КОНСПЕКТ
урока по информатике
Минченко Наталья Валерьевна
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
4 курс, 41 группа
Консультация методиста: дата ……………..подпись …………………..
Консультация учителя: дата ………………… подпись …………………..
Допуск к уроку
Методист……………………………………………………………………………..
Учитель……………………………………………………………………………..
(подпись методиста)
Фамилия учителя:
Дата проведения урока: 29.04.2022г
Оценка за урок……………………………
Дата: 29.04.2022г
Класс: 3-А
Тема. Понятие информационной модели
Цель:
· образовательная: формирование понятий «модель», «моделирование», «информационная модель», «материальная модель»; учиться различать информационную и материальную модели, а также формы информационной модели, приводить примеры моделей.
· развивающая: развивать умение работать самостоятельно, принимать точку зрения своих одноклассников; развивать коммуникативные компетенции; развивать речь, внимание, мышление, память, обогащать словарный запас.
· воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Оборудование: письмо Пети Морозова, цветные карточки, видео с динамической паузой, презентация.
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
Организация начала урока. (3 мин)
Проверка домашнего здания. Актуализация опорных знаний учеников. (4 мин)
Сообщение темы и целей урока. (3 мин)
Восприятие и осознание учениками нового материала. (10 мин)
Осмысление знаний. (10 мин)
Обобщение и систематизация знаний. (6 мин)
Итоги урока. (3 мин)
Сообщение домашнего задания. (1 мин)
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Организация начала урока
Проверка готовности к уроку
– Здравствуйте, меня зовут Наталья Валерьевна и сегодня урок информатики проведу у вас я. Обратите внимание на порядок на ваших партах, уберите всё лишнее.
Психологический настрой
– Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:
«Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.
Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.
Память моя крепка. Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».
– Откройте глаза. Приступаем к работе.
Повторение правил поведения в компьютерном классе
– Дети, сейчас мы с вами, вспомним правила поведения в компьютерном классе. На каждой парте расположены сигнальный карточки, возьмите их в руки. Если вы согласны с высказыванием – поднимите карточку зеленой стороной, если нет – то красной.
Без учителя в компьютерный класс входить нельзя
Нельзя входить в класс с продуктами питания
Нельзя заходить в класс в верхней одежде и без сменной обуви
Нельзя включать компьютеры без разрешения учителя
В классе нельзя бегать
В класс заходим только с разрешения учителя
Слушаем указания учителя
Как только сказано, сесть за компьютеры, спокойно садимся за рабочее место
Соединительные провода и кабели трогать запрещено
Не пытаться исправить неполадки в оборудовании самостоятельно
В случае возникновения нештатных ситуаций сохранять спокойствие и чётко следовать указаниям учителя.
– Хорошо, мы с вами вспомнили правила поведения в компьютерном классе, которых будем придерживаться, как и каждый урок.
Проверка домашнего здания. Актуализация опорных знаний учеников
Проверка домашнего задания практического характера
Минутка информации
Сегодня минутку информации подготовил Стас. Прошу.
За весомый вклад в развитие информатики можно получить $1 млн.
В области информатики наиболее престижным достижением считается получение Премии Тьюринга. Премия присуждается одному или нескольким специалистам, которые сделали значимый вклад в развитие информатики, призовой фонд с $250 тыс. до $1 млн.
Спасибо, садись за свое место.
Актуализация опорных знаний
Итак, давайте вспомним:
Как образуется сложное высказывание из простых? (Сложное высказывание получается путём объединения нескольких простых с использованием слов «и», «или»)
Как образуется отрицание высказывания? (Отрицание высказывания образуется частицей «не»)
Если сложное высказывание образовано с помощью слова «и», как определить его истинность? (Сложное высказывание со словом «и» истинно только тогда, когда все простые высказывания истинны)
Если сложное высказывание образовано с помощью слова «или», как определить его истинность? (Для того чтобы сложное высказывание со словом «или» было истинным, нужно чтобы хотя бы одно простое высказывание было истинным)
Если высказывание было истинно, то его отрицание? (Ложно и наоборот)
Сообщение темы и целей урока
Ребята, сегодня к нам с вами пришел в гости ученик 3 класса, только из другой школы «№2». Его зовут Петя Морозов. Так вот, пришел он со своим вопросом по информатике, который он оставил в конверте. Сейчас мы его прочитаем:
«Дорогие третьеклассники! Помогите мне найти ответы на такие вопросы: что такое модель в информатике? Какие они бывают? Зачем они нам нужны? Самое главное забыл! Все это надо рассмотреть в рамках таких школьных предметов: математика, окружающий мир, литературное чтение! Помогите пожалуйста решить на этом уроке!»
