СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по истории 5класс "Появление неравенства и знати"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории в 5 классе по теме: "Появление неравенства и знати"

Просмотр содержимого документа
«Появление неравенства и знати 5класс»

Верхне – Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»

Курского района Курской облпасти










«Появление неравенства и знати»

(урок по истории 5 класс)




Провела: Богданова О.С.











2021 год

История – 5 класс Тема: «Появление неравенства и знати»

Цель: создать условия для познавательной активности обучающихся и качественного усвоения знаний по данной теме.

Задачи:

  1. Обучающая:  сформировать у обучающихся представления о появление неравенства и знати, ремесел, плуга.

  2. Развивающая: навыки межличностного общения в процессе групповой работы; критическое мышление; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.

  3. Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету

  4. Здоровьесберегающая: создать условия для снятия физической и умственной усталости детей.

Формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная.

  • Групповая.


Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный.

  • Репродуктивный.

  • Частично-поисковый

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, знать, вождь, раб.

Оборудование: компьютерная презентация, тесты, учебник (А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира 5 кл.», М., Просвещение, 2011),

Ход урока

I.Организационный этап.

II. Проверка знаний и умений

1.Тестирование по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства»

1. Когда на Земле появились первые люди?

а) около 2 млн. лет назад

б) около 10 млн. лет назад

в) около 100 тыс. млн. лет назад

2. Орудие труда, при помощи которого обрабатывали землю…

3. Скотоводство появилось…

4. Земледелие появилось….

5. Кто управлял племенем?

а) цари

б) жрецы

в) совет старейшин

6. Что называется религией?

а) вера человека в сверхъестественные существа

б) наука о сотворении мира

в) наука о появлении человека

7. Самые могущественные духи?

а) жрецы

б) оборотни

в) боги

2.Фронтальный опрос

Давайте вспомним, чем занимались люди, жившие в родовой общине около 10 тысяч лет назад. (Земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, изготовлением глиняной посуды, одежды из ткани).

  1. Из какого занятия возникло земледелие?

  2. Из какого занятия возникло скотоводство?

  3. Назовите три главных орудия труда древнейших земледельцев.

  4. Как появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей?

Покажите молча, жестами:

Как первобытные земледельцы вскапывали землю?
Как убирали урожай?
Как вырубали деревья?

Отвечаем молча, кивком головы, на следующие вопросы:

  1. Первым животным, прирученным человеком, была лошадь.

  2. Первым животным, прирученным человеком, была собака.

  3. Муку получали, растирая зерна на плоских камнях (зернотерках).

  4. Ткачество изобрели мужчины.

Расскажите, как древнейшие земледельцы обрабатывали землю?

(Вырубали деревья каменным топором, выжигали кустарники, выкорчевывали пни, рыхлили землю деревянными мотыгами. Затем бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом.)

Вывод: обработка земли была делом нелегким и требовала усилий всего рода.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

На прошлом уроке мы с вами мысленно перенеслись на десять тысяч лет назад и оказались в поселке первобытных земледельцев и скотоводов. Слайд 1). Как назывался коллектив людей, живущих в этом поселке? (Родовая община). Что называется родовой общиной?

Прошло примерно 3 тысячи лет. Мы вновь оказались в этом поселке. (Слайд 1). Что изменилось? (Появилось несколько домов вместо одного, пашня поделена на участки.)

Как вы думаете, кто живет в домах? (Отдельные семьи). Община теперь состоит из отдельных семей и называется соседской.

Почему пашня поделена на участки неодинаковой величины? (В общине существует неравенство.)

Давайте решим историческую задачу.

«Во время археологических раскопок археологами было найдено два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении – только медный топор.

Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?»

(Вывод: в соседской общине выделилась знать).

Тема сегодняшнего урока: Появление неравенства и знати. (Слайд 2).

А какая цель урока?...

IV.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Возникновение искусства и религиозных верований».

Почему же изменилась жизнь людей, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать? (Слайд 3).

