СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по Гражданственности и духовности Донбасса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка посвящена культурно историческому направлению патриотического воспитания, а именно - воспитанию любви к своей «малой» Родине, Родному краю, формированию чувства национальной гордости, национального самосознания.

Данный урок направлен на воспитание чувства ответственности каждого человека за сохранение мира.

Жизнь общества сегодня ставит серьёзнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, смелые, инициативные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств.

События последних месяцев подчеркнули, что подрастающее поколение Донецкой Народной Республики проявляет высокий уровень патриотического самосознания, осознает свой гражданский долг и идентифицирует себя с молодой Республикой, понимает свою ответственность за ее судьбу. В данном контексте особую актуальность приобретают продолжение сложившихся позитивных традиций в системе патриотического воспитания республики, реализация основных идей Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, ориентированных на формирование четкой гражданской позиции обучаемых.

Просмотр содержимого документа
«Урок по Гражданственности и духовности Донбасса»

Тема урока. Люблю тебя, родной Донбасс


Цель: расширить знания учащихся об истории Донецкого региона, крупнейших городах края, исторических памятниках, воспитывать чувство любви к родной земле, уважение к людям, проживающим на этой территории. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней.

Воспитать чувство ответственности за судьбу малой родины, интерес к её истории, патриотизм, а также прославившим Донбасс своим трудом и активной жизненной позицией; прививать патриотические чувства, укреплять чувства гордости за свой край.

Оборудование: фото и иллюстрации по теме, физическая карта Донецкой области, индивидуальные карточки со сведениями о Донбассе, портреты выдающихся людей, музыкальная фонограмма.

Тип урока: урок-путешествие

Аннотация.

Методическая разработка посвящена культурно историческому направлению патриотического воспитания, а именно - воспитанию любви к своей «малой» Родине, Родному краю, формированию чувства национальной гордости, национального самосознания.

Данный урок направлен на воспитание чувства ответственности каждого человека за сохранение мира.

Жизнь общества сегодня ставит серьёзнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, смелые, инициативные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств.

События последних месяцев подчеркнули, что подрастающее поколение Донецкой Народной Республики проявляет высокий уровень патриотического самосознания, осознает свой гражданский долг и идентифицирует себя с молодой Республикой, понимает свою ответственность за ее судьбу. В данном контексте особую актуальность приобретают продолжение сложившихся позитивных традиций в системе патриотического воспитания республики, реализация основных идей Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР, ориентированных на формирование четкой гражданской позиции обучаемых.



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент ( звучит фонограмма)

- Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

- Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.


Учитель: Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Эпиграф урока:

Мой друг, что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы,

Там холмы зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее.

Николай Языков


II. Сообщение темы и цели урока.

- Дорогие ребята! Красочная осень встречает вас замечательным праздником 1 СЕНТЯБРЯ и первым уроком. Мы на пороге в увлекательную страну знаний. Я поздравляю вас с началом учебного года! И очень рада вас видеть.

Тема первого урока – на доске (чтение хором названия темы)

- Родина! Великое слово... Для каждого человека оно начинается с того места, где он родился и вырос. Для нас с вами – это Донбасс. Каждая страна гордится своей историей, традициями, и мы тоже не равнодушны к этому.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по нашему региону.

Итак, начинаем.

Донецкая область была заселена в глубокой древности, начиная с эпохи палеолита. Ручное рубило с древней стоянки человека, найденное вблизи города Амвросиевка, было обтесано десятки тысяч лет назад.

После таяния ледников (14-12 тыс. лет назад) климат здешних мест приблизился к современному. Приазовские степи с их богатым разнотравьем были особенно привлекательны для разведения скота. В бронзовом веке донецкие степи заселили кочевники. Первыми из кочевых племен были киммерийцы. В IV веке из Азии в Приазовье пришли кочевники-скотоводы гунны. Восточно-славянские племена “руссы” (так называли людей с реки Рось) появились в донецкой степи в IX веке. В IX-XII веках по этим землям кочевали племена хазаров, торков, печенегов и половцев.