Вот такое письмо мы с вами получили от Пети, как думаете сможем ему помочь решить такую непростую задачу? (Да)
В письме Петя указал вопросы на какие мы должны ответить, именно они помогут нам узнать тему урока, ребята, какой первый вопрос? (Что такое модель в информатике?)
Верно, тема нашего урока: «Понятие информационной модели».
Какую цель поставим на урок? (Узнать: что такое модель, информационная модель, их виды и значение для человека)
Какие задачи поставим на урок? (Изучить понятие модели, их виды, уметь различать модели, обозначить значение данных моделей, выполнить различные задания для закрепления темы, помочь Пете Морозову)
Вы правы, сегодня мы с вами поможем Пете узнать, что такое модели в информатике, их виды, назначение, выполним различные задания для лучше усвоения темы.
Восприятие и осознание учениками нового материала
Беседа по теме
Модель – это объект, используемый вместо другого объекта. Если модель – это объект, что же такое моделирование? (Ответы детей)
Моделирование – это процесс создания модели.
Итак, модели бывают: материальные модели (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружения и др.). Назовите еще материальные модели.
Информационная модель – способ представления объекта, описание его существенных свойств.
Окружающий мир
Ребята, рассмотрите на стр. 72, какими были жилища наших предков» приводятся рисунки разных жилищ (объектов): землянка, чум, юрта.
Сколько жилищ вы увидели? (3)
Назовите их. (Землянка, чум, юрта)
Какие различия вы заметили между чумом и юртой? (Чум – из палок, покрыт шкурой, а юрта имеет интересную форму и покрыт он войлоком)
Чем юрта от землянки отличается? (Землянка – она из дерева и находиться в земле, т.е. видно только крышу, в основном)
Как вы думаете, почему я вам показываю именно фотографии данных объектов? (Потому, что материальные объекты большие, их невозможно было бы принести в класс)
Если вы посетите выставку, где будут представлены современные деревянные дома и землянки, сможешь ли вы понять, где землянка? (Да)
Какие свойства объекта, отражённые на фотографиях, вам позволяют это сделать? (Землянка – она из дерева и находиться в земле, т.е. видно только крышу, в основном)
Какую информационную модель мы с вами изучили? (Графическую)
Почему вы так решили? (Потому что были представлены фото, которые описывали нам изображенные предметы)
Совершенно верно! А если бы у вас был бы текст о данных жилищах, какая это форма информационной модели? (Словесный)
Правильно, мы с вами рассмотрели информационную модель в предмете – окружающий мир.
Математика
На уроках математики мы часто используем схемы, таблицы, рисунки при решении задач. Например:
Мать старше дочери в 4 раза. Дочь младше матери на 24 года. Сколько лет дочери?
Как мы решим данную задачу? (Устно, письменно)
А для условия задачи используем: схему, таблицу, рисунок? (Схему)
Верно! Маша выйдет изобразит ее.
Какой ответ получим? (Дочери 8 лет)
Правильно! Какая это информационная модель? (Графическая – схема, словесная – текст задачи, математическая – цифры)
Чтобы собрать 27 вкладышей, нужно купить 9 пачек вафель. Сколько пачек вафель купил Вова, если у него 18 вкладышей?
Как мы решим данную задачу? (Устно, письменно)
А для условия задачи используем: схему, таблицу, рисунок? (Таблицу)
Верно! Паша выйдет изобразит ее.
Какой ответ получим? (Вова купил 6 пачек вафель)
Хорошо! Объясните, для чего ко многим задачам по математике приводятся схемы, таблицы, рисунки. Что в них отражено? (Условия, краткие данные задачи для ее решения)
Какая это информационная модель? (Табличная, словесная – текст задачи, математическая – цифры)
Правильно, мы с вами рассмотрели информационную модель в предмете – математика.
Литературное чтение
Есть ли другие люди, которые обладают такими же качествами, как Иван? (Да, наши одноклассники или Петя, например)
Какая это информационная модель? (Словесная – рассказ)
Зачем в книгах используются иллюстрации? (Чтобы лучше воспринять и прочувствовать героя зрительно, запомнить его описание внешности, одежды, например)
Какую информацию об Иване вы смогли бы узнать, если бы в учебнике были рисунки, изображающие героя сказки, как здесь? (Светловолосый, среднего роста и телосложения, одет в красно-синее одеяние, держит лук в руках)
Какая это форма информационной модели? (Графическая – рисунок)
Правильно, мы с вами рассмотрели информационную модель в предмете – литературное чтение.
