География – 7 класс Учитель географии – Немцева Ю.В.
Тема урока: Северный Ледовитый океан.
Цель урока: познакомить учащихся с географическим положением, исследователями и природой Северного Ледовитого океана;
Задачи урока:
Познавательная:
Развивающая:
развитие аналитико-синтетической умственной деятельности при самостоятельной работе с учебной и дополнительной литературой, картами атласа и контурными картами.
развитие навыков учебного труда (работать самостоятельно и сотрудничая в группах, в должном темпе).
Воспитательная:
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о природе Северного Ледовитого океана, его хозяйственном освоении и экологических проблемах.
Метапредметные: формирование умений: 1. Устанавливать причинно-следственные связи; 2. Строить логическое рассуждение и делать выводы; 3. Работать с текстом, разными источниками информации и картами; 4. Формирование и развитие экологического мышления
Личностные: формирование основ экологической культуры, устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Оборудование: учебник: «География материков и океанов» - 7 класс. Авторы: И.В. Душина, В.А Коринская, В.А. Щенев. М. Дрофа -2017г., атлас – 7 класс, презентация к уроку,
Ход урока:
Организационный момент
Повторение изученного материала по теме: «Антарктида. Географическое положение. Открытие и исследование природы».
Вопросы:
Где расположен материк Антарктида?
Покажите на карте расположение материка.
Что называют Антарктикой?
Кто и когда открывал Антарктиду?
Сколько льда в Антарктиде?
В каком климатическом поясе находится Антарктида?
Почему Антарктиду называют полюсом холода?
Какие участки Антарктиды получили название антарктических оазисов?
В какой природной зоне расположена Антарктида?
Назовите живые организмы материка?
Какому государству принадлежит Антарктида?
Есть ли полезные ископаемые в недрах Антарктики?
Изучение нового материала:
Стихотворение – Риммы Алдониной
А его вода так холодна,
Только тем и нравится она.
Для кого замерзшая страна –
Дом родной и воля.
Белые медведи и моржи,
Например, там очень любят жить,
А в тепле их даже не держи,
Жарко им ужасно.
Там, где стужа, где ветра и лед,
Где никто купаться не пойдет,
Там они ныряют круглый год.
Холодно? Прекрасно!
Итак, тема сегодняшнего урока – Северный Ледовитый океан.
Географическое положение;
История исследования;
Природа Северного Ледовитого океана;
Хозяйственное использование океана.
Каков же он, Северный Ледовитый океан?.. Ослепительный, загадочный, суровый, непредсказуемый. Океан манит и настораживает, притягивает и отталкивает. Почему же он вызывает столь противоречивые чувства? Мы должны выяснить это сегодня на нашем уроке. А для того, что бы всё узнать нам необходимо отправиться в плавание, и как все путешественники мы должны вести «Судовой журнал». (для работы необходимо иметь атлас стр. 21, контурную карту)
Географическое положение.
Задание 1: Заполните таблицу:
Название океана | Площадь, млн.кв.км | Средняя глубина, м | Наибольшая глубина, глубочайшая впадина, м | Температура | Течения |
Северный Ледовитый океан | 14,8 | 1225 | 5608 | - 30, - 40 | Трансарктическое, Норвежское |
Задание 2: Обозначьте на контурной карте:
- материки: Евразия, Северная Америка;
- моря;
- заливы: Обская губа, Енисейский;
- острова и полуострова.
История исследования
Японский путешественник Наоми Уэмура, совершавший экстремальные путешествия в разных точках мира сказал:
«Я и раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан страшное место на Земле, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем».
Имя исследователя | Дата исследования |
| |
Природа Северного Ледовитого океана
Северный Ледовитый океан – самый холодный океан Земли. Его воды скованы льдами, в нем бушуют штормы, полгода царствует полярная ночь, и полгода солнце не садится за горизонт. Но лучше меня об этом может сказать человек, который сам там бывал. Например, легендарный полярный летчик, исследователь Арктики, герой Советского Союза - Михаил Васильевич Водопьянов. Вот, что он писал: «. . . Там хранится великая тайна рождения погоды, движения ветров, дрейфа льдов. Сотни лет стремится туда человечество, чтобы разгадать эту тайну. Но природа крепко хранит ее. Корабли, аэростаты, дирижабли на которых исследователи Арктики пытались попасть на полюс, сковывало льдом, разбивало штормом, заметало пургой». Но смелые люди все же стремились покорить этот океан, порой, отдавая свои жизни.
Задание 1: Используя текст учебника и карту атласа «Климатические пояса и области мира», заполнить пропуски в предложениях.
Особенности климата Северного Ледовитого океана определяются _____________океана ____________________, где весь год преобладают ______________ воздушные массы.
