Сынып / Класс 5 Күні / Дата _________
Сабақ / урок №3
Тақырып \ Тема
«Звездное небо. Система звезд»
Мақсат / Цель: способствовать формированию знаний учащихся о звездах, созвездиях.
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері / Учебно – воспитательные задачи:
Познакомить со звездной картой.
Развивать коммуникативные умения, географическое мышление, умение работать с учебником, выделять главное.
Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия:рисунок учебника, карта звездного неба
Сабақ Түрі / Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Әдіс – тәсілдері / Методы:Беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, лабораторная работа
Сабақ барысы / Ход урока:
,
Организационный момент: вот звонок нам дал сигнал, поработать час настал.
Проверка домашнего задания:
1.Что такое природа.
2. Какой бывает природа?
3. Назовите способы изучения природы.
4.Что может человек наблюдать?
5.Какие опыты можно провести?
6.Какими приборами пользуются при проведении опытов?
3. Новый материал:
Послушайте загадку и отгадайте ее.
Искры небо прожигают, а до нас не долетают. (Звезды)
Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звезды)
Догадались какую тему мы сегодня на уроке будем изучать? ( Звезды на небе)
Звездочки ясные, Звездочки частые
В небе высоком горят
Словно поют они песни прекрасные –
С нами они говорят! Небо огромное,
Небо бездонное Звезд как песчинок не счесть.
Все же, поверьте, Звезда путеводная
В жизни у каждого есть!
В древние времена люди считали, что звезды, это серебряные гвоздики, вбитые в небесный свод.
Когда безоблачная погода, то ночью на небе можно увидеть очень много звезд. Вы смотрели когда ни будь на небо? ( Ответы детей).
Что вы можете о звездах рассказать? Что вы о них знаете? ( рассказ учащихся)
Оказывается, что все звезды разные. Чем же звезды отличаются друг от друга?
Звезды
блеском окраской величиной
Лабораторная работа №1 « Работа со звездной картой. Определение сторон горизонта и звездных созвездий».
Цель работы: научить работать со звездной картой, определять стороны горизонта, звездные созвездия.
Ход выполнения работы:
Внимательно рассмотреть карту звездного неба.
Найти созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица. Сосчитать сколько звезд входит в каждое из них.
Найти полярную звезду. В каком созвездии она находится? Какое направление из сторон горизонта она показывает?
Найти созвездие Кассиопея, Дракон, Гончие Псы. Внимательно рассмотреть расположение звезд, входящих в созвездие. Зарисовать созвездия и подписать их названия.
Найти ковш созвездия Большой Медведицы. Мысленно соединить две крайние звезды, расположенные напротив ручки ковша в созвездии Большой Медведицы и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится в конце ручки ковша созвездия Малой Медведицы. Это Полярная звезда.
Встать к ней лицом. Прямо перед вами север.
На черном поле овцы разбрелись,
И ярким огнем они зажглись.
Чтобы огонь не потух,
Его охраняет рогатый пастух. (Звезды и месяц)
В голубой станице девица круглолица.
Ночью ей не спится – в зеркало глядится. (Луна)
Это что за потолок? То он низок, то высок, -
То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый Кружевной и темно-синий.(Небо)
Из какого ковша Не пьют, не едят, А только на него глядят?
(Большая Медведица)
Постелен ковер, Рассыпан горох. —
Ни ковра не поднять,
Ни горох не собрать.(Небо в звездах)
Шел я мимо, Видел чудо —
Висит в небе Круглое блюдо.(Луна)
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.(Небо)
Когда я круглая и полная,
Я всем свечу, я всех люблю.
А на речке и на море дорожку серебрю.(Луна)
То он блин, то он клин, ночью на небе один.(Месяц)
На небе белеет, светит, а не греет.(Луна)
Украшал ночную синь серебристый апельсин,
А прошла неделя только – от него осталась долька.(Месяц)
Бежать-бежать – не добежать, лететь-лететь – не долететь. (Небо)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня… - (Луной)
За бесчисленной отарой ночью шел пастух усталый.
А когда пропел петух – скрылись овцы и пастух.(Месяц и звезды)
Днем бледнеет, а ночью яснее. (Месяц)
Над головой – бескрайний шар голубой. (Небо)
Синенькая шубенка весь мир покрыла. (Небо)
Голубое поле серебром усыпано. (Небо и звезды)
Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены. (Небо и звезды)
По синему морю золотая лодочка плывет (Месяц на небе)
В синем мешочке белых пуговок полно.(Небо и звезды)
Рассыпался горох по сто дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, не бела рыбица.(Небо и звезды)
Родится с рогами, потом их теряет.(Месяц)
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка,
Собаки лают, достать не могут.(Месяц)
Ночью ходит, а днем спит. (Месяц)
Без рук, без ног по небу идет. (Месяц)
Маленький, горбатенький – всему миру свет. (Месяц)
Когда все деревни и города спят, он один не спит. (Месяц)
Двенадцать раз в году рождается, а днем от людских глаз скрывается. (Месяц)
Солнце горячее, а он холодный. (Месяц)
В небе вы не замечали? Был он буквой «О» вначале.
Превратился а букву «С», А к утру совсем исчез. (Месяц)
Звезды различаются по цвету, яркости, размерам, температуре. И сегодняшняя тема нашего урока «Многообразие звезд». Как мы уже с вами знаем Солнце от Земли находиться на 150 тыс.км (2) расстоянии. А другие звезды находятся от нашей планеты – триллионы километров. Самыми большими звездами являются сверхгиганты. Они в сотни раз больше Солнца. Например, радиус звезды Бетельгейзе, Антарес превышает радиус Солнце почти в 400 раз. Такие звезды имеют красный цвет, их по-другому называют Красными гигантами. Эти звезды образуются из обычных звезд, когда те постепенно остывают. Самая сердцевина звезды, сжимается. А внешний слой звезды, наоборот, растет, расширяется . Звезда становиться не такой горячей, она остывает. Значит, у красных гигантов температура не высокая, около 3тысяч градусов.
Звезды, которые в десятки раз больше Солнца называют гигантами. Они бывают голубым, и температура достигает до 30 тысяч градусов. Это такие звезды как Кригер .
Само Солнце, подобные ему, а также меньше по размерам звезды называются карликами. Карлики бывают желтого и белого цвета. Это такие звезды как. Белые самые горячие звезды. Температура достигает до 11-12тысяч градусов. Выходит чем звезды меньше, тем они горячее. Самая ближайшая к нам звезда, после Солнце, звезда Сириус – это наиболее яркая звезда Северного полушария, где температура около 10тысяч градусов. Встречаются звезды с температурой около 100тысяч.
Итак, по размеру, звезды на какие группы делятся? (сверхгиганты, гиганты, карлики).
Закрепление: вопросы на стр 12.
д/з 5, вопросы в конце параграфа.