида называется правильной? Являются ли равными боковые ребра правильной пирамиды? Чем являются боковые грани правильной пирамиды? Что называется, апофемой? Сколько высот в пирамиде? Сколько апофем в пирамиде? Сколько апофем в правильной пирамиде? Равны ли апофемы правильной пирамиды друг другу? Почему? | Ученики отвечают на поставленные вопросы | Коммуникативные: Формулировать свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи. |
7 ЭТАП. Организация первичного контроля Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: «Окружность и круг» |
| Демонстрирует слайд с условием задачи. Задача. Найти площадь поверхности правильной четырёхугольной пирамиды, у которой сторона основания равна 6, а боковое ребро равно 5. | Деятельность учащихся Выполняют решение задачи в тетрадях. Проверяют, друг у друга результаты решения. В случае ошибки – помогает разобраться соседу по парте. Аргументируют свое решение на основании знания новых терминов. Площадь основания пирамиды равна: Sосн = 62 = 36. Остаётся найти площадь боковой поверхности. Проведём высоту PK боковой грани пирамиды . Треугольник DPC — равнобедренный; значит, PK является также его медианой, и потому KC = 3. Отсюда PK = √ PC2 − KC2= √ 5 2 − 3 2= 4. Следовательно, площадь S1 боковой грани равна: S1 = · PK · DC = · 6 · 4 = 12. Площадь боковой поверхности: Sбок = 4S1 = 4 · 12 = 48. Площадь поверхности пирамиды: S = Sосн + Sбок = 36 + 48 = 84. | Формирование УУД Регулятивные: Выделяют в условии данные, необходимые для решения задачи, строят логическую цепочку рассуждений, сопоставляют полученный результат с условием задачи. Сличают свой способ действия с эталоном. Коммуникативные: Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Личностные: Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом |
8 ЭТАП. Подведение итогов урока Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых |
Деятельность учителя - Что изучали сегодня на уроке? - Какая пирамида называется правильной? -Что называется апофемой правильной пирамиды? - Являются ли равными боковые ребра правильной пирамиды? - Чем являются боковые грани правильной пирамиды? - Как найти площади боковой поверхности и полной поверхности правильной пирамиды. | Деятельность учащихся Озвучивают понятия, отвечают на вопросы, приводят примеры. | Формирование УУД Познавательные: Обобщают полученные знания. Регулятивные: Структурируют знания, в диалоге с учителем совершенствуют самостоятельно выбранные критерии оценки. |
9 ЭТАП. Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
Деятельность учителя Оцените свое отношение к уроку и насколько комфортно вы себя чувствовали на нем. | Деятельность учащихся Учащийся ставит «+» в предпочитаемую графу листка рефлексии. | Формирование УУД Личностные. Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке, развивать умение выражать настроение, анализировать его изменение в течение урока. |
10 ЭТАП Домашнее задание. 14.3 в учебнике, записи в конспектах, задача №2188, №2189 в задачнике. |