После нашествия монголо-татарских племен в XIII веке, территория края обезлюдела. Приазовье, донецкие и донские степи надолго стали именоваться Диким полем.

В XIV веке территория края входила в состав Крымского ханства, веком позже здесь возникли первые крепости Московского государства - Святогорская крепость (г. Святогорск) и Бахмутская сторожа (г. Краматорск). В 1645 году торжественный звон колоколов в Москве возвестил о рождении новой крепости Тор (г. Славянск), считавшейся сильным военным укреплением того времени.

Большую роль в заселении и защите донецких степей сыграли запорожские и донские казаки, основав здесь свои поселения - “зимовники” и “хутора”. Из таких поселений выросли многие города, в том числе Дружковка, Авдеевка, Макеевка.

Интенсивное хозяйственное освоение края началось в XVIII веке в связи с началом промышленной добычи угля, который был найден в 1721 году.

Во время Азовского похода царь Петр I отметил: “Сей минерал если не нам, то нашим потомкам полезен будет”. С именем Петра I и связывают начало развития промышленности Донецкого региона и исследования недр Донбасса.

После отмены крепостного права началось массовое переселение в эти края жителей густонаселенных аграрных регионов Украины и России и развитие промышленности.

 

Выступление учеников – «литераторов»


1остановка.Донецк-столица.Донбасса
I. Сообщение подготовленных детей.

Ученик 1. Добро пожаловать в город - красавец Донецк. Достаточно пройтись по набережной реки Кальмиус, бульвару Пушкина, побывать в центре Донецка, в парках им. Щербакова и Ленинского комсомола, побывать в парке кованых фигур чтобы увидеть, как красив наш город.


Учитель: Памятник «Слава Шахтёрскому труду» является «визитной карточкой» города. Памятник представляет собой скульптуру шахтёра в полный рост, который в правой вытянутой руке держит кусок каменного угля. Скульптура изготовлена из чугуна. Вес скульптуры 22 тонны. Кусок угля, который шахтёр держит в вытянутой руке выполнен из алюминия, его вес 90 килограммов.

Первое название города – Юзовка ( в честь Джона Юза). Годом основания Юзовки принято считать 1869. Именно тогда был заключен договор между Джоном Юзом и царским правивтельством на строительство завода по производству рельс. Металлургический завод, построенный Юзом и дал жизнь поселку, названного Юзовкой, который со временем разросся и стал миллионным Донецком.

- Хотя чаще Донецк связывается в нашем представлении с углем и металлом, но в последние годы все чаще это город интересен своими уникальными памятниками истории и современной архитектуры. Некоторые памятники являются подарком Донецку от других городов.


* Так,  Москва подарила копию Царь- пушки (Царь- пушка, установленная в Донецке на площади перед горсоветом - точная копия знаменитой московской Царь- пушки, самого большого по калибру орудия в мире. Лафет весит 20 тонн, а ствол - 44!,


* Бохум – копию колокола, установленного в Ворошиловском районе у здания администрации Донецкого городского совета.
Донецкая копия в десять раз меньше оригинала, Памятник подарен обер-бургомистром города Бохума Эрнстом-Отто Штюбером в честь 10-летия официальной дружбы между шахтерскими городами 31 августа 1997 г.


* Киев подарил оригинал скульптуры Архангел Михаила, Донецк взамен подарил Киеву копию Пальмы Мерцалова, копию которой можно увидеть, прогуливаясь по бульвару Пушкина.


  1. Остановка. Культура Донбасса

- Познакомимся на примере нашего города.

Донецк также славится своими театрами: Драматическим, Театром оперы и балета, Театром кукол.

А какие вы знаете у нас в Горловке театры?


Сообщение подготовленных детей

Ученик 2.

