СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по информатике "Понятие информационной модели", 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по информатике для 3 класса на тему "Понятие информационной модели", где использована тетрадь с печатной основой собственной разработки. Использован учебник:

Просмотр содержимого документа
«Урок по информатике "Понятие информационной модели", 3 класс»

КОНСПЕКТ

урока по информатике



Минченко Наталья Валерьевна

Специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

4 курс, 41 группа





Консультация методиста: дата ……………..подпись …………………..

Консультация учителя: дата ………………… подпись …………………..



Допуск к уроку

Методист……………………………………………………………………………..

Учитель……………………………………………………………………………..

(подпись методиста)





Фамилия учителя:

Дата проведения урока: 29.04.2022г

Оценка за урок……………………………





Дата: 29.04.2022г

Класс: 3-А

Тема. Понятие информационной модели

Цель:

· образовательная: формирование понятий «модель», «моделирование», «информационная модель», «материальная модель»; учиться различать информационную и материальную модели, а также формы информационной модели, приводить примеры моделей.

· развивающая: развивать умение работать самостоятельно, принимать точку зрения своих одноклассников; развивать коммуникативные компетенции; развивать речь, внимание, мышление, память, обогащать словарный запас.

· воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Оборудование: письмо Пети Морозова, цветные карточки, видео с динамической паузой, презентация.

ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

  1. Организация начала урока. (3 мин)

  2. Проверка домашнего здания. Актуализация опорных знаний учеников. (4 мин)

  3. Сообщение темы и целей урока. (3 мин)

  4. Восприятие и осознание учениками нового материала. (10 мин)

  5. Осмысление знаний. (10 мин)

  6. Обобщение и систематизация знаний. (6 мин)

  7. Итоги урока. (3 мин)

  8. Сообщение домашнего задания. (1 мин)





СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

  1. Организация начала урока

    1. Проверка готовности к уроку

– Здравствуйте, меня зовут Наталья Валерьевна и сегодня урок информатики проведу у вас я. Обратите внимание на порядок на ваших партах, уберите всё лишнее.

    1. Психологический настрой

– Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и слушайте меня и повторяйте за мной:

«Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому.

Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу.

Память моя крепка. Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю».

– Откройте глаза. Приступаем к работе.

    1. Повторение правил поведения в компьютерном классе

– Дети, сейчас мы с вами, вспомним правила поведения в компьютерном классе. На каждой парте расположены сигнальный карточки, возьмите их в руки. Если вы согласны с высказыванием – поднимите карточку зеленой стороной, если нет – то красной.

  • Без учителя в компьютерный класс входить нельзя

  • Нельзя входить в класс с продуктами питания

  • Нельзя заходить в класс в верхней одежде и без сменной обуви

  • Нельзя включать компьютеры без разрешения учителя

  • В классе нельзя бегать

  • В класс заходим только с разрешения учителя

  • Слушаем указания учителя

  • Как только сказано, сесть за компьютеры, спокойно садимся за рабочее место

  • Соединительные провода и кабели трогать запрещено

  • Не пытаться исправить неполадки в оборудовании самостоятельно

  • В случае возникновения нештатных ситуаций сохранять спокойствие и чётко следовать указаниям учителя.

– Хорошо, мы с вами вспомнили правила поведения в компьютерном классе, которых будем придерживаться, как и каждый урок.

  1. Проверка домашнего здания. Актуализация опорных знаний учеников

    1. Проверка домашнего задания практического характера

    2. Минутка информации

  • Сегодня минутку информации подготовил Стас. Прошу.

  • За весомый вклад в развитие информатики можно получить $1 млн.

В области информатики наиболее престижным достижением считается получение Премии Тьюринга. Премия присуждается одному или нескольким специалистам, которые сделали значимый вклад в развитие информатики, призовой фонд с $250 тыс. до $1 млн.

  • Спасибо, садись за свое место.

    1. Актуализация опорных знаний

  • Итак, давайте вспомним:

  • Как образуется сложное высказывание из простых? (Сложное высказывание получается путём объединения нескольких простых с использованием слов «и», «или»)

  • Как образуется отрицание высказывания? (Отрицание высказывания образуется частицей «не»)

  • Если сложное высказывание образовано с помощью слова «и», как определить его истинность? (Сложное высказывание со словом «и» истинно только тогда, когда все простые высказывания истинны)

  • Если сложное высказывание образовано с помощью слова «или», как определить его истинность? (Для того чтобы сложное высказывание со словом «или» было истинным, нужно чтобы хотя бы одно простое высказывание было истинным)

  • Если высказывание было истинно, то его отрицание? (Ложно и наоборот)

  1. Сообщение темы и целей урока

  • Ребята, сегодня к нам с вами пришел в гости ученик 3 класса, только из другой школы «№2». Его зовут Петя Морозов. Так вот, пришел он со своим вопросом по информатике, который он оставил в конверте. Сейчас мы его прочитаем:

«Дорогие третьеклассники! Помогите мне найти ответы на такие вопросы: что такое модель в информатике? Какие они бывают? Зачем они нам нужны? Самое главное забыл! Все это надо рассмотреть в рамках таких школьных предметов: математика, окружающий мир, литературное чтение! Помогите пожалуйста решить на этом уроке!»

