5
Урок по истории Древнего мира
в 5 классе по теме: « Первые христиане и их учение»
Цели: - познакомить учащихся с первыми христианами,
- выяснить, что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса;
- выяснить чему учил Иисус Христос людей;
Оборудование: презентация, компьютер
Ход урока.
1. Организационное начало урока.
2. Проверка домашнего задания:
Подготовка устного ответа по карточкам:
А) Чем любил заниматься Нерон в первые годы своего правления?
Б) О чем свидетельствует факт: во времена императора Нерона рабы убили его приближенного –Педия, по этому случаю были казнены все рабы Педия- 400 человек?
В) Кого обвинил Нерон в поджоге Рима в 64 г. н.э.?
Г) Как ты думаешь, почему Нерон так вел себя?
2.Работа с классом.
Сравните личности Нерона и Траяна
III.Переход к изучению новой темы.
Изучая историю разных стран, мы знакомились и с религиозными верованиями народов, живущих в них. Назовите богов, в которых верили древние греки и римляне. Назовите богов, в которых верили древние греки и римляне.
Греки Римляне
Зевс Юпитер царь богов, бог грома
Гера Юнона покровительница женщин, материнства
Гестия Веста покровительница домашнего очага
Посейдон Нептун бог морей
Арес Марс бог войны
-Что общего между греческой и римской верой в богов?
-Что такое язычество?
-Какой народ первый пришел к единобожию, к вере в одного бога?
-Какого бога они стали почитать?
-Как называется книга, в которую вошли заповеди?
Языческая религия на давала человеку утешения в жизни, ничего не обещала после смерти. Особенно разочарованно относились к языческим богам нищие, рабы, Язычество на давало ясного ответа на вопросы: как следует жить человеку, как относиться к другим людям, для чего вообще дана человеку жизнь? Нужна была новая вера, и она возникла. Это христианство.
3. Сообщение темы и целей урока.
-( слайд. 2) План урока:
1. Что рассказывали первые Христиане о жизни Иисуса.
2. Кем были первые христиане.
3. Вера в различные судьбы людей после смерти.
-( слайд. 3) Задание на урок:
Предположите, что могло привлечь людей в этой религии?
4. Изучение нового материала.
1) рассказ учителя:-
-( слайд. 4) Основателем новой религии был странствующий проповедник по имени Иисус родом из Палестины. О нем сохранились рассказы его учеников, в которых переплелись правда и вымысел.
-( слайд. 5) Что рассказывали первые христиане о жизни Иисуса.
Почти две тысячи лет назад в городах и селениях Палестины, Сирии и Малой Азии, находившихся под властью Рима, появились люди, которые называли себя учениками Сына Божия — Иисуса.
-( слайд. 6) Они утверждали, что матерью Иисуса была Мария — бедная жительница палестинского городка Назарета. Отцом же его был еврейский Бог Яхве.
-( слайд. 7 – 8 ) В момент рождения Иисуса на небе зажглась звезда. По этой звезде простые пастухи и мудрецы из далеких восточных стран пришли поклониться божественному младенцу. Когда Иисус вырос, он овладел ремеслом плотника, но не приобрел никакого имущества.
-( слайд. 9) Он собрал вокруг себя учеников и ходил с ними по Палестине, творя чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых. Иисус говорил: близится конец мира, погрязшего во зле и несправедливости. Вскоре наступит день Божьего суда над всеми людьми. Это будет Страшный суд: солнце померкнет, луна не даст света, и звезды упадут с неба. Люди будут пребывать в страхе и ожидании бедствий. Все, кто не раскаялся в своих дурных поступках, все поклоняющиеся ложным богам, все злодеи и убийцы будут наказаны. Но для тех, кто уверовал в Иисуса, кто страдал и был унижен, наступит Царство Божие на земле — царство добра и справедливости.
-( слайд. 10) У Иисуса было двенадцать ближайших учеников. Были у него и враги. Жрецы храма Яхве в Иерусалиме возмущались тем, что какой-то нищий плотник объявил себя Сыном Божиим. А для римлян Иисус был просто смутьяном, в чьих речах они видели подрыв власти императора в Палестине.
- ( слайд. 11) Один из двенадцати учеников по имени Иуда согласился предать Иисуса за тридцать серебряных монет. Ночью Иуда привел стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками.
- ( слайд. 12) Иуда подошел к Иисусу и будто из любви поцеловал его. По этому условному знаку стража опознала в ночной темноте Иисуса. Его схватили, подвергли истязаниям и всячески глумились над ним.