Донецкий республиканский театр кукол - один из старейших. Сначала он был передвижным. Актёры самостоятельно учились лепить, шить, мастерить кукол и костюмы. Ездили телегами на шахты, заводы. А в выходные дни ставили полотняную ширму, сделанную своими руками просто на сцене и показывали замечательные спектакли. Каждый из маленьких зрителей прорывался за ширму, чтобы увидеть кукол. Спектакли Донецкого театра кукол знают не только в Донбассе, но и в других странах.


Учитель:

  • А Донецкий Планетарий и цирк «Космос» приглашает посмотреть самые увлекательные представления и цирковые программы. Донецкий государственный цирк был открыт в августе 1969 года. Его открытие было приурочено к 100-летию Донецка и основному празднику нашего города - Дню шахтёра.

  • В Республиканской библиотеке им. Крупской есть много ценных, редких изданий книг и журналов, большой выбор детской литературы. Там проводятся выставки современных художников. Библиотека имеет свой сайт об истории Донецка и его современной жизни.

Выступление чтецов

1.

На свете много мест чудесных!

Прекрасна вся наша Земля!

Но мне роднее и милее,

Донбасс – там, где родился я!


2.

Где люди уголь добывают, руду

и делают металл,

Мой край растёт и процветает!

Он красивее и лучше стал!


3.

Я хочу, чтобы люди спокойно

Ложились, вставали,

Чтобы песни о счастье

С утра не смолкали,

Чтобы люди все жили

В любви и согласье...

Я голосую за мир

И за светлое счастье.

4 Я родился в Донбассе,

В крае угля и стали,

Где мерцают ночами

Луч звезды на копре,

Предзакатные дали,

Где пшеница как море,

Розовата в заре.

5 Когда засыпают грачи, успокоясь,

И воздух от сумерек влажен и чист,

С проверенной скоростью угольный поезд

Выводит донецкий седой машинист.

В раскрытую степь, в голубые просторы,

По переплетам упрямых мостов

И мимо зеленых огней семафоров

Протянется уголь донецких пластов…

6 Богат наш край,

Но разве только углем?

Донецкий край – ведь это целый мир,

Неповторимый и многоэтажный!



Песня

Игра «Поиграем в города»

- Называем города Донецкой области на букву:

«К» - Красноармейск, Краматорск, Константиновка, Красный Лиман

«С – Селидово, Славянск, Старобешево, Соледар

«Г» - Горловка (Петр Горлов исследовал угольные месторождения Донбасса. Его именем назван наш город, который расположен на месте прежнего шахтного поселка)

«Х» - Харцызск

«Д» - Доброполье (работа по карте)


3 остановка «Промышленная»

Учитель: Наша край - это крупный научный промышленный регион - А что добывают и производят в нашем крае?

(Каменный уголь, каменная соль, известняки, графит, калийная соль и другое)

Изготовляют: в Соледаре - соль, В Славянске – карандаши, в Константиновке выращивают в теплицах овощи, в частности огурцы

4 остановка «Известные люди нашего края»

Ученик 3: Наш край - это богатая природа, развитая промышленность, но главное - открытые и талантливые люди. Здесь родились, трудятся и приумножают славу своего родного края композиторы, художники, певцы и танцоры, актеры и писатели, политики, педагоги и врачи, и вообще трудолюбивые люди.

Учитель: Посмотрите и узнайте выдающихся людей, родившихся в Донецкой области.

1. Леонид Федорович Быков – родился в селе Знаменское, Донецкой области. Советский актер, режиссер, сценарист, заслуженный артист РСФСР, народный артист Украинской ССР. Он снимался в фильмах: «В бой идут одни старики», «Укротительница тигров», «Аты-баты, шли солдаты» и других.

2. Анатолий Борисович Соловьяненко - Герой Украины (звание присвоено в 2008 г. посмертно), всемирно известный украинский певец (тенор) и выдающийся общественный деятель. Родился в г. Донецке.