  • Вот такое письмо мы с вами получили от Пети, как думаете сможем ему помочь решить такую непростую задачу? (Да)

  • В письме Петя указал вопросы на какие мы должны ответить, именно они помогут нам узнать тему урока, ребята, какой первый вопрос? (Что такое модель в информатике?)

  • Верно, тема нашего урока: «Понятие информационной модели».

  • Какую цель поставим на урок? (Узнать: что такое модель, информационная модель, их виды и значение для человека)

  • Какие задачи поставим на урок? (Изучить понятие модели, их виды, уметь различать модели, обозначить значение данных моделей, выполнить различные задания для закрепления темы, помочь Пете Морозову)

  • Вы правы, сегодня мы с вами поможем Пете узнать, что такое модели в информатике, их виды, назначение, выполним различные задания для лучше усвоения темы.

  1. Восприятие и осознание учениками нового материала

    1. Беседа по теме

  • Модель – это объект, используемый вместо другого объекта. Если модель – это объект, что же такое моделирование? (Ответы детей)

  • Моделирование – это процесс создания модели.

  • Итак, модели бывают: материальные модели (глобус, анатомические муляжи, модели кристаллических решеток, макеты зданий и сооружения и др.). Назовите еще материальные модели.

  • Информационная модель – способ представления объекта, описание его существенных свойств.

  • Теперь рассмотрим это на школьных предметах как просил об этом Петя.

      1. Окружающий мир

  • Ребята, рассмотрите на стр. 72, какими были жилища наших предков» приводятся рисунки разных жилищ (объектов): землянка, чум, юрта.

  • Сколько жилищ вы увидели? (3)

  • Назовите их. (Землянка, чум, юрта)

  • Какие различия вы заметили между чумом и юртой? (Чум – из палок, покрыт шкурой, а юрта имеет интересную форму и покрыт он войлоком)

  • Чем юрта от землянки отличается? (Землянка – она из дерева и находиться в земле, т.е. видно только крышу, в основном)

  • Как вы думаете, почему я вам показываю именно фотографии данных объектов? (Потому, что материальные объекты большие, их невозможно было бы принести в класс)

  • Если вы посетите выставку, где будут представлены современные деревянные дома и землянки, сможешь ли вы понять, где землянка? (Да)

  • Какие свойства объекта, отражённые на фотографиях, вам позволяют это сделать? (Землянка – она из дерева и находиться в земле, т.е. видно только крышу, в основном)

  • Какую информационную модель мы с вами изучили? (Графическую)

  • Почему вы так решили? (Потому что были представлены фото, которые описывали нам изображенные предметы)

  • Совершенно верно! А если бы у вас был бы текст о данных жилищах, какая это форма информационной модели? (Словесный)

  • Правильно, мы с вами рассмотрели информационную модель в предмете – окружающий мир.

      1. Математика

  • На уроках математики мы часто используем схемы, таблицы, рисунки при решении задач. Например:

  1. Мать старше дочери в 4 раза. Дочь младше матери на 24 года. Сколько лет дочери?

  • Как мы решим данную задачу? (Устно, письменно)

  • А для условия задачи используем: схему, таблицу, рисунок? (Схему)

  • Верно! Маша выйдет изобразит ее.

  • Какой ответ получим? (Дочери 8 лет)

  • Правильно! Какая это информационная модель? (Графическая – схема, словесная – текст задачи, математическая – цифры)

  1. Чтобы собрать 27 вкладышей, нужно купить 9 пачек вафель. Сколько пачек вафель купил Вова, если у него 18 вкладышей?

  • Как мы решим данную задачу? (Устно, письменно)

  • А для условия задачи используем: схему, таблицу, рисунок? (Таблицу)

  • Верно! Паша выйдет изобразит ее.

  • Какой ответ получим? (Вова купил 6 пачек вафель)

  • Хорошо! Объясните, для чего ко многим задачам по математике приводятся схемы, таблицы, рисунки. Что в них отражено? (Условия, краткие данные задачи для ее решения)

  • Какая это информационная модель? (Табличная, словесная – текст задачи, математическая – цифры)

  • Правильно, мы с вами рассмотрели информационную модель в предмете – математика.

      1. Литературное чтение

  • Прочитаем текст с названием следующего нашего предмета «Литературное чтение» с. 74.

  • Есть ли другие люди, которые обладают такими же качествами, как Иван? (Да, наши одноклассники или Петя, например)

  • Какая это информационная модель? (Словесная – рассказ)

  • Зачем в книгах используются иллюстрации? (Чтобы лучше воспринять и прочувствовать героя зрительно, запомнить его описание внешности, одежды, например)

  • Какую информацию об Иване вы смогли бы узнать, если бы в учебнике были рисунки, изображающие героя сказки, как здесь? (Светловолосый, среднего роста и телосложения, одет в красно-синее одеяние, держит лук в руках)

  • Какая это форма информационной модели? (Графическая – рисунок)

  • Правильно, мы с вами рассмотрели информационную модель в предмете – литературное чтение.

