8 класс
Тема: «Алгоритмы и исполнители»
Планируемые образовательные результаты:
предметные – понимание смысла понятия «алгоритм»; умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; понимание терминов исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
метапредметные – понимание смысла понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; понимание ограничений, накладываемых средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение первоначальных представлений учащихся о понятиях «алгоритм» и «исполнитель»;
2) рассмотрение свойств алгоритма;
3) рассмотрение возможности автоматизации деятельности человека за счет возможности формального исполнения алгоритма.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
Используемые на уроке средства ИКТ:
Электронные образовательные ресурсы
-
презентация «Алгоритмы и исполнители» из электронного приложения к учебнику;
-
анимации «Работа с алгоритмом», «Наибольший общий делитель», «Наименьшее общее кратное», «Решето Эратосфена» (sc.edu.ru);
-
демонстрации к лекции «Исполнитель алгоритма», «Происхождение и определение понятия алгоритма», «Свойства алгоритма» (sc.edu.ru).
Особенности изложения содержания темы урока
Изложение нового материала ведётся на основании презентации «Алгоритмы и исполнители» с привлечением дополнительных анимаций и демонстраций.
Каждый человек в повседневной жизни, в учебе или на работе решает огромное количество задач самой различной сложности. В большинстве случаев решение каждой задачи можно разбить на простые этапы. Для многих задач разработаны и предлагаются пошаговые инструкции.
Общая схема работы алгоритма
Исполнитель алгоритма
Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.
Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов
Алгоритм - это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, которое обладает свойствами:
-
дискретности
-
понятности
-
определённости
-
результативности
-
массовости
Возможности автоматизации деятельности человека
Решение задачи по готовому алгоритму требует от исполнителя только строгого следования заданным предписаниям.
В ходе урока решаются различные задачи из параграфа.
Домашнее задание. §3.1; вопросы и задания 1–19 к параграфу (задания 15, 17, 18, 19 – письменно в тетради).
Задание 15. Найдите в сети Интернет анимацию шагов алгоритма Эратосфена. С помощью него найдите все простые числа, не превышающие 50.
Задание 17. Запишите алгоритм для исполнителя Вычислитель, содержащий не более 5 команд:
получения из числа 3 числа16
получение из числа 1 числа 25.
Задание 18. Система команд исполнителя Конструктор состоит из двух команд, которым присвоены номера:
1 – приписать 2
2 – разделить на 2
Как будет преобразовано число 8, если исполнитель выполнит алгоритм 22212? Составьте алгоритм в системе команд этого исполнителя, по которому число 1 будет преобразовано в число 16 (не более 5 команд).
Задание 19. В какой клетке должен находиться исполнитель Робот, чтобы после исполнения алгоритма 3241 в нее же и вернулся?