3. Иосиф Давыдович Кобзон - советский эстрадный певец (баритон), российский политик, народный артист Украины. Иосиф Кобзон занесен в "Книгу рекордов России" — певец признан самым титулованным артистом страны. Иосиф Кобзон родился в городе Часов Яр Донецкой области 11 сентября 1937 года.

4. Георгий Тимофеевич Береговой - летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Георгий Береговой стал единственным, кто удостоился первой звезды Героя за подвиг в Великой Отечественной войне, а второй — за полет в космос. Во время войны Береговой служил в штурмовой авиации. Совершил около двухсот боевых вылетов. В послевоенные годы провел испытания более шестидесяти различных типов самолетов. Попав в отряд космонавтов, Георгий Тимофеевич в 1968-м году совершил орбитальный полет на космическом корабле «Союз-3», который продолжался почти четверо суток. Береговой – автор научных трудов по космонавтике и инженерной психологии, а также популярных книг. За мужество и отвагу он награждён многими орденами и медалями.

5. Сергей Назарович Бубка, родился 4 декабря 1963г. в Луганске, советский и украинский спортсмен-легкоатлет по прыжкам с шестом, первый в мире человек, прыгнувший выше шести метров. Он Заслуженный мастер спорта СССР, чемпион Олимпийских игр, мира, Европы, СССР. Победитель Кубков мира и Европы в прыжках с шестом. С детства занимался спортом под руководством известного тренера В. Петрова, который основной своей задачей считал гармоничное развитие в воспитаннике силы, скорости и техники.

Сергей Бубка - Президент и основатель «Клуба Сергея Бубки» в Донецке (1990), который проводит традиционные международные соревнования « Звезды шеста». 23 июня 2005 стал президентом Национального олимпийского комитета (НОК) Украины.

  1. остановка «Природа нашего края»

Учитель: Природа щедро одарила Донецкую область. Южная ее территория омывается теплым Азовским морем. Здесь расположены многочисленные базы отдыха, санатории, детские оздоровительные центры.

Привлекательной зоной отдыха является также долина реки Северский Донец. На ее берегах уникальное место - Святогорье. Жемчужиной края стал Святогорский монастырь. Он был построен в меловых горах.

Любимым местом отдыха являются также: Славянский курорт с солеными озерами, меловые горы в Белокузьминовке, соляные шахты Соледара. Естественную красоту всего этого трудно передать словами, её нужно только видеть.


4. Ты нас взрастила, на ноги подняла...

Любимая Донецкая земля...

По жизни ты нам колыбелью стала...

Твоя любовь в сердцах живёт всегда...


5. И нет тебя прекраснее родная...

Чудесная Донецкая земля...

Для нас ты в жизни оберегом стала...

В тебя мы верим, как в самих себя.


Заключительное слово учителя.

- Обо всем, что мы сейчас имеем, должен знать каждый житель региона, дорожить им. Прошлое ушло в область предания и хранится только в памяти людской.

- На этом уроке мы с вами открыли для себя удивительный мир нашего края, отметили яркие черты характера нашего народа и приблизились к главной цели сегодняшней встречи. И все же главное богатство нашего города – это его жители – люди самых разных профессий. Благодаря им наш любимый город и республика живет, благоустраивается, трудится, так было и так будет всегда.

Помните, что вы должны интересоваться историей города, его современной жизнью, принимать участие в различных мероприятиях по благоустройству нашего региона.

Итог урока. Интерактивная игра «Микрофон».

- Ребята, вот и закончилось наше заочное путешествие. Где мы побывали? Что узнали? Продолжите предложения.

« Я знал (знала), что ....»

« Я не знал (не знала), что ...»

« Я узнал (узнала), что..»

















Литература:

  1. Интернет ресурс:

http://mis2014.do.am/publ/razrabotka_uroka_ljublju_tebja_rodnoj_donbass/1-1-0-9

  1. ru.wikipedia.org

  2. https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-lyublyu-tebyayu-rodnoy-donbass-1027183.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!