Существенные свойства
Как вы понимаете, что такое существенные свойства? (Это свойства которые для нас важны и в приоритете)
Давайте разберемся: наш объект – Петя Морозов.
Информационные модели в двух вариантах.
Вариант 1. Если цель – узнать, как выглядит Петя, существенными (важными) оказываются такие свойства объекта, как рост, цвет волос, глаз. В этом случае лучше всего модель объекта представить в графическом виде (фото, нарисованный портрет).
Назовите существенные свойства Пети, когда цель узнать, как он выглядит? (Рост – средний, цвет волос – коричневый, глаза – карие)
Вариант 2. Если цель – понять, какой человек Петя, существенными оказываются такие свойства объекта, как характер, дружелюбие, в этом случае лучше всего рассматривать словесную модель: «Петя – очень старательный, хорошо учится».
Итак, что же такое существенные свойства? (Это свойства которые для нас важны и в приоритете)
От чего зависит их важность? (От цели, что мы хотим узнать)
При выборе или построении модели объекта необходимо понять, с какой целью создаётся модель объекта. В зависимости от цели будут рассматриваться те или иные существенные свойства объекта.
Обратите внимание, что у одного объекта может быть несколько моделей, как мы рассматривали это в предмете математика.
Модели объектов позволяют нам изучить окружающий нас мир – живую и неживую природу.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
– Ребята, встаньте из-за парт для проведения динамической паузы.
– Садитесь!
Осмысление знаний
Выполнение заданий в тетради с печатной основой
Задание №1
– Открываем тетради с печатной основой с темой «Понятие информационной модели».
Первое задание: записываем понятие модели.
– Теперь проверим, правильно ли вы раскрыли понятие модели.
– Кто ответил правильно, поставьте «+» напротив задания.
Задание №2
– Задание под номером два, вам необходимо правильно заполнить схему. Вспоминаем какие модели бывают, какая модель имеет формы.
– Проверим, что у вас получилось. Какие бывают модели? (Материальные, информационные)
– Что добавили в информационные формы? (Математическая и словесная)
– Кто ответил правильно, поставьте «+» напротив задания.
Задание №3
– Задание под номером 3, вам необходимо заполнить таблицу, где по объекту определить модель и его форму. Будьте внимательны, может быть несколько форм.
– Проверим, что у вас вышло.
– Примеры какая модель? (Информационная)
А форму имеет? (Математическая)
Глобус, какая модель? (Материальная)
Формы не имеет, следующий объект портрет автора, кто изображен? (Пушкин А. С.)
Какая модель? (Информационная)
Какая форма информационной модели? (графическая)
Стих-е Пушкина, какая модель? (Информационная)
Какая форма? (Словесная)
Задача в таблице, какая модель? (Информационная)
Какая форма? (Математическая, табличная)
Альпака и лама из различия, какая модель? (Информационная)
Какие формы? (Математическая, словесная, графическая)
– Кто ответил правильно, поставьте 2 «+» напротив задания.
Обобщение и систематизация знаний
Игра «Загадай предмет»
– А сейчас мы вами поиграем в игру «Загадай предмет», я загадываю любой предмет. Описываю его словесно (использую словесную модель). А вы отгадываете, какой предмет я описала.
Яблоко
Ноутбук
Принтер
Стол
Стул и т.д.
– Кто хочет загадать и словесно описать предмет?
– Отлично! Хорошая игра удалась!
Игра «Творец-молодец»
– Мы с вами поиграем в следующую игру «Творец-молодец», я называю объект, а вам необходимо создать графическую модель объекта по описанию.
Ключ
Книга
Диск
Компьютерная мышь и т.д.
Молодцы ребята, вы отлично справились в данной игре.
Итоги урока
Подведем итоги нашего с вами урока. В начале урока к нам обратился третьеклассник Петя с просьбой помочь ему решить вопросы, проверим как у нас получилось ему помочь:
Что такое модель?
Что такое моделирование?
Какие бывают модели?
Что такое информационная модель?
На что подразделяется информационная модель?
При выборе или построении модели объекта необходимо?
Для чего нужны модели в жизни человека и информатики?
Как вы считаете, смогли мы помочь Пете? Почему? (Да, мы разобрали всю информацию по его вопросам)
Отлично!
Оценивание.
Сообщение домашнего задания
Дети, открываем дневники и записываем домашнее задание: № 2, 3 с. 78 (письменно).
В задании 2, отгадываем загадки.
И в 3-м задании, вы рассматриваете, кто изображен в таблице и составляете словесные модели из данных объектов.