      1. Существенные свойства

  • Как вы понимаете, что такое существенные свойства? (Это свойства которые для нас важны и в приоритете)

  • Давайте разберемся: наш объект – Петя Морозов.

  • Информационные модели в двух вариантах.

  • Вариант 1. Если цель – узнать, как выглядит Петя, существенными (важными) оказываются такие свойства объекта, как рост, цвет волос, глаз. В этом случае лучше всего модель объекта представить в графическом виде (фото, нарисованный портрет).

  • Назовите существенные свойства Пети, когда цель узнать, как он выглядит? (Рост – средний, цвет волос – коричневый, глаза – карие)

  • Вариант 2. Если цель – понять, какой человек Петя, существенными оказываются такие свойства объекта, как характер, дружелюбие, в этом случае лучше всего рассматривать словесную модель: «Петя – очень старательный, хорошо учится».

  • Итак, что же такое существенные свойства? (Это свойства которые для нас важны и в приоритете)

  • От чего зависит их важность? (От цели, что мы хотим узнать)

  • При выборе или построении модели объекта необходимо понять, с какой целью создаётся модель объекта. В зависимости от цели будут рассматриваться те или иные существенные свойства объекта.

Обратите внимание, что у одного объекта может быть несколько моделей, как мы рассматривали это в предмете математика.

Модели объектов позволяют нам изучить окружающий нас мир – живую и неживую природу.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

– Ребята, встаньте из-за парт для проведения динамической паузы.

– Садитесь!

  1. Осмысление знаний

    1. Выполнение заданий в тетради с печатной основой

      1. Задание №1

– Открываем тетради с печатной основой с темой «Понятие информационной модели».

Первое задание: записываем понятие модели.

– Теперь проверим, правильно ли вы раскрыли понятие модели.

– Кто ответил правильно, поставьте «+» напротив задания.

      1. Задание №2

– Задание под номером два, вам необходимо правильно заполнить схему. Вспоминаем какие модели бывают, какая модель имеет формы.

– Проверим, что у вас получилось. Какие бывают модели? (Материальные, информационные)

– Что добавили в информационные формы? (Математическая и словесная)

– Кто ответил правильно, поставьте «+» напротив задания.

      1. Задание №3

– Задание под номером 3, вам необходимо заполнить таблицу, где по объекту определить модель и его форму. Будьте внимательны, может быть несколько форм.

– Проверим, что у вас вышло.

– Примеры какая модель? (Информационная)

  • А форму имеет? (Математическая)

  • Глобус, какая модель? (Материальная)

  • Формы не имеет, следующий объект портрет автора, кто изображен? (Пушкин А. С.)

  • Какая модель? (Информационная)

  • Какая форма информационной модели? (графическая)

  • Стих-е Пушкина, какая модель? (Информационная)

  • Какая форма? (Словесная)

  • Задача в таблице, какая модель? (Информационная)

  • Какая форма? (Математическая, табличная)

  • Альпака и лама из различия, какая модель? (Информационная)

  • Какие формы? (Математическая, словесная, графическая)

– Кто ответил правильно, поставьте 2 «+» напротив задания.

  1. Обобщение и систематизация знаний

    1. Игра «Загадай предмет»

– А сейчас мы вами поиграем в игру «Загадай предмет», я загадываю любой предмет. Описываю его словесно (использую словесную модель). А вы отгадываете, какой предмет я описала.

  • Яблоко

  • Ноутбук

  • Принтер

  • Стол

  • Стул и т.д.

– Кто хочет загадать и словесно описать предмет?

– Отлично! Хорошая игра удалась!

    1. Игра «Творец-молодец»

– Мы с вами поиграем в следующую игру «Творец-молодец», я называю объект, а вам необходимо создать графическую модель объекта по описанию.

        • Мяч

  • Ключ

  • Книга

  • Диск

  • Компьютерная мышь и т.д.

  • Молодцы ребята, вы отлично справились в данной игре.

  1. Итоги урока

  • Подведем итоги нашего с вами урока. В начале урока к нам обратился третьеклассник Петя с просьбой помочь ему решить вопросы, проверим как у нас получилось ему помочь:

  • Что такое модель?

  • Что такое моделирование?

  • Какие бывают модели?

  • Что такое информационная модель?

  • На что подразделяется информационная модель?

  • При выборе или построении модели объекта необходимо?

  • Для чего нужны модели в жизни человека и информатики?

  • Как вы считаете, смогли мы помочь Пете? Почему? (Да, мы разобрали всю информацию по его вопросам)

  • Отлично!

Оценивание.

  1. Сообщение домашнего задания

  • Дети, открываем дневники и записываем домашнее задание: № 2, 3 с. 78 (письменно).

  • В задании 2, отгадываем загадки.

  • И в 3-м задании, вы рассматриваете, кто изображен в таблице и составляете словесные модели из данных объектов.