На этот вопрос мы должны найти ответ на сегодняшнем уроке.

V. Первичное усвоение новых знаний.

План

  1. Развитие ремесел.

  2. Изобретение плуга.

  3. Появление соседской общины.

  4. Выделение знати.

Шли столетия, развивались ремесла.

Что такое ремесло? (Ремесло – это изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.) (Слайд 5).

Работа с учебником о развитии ремесел и появлении обработки металлов. (Слайды 6, 7).

Сравните два топора. (Слайд 8).

В чем преимущество металлических орудий труда перед каменными? (Лезвие медного топора острее каменного, им срубали дерево в три раза быстрее. Кроме того, медный топор тяжелее каменного, поэтому глубже проникает в древесину. Медное лезвие, если оно затупилось или испортилось, можно пустить в переплавку, каменный наконечник топора, если он был поврежден, выбрасывается. Однако медь не вытеснила полностью каменные орудия труда, так как медь мягкий металл и редко встречается в природе).

Далее рассказ учителя об изобретении плуга. (Слайд 9).

Задание: сравните мотыгу и плуг. Каким орудием труда легче было обрабатывать землю? Ученые провели опыт и установили, что с помощью плуга и лошади можно было разрыхлить участок земли в 50 раз быстрее.

Сделайте вывод: что дало человеку изобретение плуга и появление медных орудий труда?

Ученики высказывают свое мнение, затем вывод зачитывается по учебнику. (Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли, появлению медных орудий отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях).

Работа с учебником. Читаем п.3 параграфа 5.

Задание: сравните родовую и соседскую общину.

Что значит сравнить? Это значит найти общие черты и различия. Вначале найдем различия. (Слайд 10).

Родовая община

Соседская община

Родичи
Сообща жили
Сообща трудились
Общее имущество (орудия труда, скот, урожай).
Земля в общей собственности.
Равенство.

Соседи
Жили семьями
Трудились семьями
Имущество принадлежало отдельной семье (орудия труда, скот, урожай).
Семья владеет своим наделом земли.
Неравенство.

Почему же соседи продолжали жить общинами? Что было общим?

Совместные работы (например, выкопать пруд), защита от врагов, в общей собственности лес, пастбище, река. (Слайд 11).

Мы уже выяснили, что в соседской общине появилось неравенство. Что такое неравенство? Неравенство – это появление богатых и бедных людей.

Могло ли неравенство появиться в родовой общине?

Рассказ учителя о появлении неравенства и знати. (Слайды 12, 13, 14).

VI. Первичная проверка знаний.

Фронтальная работа

1. Первый металл, который освоил человек (медь).

2. Орудие труда земледельца 5 – 6 тыс. лет тому назад (плуг)

3. Материал для изготовления посуды на гончарном круге (глина)

4. Род занятия человека (ремесло).

5. Богатые, влиятельные люди (знать).

Ребята, а сейчас закройте глазки посмотрите внутрь себя. Какие вы умные, какие вы хорошие. Вы молодцы. Откройте, закройте глазки, поморгайте.

VII. Первичное закрепление.

Теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Почему же изменилась жизнь людей, почему на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство и выделилась знать?

Логическая цепочка:

улучшились орудия труда стало легче обрабатывать землю обильнее стали урожаи появились излишки на смену родовой общине пришла соседская, появилось неравенство, выделилась знать. (Слайд 15).


VIII. Первичное закрепление.

IX ..Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

П. 5, повторить п.п.1-4 с Параграф 5, пересказать, ответить на вопросы, повторить раздел «Жизнь первобытных людей» по вопросам на стр. 29

X .Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ребята, вспомните все, о чем мы с вами говорили. Перед вами лежат, рефлексивные карты попытайтесь, выбрать любой вопрос и ответить.

Своей работой я:
доволен…
не совсем доволен…
я недоволен, потому что…

Сегодня на уроке я…
научился...
было интересно…
было трудно…
мои ощущения…
этот урок дал мне для жизни…












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!