- ( слайд. 13 – 14 ) Римские власти осудили Иисуса на позорную казнь — распятие на кресте. Друзья Иисуса сняли мертвое тело с креста и похоронили его. Но на третий день гробница оказалась пуста. Иисус воскрес.
- ( слайд. 15) Спустя немного времени воскресший Иисус явился ученикам, обещая им вернуться снова для свершения Поучения Иисуса в Нагорной проповеди Божьего суда. Он послал своих учеников разнести его учение по разным странам и народам.
-( слайд. 16) Поэтому учеников Иисуса называют апостолами (в переводе с греческого—«посланцами»).
Кем были первые христиане. Почитатели Иисуса называли его Христос (что можно перевести с греческого как «избранный Богом»), а себя христианами. Становились христианами бедняки и рабы, вдовы, сироты, калеки — все те, которым жилось особенно трудно, кто был беззащитен перед жестокостью и произволом римских властей. Иисус и его ученики были евреями, но постепенно среди христиан появлялось все больше и больше людей других национальностей: греков, сирийцев, египтян, римлян, галлов. Христиане провозгласили, что перед Богом все равны: эллины и евреи, рабы и свободные, мужчины и женщины. Каждый верующий может войти в Царство Божие, если он милосерден и творит добрые дела.
-( слайд. 17) Римские власти враждебно относились к христианам, не желавшим поклоняться статуям императоров. Христиан изгоняли из городов, били палками, бросали в темницы, приговаривали к смертной казни.
- ( слайд. 18) Они вынуждены были тайно собираться в заброшенных каменоломнях, на кладбищах и в других укромных местах. Друг другу христиане оказывали помощь, ухаживали за больными и стариками, приносили пищу заточенным в тюрьмы, прятали тех, кого преследовали римляне. Христиане выбирали священников, которые руководили их молитвами. Читали вслух евангелия. Так называют записи рассказов о жизни и учении Иисуса Христа.
-( слайд. 19) Слово «евангелие» по-гречески означает «благая весть».
3. Христианство о различии в судьбе богача и нищего после смерти. Христиане ждали второго пришествия Иисуса, но шли годы, а он не являлся и Царство Божие на земле не наступало. Тогда они прониклись верой в то, что будут вознаграждены за все страдания после смерти. Верующие вспоминали назидательную историю о Лазаре и богаче, некогда рассказанную Иисусом.
Жил богач. Одевался он в пурпурные одежды и проводил каждый день в пирах и веселье. Жил также нищий именем Лазарь, весь в лохмотьях, покрытый язвами. Лежал он у ворот дома богача, подбирая куски, брошенные ему с пиршественного стола. И бездомные собаки лизали язвы его. Умер нищий и попал на небо. Умер и богач. В загробной жизни подвергся он мучениям. А Лазарь был избавлен от них! Поднял богач глаза и увидел вдали Лазаря. Взмолился богач, стал просить, чтобы Лазарь омочил конец пальца своего в воде: «Да прохладит он язык мой, ибо я мучаюсь в огне!» Но ответ богачу был такой:
«Нет! Вспомни, что ты уже получил доброе в жизни, а Лазарь злое. Ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь». Христиане верили, что души людей, страдавших при жизни, попадут после смерти на небо, где будут блаженствовать.
Дополнительный материал:
Из письма управляющего провинцией Плиния Младшего императору Траяну:
Тех христиан, владыка, кто не желал отречься от Христа, я отправлял на казнь. Тех, кто отрицал, что они христиане, я отпустил, когда они совершили перед твоим изображением жертву и похулили Христа. Настоящих христиан, говорят, нельзя принудить к таким поступкам. Я прошу твоего совета. Дело о христианах, по-моему, заслуживает обсуждения. Зараза этого суеверия прошла не только по городам, но и по деревням и поместьям.
Из ответного письма Траяна Плинию:
Ты поступил вполне правильно, произведя следствие о тех, на кого тебе донесли как на христиан. Выискивать их незачем: если на них поступит донос и они будут изобличены, их следует наказать. Но тех, кто отречется, что они христиане, и помолится нашим богам, следует помиловать. Безымянный донос о любом преступлении не должно принимать во внимание. Это было бы дурным примером и не соответствует духу нашего времени.
Стр. 258, 260 – в синей рамке
5. Подведение итога урока:
Вопросы на стр. 261
6. Домашнее задание:
Параграф 56, вопросы, термины.