В основном океан расположен в _______________________________климатическом поясе.
Над океаном преобладают ____________________________ воздушные массы.
Северный Ледовитый океан находится в арктическом и субарктическом климатических поясах. Температура воздуха колеблется от -20 до -40 градусов. Зимой, когда 9/10 площади океана покрыто дрейфующими льдами, температура воды не поднимается выше 0 градусов по Цельсию, опускаясь до -4. Важной особенностью океана являются льды, покрывающие зимой до 9/10 его поверхности. Морские льды бывают: припайные и дрейфующие.
Виды льдов
Морские льды


дрейфующие
припайные
Прикреплены к берегам и могут образовывать сплошные поля в несколько км;
Образуется из однолетнего льда;
Практически непроходимы для ледоколов
Движутся под влиянием морских течений;
Смесь ледниковых полей разного возраста;
Редко бывают сплошными
К концу зимы площадь льда достигает 11 млн. кв. км. Свободными ото льда остаются только Норвежское, Баренцево и Гренландское море.
Задание 2: Используя текст учебника и карту атласа, заполнить пропуски в предложениях.
Рельеф дна Северного Ледовитого океана имеет сложное строение.
Центральная часть океана пересечена _______________ хребтами с глубокими __________________________________.
Между хребтами лежат ______________________впадины и котловины.
Задание 3: Используя текст учебника, заполнить пропуски в предложениях.
Основную массу организмов в океане образуют: _________________________. В океане живут _________ , _____________ , _______________ . Летом на скалах собирается много разных видов: ________________________________________________________________________________
М.В. Ломоносов говорил: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном».
22 апреля 2014 г. на Совете безопасности Владимир Путин объявил о необходимости создания нового гос. Органа, ответственного за Арктический регион. Согласно оценкам экспертов, на территории арктической части России сосредоточены 1,6 трлн т топливно-энергетических ресурсов. Чтобы закрепиться в столь важном регионе, глава государства предлагает создать единый центр принятия решений и ответственности при реализации арктической стратегии и усилить военное присутствие.
Отдельно президент подчеркнул необходимость усиления безопасности в Арктике — в частности, предлагается увеличить морскую составляющую пограничных сил в регионе.
— Следует укреплять военную инфраструктуру, речь идет о создании в нашей части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подводных лодок нового поколения… Объекты нефтегазодобычи, погрузочные терминалы, трубопроводы должны быть надежно защищены и от террористов, и от иных потенциальных угроз, — подчеркнул Путин.
Президент напомнил о важности соблюдения экологических стандартов, приведя в пример платформу «Приразломную», забраться на которую в прошлом году пытались активисты Greenpeace. Совсем недавно с платформы состоялась первая отгрузка нефти — по словам главы государства, на «Приразломной» нулевой показатель сброса отходов.
Закрепление изученного материала:
1.Ответьте на вопросы (презентация)
2.Выполните тест (презентация)
3. Составьте синквейн по данной теме
Домашнее задание: выучить параграф 39, закончить задания в контурных картах.
Итог урока
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным |

«Судовой журнал»
ФИ_________________________
Дата _________
Тема урока:_____________________________________________________________________
План:
Географическое положение;
История исследования;
Природа Северного Ледовитого океана;
Хозяйственное использование океана.
Географическое положение.
Задание 1: Заполните таблицу:
Название океана | Площадь, млн.кв.км | Средняя глубина, м | Наибольшая глубина, глубочайшая впадина, м | Температура | Течения |
| | | | | |
Задание 2: Обозначьте на контурной карте:
- материки: Евразия, Северная Америка;
- моря;
- заливы: Обская губа, Енисейский;
- острова и полуострова.
История исследования
Имя исследователя | Дата исследования |
| |
| |
| |
| |
| |
Природа Северного Ледовитого океана
Задание 1: Используя текст учебника и карту атласа «Климатические пояса и области мира», заполнить пропуски в предложениях.
Особенности климата Северного Ледовитого океана определяются _____________океана ____________________, где весь год преобладают ______________ воздушные массы.
В основном океан расположен в ______________________ климатическом поясе.
Над океаном преобладают ____________________________воздушные массы.
Задание 2: Используя текст учебника и карту атласа, заполнить пропуски в предложениях.
Рельеф дна Северного Ледовитого океана имеет сложное строение.
Центральная часть океана пересечена _______________ хребтами с глубокими __________________________________.
Между хребтами лежат ______________________впадины и котловины.
Задание 3: Используя текст учебника, заполнить пропуски в предложениях.
Основную массу организмов в океане образуют: _________________________. В океане живут _________ , _____________ , _______________ . Летом на скалах собирается много разных видов: _________________________________________________________________.
Составить синквейн
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.